В последнее время в зарубежных средствах массовой информации, в частности, печатных и электронных изданиях Польши, Литвы и Германии стали обсуждаться вопросы "европейской интеграции" Калининградской области России. На Западе постоянно ведется мониторинг социально-политической ситуации в регионе. После вступления Польши и Литвы в состав НАТО и Евросоюза эти государства резко ужесточили правила транспортного транзита для населения и грузов, следующих в Россию. В настоящее время область превратилась, по сути, в российский эксклав, окруженный территорией стран Евросоюза. В Германии, Польше и Литве не стихают рассуждения об отторжении от России этого региона. В СМИ идет неформальное обсуждение передачи территории Евросоюзу и даже выплаты компенсаций Германии "за последствия советско-российской оккупации". Обосновывается мысль о том, что для Литвы выгодно утверждение идеи о создании четвертого независимого государства Балтии на территории Калининградской области. Соответственно, определенные организации намерены поддерживать те силы в Калининграде, которые хотят добиться от Москвы большей автономии. При этом возможны сценарии широкого использования "оранжевых" технологий и неправительственных организаций. Исследования показывают, что в общественном сознании калининградцев отражаются негативное состояние и противоречивые тенденции развития социально-политической и экономической ситуации в области. Как отмечается зарубежными аналитиками, этому способствуют относительно низкая мобильность граждан между областью и остальной Россией на фоне нарастающей плотности контактов с сопредельными странами и ЕС в целом, увеличивающиеся различия в социально-экономическом развитии, разорванность единого экономического, информационного, культурного пространств, высокая криминализация населения, коррупция и раздробленность региональной политической и экономической элит. Все это стимулирует проявление "калининградского сепаратизма", который представляет собой пример сепаратизма, подпитываемого "извне". Так, в вопросах взаимодействия в Балтийском регионе Россия постоянно сталкивается с давлением стран Евросоюза, с искусственным созданием очагов напряженности. Кроме того, постоянно инициируются и делаются предметом широкого обсуждения многочисленные проекты (экономические, юридические, культурные) по "вхождению" Калининграда в Европу. С учетом расширения блока НАТО за счет стран Балтии можно говорить и о военно-политическом давлении "извне". Также нельзя исключать и прямые военные угрозы со стороны США И НАТО. В исследовании "Обеспечение доступа вооруженных сил США в стратегические регионы мира", заказчиком которого выступил объединенный комитет начальников штабов ВС США, описываются военные операции по овладению важными стратегическими районами мира, в том числе и Калининградской областью. Авторы предлагают заблаговременно сосредоточить на будущем театре военных действий необходимые запасы вооружений и военной техники. Согласно документу, для захвата Калининградской области необходимо выделить четыре сухопутные дивизии: две от США и по одной от Великобритании и Германии. Помощь им будут оказывать бригады от других членов НАТО, в том числе Польши, Дании, Литвы, Латвии и Эстонии, а также корабли и авиация НАТО. Кроме того, достаточно болезненным вопросом для России являются муссирующиеся в западных СМИ планы США по размещению в Польше и прибалтийских республиках своих военных баз, а также элементов ПРО. В условиях продолжающегося нахождения Латвии, Литвы и Эстонии вне рамочных ограничений ДОВСЕ это обстоятельство уже заставляет Россию прорабатывать адекватный ответ. Таким образом, сохранение области в составе Российской Федерации, и, в том числе, в общероссийском экономическом пространстве, выступает в качестве одной из важнейших проблем, имеющих геополитическое значение и оказывающих определяющее воздействие на процессы вхождения региона в систему отношений в рамках ЕС. Чтобы не потерять Калининград, России необходимо коренным образом изменить политику по отношению к населению области и обеспечить полноценное функционирование морского, воздушного и сухопутного коридоров. |