За последнее время сайтом WikiLeaks было опубликовано более 900 из 250 000 материалов, имеющих отношение к дипломатической корреспонденции США. Основатель портала WikiLeaks в декабре прошлого года в интервью "Российскому Репортеру" заявил, что на примере небольших стран очень хорошо видно, насколько агрессивно используются специфические инструменты американской дипломатии. По мнению Джулиана Ассанджа, дипломатические депеши описывают все прямо, без обиняков. Подтверждением слов Ассанджа служит так называемое "киргизское досье", свидетельствующие о серьезных просчетах американской дипломатии в отношении нового правительства Киргизии во главе с Розой Отунбаевой, пришедшего к власти в результате революции в апреле 2010 г. В документах дипломатической переписки прямо говорится о том, что в ходе разразившегося в Киргизии политического кризиса и до него Вашингтон делал ставку на экс-президента республики Курманбека Бакиева и его сына. В ноябре 2009 года посольство США в Киргизии в своей депеше сообщает о необходимости поддерживать отношения с Максимом Бакиевым: "Ясно, что Максим Бакиев имеет влияние и доступ ко многим в правительстве. Пока мы будем культивировать отношения с ним аккуратно, эти отношения, скорее всего, принесут существенные дивиденды американскому правительству". Насколько близким было сотрудничество США с Максимом Бакиевым хорошо видно на примере американской базы "Манас" и шпионского скандала в декабре 2009 года. Американцев беспокоил потенциальный скандал и судьба двух киргизских работников посольства США в Бишкеке, которые были задержаны с поличным при передаче киргизских секретов сотруднику посольства США. После беседы с Максимом Бакиевым посол США Татьяна Гфеллер в своих отчетах так описала этот разговор: "Мы сказали, что дело еще не полностью разрешено, что нам нужен документ от правительства… формально утверждающий, что уголовное дело против наших сотрудников навсегда прекращено. Максим Бакиев ясно понял наши пожелания и пообещал, что он "поработает с министром иностранных дел, чтобы помочь ему подготовить соответствующий документ". В начале 2010 года посольство США уже отсчитывается об определенных успехах в этом направлении, достигнутых благодаря ставке на клан Бакиева: "Наши многочисленные встречи с министром иностранных дел Кадырбеком Сарбаевым, директором Центрального агентства развития Максимом Бакиевым и другими официальными лицами Киргизской Республики в последние недели оставили нас со стойким ощущением, что мы проходим "испытательный период" в Киргизии. Киргизы сделали важный шаг от своего ближайшего международного партнера, России, и шаг в нашу сторону, согласившись на Транзитный Центр в прошлом году. Прямо сейчас они создают баланс, включающий это решение. Мы сейчас уверены, что этот баланс – позитивен". На особую роль Максима Бакиева в сохранении на территории республики американской военной базы указывают десятки депеш, отправленных посольством США в Бишкеке в Вашингтон. В документах, в частности, несмотря на сомнительную репутацию Максима Бакиева и его участие в преступном захвате иностранных капиталов, дипломаты настоятельно рекомендуют Вашингтону сотрудничать с ним: "В последнее время у посольства не было контактов с Максимом в связи с его неофициальным статусом и широко распространёнными слухами о его сомнительных попытках получить финансовый контроль над многими секторами бизнеса. Как бы то ни было, после соглашения по новому Центру транзитных перевозок благосклонная позиция Максима относительно США может принести пользу нашим интересам". Во время переговоров с послом США Татьяной Гфеллер М.Бакиев даже предложил американцам создать вторую военную базу на территории Киргизии, открыв тренировочный центр в Баткене. На резонный вопрос о том, понимает ли Максим, что "дергает российского тигра за хвост", выступая с такой инициативой, он рассмеялся и ответил: "Может быть, этот тигр окажется бумажным в конце концов". Американская дипломатия не оставила без внимания и киргизскую оппозицию, так охарактеризовав ее лидера и сведя на нет попытки оппозиции оспорить президентские выборы в Киргизии: "Мы продолжим обсуждать обращение с оппозицией на непубличных встречах с правительством, но маловероятно, что наши усилия будут иметь значительный эффект в среднесрочной перспективе". "Отунбаева чрезвычайно подавлена, на происходящее смотрит во многом со стороны. Мы очень мало доверяем ее информации и еще меньше — ее анализу", - говорится в отчетах госпожи Гфеллер. После событий 2010 года, когда Бакиев сложил полномочия и сбежал со всем своим семейством, просчет американской дипломатии на этом направлении стал очевиден. В этом свете становятся понятны цели "центральноазиатского турне" главы Госдепартамента США Хиллари Клинтон, которая попыталась упредить возможный стратегический ущерб штатов на важном направлении. В ходе визита в Киргизию в декабре 2010 г. Клинтон выразила удовольствие "развитием демократии в республике", только что пережившей революцию, и упрекнула российского президента, не согласившись с его заявлением о том, что парламентская демократия — слишком рискованная форма правления для стран Центральной Азии. В ответ президент Киргизии Роза Отунбаева дипломатично заявила, что "та демократия, которой сейчас славится Киргизия, говорит об определенной заслуге США". В опубликованной дипломатической переписке довольно ясно раскрываются "заслуги США" перед Киргизской демократией. К моменту визита Х.Клинтон в Киргизию, так называемое "киргизское досье" WikiLeaks еще не появилось в российской прессе. Но лесть и двуличие американской дипломатии вряд ли остались незамеченными нынешним лидером Киргизии Розой Отунбаевой. У нее перед глазами есть наглядный пример, чего стоит заокеанский "друг", его обещания и рекомендации, к которым, судя по всему, следует относиться по принципу "послушай США и сделай наоборот". В "киргизском досье" WikiLeaks отсутствуют документы с грифом "совершенно секретно", то есть сведения о специальных операциях и действиях разведки, а также дипломатическая переписка, о которой должны знать лишь немногие лица, принимающие решения. И тем не менее степень прямого и почти откровенного влияния США в мире поражает воображение. Госдепартамент даже с европейскими союзниками общается в форме прямых директив. Дипломатическая переписка не предназначена для третьих лиц и поэтому она основана на точных однозначных формулировках, отражающих реальную политическую картину. Так, в депеше, отправленной в европейские посольства, представителям ЕС подробно, как школьникам, растолковывалось, в каком именно месте выступления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада на 65-й Генеральной ассамблее ООН европейцы должны покинуть зал. Впрочем, такой бюрократизм в управлении союзниками имеет свои минусы: шведский делегат должен был по инструкции выйти из зала, когда Ахмадинежад упомянет холокост. Но Ахмадинежад об этом так ничего и не сказал. В результате представители других европейских стран вышли по своим сигналам, а швед так и остался в зале в недоумении. События в Киргизии и факты, опубликованные "WikiLeaks", наглядно показали принципы внешней политики США, основанные на холодном расчете, безразличии к людям, использовании таких понятий, как "демократия" и "гражданские права" исключительно в свете своих политических интересов. Подобные принципы ведения дел могут быть успешны только на первом этапе, до тех пор пока удается скрываться за маской "взаимовыгодного сотрудничества" и "добрых намерений". Когда же карты открываются, то подобная политика вызывает недоверие и отторжение в любом своем проявлении и неизбежно приводит к ухудшению отношений со всеми другими странами. |