СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
В РФ создали терагерцовый "лазер", разрушающий металл
28.03.18 12:28 Наука, техника, образование
Физики из Российской академии наук создали генератор Т-лучей, способных разрушать металлические конструкции пока неизвестным науке способом, и проверили его в деле, говорится в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

Терагерцовое излучение относится к числу самых перспективных направлений исследований в области оптики, микроэлектроники и в других высокотехнологичных сферах. В перспективе, волны такого типа можно приспособить для сверхскоростной передачи информации, наблюдения за работой живых клеток в режиме реального времени и множества других целей.

Михаил Агранат из Объединенного института высоких температур РАН в Москве и его коллеги выяснили, что излучатели терагерцового излучения можно применять и для других целей, создав установку, способную вырабатывать Т-лучи очень высокой интенсивности.

Когда такие лучи сталкиваются с "непрозрачной" для них материей, такой как металл или вода, они поглощаются ей и вырабатывают электрические поля, мощность которых может сильно варьироваться. В прошлом, как отмечают российские исследователи, сила этих полей была низкой, и их заинтересовало то, как поменяется поведение "просвечиваемой" материи при повышении интенсивности этих полей.

Для этого российские физики собрали и протестировали уникальный терагерцовый "лазер", позволяющий создать электромагнитное поле с напряженностью до 100 миллионов вольт на сантиметр длины, что примерно эквивалентно тому, какие поля возникают при ударах молний. По словам ученых, ни одна установка в мире не может достичь подобных показателей.

Экспериментируя с этим излучателем, ученые обстреливали при его помощи пластинки и пленки из алюминия, меняя мощность лучей и другие их свойства. В определенный момент времени импульс Т-лучей пробил дырку в фольге, что крайне удивило Аграната и его коллег – как раньше считали ученые, терагерцовое излучение должно быстро затухать при движении через металл и не причинять ему никакого вреда.

Открыв этот необычный феномен, физики попытались повторить его и нащупать ту границу, где терагерцовое излучение начинает разрушать  металл. Как показали эти наблюдения, для прожигания дырки необходим достаточно сильный импульс, имеющий энергетическую плотность примерно в 150 милливатт на квадратный сантиметр.

Если мощность излучателя снизится даже на самое небольшое значение, то дырка в металлической пластине не появится, однако на ее поверхности, как показали дальнейшие наблюдения Аграната и его коллег, начнут появляться необычные "шрамы".

"Мы обнаружили очень удивительный эффект. При большом количестве импульсов с мощностью ниже пороговой появляется разрушение странного, необычного типа. Объяснить его пока не удается, но, по крайней мере, механизм инициирования его мы предположили. Как мы считаем, это происходит из-за электрострикции, увеличения объема материала под действием электрического поля", — отмечает физик.

В ближайшее время Агранат и его коллеги планируют продолжить эксперименты, в ходе которых они надеются понять, почему Т-лучи начинают "выжигать" дырки в металле только при достижении определенной энергетической плотности, и почему менее мощные импульсы терагерцовых волн оставляют "царапины" на поверхности металла. Сами же излучатели такого рода, как заключают физики, можно использовать для тонкой обработки металлов и целого ряда других целей.

kragl28.03.18 12:50
Кажется началось. Нашли диапазон частот, разрушающих внутреннюю молекулярную структуру материала. Ох и начнется сейчас кипеж.
SergeiS28.03.18 12:59
> kragl
Нашли диапазон частот, разрушающих внутреннюю молекулярную структуру материала.
молекулярную структуру металла???? Продолжайте...

А находка действительно очень интересна!!
ti-robot28.03.18 13:09
"Мы обнаружили очень удивительный эффект. При большом количестве импульсов с мощностью ниже пороговой появляется разрушение странного, необычного типа. Объяснить его пока не удается, но, по крайней мере, механизм инициирования его мы предположили. Как мы считаем, это происходит из-за электрострикции, увеличения объема материала под действием электрического поля", — отмечает физик.
Я понимаю, что это пересекается с явлением резонансной ионизации металлов в луче УФ-лазера, где требуются плотности энергии порядка 100 Вт/см2, читать, например, тут: ссылка
Осторожно много греческих букв и закорючек.
Амиго28.03.18 13:22
Для связи интересно попробовать, дальней космической, в частности. Широкий канал получится на таких частотах.
Mofack28.03.18 13:36
выглядит как взаимодействие твёрдых тел. сконденсированный свет прям какой-то.
user221428.03.18 13:53

Засуньте в СВЧ печь стакан воды и сверху накройте фольгой. Включите секунд на 20. Результаты будут предсказуемо "поразительные". (все действия на свой страх и риск).

Или просто зайдите на ютуб как там эффектно и на видео жарят в СВЧ печках различные материалы.

turbolet28.03.18 14:23
Физики из Российской академии наук создали генератор Т-лучей, способных разрушать металлические конструкции пока неизвестным науке способом.
Оччень интересно. Выглядит, как очередная попытка заманить пиндосов в шаманские алхимические дебри, чтобы они свернули в непролазное болото шарлатанства со столбовой дороги науки и прогресса, и в этом болоте плотно и основательно увязли .:-)
Старик Хоттабыч28.03.18 14:36
> turbolet

А почему вы уверены, что это сообщение носит признаки шаманских и алхимических дебрей? Это как про то же, что крылатой ракеты неограниченной дальности полета с ядерным движком НЕ может быть. А ОНА ЕСТЬ! И летает. Так что не надо ля-ля про шаманство. Тем более, что уж на Риуне-то вобще скоро не останется ни науки, ни промышленности, ни производств высоких технологий.
Мелкотравчатый28.03.18 14:52
Для этого российские физики собрали и протестировали уникальный терагерцовый "лазер", позволяющий создать электромагнитное поле с напряженностью до 100 миллионов вольт на сантиметр длины, что примерно эквивалентно тому, какие поля возникают при ударах молний.
-------------------------------------------

Зачем прожигать дырку, если удара могнии хватит для обекта...
Ale300028.03.18 15:58
Пробивное напряжение воздуха 30кВ/см
Почему тогда 100МВ/см не пробивается?
Клаузевиц28.03.18 16:05
Может там какой-нить резонанс в металле начинается?
Аббе28.03.18 16:09
Тут ещё одно. Терагерцы малой мощности прекрасно гасятся водой в воздухе. То есть - в море, где влажность изрядная - можно держать вообще нешифрованную связь между кораблями. Направил антену на корабль, отдал информацию. А дальше 5-10 километров излучение вовсе не уйдёт. Погаснет. Малый интернет который не получится даже и увидеть, не то, что распознать тексты, передаваемые в сети. Как минимум - небезинтересная штука.
GAF28.03.18 16:28
Терагерцовый (оптический) диапазон - спокойно режут металлы и пр. материалы - само по себе не новость. Может быть сварганили источник излучения в дальнем ультрафиолете. Напряженность электрического поля Е пропорциональна квадрату частоты излучения. (В видимом диапазоне спектра Е= в районе 6 млн. В/см). Энергия излучения пропорциональна квадрату Е. При увеличении частоты в 2 раза плотность потока излучения возрастает в 16 раз. Вот и ловят мух больших и малых. Математическая модель процессов генерации излучения и его взаимодействия со средой - системы многих нелинейных "жестких" дифуравнений, которые в принципе не имеют аналитического решения. Значит - многочисленные численные расчеты на ЭВМ с разными начальными условиями для переменных и сопоставление с результатами экспрериментов. Может что-нибудь полезное и выплывет.
Если судить по статье - для прожигания дырки необходим достаточно сильный импульс, имеющий энергетическую плотность примерно в 150 милливатт на квадратный сантиметр??, то гораздо больше можно получить на кв. см. от стеариновой свечи, фокусируя её пламя или поднести поближе палец сантиметров на десять, чтобы исключить влияние потока уходящего вверх нагретого водуха. Может быть есть интерес для изучения "деликатных" явлений, но никак в качестве оружия разрушения чего-то в бою. Для этого есть более эффективные СВЧ.
Вообще-то лазерщики добрались уже до фемто длительностей излучения. То ли ещё будет.....
laa28.03.18 17:31
GAF, RU28.03.18 16:28"...создали генератор Т-лучей, способных разрушать металлические конструкции пока неизвестным науке способом, и проверили его в деле",
Терагерцы (10^12) сильно не дотягивают до оптического диапазона (10^15). Тем более до "дальнего ультрафиолета".
Пауль28.03.18 19:18
Вызов Маску, но пока слабый. Подумаешь, дырка в сантиметр. Давеча Маск пробил дырку в атмосфере в тыщу километров, вот это дырка! Думаю, провоцируют Маска. Если он и этим займется, то "неизвестным науке способом" начнет пробивать дырки в чем попало... Он же ж такой азартный.
GAF28.03.18 19:30
> laa
Вполне себе дотягивает. 400-800 ТГц - видимый спектр ЭМ волн. Автору статьи понравилась такая единица. Дальний ультрафиолет уйдет за тысячу терагерц. Вы переборщили на порядок с частотой.
ti-robot29.03.18 08:18
Что то все отвлекаются.
Почему "неизвестным науке способом"?
Потому что расчеты и эксперименты показывали, что требуется мощности порядка 100 Вт/см2 с длительной экспозицией (секунды, а то подумают про часы).
Авторы обнаружили, что многоимпульсное облучение с мощностью порядка 0,15 Вт/см2 приводит к сильной ионизации и поверхностному разрушению материала.
Теперь придется строить более точные квантовые модели процесса для учета динамических процессов.
Когда получится модель, совпадающая с экспериментом - получится "известный науке способ".
Собственно, для подобного и нужны разные коллайдеры и токамаки - находить такие результаты экспериментов, которые не соответствуют модели с последующим перепиливанием и уточнением модели.
sanches8029.03.18 10:23
> laa

Терагерц это обычное инфракрасное излучение (дальнее инфракрасное). Чего же нового создали ученые? Похоже наши ученые стали копировать стиль британских ученых. Берем ИК лазер, обзываем ИК излучение Т-лучами. Пробиваем дырку в фольге. Подаем заявку на гранты.

как раньше считали ученые, терагерцовое излучение должно быстро затухать при движении через металл и не причинять ему никакого вреда

Ученые в школе не учились? А как же закон сохранения энергии. Мощный поток излучения не может просто затухать в металле. Затухание будет значить что 100% мощности ушло в нагрев того в чем излучение затухло. А если лазер мощный, да еще сфокусирован хорошо, то это излучение и вызовет быстрое расплавление последующее испарение металла в точке.
GAF29.03.18 14:35
ti-robot Что то все отвлекаются.
Вопрос к автору статьи в подаче материала, например: " российские физики собрали и протестировали уникальный терагерцовый "лазер", позволяющий создать электромагнитное поле с напряженностью до 100 миллионов вольт на сантиметр длины, что примерно эквивалентно тому, какие поля возникают при ударах молний. По словам ученых, ни одна установка в мире не может достичь подобных показателей."
Настраивает читателей на разрушительные возможности исследуемого явления. Хотя обычный видимый свет дает немало в районе - 6 млн.В/см.
Это указывает лишь на тот факт, что удалось создать источник излучения
с частотой волны раза в четыре больше для достижения Е = 100 млн. В/см.
Почему "неизвестным науке способом"?
Мощность, растянутая на секунду, - это уже энергия в джоулях. Так что цифры некорректны. Ранее в комменте отмечал, что сейчас уже работают с импульсными источниками с фемпто длительностями импульсов, сравнимыми с периодом волны излучения. Вот тогда ваш 1 джоуль будет соответствовать мощности в импульсе, измеряемой в тераваттах. Уже осваивается этот диапазон мощностей.
Важен то сам именно импульсный режим, который позволяет создавать недостижимые другими способами плотности энергии и поля на короткое время на ограниченном участке воздействия без разрушения структуры материала. Так что Вы правы в том, что здесь ещё копать и копать в изучении явлений в фантастических условиях. Как пример (из другой оперы) из своей практики работы ещё на заре изучения явлений взрыва проводников занимался исследованием влияния высокой плотности тока в проводнике на эмиссию электронов с его поверхности. При коротком импульсе тока громадной плотности решетка металла не успевала разрушится в силу её инерционности. Классическая формула для работы выхода электрона с поверхности "чудом" уцелевшего проводника в условиях высокой напряженности электромагнитных полей не позволяла объяснить аномальные явления по сравнению с обычным нагревом...
ti-robot29.03.18 16:13
По моему - все корректно. Автор джоули не упоминал, так что говорить, что автор имел в виду "среднюю мощность" однозначно нельзя.
Большое спасибо

» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века

» В Турции назвали газовые сделки с Россией спасением от энергетического кризиса
» Правительство отменило экспортные пошлины на уголь до конца августа 2024 года
» Российские ПВО за сутки уничтожили пять ракет ATACMS
» Задержанному украинскому студенту МГУ сократили срок пребывания в России
» Банк России ожидаемо сохранил ключевую ставку на уровне 16%
» В Минздраве Латвии признали, что не смогут заменить лекарства из России
» В лесах Подмосковья обнаружили около десятка дронов ВСУ
» Посол Литвы дал понять о готовящейся атаке по Крымскому мосту

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР

» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет
» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться
» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?

» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС