Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Правительство России ушло в отставку
Путин официально вступил в должность президента РФ в пятый раз
Россия начинает производство ракетных систем средней и меньшей дальности
Госдума приняла поправки, запрещающие иноагентам участвовать в выборах
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
ЕС ждет от Туркмении твердого решения по Nabucco
16.03.10 20:38 ШОС и ситуация в Азии

Сам по себе газопровод Nabucco - это автобан, и конcорциуму, который его строит для Европы, неважно, автомобили какой марки по нему будут ездить. Примерно так пресс-секретарь Nabucco Кристиан Долежал объяснил позицию концорциума экспертам, собравшимся в Вене на международную дискуссию "Туркменистан - западное влияние: энергетические интересы и политические последствия". Он отметил, что Nabucco - проект чисто экономический, им занимается ряд западных компаний, а политические решения лежат вне сферы их компетентности.

Однако другие эксперты не готовы были с этим согласиться уже по той причине, что список стран, рассматривающихся в качестве возможных поставщиков газа для этой трубы, сразу напоминает о политике как механизме достижения стабильного партнерства. Среди этих стран называются Иран и Туркмения.

Как сказал Deutsche Welle организатор конференции, немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch), представитель Nabucco ясно дал понять, что для реализации проекта нужны долгосрочные договоры, с одной стороны, с Туркменией, а с другой - с Ираном. "Но всем понятно, что двусторонние и многосторонние отношения с Ираном в последние месяцы существенно нарушены, и исходя из нынешнего положения, нельзя считать, что Запад в течение ближайших двух-трех лет будет готов вести конкретные переговоры с Ираном через Nabucco", -подчеркнул Лаубш. 

Сомнения в Туркмении

В отношении сотрудничества с Туркменией был высказан целый спектр сомнений. Первое - это уже имеющийся опыт непредсказуемых решений, которые в Ашхабаде принимает только один человек - президент страны. Как напомнил в Вене туркменский оппозиционер Нурмухаммед Ханамов, подобно нынешнему Nabucco, во времена Туркменбаши планировался и уже находился в зрелой стадии "Голубой поток", но, в результате, в один момент президент Ниязов "развалил" его в пользу Транскаспия.

С другой стороны, было указано на то, что нынешний туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов находится в гораздо более тесном контакте с Западом, нежели его предшественник Туркменбаши. Российский эксперт Аркадий Дубнов и вице-президент европейского отделения Международной кризисной группы Ален Делетро напомнили, что в ходе февральского визита туркменского президента в Париж его французский визави Николя Саркози предложил гостю хотя бы обозначить какие-то шаги по либерализации в стране и это даст возможность Западу установить с Ашхабадом более интенсивные экономические отношения.

Сразу после этого Бердымухаммедов сделал ряд "либеральных" заявлений, (например, о создании оппозиционной партии), а в ответ спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель одобрил "реформаторский курс" Бердымухамедова. 

После Грузии в СНГ внимательны к тону Москвы

Сомнение иного рода связано с позицией России. Nabucco для Европы - путь снижения газовой зависимости от России. А Москва хотела бы вместо Nabucco видеть другой проект - "Южный поток". Западных экспертов интересует оценка того, в какой степени Ашхабад готов принимать решения, неудобные России.

По мнению Аркадия Дубнова, после российско-грузинского конфликта 2008 года Туркмения, как и другие бывшие республики СССР, очень внимательно стала следить за тем, в каком тоне высказывает свое мнение Россия. Аркадий Дубнов считает, что сейчас взгляды центральноазиатских лидеров обращены к отношениям Москвы и Ташкента, которые испытывают очередной период охлаждения. От того, какое развитие получит эта коллизия, зависит оценка соседями собственой самостоятельности по отношению к линии Москвы.

С другой стороны, сомнения связаны и с экономической целесообразностью Nabucco. В интервью Deutsche Welle участник венской дискуссии, заместитель главного редактора журнала Eurasia Energy Observer Андрей Тибольд напомнил, что "спрос на газ в Европе на данный момент из-за кризиса низкий. Так что проект сейчас - неэкономический, сейчас в нем нет необходимости. Необходимость возникнет, может быть, лет через пять".

Интересное развитие

Андрей Тибольд отметил, что в последнее время в отношении ЕС к Nabucco обозначилось интересное развитие: еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер (Günter Öttinger) сказал, что, в принципе, ЕС может поддержать "Южный поток". А итальянская компания Eni заговорила о том, что можно подумать о способах интеграции Nabucco и "Южного потока". Это признак того, что два проекта - слишком много для Европы.

По мнению голландского эксперта Андрея Тибольда, Туркмения необходима для Nabucco. "Но, что касается ее надежности как поставщика газа - это другой вопрос. Через месяц в Ашхабаде пройдет большая нефтегазовая конференция, куда приедет делегация Евросоюза и постарается убедить Туркмению поставлять газ в Европу. Это будет момент, когда Туркмения должна будет показать, серьезны ли ее намерения стать поставщиком южного коридора".

Необходима осторожность

Михаэль Лаубш в отношении расчета на Туркмению высказывает большую осторожность. По его мнению, опасно сосредотачивать усилия лишь на достижении экономических интересов. Эксперты говорили о необходимости больше внимания уделять созданию стратегий, учитывающих сложный анализ ситуации, включая ситуацию, связанную с Туркменией.

Не следует совершать ошибки в надежде, что укрепление экономических отношений само по себе может привести к трансформации внутриполитической системы в направлении приближения к европейской модели. В качестве примера того, насколько ненадежно кооперироваться с нестабильными системами только в желании обеспечить доступ к энергоресурсам, была приведена Нигерия. 

В этом контексте аргумент, что Европа все равно должна двигаться в направлении большей независимости от России в вопросах энергоресурсов, должен рассматриваться вкупе с тем соображением, что ориентация на Иран или Туркмению вовсе не будет означать большей надежности новых маршрутов транспортировки углеводородов, по сравнению с прежними, считает Михаэль Лаубш.

 

nebesny16.03.10 21:28

представитель Nabucco ясно дал понять, что для реализации проекта нужны долгосрочные договоры, с одной стороны, с Туркменией, а с другой - с Ираном

Товарищи упорно не хотят замечать одной "маленькой деталюсечки", для реализации проекта нужны Деньги, которых выделять никто не хочет (даже на подготовку проекта к рассмотрению 250 лямов Евро найти не могут уже полтора года) ... Но свалить мифичный проект на тоталитарный Туркменистан с Ираном - это завсегда пожалуйста.

Газ в Бамбуке дешевле не будет, а раз русские вкладывают свои средства в ЮП - то зачем Европе тратиться на похожий проект с меньшим КПД?

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Доходы Госнефтефонда Азербайджана от продажи газа уменьшились в разы
» Шольц раскрыл планы ЕС по использованию российских активов на нужды Украины
» Правительство России ушло в отставку
» Путин официально вступил в должность президента РФ в пятый раз
» Россия продолжает обеспечивать бесперебойное жилищное строительство в ДНР
» Глава Еврокомиссии выдвинула экономические условия КНР
» В США начато новое расследование в отношении Boeing
» Китай успешно осуществил первый запуск ракеты-носителя "Чанчжэн-6C"

 Репортаживсе статьи rss

» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР
» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года

 Комментариивсе статьи rss

» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации
» «Американская ловушка», Фредерик Пьеруччи
» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»
» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет
» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"