Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Правительство России ушло в отставку
Путин официально вступил в должность президента РФ в пятый раз
Россия начинает производство ракетных систем средней и меньшей дальности
Госдума приняла поправки, запрещающие иноагентам участвовать в выборах
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Нефтепроводу Бургас-Александруполис не хватает сырья
17.03.10 20:32 Экономика и Финансы
Реальные экономические выгоды маршрута Бургас — Александруполис станут понятны только после его запуска. Проект носит скорее геополитический, чем просто экономический характер, это было понятно уже в момент принятия решений об участии в нем нефтедобывающих компаний, говорится в письме (отправлено в сентябре 2009 г., копия есть у "Ведомостей") президента "Транснефти" Николая Токарева вице-премьеру Игорю Сечину. Участницы проекта — "Роснефть" и "Газпром нефть" — хотят уяснить экономические вопросы (например, тариф за транспортировку) и информируют, что необходимого для трубы количества нефти у них нет, пишет Токарев.

Трубопровод от болгарского черноморского порта Бургас до греческого Александруполиса на Эгейском море длиной 280 км и мощностью 35 млн т в год задуман как альтернатива танкерным перевозкам через проливы Босфор и Дарданеллы, которые контролирует Турция. Россия, Греция и Болгария договорились построить трубу в 1995 г. и собирались пустить ее в 2005-2006 гг. Не скрывали интереса к проекту и совладельцы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, нефтепровод с казахстанских месторождений до Новороссийска), особенно американская Chevron: новая труба стала бы продолжением маршрута из Средней Азии в Европу.

Но проект никак не начинается. Сейчас Россия обвиняет в этом Болгарию: ее новое правительство заявило, что должно все заново проанализировать. О проблемах с нефтяниками "Транснефть" публично не сообщала. Токарев в письме просит Сечина поручить компаниям и Минэнерго в месячный срок представить конкретные предложения о гарантиях поставок. Представитель Минэнерго это не комментирует. Чиновник министерства говорит, что гарантий по-прежнему нет: Россия ждет решения Болгарии. А источник, близкий к одному из участников проекта, знает, что "Газпром нефть" готова давать для этой трубы не более 3 млн т. У проекта могут появиться новые политические сложности, опасается сотрудник другой компании-участницы: в 2009 г. Россия решила присоединиться к трубопроводному проекту Самсун — Джейхан, инициатор которого, Турция, тоже хочет разгрузить Босфор и Дарданеллы, но не в ущерб бюджету, и турецкая сторона намекает, что участие России в трубе Бургас — Александруполис означает конфликт интересов. Токарев предлагал объединить эти два проекта, но как это сделать, неясно. Турция — важнейший партнер России по газовому трубопроводному проекту South Stream.

"У нас все проекты экономически целесообразны, — настаивает пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. — И мы не считаем, что Бургас — Александруполис и Самсун — Джейхан — конкурирующие или взаимоисключающие проекты". Готовы ли "Роснефть" и "Газпром нефть" гарантировать заполнение трубы, Песков не сказал.

На обе трубы нефти не хватит, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, одновременно "Транснефть" строит БТС-2 и ВСТО-2. Даже если предположить, что балтийский трубопровод будет заполнен нефтью с других направлений (порт Южный и одна из веток "Дружбы"), то оставшиеся проекты все равно потребуют 130-150 млн т новой нефти, т. е. до 30% роста к 2009 г. Такой прирост добычи труднореализуем, а расширение КТК снизит эту потребность только примерно на 40 млн т, заключает Борисов. Казахстанской нефти как раз хватило бы на заполнение или Бургас — Александруполис, или Самсун — Джейхан, но этим проектам еще надо выдержать конкуренцию по цене на альтернативных морских маршрутах, говорит аналитик Reuters Александр Ершов: к примеру, ставки фрахта в Новороссийске сейчас $1,2-1,3 за баррель (в зависимости от дедвейта судов), улучшить рентабельность поставок на этом отработанном направлении за счет трубы будет очень сложно.

Прогнозировать тариф Бургас — Александруполис эксперты не берутся: актуальная оценка проекта еще не называлась, непонятно, как он будет финансироваться и в какие сроки должен окупиться. Но у самой "Транснефти", похоже, есть сомнения по поводу эффективности будущих трубопроводных поставок: вице-президент компании Михаил Барков сказал, что для обеспечения рентабельности проектов Бургас — Александруполис и Самсун — Джейхан нужно ввести ограничения в проливах Босфор и Дарданеллы — к примеру, по тоннажу танкеров до 60 000 (сейчас максимальный дедвейт — 140 000 т, знает Ершов).

Представители "Роснефти", "Газпром нефти" и аппарата Сечина от комментариев отказались. Представитель "Транснефти" Игорь Демин назвал содержание письма за подписью Токарева "плодом фантазии корреспондента "Ведомостей".

Бургас — Александруполис
проект нефтепровода
Оператор – Trans-Balkan Pipeline B.V.: 51% – у России (поровну у "Газпром нефти", "Транснефти" и "Роснефти"), 24,5% – у болгарской "Проектной компании "Бургас – Александруполис БГ" (владельцы – "Техноэкспортстрой", "Булгаргаз", "Фронтиер"), 23,5% – у "Хелпе-Траки" (Греция), 1% – у правительства Греции.
оценка стоимости – 1–1,5 млрд евро.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Доходы Госнефтефонда Азербайджана от продажи газа уменьшились в разы
» Шольц раскрыл планы ЕС по использованию российских активов на нужды Украины
» Правительство России ушло в отставку
» Путин официально вступил в должность президента РФ в пятый раз
» Россия продолжает обеспечивать бесперебойное жилищное строительство в ДНР
» Глава Еврокомиссии выдвинула экономические условия КНР
» В США начато новое расследование в отношении Boeing
» Китай успешно осуществил первый запуск ракеты-носителя "Чанчжэн-6C"

 Репортаживсе статьи rss

» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР
» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года

 Комментариивсе статьи rss

» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации
» «Американская ловушка», Фредерик Пьеруччи
» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»
» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет
» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"