Дуг Бандоу, National Interest, США
Всегда лучше не сражаться в одиночку. Вероятно, именно поэтому Вашингтон платит малым странам, чтобы те воевали на стороне Америки. Увы, это расточительная политика, которая поощряет страны пренебрегать своей собственной обороной. Администрация Обамы продолжает увеличивать контингент сил США в Афганистане. Военные силы растянуты: американские военнослужащие находятся в сражениях и исполняют оккупационные обязанности постоянно, с конца 2001 г. военные расходы достигли 700 миллиардов долларов и, с учётом инфляции, превзошли траты в любой период во время Корейской, Вьетнамской и "холодной войны". Боле того, международная поддержка американской войны убывает. Хотя Вашингтон получил больше поддержки при нападении на Афганистан, что при вторжении в Ирак, усталость воздействует на самых близких союзников Америки. Страны, подобные Канаде, намерены вывести свои контингенты, и даже ранее непоколебимая Великобритания обсуждает своё участие.
В попытке накачать численность союзного контингента, Вашингтон планирует купить поддержку у толпы малых государств, которые внесли вклад в размере 1300 человек, или около 1% всей численности войск в Афганистане.
Пентагон в настоящее время ведёт 350-миллионную программу в целях улучшения антитеррористических возможностей союзных держав. Большая часть денег отложена для Йемена, источника террористических нападений на США.
Ещё 50 миллионов направляются в Хорватию, Эстонию, Грузию, Венгрию, Латвию и Литву. Что точно они должны сделать с терроризмом, менее ясно, поскольку ни одна из стран никогда не была мишенью для Аль-Каиды.
Деньги главным образом пойдут на закупку оборудования, некоторая часть будет потрачена на подготовку работы с придорожными взрывными зарядами. Пентагон отказывается признать, что деньги являются "взяткой", но сложно увидеть что-то ещё, что покупает Вашингтон.
Рик Нельсон из Центра стратегических и международных исследований утверждает: "в конце концов, мы просим этих союзников присоединиться к нам, и мы хотим, чтобы они были ценными партнёрами. А у некоторых отсутствуют ресурсы, чтобы стать именно такими партнёрами, в которых мы нуждаемся".
Почему же Соединённые Штаты желают иметь своими партнёрами в Афганистане Хорватию, Эстонию, Грузию, Венгрию, Латвию и Литву? Не хочу быть невежливым, но зачем беспокоиться? Ни одна из них не является военной державой, представляющей серьёзные военные силы. Самым непонятным была "Коалиция Добровольцев" администрации Буша, группа из 49 предполагаемых основных союзников, которые поддержали войну в Ираке.
Шесть их них даже не имеют войск. Ещё 39 ничего не внесли в ведение войны. Среди мировых лидеров (так в тексте — прим. ред.), поддерживающих Америку, были Албания, Эль Сальвадор, Эритрея, Маршалловы Острова, Микронезия, Тонга и Узбекистан. Только Австралия, Великобритания и Польша участвовали своими войсками, и только британский контингент был значимым.
Однако, целевые взносы текли рекой. Лаура МакКлюр, колумнист "Салона", говорит о "Коалиции получающих по счетам". (Игра слов по созвучию: Coalition of Willing & Coalition of Billing)
Бесстыдные усилия администрации Джорджа Буша купить политическое прикрытие напомнили кампанию президента Джорджа Буша по приобретению поддержки его войны против Ирака. Египет, Иран, Сирия и Заир — все получили помощь, списание долгов или другие экономические преимущества ради их поддержки с их стороны.
Государственный секретарь Джемс Уолкер говорил послу Йемена после голосования против резолюции Совета Безопасности о поддержке войны с Ираком, в октябре 1990: "Это было самое дорогое голосование "против", если подсчитать". США немедленно прекратили действие программы помощи в размере 70 миллионов долларов. (С тех пор Йемен стал дорогостоящим государством-клиентом, подвешенным на крючке вашингтонских денег). Некоторое число государств постоянно участвует в оккупационных войсках, причём немногие европейские государства предоставляют скудные тысячи. Большая часть из только зарегистрированных: 24 молдаванина, 29 казахстанцев, 40 эстонцев, 46 армян, 51 филиппинец, 55 тонганийцев, 61 новозеландец и 77 македонцев. Исландия предоставила двух солдат. Некоторые страны, в том числе Монголия, Румыния, Латвия, Эль Сальвадор, Сингапур, Болгария, Азербайджан, Албания, Чешская Республика, Гондурас, Никарагуа, Тайланд, Доминиканская Республика, Португалия, Венгрия, Норвегия, Литва, и Словакия, по крайней мере, вышли на трёхзначные числа. Япония обеспечила 600 человек, но им не позволено защищаться: датский и австралийский персонал должен охранять японских "солдат".
Это была обманчивая политика, как и военная помощь.
Такие действия повторяются и в Афганистане. Десять стран — восемь европейских вместе с Канадой и Турцией — вышли на четырёхзначные числа, по большей части едва достигнув тысячи солдат. Ещё 18, все европейские, помимо Грузии и Новой Зеландии, предоставили контингент, исчисляющийся сотнями.
И есть ещё настоящие великаны: 95 от Финляндии, 90 от Азербайджана, 70 от Словении, 40 от Армении, 40 от Сингапура, 25 от Объединённых Арабских Эмиратов, 15 от Греции, 10 от Боснии и Герцеговины, 9 от Люксембурга, 8 от Украины, 7 от Ирландии, 6 от Иордании, 4 от Исландии, 4 от Черногории и 3 от Австрии.
Малые контингенты, вроде этих, очевидно имеют крайне незначительную ценность, особенно потому, что большая часть стран устанавливает разнообразные "толкования", или ограничения, на использование своего персонала. Указывать, что делать с горсткой людей, которые, как предполагается, не должны находиться вблизи перестрелок в центре военных действий, — не всегда легко.
Это не значит, что члены малых контингентов иногда не погибают. Однако, личный героизм не может спасти миссии, выполняемые скорее ради политических, чем военных целей. Вашингтон готов платить почти любую цену, чтобы избежать оставаться в международном одиночестве, вне зависимости от военной значимости.
Ещё одна проблема, связанная с желанием воодушевить малых союзников, состоит в переключении внимания и ресурсов от дружественных государств из-за неподдельно жизненно важных поисков. Подготовка военных сил в Хорватии, Эстонии, Грузии, Венгрии, Латвии и Литве для противодействия терроризму кажется любопытной, когда некоторым из этих стран надо намного больше опасаться России. В самом деле, Грузия отозвала обратно 2000 человек из своего контингента в Ираке во время войны с Москвой. Вместо подготовки своих солдат для участия в войнах Вашингтона, эти страны должны готовить свои силы, чтобы вынудить любого оккупанта заплатить высокую цену.
В то же время, Соединённые Штаты будут углублять московскую паранойю, страхуя военные силы этих стран, которые представляются самыми враждебными по отношению к России.
Это может быть неизбежно с малыми государствами, глупо принятыми в НАТО — что иллюстрирует, насколько такие члены в итоге имеют отрицательную безопасность для Америки. Наиболее опасна Грузия, не-НАТОвское государство, имеющее открытые территориальные противоречия с Россией, которое открыло огонь в августовской войне 2008 года. Ещё хуже с американской точки зрения то, что эти страны, по-видимому, полагают, что обеспечение мелкой помощи в Ираке или Афганистане даёт им право быть под защитой Соединённых Штатов — возможно, с применением ядерного оружия, при такой необходимости. Многие грузины умоляли об американской интервенции против России. "Мы помогали вам в Ираке" — было общим рефреном.
В декабре прошлого года Михаил Саакашвили объяснял, что его правительство отправило войска в Афганистан, чтобы получить привилегии в Вашингтоне: "Даже хотя Грузия ещё не является членом НАТО — и мы знаем, что наш путь к членству может быть долим — мы считаем себя твёрдыми сторонниками целей и ценностей США и трансатлантического сообщества". Саакашвили также заявил, что "Грузия будет более защищённой", поскольку афганская и иракская войны завершаются, по словам Роля Дж. Сандерса из Никсоновского центра. Майкл Хикари Цецири утверждает, что размещая войска в Афганистане, "Грузия надеется получить гарантии безопасности от властной России".
Американские военные силы растянуты, но причиной является вашингтонская политика разнообразных интервенций. Нанимать крошечные контингенты солдат у малых союзников — не решение. Вашингтону следует перестать делать вид, что он может выкупить себя из растущего болота Афганистана.
Дуг Бандоу — старший научный сотрудник Института Катона. Бывший специальный помощник президента Рейгана, автор нескольких книг, в том числе "Глупости внешней политики: Американская новая мировая империя", и коллега Роберта А. Тафта в Американском Консервативном Оборонном Альянсе
|