Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Как креативные индустрии влияют на экономику
15.06.21 19:09 Экономика и Финансы
Нынешний год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом креативной экономики и устойчивого развития.

Среди российских экономистов и чиновников креативные индустрии также стали одной из самых популярных тем для обсуждения. Не в последнюю очередь это связано с тем, что каждый находит в креативном секторе что-то свое. Одни видят в нем потенциал развития культуры, другие - сохранение традиций и народных промыслов, третьи - канал дипломатии и soft power. Диалог с молодежью, внедрение цифровых технологий, развитие рынка интеллектуальной собственности, ревитализация городов - еще важные задачи креативных индустрий. Можно ли говорить о креативных индустриях как о новом надежном источнике экономического роста?

Ценность креативных индустрий для экономики по разным причинам неочевидна. Во-первых, довольно значительная часть креативных индустрий является локальными видами деятельности, ориентированными на удовлетворение местного спроса, имеющими ограниченный потенциал масштабирования и экспорта. Во-вторых, творческая деятельность далеко не всегда имеет своей целью извлечение прибыли. Это особенность, а не изъян, ведь человек не сводим к экономической функции. В-третьих, представители креативного сектора зачастую предпочитают находиться вне поля зрения налоговых и статистических органов государства. У большинства творцов нет заводов или станков, они нераздельно вплетены в ткань городской жизни. Будучи невидимым, креативный сектор выпадает из контура экономической политики государства.

Можно ли сделать вывод об отсутствии эффектов креативных индустрий для экономики? Отнюдь нет. Креативные индустрии оказывают влияние на экономику, но не автоматически, а через специальные каналы, определяющие масштабы такого влияния. Рассмотрим ключевые.

Во-первых, креативная экономика открывает значительные возможности для малого предпринимательства и занятости. Как показали наши расчеты на примере Москвы (доклад "Креативная экономика Москвы в цифрах" НИУ ВШЭ), почти половина субъектов креативного сектора столицы - это индивидуальные предприниматели. В ряде отраслей они доминируют: фотография (84,7 процента), арт-индустрия (84,4), дизайн (79,1), музыка (77,5), кино и анимация (67,4).

Мобильность - другая сторона малого предпринимательства: около 17 процентов организаций и 41 процент ИП в креативном секторе столицы созданы в последние три года.

Эксперты Европейской комиссии по "умной" специализации отмечают нетипичность занятости в креативном секторе: она более гибкая, проектная, мобильная, требующая индивидуального мастерства. В целом ряде креативных индустрий заняты молодые и пожилые, домохозяйки и пенсионеры, которые в традиционных отраслях не всегда находят себе применение. С учетом характера занятости в этом секторе важным условием реализации креативного потенциала населения становится комфортность деловой среды и удобство регуляторных режимов.

Во-вторых, многие креативные индустрии обладают значительным потенциалом масштабирования и экспорта. Прежде всего это информационные технологии и видеоигры, киноиндустрия, музыка, издательское дело, исполнительское искусство, дизайн и мода. Любопытно, что, по данным Федеральной таможенной службы, значимую часть российского экспорта креативных товаров составляют книги, брошюры и газеты, ориентированные на большую аудиторию русскоязычных граждан, проживающих за рубежом. Ставка на масштабируемые креативные индустрии с экспортным потенциалом - рациональное экономическое решение. Так, в Великобритании агентство "Креативная Англия", ответственное за развитие креативных индустрий в регионах (не включая Лондон), поддерживает в первую очередь киноиндустрию, телевидение, видеоигры и цифровые медиа.

В-третьих, в креативном секторе формируются новые бизнес-империи вокруг звездных личностей и команд. Именно звезды получают основные выгоды, привлекают других креативных игроков и вносят вклад в экономическое развитие территории. Вместе с тем "чемпионы креативного мира" требовательны к месту проживания и работы. По нашим расчетам, на шесть мировых городов - лидеров по развитию креативных индустрий приходится 90 процентов самых коллекционируемых художников, 80 процентов высокорейтинговых фильмов, по 70 процентов наиболее влиятельных людей в современном искусстве и конкурентоспособных модных брендов (доклад "Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов" НИУ ВШЭ). Привлечение таких звезд со всего мира, своевременное обнаружение собственных талантов, создание "зеленого коридора" для развития их бизнесов - еще один инструмент раскрытия экономического потенциала креативного сектора.

В-четвертых, креативные профессионалы востребованы не только в креативных индустриях. От их производительности зависит конкурентоспособность многих традиционных отраслей. Например, в Москве 54,6 процента творческих работников заняты в промышленности и других секторах экономики города. За рубежом многие программы поддержки направлены именно на запуск креативного развития ключевых отраслей специализации. Так, финский проект "Калейдоскоп" поддерживает кооперацию между креативными индустриями и металлургией, а новозеландская программа "Совершенство через дизайн" субсидирует расходы на дизайн для местных экспортеров. Ключевое направление поддержки здесь - внедрение современных практик учета и управления объектами интеллектуальной собственности.

В-пятых, креативные индустрии способствуют обновлению экономики городов, заселяя депрессивные старопромышленные территории, делая их привлекательными для жителей и бизнеса, восполняя экологические дисбалансы индустриальной эпохи. Эмпирические исследования экономики Москвы доказали, что представители креативных индустрий стремятся располагаться рядом с себе подобными. Этот фактор сильнее, чем близость к центру города, станциям метро, памятникам культуры и профильным образовательным организациям. Это означает, что креативным людям нужны особые пространства для взаимодействия. Неудивительно, что креативные кластеры рассматриваются как ключевой инструмент поддержки как в России, так и по всему миру. Как привлечь в проекты ревитализации и создания креативных пространств деньги частных инвесторов - ключевой вопрос для региональных и городских органов власти.

Наконец, креативные индустрии повышают туристическую привлекательность территории. В европейских странах 15 процентов всей занятости в сфере туризма связано с обслуживанием мотивированных культурой путешественников. Интеграция креативных индустрий и туризма, формирование основанного на культуре туристического бренда территории - еще одна возможность поставить креативность на службу экономике.

Подведем итоги. Влияние креативных индустрий на экономику зависит не только от качества творческого элемента, лежащего в их основе, но и от того, как работают специфические каналы, призванные соединять творчество и рынок. Важная роль государства - создавать и поддерживать эти каналы, предоставляя возможность творческим людям и командам быстро и эффективно реализовывать себя в экономике.

 

Мороз15.06.21 22:19
Как же монетизировать культуру? Вопрос из вопросов.
Могу сказать, что улицы красных фонарей в Амстердаме приносят больше доходов, чем художники и музыканты вместе взятые. Это "креативная индустрия"? Особенно порадовала "креативная" лексика. Сразу как-то пахнуло Вавиленом Татарским и событиями вокруг оного. Креатив, ревитализация, мобильность, цифровые технологии, интеллектуальная собственность и прочая фантасмагория.
-------------
Это означает, что креативным людям нужны особые пространства для взаимодействия.
----------------
Согласен. Желательно подальше от парков, метро и прочих мест времяпровождения не столь "креативных" граждан. Можно сразу их отправлять в различные, интересные мотивированным культурой туристам, места: Забайкалье, монгольское приграничье, зауральские болота.. Диксон (без него никак). ВШЭ туда же, и весь съезд экспертов из барбершопа в подкаченных джинсах. Пусть скреативят там туристическую Мекку.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 16 процентов годовых
» В КНДР пошли испытания новых РСЗО
» От мятежа до Сторми: дела Трампа впадают в анабиоз
» Премьер Венгрии Орбан провозгласил конец западного мирового порядка
» Небензя: Россия сама накажет виновных в подрыве «Северных потоков»
» Рада приняла закон об увольнении украинцев, имеющих родню в новых регионах России
» Глава Минобороны Белоруссии: Вместе с ШОС мы построим новый миропорядок
» Bloomberg: Советники Трампа обсуждают наказания для стран, отказывающихся от доллара

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"