Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Евросоюз обсуждает закрытие выхода из Балтийского моря для российских танкеров
22.04.24 22:45 Европа: тенденции
В Евросоюзе опять активизировались разговоры о необходимости закрыть выход из Балтийского моря для судов, перевозящих российскую нефть. Причина - экологические риски.

Россия может создать экологический хаос, проводя непригодные к плаванию нефтяные танкеры через Балтийское море в нарушение всех морских правил, заявил глава МИД Швеции Тобиас Бильстрем. "Россию, очевидно, нисколько не волнует тот факт, что эти суда могут нанести серьезный ущерб Балтийскому морю, и так чувствительному к экологическим рискам", - добавил он.

Не совсем понятно, почему экологическую опасность представляют только танкеры с российской нефтью. Те же суда с легкостью могут через некоторое время проходить датские проливы, соединяющие Балтийское и Северное море, в обратном направлении с нефтью, например из ОАЭ. Кроме того, никаких танкеров с "кладбища кораблей" в морях и океанах из-за создания нашей страной собственного "теневого флота" не появилось. Это те же суда, которые бороздили воды, в том числе Балтийского моря, до 2022 года.

Понятно, что заявление Бильстрема политическое, экология - лишь попытка придать реальный вес этой идее. Но даже если принять на веру "экологические риски", едва ли предложение закрыть датские проливы для России найдет горячий отклик в Европе, а самое главное, сомнительно, что его поддержат США. Через Балтику проходит более половины морского экспорта российской нефти.

Выпадение таких объемов из мировой торговли нефтью неминуемо приведет к стремительному росту котировок барреля и цен на топливо.

Возможно, Швеция и может себе позволить такую роскошь, но не большинство других стран ЕС, включая его лидеров. Экономика Германии хромает и без нового витка роста цен на автомобильное топливо, а Франция еще не отошла от прошлых протестов, связанных с подорожанием бензина и дизеля на АЗС.

Ранее в ЕС уже были схожие инициативы. Но тогда речь шла о танкерах, которые не могли подтвердить, что везут наше сырье по цене ниже уровня price cap (60 долл. за баррель), а теперь разговор пошел о всем "сером флоте", используемом Россией.

Как отметил в беседе с "РГ" эксперт в сфере ТЭК Леонид Хазанов, власти ЕС все же могут пойти на подобный шаг, хотя он будет довольно рискованным, поскольку может подтолкнуть Россию на ответные жесткие действия.

Закрытие выхода из Балтийского моря для судов с российской нефтью, конечно, будет противоречить всем договорам по морскому праву, в том числе - конвенции Монтре 1936 года. В ней была провозглашена свобода прохода и мореплавания в проливах. Но за последние годы количество международных соглашений, которые перестали соблюдаться, растет с пугающей быстротой.

Экологические риски - единственная зацепка, из-за чего можно действительно закрыть проливы для судов с российской нефтью, поясняет глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Принадлежность судов к всяким там "серым" или "теневым" флотам в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года не являются основанием для блокировки проливов. К тому же сейчас все чаще танкеры начинают ходить под российским флагом, а их арестовать практически нереально.

Кстати, конвенция ООН не подписана США, и они при желании могут поддержать инициативу Швеции. Но проблема для них в том, что с начала существования "теневого" флота не было ни одной аварии с участием танкера, перевозящего российскую нефть. Экологические риски нужно как-то доказать, подчеркивает Симонов.

По словам аналитика ФГ "Финам" Николая Дудченко, согласно отдельным положениям Конвенции ООН по морскому праву, государствам позволено возбуждать разбирательства, включая задержание судна, при наличии четких объективных доказательств того, что судно представляет серьезную угрозу прибрежным районам. Таким образом, в теории, ограничений для принятия такого решения нет. С другой стороны, пока не вполне понятно, каким образом инициатива будет реализована.

Как отмечает Хазанов, степень экологических рисков от фрахта "серых" танкеров точно такая же, что и от "белых" или "в крапинку": угроза попадания судна на мель и утечки нефти зависит от мастерства капитана и обстановки в акватории. Поэтому претензии властей Швеции беспочвенны, уточняет Хазанов.

Эксперты сходятся, что решение о закрытии проливов маловероятно. По мнению Симонова, если начнутся аресты танкеров, то будет эффект домино, хаотизация рынка, как сейчас уже происходит с иранскими судами. США арестовали танкер с иранской нефтью за то, что подозревали его в нарушении санкций, потом Иран выждал паузу, арестовал турецкий танкер, забрал оттуда нефть и так далее. Никому от этого хорошо не будет.

Для России закрытие проливов будет означать необходимость опять перенастраивать логистические цепочки. Учитывая, что восточные порты загружены почти под завязку, увеличить поставки получится лишь через черноморские порты, но объемы перенаправленной нефти будут невелики. Основную нагрузку могли бы взять на себя арктические порты и Северный морской путь (СМП), но для этого пока нет транспортной и портовой инфраструктуры, а также танкеров ледового класса для круглогодичной навигации.

 

Chinchin23.04.24 06:22
Нашим политикам тоже обсуждать возведение КПП на судне плавучее для контроля кораблей и судов входящих/выходящих в залив - может там экологически опасное перевозится. РГ привлекает читателей, обсуждая фантастические темы - со времен Петра и ранее плавали и будем ходить.
SERZHA23.04.24 07:33
"Учитывая, что восточные порты загружены почти под завязку" - значить нужно строить порт!
ale1954779723.04.24 07:36
Маловероятно. Слишком большую выгоду несет для ЕС наш транзитный и торговый поток через проливы.
Хотя теоретически все возможно.
Kadyr23.04.24 09:12
И вот поэтому ещё - гигантский тоннель на Сахалин, с подключением готовых портов острова к общероссийской транспортной сети
Аббе23.04.24 09:16
> Kadyr
И вот поэтому ещё - гигантский тоннель на Сахалин, с подключением готовых портов острова к общероссийской транспортной сети
Зона сейсмичная. В случае катастрофического обвала моста - надо поменять четыре-пять опор. И заново проложить соединяющие эти опоры фермы.
В случае затопления тоннеля......
Ремонт получится намного сложнее.
Kadyr23.04.24 09:47
> Аббе
> Kadyr
И вот поэтому ещё - гигантский тоннель на Сахалин, с подключением готовых портов острова к общероссийской транспортной сети
Зона сейсмичная. В случае катастрофического обвала моста - надо поменять четыре-пять опор. И заново проложить соединяющие эти опоры фермы.
В случае затопления тоннеля......
Ремонт получится намного сложнее.
И всё же японцы не рискнули строить у себя мосты между островами своего архипелага, видимо, посчитав, что следить за герметичностью тоннеля проще, и источник сейсмичности, японский жёлоб, у них совсем рядом, но трещины их явно меньше пугают, чем разгул морской стихии в тех краях
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» «Талибан»* объявил о строительстве нефтяного хаба для поставок из России в Азию
» В Берлине загорелся завод компании, производящей ракетные комплексы IRIS-T
» В Хорватии намерены ограничить права нацменьшинств, прежде всего — сербов
» Финский главнокомандующий назвал маловероятной атаку России на НАТО
» Украинским уклонистам в Чехии пообещали тяжелые времена
» Узбекистан выразил готовность предоставить критически важные минералы Британии и США
» Россия согласовала намерения о строительстве железной дороги до Индийского океана
» Пентагон: Все пропало, шеф! Китайцы нас догнали

 Репортаживсе статьи rss

» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время

 Комментариивсе статьи rss

» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»
» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет
» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться
» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"