То, что идею золотого динара активно пропагандирует премьер-министр Малайзии, вполне закономерно. Концепция денег, на сто процентов обеспеченных физическим товаром, соответствует экономическим воззрениям, укорененным в исламе. И именно Малайзия по праву может считаться одним из пионеров практического воплощения этих воззрений через создание важнейшей денежной институции - банков, строящих свою деятельность на исламских принципах. ПРИНЦИПЫ
Здесь, очевидно, надлежит сделать некоторое отступление и пояснить, что такое исламские банки. В проповедях пророка Мухаммеда, впоследствии составивших Коран, и в его высказываниях, известных как хадисы, неоднократно поднимаются вопросы, сопряженные с хозяйственной деятельностью членов мусульманской общины. Сформулированные Мухаммедом предписания для этой сферы человеческой активности представляют собой часть вероучения ислама, его этической доктрины, а также, будучи истолкованы по особым правилам, - и особый раздел мусульманского права, фикха. Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической категорией, ислам задал специфические параметры, которым должно отвечать экономическое поведение его адептов. В результате шариат, то есть продиктованный свыше, божеский закон, заповеданный человеческому обществу, накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском. Не вдаваясь в детали, следует подчеркнуть, что этот запрет имеет и абсолютно рассудочные, мирские объяснения (хотя говорить "мирской" об исламе, который не есть лишь культ, а, в сущности, образ жизни, не вполне корректно). Так что концепция исламского банкинга держится на двух китах - религиозной этике и экономическом здравомыслии. По большому счету, не правильно выделять как главный какой-то из запретов или, напротив, предписаний, которым следует исламский банк. Однако то, что исламская банковская практика не допускает процентных трансакций, является ее наиболее известной чертой. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что поскольку деньги не есть товар, они не могут прирастать лишь оттого, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в реальную экономику, создали реальную добавленную стоимость. В исламских финансах существует целый ряд стандартных форм взаимодействия банка и предпринимателя, которые схожи в одном: риск банка - это всегда и прежде всего инвестиционный риск; собственно кредитный риск, схематично говоря, являющийся главным в традиционном банковском деле, имеет место редко и в остаточном виде. Разумеется, рассуждения о том, что весь миллиард и двести миллионов мусульман Земли составляют потенциальную клиентуру исламских банков, не лишены лукавства. Немалое число из них не видят беды в том, чтобы пользоваться традиционными банковскими услугами. В то же время, социологические исследования показывают, что при наличии соответствующего предложения и адекватной информации очень многие отдали бы - и реально отдают - предпочтение исламскому финансовому институту. Этот выбор диктуется и религиозным фактором, и стремлением к этно-конфессиональной самоидентификации (в частности, как реакция на конфронтационные инициативы Запада), и сугубо экономическим мотивом, поскольку исламский банкинг - например, по данным рейтингового агентства Standard & Poor's - являются высокоприбыльным предприятием. ЭТАПЫ
Первые полноценные, хорошо капитализированные исламские банки появились в середине 70-х годов в Персидском заливе, когда произошло восстановление национальной независимости бывших колоний и протекторатов и резко возросли их нефтедолларовые доходы. Строго говоря, Малайзия ни политически, ни экономически не была субъектом этих процессов. Но исламская банковская концепция наша живой отклик в этой преимущественно мусульманской стране, к тому же уже имевшей небольшой опыт финансовой деятельности, согласующейся с шариатом. Еще в 1963 году здесь была создана Сберегательная корпорация для мусульманских паломников (Muslim Pilgrims Savings Corporation). Ее целью было содействовать накоплению сбережений желающими совершить хадж. В 1969 г. эта организация трансформировалась в Pilgrims Management and Fund Board, или, как ее обычно называют на малайзийский манер, "Табунг Хаджи". В настоящее время она действует как финансовая компания, которая вкладывает сбережения будущих паломников в согласии с шариатом. Она является крупным институциональным инвестором в национальную экономику, но не является банком. Впервые банк исламского типа учреждается в Малайзии в 1983 году. То, что это случилось через восемь лет после появления первого в мире коммерческого исламского банка Dubai Islamic Bank, вовсе не отменяет сказанного в начале статьи: Малайзия и вправду является пионером в данной области, поскольку едва ли ни первой применила систематический, основанный на конкретном плане подход к созданию исламского банковского механизма. Правительство не пошло на поводу у кругов, с появлением банков исламского типа в арабских странах призывавших немедленно повторить этот опыт в Малайзии. Лишь получив на руки положительное заключение специального комитета, исследовавшего возможные последствия такого проекта для страны и вероятные перспективы исламского банкинга, а также подготовив необходимую законодательную и нормативную базу, власти дали добро на создание Bank Islam Malaysia Berhad (BIMB). Руководствуясь принципом "поспешай медленно", государство в течение последующих десяти лет не предпринимает новых инициатив, давая BIMB развернуться и анализируя его опыт. При этом оно отдает себе отчет в том, что говорить об исламской банковской системе в стране будет можно только при наличии большого числа финансовых институтов, разнообразии применяемых инструментов и становлении ликвидного межбанковского рынка. В 1993 году делается очередной шаг в данном направлении - вводится так называемая беспроцентная банковская программа. Согласно ей обычные банки начали оказывать исламские услуги, используя свою готовую инфраструктуру и филиальную сеть. Рядом с BIMB в короткие сроки и с минимальными издержками появились несколько десятков новых игроков, а продуктовый ряд расширился до 40 различных видов услуг. Еще ряд важных нововведений приходится на 90-е годы: учреждение исламского межбанковского денежного рынка в 1994 году; введение типовой формы отчетности по исламским операциям обычных банков в 1996 году; создание Национального шариатского консультативного совета как органа, дающего единую интерпретацию исламских норм в применении к банковскому и страховому делу, в 1997 году. Наконец, в октябре 1999 года в стране открылся второй полномасштабный исламский банк - Bank Muamalat Malaysia Berhad (BMMB). БОРЬБА ДВУХ ЦЕНТРОВ: МАЛАЙЗИЯ И БАХРЕЙН
Таким образом, к началу XXI века Малайзия реализовала свой амбициозный план построения двуединой банковской системы, в которой работают исламские и обычные финансовый институты. Малайзийцы по обыкновению называют возведенную ими конструкцию уникальной, но правы они лишь отчасти. В тех сорока с лишним странах, в которых имеются исламские банки, таковые, естественно, сосуществуют с банками традиционными. В этом смысле их банковские системы также можно назвать "двуедиными". При этом по крайней мере в одной стране, Бахрейне, к исходу 90-х была разработана адекватная правовая база для исламского банкинга. Бахрейн кроме того является лидером по числу исламских финансовых институтов. Здесь функционируют - преимущественно в офшорном режиме - 23 исламских банка. Пальму первенства Бахрейн окончательно перенял у Малайзии в 2002 году, когда в его столице Манаме (наряду с ранее зарегистрированными здесь Организацией по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах, Исламским рейтинговым агентством и Всеобщим совета исламских финансовых институтов) разместились секретариаты Международного исламского финансового рынка и Центра управления ликвидностью. Малайзии "достался" только Совет по исламским финансовым услугам, хотя она входит в число членов практически всех названных выше организаций. Таким образом, по крайней мере формально, она согласилась с тем, что большинство институтов, отвечающих за развитие и управление международным исламским межбанковским рынком, без которых весь исламский банкинг обречен по меньшей мере на застой, не будут связаны с именем Малайзии. По сути это означало, что аналогичные механизмы, разработанные ею в рамках национальной банковской системы, вероятно, так и останутся привязанными к внутреннему рынку страны. Таким образом, данные события могут довольно негативно сказаться на широких планах Куала-Лумпура по приданию офшорной зоне на острове Лабуан дополнительного статуса - общепризнанного международного исламского денежного рынка. МАСШТАБЫ Между тем, Малайзия опережает конкурента по основным параметрам исламского банковского сектора. Так, по итогам 2002 г. исламские активы малайзийских банков составили 18 млрд долл., а бахрейнских - 4,7 млрд долл. По данным Bank Negara, в 2002 году исламские банки увеличили свою долю в активах банковской системы страны до 8,9% (5,8% на Бахрейне). Правда, подсчеты автора на основе данных Bank Negara, собранных в нижеприведенных таблицах, дают несколько иной результат: активы исламских банков не доходят до 8%, а их капитал составляет немногим больше 3% от совокупного размера активов и капитала банков Малайзии соответственно. Впрочем, это расхождение едва ли следует считать принципиальным. Существенней то, что лидирующая роль в исламском банковском секторе Малайзии по-прежнему принадлежит обычным финансовым институтам, участвующим в беспроцентной банковской программе. Поэтому предложенное сравнение с Бахрейном, оставаясь номинально корректным, не может считаться безусловно репрезентативным. Таблица 1. Исламская банковская система Малайзии: основные показатели (млрд ринг.).
| 2001 | 2002 | Прирост (%) | Число институтов | 38 | 35 | -7,9 | Коммерческие банки | 14 | 14 | 0 | Финансовые компании | 10 | 9 | -10 | Торговые (инвестиционные) банки | 5 | 3 | -40 | Исламские банки | 2 | 2 | 0 | Дисконтные дома | 7 | 7 | 0 | Совокупные активы (млн. ринг.) | 58929 | 68070 | 15,5 | Коммерческие банки | 26750 | 29109 | 8,8 | Финансовые компании | 9749 | 12623 | 29,5 | Торговые (инвестиционные) банки | 1353 | 1430 | 5,7 | Исламские банки | 17328 | 20160 | 16,3 | Дисконтные дома | 3749 | 4748 | 26,6 | Депозитная база (млн. Ринг.) | 47106 | 53306 | 13,2 | Коммерческие банки | 22031 | 23476 | 6,6 | Финансовые компании | 7664 | 9094 | 18,7 | Торговые (инвестиционные) банки | 673 | 684 | 1,6 | Исламские банки | 14375 | 16421 | 14,2 | Дисконтные дома | 2363 | 3631 | 53,7 | Финансирование клиентов | 28201 | 36718 | 30,2 | Коммерческие банки | 12256 | 16706 | 36,3 | Финансовые компании | 7613 | 10050 | 32,0 | Торговые (инвестиционные) банки | 771 | 804 | 4,3 | Исламские банки | 7561 | 9158 | 21,1 | Число филиалов и отделений | 132 | 138 | 4,5 | Коммерческие банки | 8 | 8 | 0 | Финансовые компании | 2 | 2 | 0 | Исламские банки | 122 | 128 | 4,9 |
Примечание: обменный курс ринггита к доллару США - 2,8 : 1 Источник: Bank Islam Malaysia Berhad. Annual Report 2002.
Таблица 2. Исламская банковская система Малайзии: пассивы и активы (млн ринг.).
| Прирост | 2002 | | 2001 | 2002 | (предварительно) | Пассивы | | | | Капитал и резервы | 908 | 1269 | 4703 | Депозиты | 11183/td> | 6200 | 53306 | Средства финансовых институтов | -623 | 271 | 4444 | Прочие обязательства | 392 | 1401 | 5617 | ВСЕГО | 11,860 | 9,141 | 68,070 | | | | | Активы | | | | Касса | -147 | 39 | 240 | Резервы в центральном банке | 154 | 318 | 1196 | Средства в других фин. институтах | 2759 | -3767 | 7735 | Финансирование клиентов | 7310 | 8517 | 36718 | Ценные бумаги | -504 | 4014 | 19277 | Прочие активы | 2288 | 20 | 2904 |
Примечание: обменный курс ринггита к доллару США - 2,8 : 1 Источник: Bank Islam Malaysia Berhad. Annual Report 2002.
Согласно генеральному плану развития банковского сектора, в 2010 году на долю исламских институтов должно прийтись 20% рынка. Этот ориентир воспринимается в стране всерьез: постановка таких задач является традиционной для Малайзии, они относятся к экономико-политическим приоритетам и до сих пор в целом выполнялись. Поскольку генеральный план говорит о возможности и желательности увеличения числа полномасштабных исламских банков и делает акцент на специализированной подготовке адекватной по численности и квалификации рабочей силы, данный рубеж, очевидно, будет достигнут.
ПРОТИВОРЕЧИЯ - ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ В то же время предметом дискуссии остается качество исламских банковских услуг в Малайзии - не в плане удовлетворения запросов клиентов, а в части соответствия шариату. Речь, разумеется, не идет о том, что малайзийская исламская банковская практика целенаправленно нарушает доктринальные предписания, прикрываясь богоугодной фразеологией. Проблема состоит в том, что шариат допускает различное толкование тех или иных положений доктрины, если они даются авторитетным лицом, действующим в соответствии с общими принципами ислама и с учетом конкретных обстоятельств времени и места. С одной стороны, это придает данному мировоззрению гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, но, с другой, порождает порой конфликтующие суждения по одному и тому же вопросу, причем ни одно из этих суждений не будет считаться однозначно ложным. Религиозно-юридические и богословские взгляды интерпретаторов из арабских стран, Пакистана обычно отличаются большей консервативностью и строгостью. Малайзийские специалисты по шариату, напротив, готовы пойти достаточно далеко при экспертизе банковских продуктов. Хотя официальные лица и заявляют, что страна избрала срединный путь, избегая как консерватизма пуристов, так и либеральных вольностей, вопросы остаются. Речь не идет о таких вещах, как отказ включить акции национальной авиакомпании в исламский биржевой листинг в силу того, что в самолетах подают алкоголь - это преимущественно этическая сфера. Но признание допустимым исламских инвестиций в акции без учета того, пользуются ли эмитенты процентными инструментами при размещении свободной наличности или фондировании своих операций, входит в противоречие с превалирующими представлениями об исламских финансах. То же относится к широко используемой в Малайзии продаже и покупке долговых инструментов (так называемый баи' ад-дейн). Такое рассогласование ставит известные препятствия на пути широкого сотрудничества между исламскими финансовыми институтами стран Персидского залива и Малайзии. Показательно, что в 1998 году Академия фикха в Джидде по итогам обсуждения допустимости или запретности продажи долгов не вынесла окончательного вердикта, постановив "отложить принятие решения ... для дальнейшего изучения вопроса ... с целью предложить альтернативные варианты продажи долгов в соответствии с шариатом". Эти вопросы, говорилось в резолюции, будут рассмотрены на последующих сессиях Совета Академии, но пока, очевидно, удовлетворительных ответов на них не найдено. Подход, не раз продемонстрированный в Малайзии, состоит в том, чтобы приноровить традиционные финансовые механизмы к требованиям шариата, коль скоро эти механизмы укоренились в повседневной практике. Возможно, даже вероятно, это дало шанс исламскому банкингу закрепиться и пойти в рост в стране, чье население едва наполовину состоит из мусульман, в то время как в бизнесе велико влияние этнических китайцев. Однако если это был компромисс, оправданный большой и светлой целью, не оказалась ли цель - хоть немного - скомпрометирована? Андрей Журавлев СПРАВКА ЖУРНАЛА "РУССКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ" Первый исламский сберегательный банк, основанный на принципе участия в прибылях, появился в 1963 году в одном из небольших городов Египта. Из-за опасений по поводу возможных обвинений в открытой манифестации исламкого фундаментализма этот первый современный эксперимент в области исламского банкинга был осуществлен в обстановке фактической секретности. К 1967 году таких банков в Египте было уже девять. Эти банки не взимали процентов по ссудам и не платили процентов по вкладам - они "делали деньги" путем участия в торговых или производственных бизнес-проектах, разделяя полученную прибыль между своими вкладчиками. Таким образом они выступали в роли не столько традиционных коммерческих банков, сколько сберегательно-инвестиционных институтов. Во время первого нефтяного кризиса 70-х годов был создан управляющийся из Женевы "Исламский фондовый дом". Он начал аккумулировать немалую часть доходов мусульманских стран, полученных от торговли нефтью. Его целью стало создание денежного источника и капитальной базы для будущей основанной на исламских принципах глобальной сети беспроцентных банковских услуг. В 70-е годы изменение общего политического климата во многих мусульманских странах позволило перейти от первых исламских банков, имевших полуподпольный статус, к созданию легальных банков. Именно в этот период были созданы, в частности, Dubai Islamic Bank (l975), Islamic Bank of Sudan (l977), Islamic Bank of Egypt (l977), and Bahrain Islamic Bank (l979) и др. В азиатско-тихоокеанском регионе это произошло даже раньше: в Филиппинах в 1973 году президентским указом был создан исламкий Philippine Amanah Bank. В 1978 годы в Люксембурге был зарегестрирован Islamic Finance House ("Исламский финансовый дом"), представлявший собой первую попытку распространения исламского банкинга в западном мире. С победой исламской революции в Иране банковская система в этой стране после трехлетнего переходного периода полностью перешла на модель исламского банкинга. Сегодня в мире насчитывается около 150 исламских банков и множество других исламских небанковских финансовых институтов. Запрет на взимание процентов не означает, что использование капитала в исламской финансово-банковской системе не имеет цены. Система, как было сказано выше, позволяет поставщику капитала участвовать в прибылях. Но это же обстоятельство предполагает значительно более высокое участие банка в рисках реципиента капитала, и в этом проявляется одна из важнейших особенностей этой системы от западной. В центре внимания исламских банков оказывается жизнеспособность и прибыльность бизнес-проекта, а не качество и величина обеспечения займа. В результате многие хорошие проекты, которые были бы отвергнуты традиционными западными банками из-за отсутствия или недостаточности обеспечения могут быть профинансированы исламскими банками на условиях участия в прибылях. Это определяет потенциально очень важную роль, которую исламские банки могут играть в стимулировании экономического развития. Фактически исламкий банк занимается управлением денежными фондами вкладчиков и участвует в производстве прибыли, причем на основе весьма жестких правил и процедур. Эти правила препятствуют появлению эффекта денежного мультипликатора, когда банковская система как целое создает деньги "из воздуха", на основе неограниченного кредита. В отличие от западной в исламской банковской системе исключена ситуация, когда в банках существует лишь менее 2 долларов реальных денег на каждые 100 долларов на депозитных счетах (такая ситуация наблюдается, например, в США). С одной стороны, это ограничивает возможности использования инструментов активной монетарной политики для макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, в такой системе существенно меньше вероятность банкротства банков. Специальное исследование, проведенное экспертами МВФ в 1987 году, пришло к выводу, что исламская банковская система представляет собой весьма жизнеспособный проект, способствующий решению базовой проблемы экономики - эффективному распределению ресурсов. При этом, по мнению авторов исследования, исламская банковская система, по сравнению с западной, в гораздо меньшей степени подвержена рискам, связанным с проблемой ликвидности и платежеспособности. Подготовил Андрей Кобяков |