Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Исламские банки Малайзии
09.09.07 08:03 Экономика и Финансы

То, что идею золотого динара активно пропагандирует премьер-министр Малайзии, вполне закономерно. Концепция денег, на сто процентов обеспеченных физическим товаром, соответствует экономическим воззрениям, укорененным в исламе. И именно Малайзия по праву может считаться одним из пионеров практического воплощения этих воззрений через создание важнейшей денежной институции - банков, строящих свою деятельность на исламских принципах.

ПРИНЦИПЫ

Здесь, очевидно, надлежит сделать некоторое отступление и пояснить, что такое исламские банки.

В проповедях пророка Мухаммеда, впоследствии составивших Коран, и в его высказываниях, известных как хадисы, неоднократно поднимаются вопросы, сопряженные с хозяйственной деятельностью членов мусульманской общины. Сформулированные Мухаммедом предписания для этой сферы человеческой активности представляют собой часть вероучения ислама, его этической доктрины, а также, будучи истолкованы по особым правилам, - и особый раздел мусульманского права, фикха.

Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической категорией, ислам задал специфические параметры, которым должно отвечать экономическое поведение его адептов. В результате шариат, то есть продиктованный свыше, божеский закон, заповеданный человеческому обществу, накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском. Не вдаваясь в детали, следует подчеркнуть, что этот запрет имеет и абсолютно рассудочные, мирские объяснения (хотя говорить "мирской" об исламе, который не есть лишь культ, а, в сущности, образ жизни, не вполне корректно). Так что концепция исламского банкинга держится на двух китах - религиозной этике и экономическом здравомыслии.

По большому счету, не правильно выделять как главный какой-то из запретов или, напротив, предписаний, которым следует исламский банк. Однако то, что исламская банковская практика не допускает процентных трансакций, является ее наиболее известной чертой. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что поскольку деньги не есть товар, они не могут прирастать лишь оттого, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в реальную экономику, создали реальную добавленную стоимость. В исламских финансах существует целый ряд стандартных форм взаимодействия банка и предпринимателя, которые схожи в одном: риск банка - это всегда и прежде всего инвестиционный риск; собственно кредитный риск, схематично говоря, являющийся главным в традиционном банковском деле, имеет место редко и в остаточном виде.

Разумеется, рассуждения о том, что весь миллиард и двести миллионов мусульман Земли составляют потенциальную клиентуру исламских банков, не лишены лукавства. Немалое число из них не видят беды в том, чтобы пользоваться традиционными банковскими услугами. В то же время, социологические исследования показывают, что при наличии соответствующего предложения и адекватной информации очень многие отдали бы - и реально отдают - предпочтение исламскому финансовому институту. Этот выбор диктуется и религиозным фактором, и стремлением к этно-конфессиональной самоидентификации (в частности, как реакция на конфронтационные инициативы Запада), и сугубо экономическим мотивом, поскольку исламский банкинг - например, по данным рейтингового агентства Standard & Poor's - являются высокоприбыльным предприятием.


ЭТАПЫ

Первые полноценные, хорошо капитализированные исламские банки появились в середине 70-х годов в Персидском заливе, когда произошло восстановление национальной независимости бывших колоний и протекторатов и резко возросли их нефтедолларовые доходы. Строго говоря, Малайзия ни политически, ни экономически не была субъектом этих процессов. Но исламская банковская концепция наша живой отклик в этой преимущественно мусульманской стране, к тому же уже имевшей небольшой опыт финансовой деятельности, согласующейся с шариатом. Еще в 1963 году здесь была создана Сберегательная корпорация для мусульманских паломников (Muslim Pilgrims Savings Corporation). Ее целью было содействовать накоплению сбережений желающими совершить хадж. В 1969 г. эта организация трансформировалась в Pilgrims Management and Fund Board, или, как ее обычно называют на малайзийский манер, "Табунг Хаджи". В настоящее время она действует как финансовая компания, которая вкладывает сбережения будущих паломников в согласии с шариатом. Она является крупным институциональным инвестором в национальную экономику, но не является банком.

Впервые банк исламского типа учреждается в Малайзии в 1983 году. То, что это случилось через восемь лет после появления первого в мире коммерческого исламского банка Dubai Islamic Bank, вовсе не отменяет сказанного в начале статьи: Малайзия и вправду является пионером в данной области, поскольку едва ли ни первой применила систематический, основанный на конкретном плане подход к созданию исламского банковского механизма. Правительство не пошло на поводу у кругов, с появлением банков исламского типа в арабских странах призывавших немедленно повторить этот опыт в Малайзии. Лишь получив на руки положительное заключение специального комитета, исследовавшего возможные последствия такого проекта для страны и вероятные перспективы исламского банкинга, а также подготовив необходимую законодательную и нормативную базу, власти дали добро на создание Bank Islam Malaysia Berhad (BIMB).

Руководствуясь принципом "поспешай медленно", государство в течение последующих десяти лет не предпринимает новых инициатив, давая BIMB развернуться и анализируя его опыт. При этом оно отдает себе отчет в том, что говорить об исламской банковской системе в стране будет можно только при наличии большого числа финансовых институтов, разнообразии применяемых инструментов и становлении ликвидного межбанковского рынка. В 1993 году делается очередной шаг в данном направлении - вводится так называемая беспроцентная банковская программа. Согласно ей обычные банки начали оказывать исламские услуги, используя свою готовую инфраструктуру и филиальную сеть. Рядом с BIMB в короткие сроки и с минимальными издержками появились несколько десятков новых игроков, а продуктовый ряд расширился до 40 различных видов услуг.

Еще ряд важных нововведений приходится на 90-е годы: учреждение исламского межбанковского денежного рынка в 1994 году; введение типовой формы отчетности по исламским операциям обычных банков в 1996 году; создание Национального шариатского консультативного совета как органа, дающего единую интерпретацию исламских норм в применении к банковскому и страховому делу, в 1997 году. Наконец, в октябре 1999 года в стране открылся второй полномасштабный исламский банк - Bank Muamalat Malaysia Berhad (BMMB).


БОРЬБА ДВУХ ЦЕНТРОВ: МАЛАЙЗИЯ И БАХРЕЙН

Таким образом, к началу XXI века Малайзия реализовала свой амбициозный план построения двуединой банковской системы, в которой работают исламские и обычные финансовый институты. Малайзийцы по обыкновению называют возведенную ими конструкцию уникальной, но правы они лишь отчасти. В тех сорока с лишним странах, в которых имеются исламские банки, таковые, естественно, сосуществуют с банками традиционными. В этом смысле их банковские системы также можно назвать "двуедиными". При этом по крайней мере в одной стране, Бахрейне, к исходу 90-х была разработана адекватная правовая база для исламского банкинга.

Бахрейн кроме того является лидером по числу исламских финансовых институтов. Здесь функционируют - преимущественно в офшорном режиме - 23 исламских банка. Пальму первенства Бахрейн окончательно перенял у Малайзии в 2002 году, когда в его столице Манаме (наряду с ранее зарегистрированными здесь Организацией по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах, Исламским рейтинговым агентством и Всеобщим совета исламских финансовых институтов) разместились секретариаты Международного исламского финансового рынка и Центра управления ликвидностью.

Малайзии "достался" только Совет по исламским финансовым услугам, хотя она входит в число членов практически всех названных выше организаций. Таким образом, по крайней мере формально, она согласилась с тем, что большинство институтов, отвечающих за развитие и управление международным исламским межбанковским рынком, без которых весь исламский банкинг обречен по меньшей мере на застой, не будут связаны с именем Малайзии. По сути это означало, что аналогичные механизмы, разработанные ею в рамках национальной банковской системы, вероятно, так и останутся привязанными к внутреннему рынку страны. Таким образом, данные события могут довольно негативно сказаться на широких планах Куала-Лумпура по приданию офшорной зоне на острове Лабуан дополнительного статуса - общепризнанного международного исламского денежного рынка.


МАСШТАБЫ

Между тем, Малайзия опережает конкурента по основным параметрам исламского банковского сектора. Так, по итогам 2002 г. исламские активы малайзийских банков составили 18 млрд долл., а бахрейнских - 4,7 млрд долл. По данным Bank Negara, в 2002 году исламские банки увеличили свою долю в активах банковской системы страны до 8,9% (5,8% на Бахрейне). Правда, подсчеты автора на основе данных Bank Negara, собранных в нижеприведенных таблицах, дают несколько иной результат: активы исламских банков не доходят до 8%, а их капитал составляет немногим больше 3% от совокупного размера активов и капитала банков Малайзии соответственно.

Впрочем, это расхождение едва ли следует считать принципиальным. Существенней то, что лидирующая роль в исламском банковском секторе Малайзии по-прежнему принадлежит обычным финансовым институтам, участвующим в беспроцентной банковской программе. Поэтому предложенное сравнение с Бахрейном, оставаясь номинально корректным, не может считаться безусловно репрезентативным.


Таблица 1. Исламская банковская система Малайзии: основные показатели (млрд ринг.).

  2001 2002 Прирост (%)
Число институтов 38 35 -7,9
Коммерческие банки 14 14 0
Финансовые компании 10 9 -10
Торговые (инвестиционные) банки 5 3 -40
Исламские банки 2 2 0
Дисконтные дома 7 7 0
Совокупные активы (млн. ринг.) 58929 68070 15,5
Коммерческие банки 26750 29109 8,8
Финансовые компании 9749 12623 29,5
Торговые (инвестиционные) банки 1353 1430 5,7
Исламские банки 17328 20160 16,3
Дисконтные дома 3749 4748 26,6
Депозитная база (млн. Ринг.) 47106 53306 13,2
Коммерческие банки 22031 23476 6,6
Финансовые компании 7664 9094 18,7
Торговые (инвестиционные) банки 673 684 1,6
Исламские банки 14375 16421 14,2
Дисконтные дома 2363 3631 53,7
Финансирование клиентов 28201 36718 30,2
Коммерческие банки 12256 16706 36,3
Финансовые компании 7613 10050 32,0
Торговые (инвестиционные) банки 771 804 4,3
Исламские банки 7561 9158 21,1
Число филиалов и отделений 132 138 4,5
Коммерческие банки 8 8 0
Финансовые компании 2 2 0
Исламские банки 122 128 4,9

Примечание: обменный курс ринггита к доллару США - 2,8 : 1
Источник: Bank Islam Malaysia Berhad. Annual Report 2002.



Таблица 2. Исламская банковская система Малайзии: пассивы и активы (млн ринг.).

  Прирост 2002
  2001 2002 (предварительно)
Пассивы      
Капитал и резервы 908 1269 4703
Депозиты 11183/td> 6200 53306
Средства финансовых институтов -623 271 4444
Прочие обязательства 392 1401 5617
ВСЕГО 11,860 9,141 68,070
       
Активы      
Касса -147 39 240
Резервы в центральном банке 154 318 1196
Средства в других фин. институтах 2759 -3767 7735
Финансирование клиентов 7310 8517 36718
Ценные бумаги -504 4014 19277
Прочие активы 2288 20 2904

Примечание: обменный курс ринггита к доллару США - 2,8 : 1
Источник: Bank Islam Malaysia Berhad. Annual Report 2002.

Согласно генеральному плану развития банковского сектора, в 2010 году на долю исламских институтов должно прийтись 20% рынка. Этот ориентир воспринимается в стране всерьез: постановка таких задач является традиционной для Малайзии, они относятся к экономико-политическим приоритетам и до сих пор в целом выполнялись. Поскольку генеральный план говорит о возможности и желательности увеличения числа полномасштабных исламских банков и делает акцент на специализированной подготовке адекватной по численности и квалификации рабочей силы, данный рубеж, очевидно, будет достигнут.

ПРОТИВОРЕЧИЯ - ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ

В то же время предметом дискуссии остается качество исламских банковских услуг в Малайзии - не в плане удовлетворения запросов клиентов, а в части соответствия шариату. Речь, разумеется, не идет о том, что малайзийская исламская банковская практика целенаправленно нарушает доктринальные предписания, прикрываясь богоугодной фразеологией. Проблема состоит в том, что шариат допускает различное толкование тех или иных положений доктрины, если они даются авторитетным лицом, действующим в соответствии с общими принципами ислама и с учетом конкретных обстоятельств времени и места. С одной стороны, это придает данному мировоззрению гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, но, с другой, порождает порой конфликтующие суждения по одному и тому же вопросу, причем ни одно из этих суждений не будет считаться однозначно ложным.

Религиозно-юридические и богословские взгляды интерпретаторов из арабских стран, Пакистана обычно отличаются большей консервативностью и строгостью. Малайзийские специалисты по шариату, напротив, готовы пойти достаточно далеко при экспертизе банковских продуктов. Хотя официальные лица и заявляют, что страна избрала срединный путь, избегая как консерватизма пуристов, так и либеральных вольностей, вопросы остаются. Речь не идет о таких вещах, как отказ включить акции национальной авиакомпании в исламский биржевой листинг в силу того, что в самолетах подают алкоголь - это преимущественно этическая сфера. Но признание допустимым исламских инвестиций в акции без учета того, пользуются ли эмитенты процентными инструментами при размещении свободной наличности или фондировании своих операций, входит в противоречие с превалирующими представлениями об исламских финансах. То же относится к широко используемой в Малайзии продаже и покупке долговых инструментов (так называемый баи' ад-дейн). Такое рассогласование ставит известные препятствия на пути широкого сотрудничества между исламскими финансовыми институтами стран Персидского залива и Малайзии.

Показательно, что в 1998 году Академия фикха в Джидде по итогам обсуждения допустимости или запретности продажи долгов не вынесла окончательного вердикта, постановив "отложить принятие решения ... для дальнейшего изучения вопроса ... с целью предложить альтернативные варианты продажи долгов в соответствии с шариатом". Эти вопросы, говорилось в резолюции, будут рассмотрены на последующих сессиях Совета Академии, но пока, очевидно, удовлетворительных ответов на них не найдено.

Подход, не раз продемонстрированный в Малайзии, состоит в том, чтобы приноровить традиционные финансовые механизмы к требованиям шариата, коль скоро эти механизмы укоренились в повседневной практике. Возможно, даже вероятно, это дало шанс исламскому банкингу закрепиться и пойти в рост в стране, чье население едва наполовину состоит из мусульман, в то время как в бизнесе велико влияние этнических китайцев. Однако если это был компромисс, оправданный большой и светлой целью, не оказалась ли цель - хоть немного - скомпрометирована?

Андрей Журавлев


СПРАВКА ЖУРНАЛА "РУССКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ"

Первый исламский сберегательный банк, основанный на принципе участия в прибылях, появился в 1963 году в одном из небольших городов Египта. Из-за опасений по поводу возможных обвинений в открытой манифестации исламкого фундаментализма этот первый современный эксперимент в области исламского банкинга был осуществлен в обстановке фактической секретности.

К 1967 году таких банков в Египте было уже девять. Эти банки не взимали процентов по ссудам и не платили процентов по вкладам - они "делали деньги" путем участия в торговых или производственных бизнес-проектах, разделяя полученную прибыль между своими вкладчиками. Таким образом они выступали в роли не столько традиционных коммерческих банков, сколько сберегательно-инвестиционных институтов.

Во время первого нефтяного кризиса 70-х годов был создан управляющийся из Женевы "Исламский фондовый дом". Он начал аккумулировать немалую часть доходов мусульманских стран, полученных от торговли нефтью. Его целью стало создание денежного источника и капитальной базы для будущей основанной на исламских принципах глобальной сети беспроцентных банковских услуг.

В 70-е годы изменение общего политического климата во многих мусульманских странах позволило перейти от первых исламских банков, имевших полуподпольный статус, к созданию легальных банков. Именно в этот период были созданы, в частности, Dubai Islamic Bank (l975), Islamic Bank of Sudan (l977), Islamic Bank of Egypt (l977), and Bahrain Islamic Bank (l979) и др.

В азиатско-тихоокеанском регионе это произошло даже раньше: в Филиппинах в 1973 году президентским указом был создан исламкий Philippine Amanah Bank.

В 1978 годы в Люксембурге был зарегестрирован Islamic Finance House ("Исламский финансовый дом"), представлявший собой первую попытку распространения исламского банкинга в западном мире.

С победой исламской революции в Иране банковская система в этой стране после трехлетнего переходного периода полностью перешла на модель исламского банкинга.

Сегодня в мире насчитывается около 150 исламских банков и множество других исламских небанковских финансовых институтов.

Запрет на взимание процентов не означает, что использование капитала в исламской финансово-банковской системе не имеет цены. Система, как было сказано выше, позволяет поставщику капитала участвовать в прибылях. Но это же обстоятельство предполагает значительно более высокое участие банка в рисках реципиента капитала, и в этом проявляется одна из важнейших особенностей этой системы от западной.

В центре внимания исламских банков оказывается жизнеспособность и прибыльность бизнес-проекта, а не качество и величина обеспечения займа. В результате многие хорошие проекты, которые были бы отвергнуты традиционными западными банками из-за отсутствия или недостаточности обеспечения могут быть профинансированы исламскими банками на условиях участия в прибылях. Это определяет потенциально очень важную роль, которую исламские банки могут играть в стимулировании экономического развития.

Фактически исламкий банк занимается управлением денежными фондами вкладчиков и участвует в производстве прибыли, причем на основе весьма жестких правил и процедур. Эти правила препятствуют появлению эффекта денежного мультипликатора, когда банковская система как целое создает деньги "из воздуха", на основе неограниченного кредита.

В отличие от западной в исламской банковской системе исключена ситуация, когда в банках существует лишь менее 2 долларов реальных денег на каждые 100 долларов на депозитных счетах (такая ситуация наблюдается, например, в США). С одной стороны, это ограничивает возможности использования инструментов активной монетарной политики для макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, в такой системе существенно меньше вероятность банкротства банков.

Специальное исследование, проведенное экспертами МВФ в 1987 году, пришло к выводу, что исламская банковская система представляет собой весьма жизнеспособный проект, способствующий решению базовой проблемы экономики - эффективному распределению ресурсов. При этом, по мнению авторов исследования, исламская банковская система, по сравнению с западной, в гораздо меньшей степени подвержена рискам, связанным с проблемой ликвидности и платежеспособности.

Подготовил Андрей Кобяков
 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» В Минздраве Латвии признали, что не смогут заменить лекарства из России
» В лесах Подмосковья обнаружили около десятка дронов ВСУ
» Посол Литвы дал понять о готовящейся атаке по Крымскому мосту
» Суд в Москве арестовал до 27 июня продюсера Reuters
» Российские школьники завоевали 10 медалей на олимпиаде по химии в Китае
» NBC: в Теннесси школам разрешили вооружать учителей
» «Остолбеневшая Армения»: власти страны продолжают уступать территории Азербайджану
» Зеленский заявил, что готов переломить ситуацию на фронте

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться
» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print

 Аналитикавсе статьи rss

» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"