Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
Правительство России ушло в отставку
Путин официально вступил в должность президента РФ в пятый раз
Россия начинает производство ракетных систем средней и меньшей дальности
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
О Марксе, кризисе и немного о жизни
25.11.08 09:22 Экономика и Финансы
Темой данной статьи – если ее вообще можно будет отнести к этому жанру, а, скажем, не к жанру размышлений на бумаге, - будет, конечно, не сколько Маркс, сколько самая интересная тема последнего времени – мировой кризис. Кризис в свете преломления его в применении к Марксу, Люксембург и Валлерстайну.

Есть вопрос, который мне однажды как поклоннику Маркса задали: как я могу объяснить кризис с точки зрения Маркса. И применим ли он вообще. Что ж, я попробую это сделать.

Но для начала я считал бы необходимым дать несколько предварительных замечаний по данному вопросу.

Замечание первое. О Марксе и прочих фамилиях, использованных в тексте статьи.

О Марксе написано так много и хорошего и плохого, что рассуждать на тему величия его личности представляется абсолютно бесполезным, да и не только мне. Однако, в применении к данной статье, я считают совершенно необходимым очень кратко обратить внимание на два момента в его наследии:

1.Как применять метод Маркса к анализу более поздней реальности;
2.Какова Логика Маркса.


В советское время все попытки применить метод Маркса к нашему обществу неизменно заканчивались неудачей. И только с опытом советские философы, которые, надо сказать, как оригинальные мыслители отсутствовали как класс – несколько ярких звезд, конечно, следует выделить, но им не особенно давали развернуться – вывели простую истину: советское общество незрелое, к нему метод Маркса применить нельзя. Впрочем, если бы они внимательнее относились и к Марксу и к Гегелю, то они бы знали, что методы этих великих философов анализируют предмет на максимально более поздней стадии: Маркс писал, что наиболее общие абстракции выявляются в состоянии максимальной конкретности. А вот применение метода Маркса к сегодняшней капиталистической действительности как раз оправдано – стадия трансконтинентального империализма, полагаю, ни у кого вопросов не вызывает.

Вопрос о Логике Маркса более сложный. Формальную Логику создал Аристотель, спустя почти 2000 лет Гегель, использовав опыт своих предшественников – Гераклита, Платона, Аристотеля, Декарта, Канта и т.д. и т.п., – создал наиболее сложную и завершенную логику, Логику диалектическую. Наука Логики Гегеля (это ее название) оказалась настолько сложной и революционной, что ее в большинстве не знают даже маститые профессора знаменитых университетов – кантианство существенно проще. Маркс же, будучи правогегельянцем, широко использовал Логику Гегеля, причем он также творчески переработал и некоторые идеи Спинозы и Фейербаха, однако, при всем при этом собственно СВОЕЙ Логики он так и не оставил. Анализом Логики «Капитала» занимались несколько ученых, самым талантливым из которых, на мой взгляд, является Вазюлин В.А., но главного - выделения Логики Маркса – им так сделать и не удалось. Впрочем, мы не будем углубляться в дебри теории, просто в ходе размышлений о кризисе мы используем часть логической конструкции Маркса, которая, как раз, хорошо известна и описана, в т.ч. тем же Вазюлиным В.А.

Несколько слов о Люксембург. Роза Люксембург была одним из наиболее радикальных революционных элементов своего времени, но среди специалистов она известна фундаментальным трудом «Накопление капитала или что эпигоны сделали с теорией Маркса», изданной в 1916 г. В данной работе Люксембург сделала 2 фундаментальных вывода:

1.Мировая экономика представляет собой сообщество стран, связанных экономическими связями не хаотически, а исходя из объективных для данной общественно-экономической формации законов;
2.Накопление капитала происходит в мировом масштабе в стране-центре накопления капитала, подчиняясь закону Маркса о цели капитала – самовозрастании и самоконцентрации.

И. Валлерстайн. Это известный американский ученый, который развивал основные положения теории Люксембург, опираясь на работы русского ученого-статистика Н.Д. Кондратьева. Собственно, именно Валлерстайн и ввел термин «миросистема», который буквально означает «мир-система». В микросистеме он выделяет следующие компоненты:
1.центр накопления капитала - страна-импортер. В настоящее время это США, до Второй мировой войны – Англия;
2.страны полупериферии – региональные центры накопления. Сейчас это Англия, Япония;
3.страны периферии – все остальные государства. Россия, как впрочем и СССР, в его логике находятся именно в этой группе.

Валлерстайн традиционно выступает как футуролог.

Замечание второе. О теоретическом базисе.

Помимо вышеизложенного, требуется для лучшего понимания изложить ряд теоретических предпосылок, без которых понять дальнейшее будет довольно затруднительно.

Посылка первая. О некоторых аспектах метода Гегеля. Метод Гегеля, будучи диалектическим, базируется на применении нескольких фундаментальных принципов, в том числе, следующих:

1.рассудок единичного человека воспринимает реальность как взаимоотношение двух исключающих друг друга моментов – тезиса и антитезиса, которое он разрешить не в состоянии. Зато общественный разум это сделать может, но не путем разрешения, а путем снятия – фиксации противоречий в едином понятии – отрицании отрицания, или просто следствии;
2.следствие на следующем витке само становится причиной;
3.логика движется как наиболее абстрактных – общих, но пустых - оп-ределений к наиболее конкретным, более узким, но содержательно богатым определениям. Таким образом, познание любой вещи, а значит, и сама вещь, выглядит для разума как процесс, графически – это спираль.

Именно эти посылы использовал Маркс при анализе понятия «капитал» и «товар».

Посылка вторая. О некоторых вводных Маркса. Гегель считал, что субъективный, человеческий дух отчуждается в дух объективный, дух народа и государства. Поскольку там он не может быть удовлетворен до конца, он возвращается к себе уже как часть абсолютного духа – человек ищет себя в искусстве, философии и религии. Маркс придерживался совершенно другого посыла. Он полагал, что всеобщее это вовсе не философия, а сам капитал. В этой связи, Маркс взял за тему рассмотрения именно полиэкономию, ибо она и есть наука о Капитале, который является человеческим обществом – экономические отношения он называл, как известно, базисом. А вот все, что Гегель воспринимал выше чем гражданское общество - государство, политику, религию, искусство, право и т.е., - по Марксу жестко детерминировано экономическим базисом – это надстройка. По сути, вся революция и есть более или менее быстрая реконфигурация надстройки в ходе объективной смены базиса вследствие неустранимого в существующей системе противоречия между производственными силами и производственными отношениями.

На этом, я думаю, вводную часть можно закончить и перейти, собственно, к сути дела.

Немного о кризисе. Кризис, как известно, начинался более года как локальный – как кризис ипотечной системы в США. Однако, учитывая, что после Бреттон-Вуда внутренняя валюта США стала мировой расчетной и накопительной валютой, кризис неизбежно должен был перекинуться на другие страны, которые так или иначе участвуют в глобализованной экономике, т.е. практически на всех. Кризис привел к обрушению фондовых рынков, резкому снижению ликвидности банковской сферы, к сокращению объемов кредитования основных отраслей промышленности. Уменьшение доступности потребителей к длинным и дешевым деньгам привело к резкому сокращению спроса на промышленные товары, и, таким образом, дополнительно усилило проблемы промышленности. Встали практически все долгосрочные проекты – экономика отказалась от долгосрочного планирования, сосредоточившись на сегодняшнем выживании. Проще говоря – «все деньги куда-то пропали!» - но ведь это не так. Тогда что это? Резкое обесценение доллара? Может быть. Но почему? Ведь до этого никогда аналогичного процесса такого масштаба никогда не наблюдалось – вот в этой фразе лейтмотив всех экономистов: «Мы не может дать рецептов, потому что аналогов еще не было». Может, все-таки стоит обратиться к классикам? Например, к Марксу.

Маркс и товар. В основе всей деятельности человека лежит потребность, которую нужно удовлетворить. Удовлетворить ее можно только продуктом труда – голод будет удовлетворен, к примеру, бараном, которого нужно догнать и съесть, предварительно убив копьем, которое нужно изготовить. Т.е., продукт труда в общем виде это есть овеществленный труд, который имеет определенную ценность для человека – Маркс это называет потребительной стоимостью.

В докапиталистической экономике человек в первую очередь стремится удовлетворить свои собственные потребности, почему и живет, как правило, натуральным хозяйством.

В капиталистической экономике рабочая сила сама становится товаром, и продукт труда начинают производить только для обмена – это закономерный итог глубокого разделения труда. Как только продукт труда попадает на площадку для обмена – рынок, владелец объявляет ему цену, которую он хочет получить в обмен за свой труд, точнее, за количество труда – рабочую силу, а еще точнее – за рабочее время. В этот момент продукт труда – при наделении его меновой стоимостью - превращается в товар. Если товар востребованный, т.е. на него потрачено общественно необходимое время – происходит акт обмена, если нет, то товар не находит спроса.

Цена у Маркса складывается на основе спроса и предложения, но не ниже меновой стоимости, в противном случае человек работать не будет. Таким образом, товар есть снятое противоречие потребительной и меновой стоимости; первая выражается как способность к удовлетворению, вторая как возможность обмена, выраженная в количественной форме.

Для приравнивания одного товара к другому происходит абстрагирование меновой стоимости от своего товарного носителя и выражение ее в числовом виде общепринятых единиц обмена. Такие единицы называются деньги, а сама абстрагированная стоимость – цена. При этом товарная форма никуда не девается – она по-прежнему лежит на прилавке.

Единство денежной и товарной форм и есть капитал – это одно из определений Маркса. Денежная форма не существует без товарной и наоборот.

В этом месте нужно понять одну простую и, одновременно, сложную вещь. То, что мы привыкли называть деньгами – купюры, банкноты, кредитные карты – это НЕ ДЕНЬГИ. Это их символы. Деньги выполняют много ролей, главная из которых - определение меновой стоимости рабочей силы – по сути, приравнивание налично имеющейся массы труда и товаров, предлагаемых к обмену. Еще раз обращаю внимание, что любой продукт труда всего лишь овеществленный труд – я намеренно не говорю про опередмечивание личности в продукте труда – труде музыканта, художника, писателя и т.д. – там действуют другие механизмы определения стоимости рабочей силы.

Если понимание этой истины пришло, то оно автоматически приводит к пониманию и другой истины. Количество денег всегда равно меновой стоимости предлагаемой к обмену товарной массы, а это означает отсутствие инфляции. Тем не менее, она всегда существовала. Противоречие? Отнюдь. Маркс на это дает очень простой ответ – кредитные деньги, вброшенные в процесс производства капитала – а это обязательное условие: проценты за предоставление капитала появляются в процессе производства и обращения капитала и, обратно, кредитные деньги становятся деньгами только при условии их поступления в процесс производства и обращения – обеспечены БУДУЩИМ товаром, и, следовательно, БУДУЩИМ спросом. Поэтому кредитных денег МНОГО НЕ БЫВАЕТ – они существуют только в объеме будущего спроса и не более.

Вот здесь мы подошли к другой компоненте нашего рассуждения. Спрос определяется двумя ключевыми характеристиками – потребностью и наличием денег, способным оплатить удовлетворение этой потребности. Начнем со спроса. Маркс этому вопросу вообще не уделяет внимания, за исключением нескольких работ, в которых он описывает свое видение коммунизма, зато следующая за ним по времени теория предельной полезности утверждает, что желание человека расстаться с деньгами напрямую связана с удовлетворением им своих потребностей – к примеру, 1-я яхта за 5 млн.долл. вызовет у человека существенно более серьезное удовлетворение, нежели 10-я яхта даже и за 20 млн.долл. Капитализм образца ХХ века быстро понял, что спрос нужно искусственно создавать – так возникла теория ложных потребностей, о которых много писали сотрудники Франкфуртского университета в Германии. Но ложные потребности не могут создаваться бесконечно – рано или поздно товарное изобилие затормозится безразличностью человека к окружающему его предметному миру и он начнет искать удовлетворения в других вещах, менее материальных.

Но есть и другой аспект. Предположим, спрос удалось сформировать – через рекламу, СМИ, интернет и т.д. Но для его удовлетворения на руках у населения должны быть ДЕНЬГИ. И вот тут мы снова возвращаемся к Марксу.

Как показано выше, деньги есть только МОМЕНТ капитала и они, сум-мированные с меновой стоимостью товарной, неденежной, формой и дают Капитал вообще. Но тут появляются еще некие деньги. И в этой связи необходимо обратиться к «Экономическо-философским рукописям 1857-59 гг.» Маркса – первому варианту «Капитала», в котором он рассматривает еще один вариант развития общества, который не вошел в собственно, издание «Капитала» 1865 г..

Я постараюсь тезисно изложить слова Маркса по этому поводу:

1.машинное производство максимально проникает во все отрасли общества;
2.производительность машинного труда колоссально превосходит производительность человеческого труда;
3.ввиду возрастания в стоимости произведенных товаров стоимости машин - основных фондов через амортизацию, а также учитывая, что определение цены товара производится на основе баланса спроса и предложения – доля человеческого труда постоянно сокращается;
4.следовательно, человек вынужден работать БОЛЬШЕ, чем ранее, несмотря на то, что ему помогают машины, чтобы заработать те же деньги;
5.машины производят колоссальную массу товаров, предназначен-ную для потребления;
6.человек, вынужденный работать по 14-16 часов в сутки, обнищает духовно – у него просто не останется времени на духовное и интеллектуальное развитие.

Таким образом, говорит Маркс, в какой-то момент количество сил человека, которые он может использовать в процессе обмена на заработную плату, упрется в их физический предел – такое общество просто не сможет существовать дальше.

Вот именно этот вариант я и предлагаю сейчас рассмотреть. Не правда ли – очень похоже на сегодняшнее общество. Теперь, суммируя вышесказанное, приходим к интересному выводу: наша машинная цивилизация создала гигантское количество товаров, которое должно быть:

1.выкуплено, т.е. обменяно на деньги потребителей;
2.потреблено, т.е. должно удовлетворить некие потребности потребителей.

Для этого нужна сущая безделица – создать потребности и дать людям деньги, чтобы они в ходе обмена попали к капиталисту, который их снова вбросит в процесс производства и обращения – это и есть единство процессов производства и обращения капитала.

С потребностями мы более или менее разобрались – их можно искусственно создавать, постепенно заменяя духовный мир человека предметным миром.

С деньгами задача сложнее. Как показано выше, деньги по сути своей равны меновой стоимости товаров, а, следовательно, КОЛИЧЕСТВУ налично существующего труда, готового к обмену на деньги. Что есть «количество налично существующего труда»? Это количество общественно необходимого времени работы человека, пределом которого являются физические силы человека, умноженное на количество населения, способного работать; единица этого параметра давно известна в государственно планировании: человеко-час.

Внешне мы видим следующее: колоссальное количество товарной массы предназначенной к обмену по цене не ниже меновой стоимости на одном полюсе и количество денег, в объеме не ниже меновой стоимости рабочей силы всего общества на другом. В чем же проблема?

Проблема в следующем: количество товаров из-за стремления капитала к самовозрастанию путем интенсификации машинного производства растет по экспоненте, а количество налично существующего труда растет линейно.
Таким образом, налицо фундаментальное противоречие – количество денег, обеспеченных трудом, не может покрыть предложенную к обмену товарную массу.

Здесь возможны два выхода:

1.искусственно сокращать товарную массу, т.е. сокращать производство, на что капитал никогда добровольно не идет;
2.вбрасывать в обращение деньги трудом не обеспеченные, пустые символы, которые никогда не станут капиталом. Т.е., по сути, наращивать спрос, который никогда не будет оплачен, т.е. не станет капиталом.

Начнем со второго варианта. Он известен в истории как минимум в двух различных вариантах:

1.США, начиная с 60-70-х годов ХХ века, стимулировали потребитель-ский спрос путем накачивания его пустыми деньгами с одновременным разделением потребителя и производителя в модели глобализованной экономики. По сути, американцы стимулировали развитие гр. Б – «производство средств потребления»;

2.СССР, используя директивную экономику, накачивал государственный спрос путем стимулирования государственного заказа через развитие гр. А – «производство средств производства».

Советская модель закончилась раньше – хотя экономические причины падения лично мне представляются наименее очевидными. Американская модель, возможно, заканчивается на наших глазах.

Если бы кризис был локальный – его можно было бы еще выправить – ведь известны такие случаи – «советская угроза», «угроза терроризма», дот-комы, ипотека, нефть и т.д. Но, к несчастью, кризис стал уже мировым. Спасти ведущие экономики мира мог бы неизвестно откуда взявшийся спрос гигантской величины, причем обеспеченный деньгами, покрытыми трудом.

Для появления такого феномена необходимо совпадение нескольких моментов, в частности:

1.Участники этого спроса должны иметь очень большие неудовлетворенные потребности, причем, желательно, базовые – питание, жилье, элементарные удобства и, только потом, медийные и информационные потребности;
2.Их труд должен быть недофинансирован, недооплачен;
3.Они должны получить на руки достаточно средств для выкупа предложенных товаров.

Такой точкой спроса может быть или Индия или Китай – там наличествуют минимум первые 2 момента, третий – вполне решаемый. К несчастью, не выполняется ключей, наиболее фундаментальный фактор.

Это должна быть страна – центр миросистема. Страна – центр накопления капитала.
Ни Китай, ни Индия таковыми странами не являются. Но как страна становится центром накопления? Тут нам поможет Люксембург и Валлерстайн.

Первой в капиталистической формации такой страной – Валлерстайн называл ее ядром – стала Англия в силу одновременного совпадения нескольких моментов:
1.Наличие мощного флота позволяло контролировать основные океанские торговые маршруты и грабить колонии;
2.Англия первая вступила в промышленную революцию;
3.В Англии присутствовала гибкая и адекватная система управления, которая была действительной.

Вторую попытку сделала Германия, создав мощную экономику, сильную систему управления и океанский флот. Развязанная ею Первая мировая война и преследовала цель забрать себе функции ядра. Объединенными усилиями Антанты и США этого удалось предотвратить, но Германия выправилась. Зато было поставлена под сомнение способность Англии выполнять эту функцию по двум причинам:
1.монархия как способ управления колониями уже устарела;
2.американцы еще недостаточно развились до мирового уровня.

Всего через 20 началась Вторая мировая война, которая закрепила позиции СССР, передачу функций ядра от Англии к США и отказ от прямого колониального управления.

Но и такая система долго не просуществовала. Сначала пришло понимание противоречия между товарной и денежной формами капитала, потом разрушился СССР. Наконец, противоречие достигло в настоящее время развития, которое может поставить под сомнение способность США выполнять роль ядра.

Я, по сути, веду речь о войне. Войне за право получить функции ядра.

Возможен и второй вариант. К примеру, не сократить масштабы производства, а придумать суперпрорывную технологию, которая обнулит все основные фонды всех развитых экономик и заставит всех их создать заново на новой технологической платформе. К сожалению, я такой технологии не вижу…

Вот теперь я готов ответить на вопрос, указанный в начале статьи. Да, применим. Нужно просто очистить кожуры луковицу, что бы узреть ее саму. Именно это, как положено Марксом, я и сделал.

В довершении к столь грустному концу статьи я хочу сделать одну приписку более светлого свойства. Маркс писал, что капитал многолик.

Он имеет 2 момента:

1.материальный – это есть материальное общественное богатство, вы-раженное как постоянный капитал (средства производства) и переменный капитал (средства потребления);
2.идеальный - это есть определенное общественное отношение, которое конституирует на экономическом базисе (см. выше) общественную надстройку.

Как же так, спросите вы – ведь в войнах разрушается материальный момент. Как же это связано с самовозрастанием капитала? Получается, он сам себя уничтожает? Это есть одно неустранимых противоречий теории Маркса, что на самом деле доказывает ее правильность и истинность – разрушается материальная сторона капитала, зато закрепляется идеальная….

А это значит, что происходит только то, что и должно происходить.

25 веков назад Гераклит на это ответил: «Вечность есть ребенок, забавляющийся игрой в шашки».
 

sgerr200726.11.08 01:06

«Я убежден, что будущее научится больше у Гезелля, чем у Маркса». (Джон Мейнард Кейнс)

Причину кризисане стоит искать настолько глубоко, как предлагает автор. Она (причина) кроется в самой сущности кредитной финансовой системы,

> Проще говоря – «все деньги куда-то пропали!»

Еще проще: их и не было. Подробнее здесь: ссылка

onceReed26.11.08 12:09

Гм..., да.

Ну, во-первых, я бы не стал вытаскивать цитаты из контекста, особенно, когда они ни к селу ни к городу. А то получится, как у Дюринга.

Во-вторых, Кейнс вовсе не отрицал Маркса. Просто, еще раз повторяю - Маркс -философ, а не экономист. Кейнс для меня не авторитет в области политэкономии - как экономист я, естественно, читал его работы. Я уж молчу про то, что Кейнс - один из архитекторов современного финансового глобализма. Крайне забавно - порицать "сущность кредитной финансовой системы" словами одного из ее осоновоположников - директора Банка Англии.

В-третьих, стоит. Такая постановка вопроса отдает дешевым картезианством. Этот эмпирический подход, что существует только то, что можно потрогать, привел к тому, что картезианство в области гуманитарных наук отправили на свалку историии лет через 20 после его появления.

В-четвертых, именно над этим громко потешался Маркс. Когда говорил, что буржуазные экономисты истово верят в объективность экономических законов, в таинственную способностью золота быть всеобщим эквивалентом, товарный фетишизм, в представление, что природа ссудного процента обусловлена долгом или обащением финансового капитала и т.д. Именно трудами Маркса все эти мифы были уничтожены. Но они столь живучи. Даже сейчас, спустя 150 лет все эти бредни повторяют.

В-пятых. Если бы взяли за труд внимательно прочесть текст, то обратили бы внимание, что масса денежных знаков всех видов в мире слагается из обеспеченнхы трудом, т.е. именно деньгами и необспеченными трудом. Последние состоят из обеспеченных будущим трудом - это кредиты и необеспеченными вообще ничем. Там и говорится - что их - этих последних как денег - и не было.

И наконец, последнее. Подобных сказок по ссылкам я начитался в инете уже столько, что что еще одну не хочется. Маркс рассматривал единство производства и обращения капитала как наиболее конкретную форму капитала вообще. Когда отрывают обращение от производства и возникают столь дикие теории про долги и пр. пр. пр. Дурная бесконечность, как именовал аналогичный процесс Гегель - пустое абстрагирование.

BorisM26.11.08 12:47

>4.следовательно, человек вынужден работать БОЛЬШЕ, чем ранее, несмотря на то, что ему помогают машины, чтобы заработать те же деньги;
6.человек, вынужденный работать по 14-16 часов в сутки, обнищает духовно – у него просто не останется времени на духовное и интеллектуальное развитие.<

Ничего подобного, человек не соревнуется с машинами, он просто уходит в те сферы, где машинам до человеческих способностей пердеть и пердеть.

onceReed26.11.08 13:06

Это и верно и неверно одновременно.

Во-первых, такой процесс наблюдается только в развитых странах. Китайцы, индийцы и т.д. с вами не согласятся.

Во-вторых, даже там, где есть творчество - человеку помогают машины. Никто не чертит чертежи у кульмана, не рисует дизайнпроекты на бумаге, не составляет бухотчет на счетах. Компьютеры - те же машины. Чистое творчество тоже машинизируется.

Почему верно? Потому, что если вы возьмете любую коммунистическую утопию ХХ века вы убедителсь, что люди вообще не рабоают на произвостве - только в качестве внутренней потребности или развлечения. В рабстве там - машины.

Блестящий пример подобного общества "второй реальности", где люди заняты творчеством, а машины их обслуживают - это фильм "Матрица".

Человекъ26.11.08 13:14

2 КОТ-1

Отличная статья. Маркс для самых маленьких.

Karabass26.11.08 13:52
Гегель - платоник и и диалектическую логику он не "создал", а "оформил", причём так, что уразуметь её - трудное дело даже для своего же брата платоника. Для материалиста - это просто безнадёжно. Маркс понял из Гегеля крайне мало. Поэтому его (Маркса) так называемая "философия" к логике вообще, а уж тем более - диалектической, имеет косвенное отношение. Это только политэкономия. Единственная "заслуга" Маркса в философии - то, что и без того труднопонятную систему Гегеля он умудрился поставить до кучи ещё и "с ног на голову". :(
onceReed26.11.08 14:10

Не согласен.

1. Гегель НЕ платоник. И никогда им не был. Потому, что он с таким же успехом может быть и кантианцем и спинозистом и гераклетиацем и шеллингианцем. Ценность теории Гегеля применении к истории философии в том, что он истории философии превратил в философию истории.

2. Диалектика у Платона довольно слаба. Хотя бы потому, что Сократ был софистом, хотя и боролся с ними - просто если последние продавались за деньги, Сократ искал всеобщие моральные определения. Горгий, Критон, Менон, Федр и т.д. - лучшее тому подтверждение, я уже не упоминаю Государство, которое все проникнуто поиском конструкции справедливого государства.

3. Маркс, на мой взгляд, понял действительно не все - недаром гегельянцев как таковых не существовало.

4. На счет Логики Маркса не согласен в корне. Если и сделал Маркс открытие в философии, то это всего одно открытие - это его Логика. Логика Маркса принципиально отличается от всех остальных вариантов Логик. В ней - в марксовой - применен только метод Гегеля, но содержание УНИКАЛЬНО. Впрочем, это отдельная тема. Мне это трудно на словах-то объяснить своему брату-марксисту, а формат сайта вооще для этого не подходит.

5. Система Гегеля совершенно понятна и очень проста.

Karabass26.11.08 14:21
"Система Гегеля совершенно понятна и очень проста" -> "недаром гегельянцев как таковых не существовало." ;) :)))
Karabass26.11.08 14:23
Конечно же, Гегель - платоник. Однозначно.
onceReed26.11.08 14:24

1. Что из Гегеля вы читали и не поняли?

2. Докажите.

Karabass26.11.08 14:31

1. Речь не обо мне

2. Конечной реальностью для Гегеля является ДУХ, т.е. живой мир понятий (идей, эйдосов). Вся его система направлена на постижение законов этого мира идей, а это и есть то, что отличает школу Платона и далее - неоплатоников (как греческих, так и арабских) ото всех прочих.

onceReed26.11.08 14:43

1. Значит, не нужно говорить про сложность.

2. Не нужно также говорить про то, что вы не знаете.

Во-первых, Гегель и Платон - оба ИДЕАЛИСТЫ. Не нужно путать идеализм и диалектику. Диалектика прекрасно бывает материалистической. Идеализм прекрасно бывает недиалектичен, к примеру, трансцендентальный идеализм Канта.

Во-вторых, Эйдос НИКАКОГО отношения к Духу не имеет. ПРИНЦИПИАЛЬНО.

Во-третьих, потому, что у Платона эйдосы создает Бог, который Сам эйдос. Поэтому, идеализм Платона - ОБЪЕКТИВНЫЙ, он не зависит от субъекта.

Во-четвертых, идеализм Гегеля - СУБЪЕКТИВНЫЙ или, как его еще называют - АБСОЛЮТНЫЙ. Хотя ни грамма идеализма у Гегеля нет - так сложилось исторически. Основой идеализма Гегеля являются ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, порожденные субъектом.

В-пятых, само разделение субъекта/объекта существует только в применении к формальной логике рассудка субъекта. Разум диалектичен по определению.

Таким образом, то, что Гегель цитирует Платона мало о чем говорит. Того же Гераклита и Канта он цитирует на порядок больше. Как впрочем и Лейбница, Декарта, Спинозу. Кстати, намного шире Платона использовал Шлейермахер, который и создал лучшие переводы на немецкий.

Предлагаю закончить дискуссию по Гегелю, во-первых, за отсутствием предмета, во-вторых, за несовпадением темы.

Karabass26.11.08 15:07

Суть системы Гегеля: самораскрытие Духа в системе понятий (идей). И спорить тут не о чем.

Понятие (Begriff=Eidos) есть этап самораскрытия Духа. (Наука логики)

"ни грамма идеализма у Гегеля нет... Основой идеализма Гегеля являются ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, порожденные субъектом" - характерный пример марксистского "переворачивания с ног на голову". Вот именно так Маркс Гегеля и понял... :)))

Berendey26.11.08 15:45

-барана можно вбыть камнем по башке .или нестрижеными ногтями влезть под лопатку ....ну , дальше знаете ..можно доставшимися по наследству самолётами доставить те же наследственные бомбы к городу оппонента .. опять ничего не затратив . или не обновляя средств - качать нефтегаз .

-а можно и без машин, совсем : туризм и отдых. деньги из воздуха . продукты , палатки и даже горючее вам доставят сами туристы . вы уверены , что подобный минимализм только в африке ? вы не всё видели в южной европе : бизнес на уровне почвы за реальные 40 евро с носу за место под ихней оливой .

-ложные потребности : они отмирают не с пресыщением , а с возрастом .дюжина блондинок и три мазератти меняются на кислородную подушку . НО : количество ложнопотребителей растёт =количество мазератти растёт =....хотя вы заметили , что классики - теоретики массового производства продолжали твердить об эксклюзивности - как в условиях , так и в производстве штуки товара - и совершенно не обращали внимание на зубные щётки , презервативы ...ложной потребностью не назвать - зато унифицированным гигиеническим стандартом можно .

похоже , их реперы остались за горизонтом .а новые теоретики просто чуть не в одиночку придумали деривативы и - идея , овладев массами , стала материальной силой .

не устарела ли теория ? любить можно , а жить по ней нельзя .помнится . сам КМ просил считать его теорию одной из многих и не делать из него иконы .

onceReed26.11.08 16:00

Во-первых, это не характерный пример "марксистского "переворачивания с ног на голову". К сожалению, ув. Карабас - это характерный пример непонимания предмета разговора. Идеей гегелевской теории было ПОЗНАНИЕ - потому, что в ней была общественная природа и мертвая природа. В марксизме есть только общественная природа, которая есть капитал. Поэтому, базис Гегеля суть Дух, а базис Маркса - суть Капитал. Кстати, капитала у Гегеля - хоть отбавляй - в "Философии права". Зато у Маркса нет общества, как нет и истории.

Во-вторых, скажите, а вы действительно верите, что Язык (это неточное название) древних египтян, Логос древних греков, Логос как Бог-Сын у св.ап.Иоанна и Логос неоплатоников - это одно и то же? Ведь слова, как вы точно заметили - ОДИНАКОВЫЕ? И вы действительно уверены, что категория Аристотеля, Бэкона, Канта, Якоби, Гегеля - это одно и тоже? Вам не кажется, что вытаския фразы из контекста, не утруждая себя его изученим, вы ставите себя в несколько смешное положение?

2Берендей.

1. качать - тоже труд.

2. туристы ЭТО где-то купят. Т.е., обменяют свой труд на труд других.

3. может и устарела. Я могу ответить на правильно поставленные вопросы, но убеждать никого не собираюсь.

PS. По теме статьи всего 3 поста. Тему Гегеля для себя считаю закрытой в этой ветке.

Karabass26.11.08 17:34

"у Маркса нет общества, как нет и истории" - это для меня слишком авангардно...

Дело, конечно же, не в словах, а в понятиях, т.е. смысловых структурах, смысловых образах. Именно это - понятийное, а отнюдь не словесное, тождество категориальных базисов систем - и позволяет говорить о Гегеле как о платонике.

Karabass26.11.08 17:41
Если "у Маркса нет общества, как нет и истории", то какая же у него может быть политэкономия и о чём тогда, вообще, разговор? ...?
Redrover26.11.08 20:18

2 KOT-1 - если можно, дайте пожалуйста ссылку на свой блог или сайт!

onceReed27.11.08 10:59

У меня нет ни блога, ни сайта. Я, знаете ли, привык по старинке, на бумаге.

sofist28.11.08 13:32

Хороший анализ с точки зрения понятийной системы, созданной 150 лет назад. Но именно поэтому этот анализ не дает ответа по сути в чем причина кризиса и в какую сторону он начнет разворачиваться дальше. "Единство денежной и товарной форм и есть капитал – это одно из определений Маркса. Денежная форма не существует без товарной и наоборот." Ну на таком простом различении деньги-товар-капитал вы многого сегодня не увидите.Так понятие "капитал" сегодня не используют, просто в силу новых образований- финансовых производных, которые не деньги и не товар, но вроде как капиталом являются.

Тут требуется другая если хотите категоризация. Например, знаки 1 порядка- денежные знаки и знаки 2 порядка- финансовые производные, причем знаки 2 порядка тоже внутри многослойные и находятся на разном расстояние от знаков 1 порядка. Версия кризиса может быть следующая- количество знаком 1 и 2 порядка (в сумме) стало очень велико и значительно обогнало количество вещей в реальной экономике. Но если посмотреть порядок цифр- рынок финансовых производных по оценкам составляет более 600 трлн долларов, а денежная масса на порядок меньше(точное количество доларов неизвестно), то становится понятно, что центр эмиссии знаков находится на уровне знаков 2 порядка, а не 1.

Человекъ28.11.08 13:51

2 sofist

Хороший анализ с точки зрения понятийной системы, созданной 150 лет назад.

Вот интересуюсь, не устарела ли арифметика с геометрией, созданная практически в соврменном виде аж древними греками и параллельно индусами.

Так понятие "капитал" сегодня не используют, просто в силу новых образований- финансовых производных, которые не деньги и не товар, но вроде как капиталом являются.

Прямой вопрос - а вы "Капитал" читали?

Hooker28.11.08 14:12
> Человекъ

Прямой вопрос - а вы "Капитал" читали?

Можно всю жизнь читать одну книжку (как это делают верующие, читая Библию) и ничего не понимать - что, о чем и каким образом написано в ней. Это я вам заявляю как человек не только читавший "Капитал" Маркса, но и что-то извлекший из него в качестве средства.

А если отнестись к тезисам Вашего оппонента (sofist), то могу для "затравки" предложить другую семиотическую конструкцию, в которой "капитал" всего лишь часть ее.

РЕСУРС - КАПИТАЛ - АКТИВ - РИСК - ПРИБУЛЬ - УБЫТКИ

sofist28.11.08 14:19
2Человек

Арифметика с геометрией относятся к цифрам и фигурам, а статья о социуме, т. е то о том что живет и меняется

Если вы видите там( в социуме) цифры и фигуры, то пожалуйста. А "Капитал" я смотрел по диагонали, но комментарии не к Капиталу, а если вы внимательно прочтете - к применению автором статьи определенных понятий и логики к текущему кризису

И уже замечание для ЧЕЛОВЕКА. Вместо того, чтобы прятаться за спины мудрецов, скажите что-нибудь сами как это демонстрирует автор статьи

Человекъ28.11.08 14:27

2 Hooker

Можно всю жизнь читать одну книжку (как это делают верующие, читая Библию) и ничего нНо именно поэтому этот анализ не дает ответа по сути в чем причина кризиса и в какую сторону он начнет разворачиваться дальше.е понимать - что, о чем и каким образом написано в ней. Это я вам заявляю как человек не только читавший "Капитал" Маркса, но и что-то извлекший из него в качестве средства.

Я спрашивал не вас, но вообще-то я предлагаю обсуждать вкус устриц с теми, кто их ел.

2 sofist

А "Капитал" я смотрел по диагонали, но комментарии не к Капиталу, а если вы внимательно прочтете - к применению автором статьи определенных понятий и логики к текущему кризису.

Я и не сомневался, что не читали. "По диагонали" Маркса читать не получается, это не Акунин с Донцовой.

Крайне трудно судить о том, что анализировал Маркс, подходит ли его теория для нынешней ситуации и т. д., не читая его.

Человекъ28.11.08 14:30

2 Hooker

РЕСУРС - КАПИТАЛ - АКТИВ - РИСК - ПРИБУЛЬ - УБЫТКИ

Ваша "семиотическая конструкция" никуда не годится, так как смешивает кислое с длинным, абстрактное и конкретное, объекты и свойства.

sofist28.11.08 14:38
2человек

Ну не всегда необходимо прочитать и понять первоисточник. особенно такой. Жизни не хватит.

Иногда достаточно обсуждать это с понимающим первоисточник(в данном случае автор статьи)

Статья ведь не о Марксе, а о применении его (Маркса)рассуждения к текущей ситуации.

Если увас другая трактовка, то выскажите ее. Я же понимаю, что в любом случае говорю не с Марксом, а с человеком его прочитавшем.

Мы же с вами находимся в пространстве обсуждения, а не на встрече участников знатоков Маркса. Тем более, там еще интересное упоминание Валлерстайна

в этой связи. В вашей логике вы должны меня еще раз спросить....

sofist28.11.08 14:43

2 Hooker

а насчет комментария по семиотической кострукции РЕСУРС - КАПИТАЛ - АКТИВ - РИСК - ПРИБУЛЬ - УБЫТКИ комментарий верен, в ней же разнородные вещи

соединяются непонятно за счет чего прибыль/убытки из одной действительности, ресурс из второй, капитал/актив из третьей

Kshatriya28.11.08 16:46
Гм. Ну, ладно, "денег не стало". Или "и не было". А каких денег не стало или не было? Эмиссия была? Была. Куда делась? Частью пошла ближним и дальним производителям в виде кредитов, и обеспечена (связана.) товаром. Частью пошла в оплату импорта. Чтоб не вызывать инфляции в странах-экспортерах, эта часть вернулась домой в обмен на облигации гос. займа. Она обеспечена (связана) честным словом правительства, пока тому верят. Ну, а остальное ушло в бумаги: всякие там деривативы и прочий мусор. Когда не осталось дураков покупать этот мусор, бумаги сгорели. Вместе с активами банков, которые из этих бумаг состояли. И банкам стало не подо что требовать новую эмиссию, и нечем, стало быть, выдавать новые кредиты производителям и импортерам. "Денег не стало" Но где же ранее эмитированные деньги? ведь долги сгорели не полностью, а только в промежуточных звеньях (в цепочке их перепродаж). Да и то не все. Кто-то ж эти долги продавал за реальные деньги? Они-то где? Это пресловутые "горячие деньги", которые мечутся по миру в поисках выгодных краткосрочных вложений? И надувают пузыри то на ипотеке, то на нефти, то на валютах? Если да, то сейчас они в некоторой заминке. Затаились и выжидают. А куда направятся завтра? Где ждать следующей проблемы?
Hooker28.11.08 18:29

Господину, Человеку

Я то отношусь к происходящему ситуативно и многослойно: 1)к тексту, который прочитал и как-то понял. 2) к индивидуальным коментариям текста. 3) к коммуникация между комментаторами. Поэтому, обида на то, что я "встрял" в ваш междусобойчик с софистом - по меньшей мере неадекватна.

Софисту и Человеку

Коллеги! Когда вы поймете, что кризис, как результат некоторой деятельности группы глобального самоопределения, замешивается как винегрет или рассольник отменными "поварами", то вы поймете, что системный подход, в котором вы двигаетесь, чтобы ухватить некоторую неопределенную действительность, можно выбросить на свалку истории.

Вы ведь, следуя за автором, рассматриваете кризис в системном подходе! Сквозь призму логики автора статьи, который опирается на логику Маркса. У вас здесь склевается как минимум 3 логики, направленные на построение некоторой системы.

А кризис это не система, и даже не ситуация. Кризис это хаос, который проектируется и реализуется в ваших головах, которые никак не могут одновременно разделять и удерживать как единое целое разные сущности.

croo01.12.08 06:58

Коту

"... И только с опытом советские философы, которые, надо сказать, как оригинальные мыслители отсутствовали как класс – несколько ярких звезд, конечно, следует выделить, но им не особенно давали развернуться – вывели простую истину: советское общество незрелое, к нему метод Маркса применить нельзя...."

А КТО именно и ЧТО именно эти "кто-то" характеризуют как "незрелость" ? ... Действительно любопытно ...

У Ильенкова (который, кстати, все-таки попытался воспроизвести Логику Макса - ака логику "Капитала") я наткнулся только в одном месте на подобие того, что можно было бы охарактеризовать как "незрелость", или более грубо, но более адекватно - "импотенцию" исключительно "плановой" экономики как таковой и необходимости каких-то элементов рыночной "стихии" (хотя бы "мелкотоварной") - в одном из писем Жданову в конце 60-х ... Правда эти мысли были им высказаны и записаны - как следует из содержимого - на фоне мощного депресняка ... И тогда вроде было дано "добро" на дискуссию по этой теме ...

Короче, действительно любопытно: "кто" и "что" ?


English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!

 Новостивсе статьи rss

» Глава Пентагона объявил о выводе американских военных из Нигера
» L’Express: послание Си Цзиньпина Западу предельно ясно — от поддержки России он отказываться не намерен
» "Зеленые" источники впервые обеспечили около трети производства электричества
» Лондон объявил о высылке российского военного атташе: Москва ответит
» Новый центр силы. О чем Путин договорился с партнерами
» Британия снимет дипстатус с некоторых российских объектов недвижимости
» Суд обратил активы "Макфы" в доход государства
» В Южной Корее прокомментировали слова Путина на инаугурации

 Репортаживсе статьи rss

» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР
» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года

 Комментариивсе статьи rss

» Правительство США помогает проукраинским СМИ распространять пропаганду и затыкает рот критикам
» Что не так с глобальным управлением — и как все исправить
» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации
» «Американская ловушка», Фредерик Пьеруччи
» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"