Об авторе: Окимбеков Убайд Вафобекович, кандидат экономических наук, научный сотрудник ИВ РАН. Афганистан относиться к категории стран, где отсутствует точная статистика, по которой можно было бы оценить тенденции развития той или иной стороны социально-экономической жизни населения. Все экономические показатели по Афганистану, встречающиеся в научной литературе, отчетах афганских органов власти и международных организаций отличаются друг от друга, поскольку основываются на оценочных данных, полученных в ходе выборочных исследований. Но, так или иначе, эти цифры в целом показывают, в каком направлении движется экономика страны. Прежде чем рассмотреть вопрос состояния экономики Афганистана, необходимо сказать о численности населения страны, относительно которой существуют различные сведения. Так, по данным "World Population Review" по состоянию на 2011 год в Афганистане проживало свыше 29835 тыс., а Всемирного банка – 35.32 млн. человек. В ежегоднике афганского Центрального статистического офиса содержатся совершенно иные данные. В этом главном афганском статистическом документе говориться, что по состоянию на 2011-2012 годы общая численность афганского населения оценивалась в 26.5 млн. человек, из которых 19.1 млн. (72%) – сельское, 5.9 млн. (22%) – городское и в пределах 1.5 млн. (6%) – кочевое население. За последние десять лет среднегодовой темп рост численности населения, по данным того же источника, составляет 2.03 процентов. Одной из особенностей структуры населения Афганистана является то, что около 46% населения составляют дети до 15 лет, что является одним из самых высоких показателей в мире. Мы не ставим перед собой задачу определить, какие из этих данных близки к реальности, поскольку все они свидетельствуют в пользу того что со времени проведенной первой и последней переписи населения в 1979 году численность населения Афганистана заметно увеличилась. Эти цифры косвенно показывают, насколько важны скорейшая стабилизация политической обстановки и ускорение процесса восстановления экономики в этой стране. Выгоду от этого в конечном итоге получит, как сам Афганистан, так и сопредельные страны. Начиная с прихода к власти моджахедов в 1992 году и вплоть до начала XXI века Афганистан, находившийся в состоянии гражданской войны и внутренней междоусобицы, в той или иной степени сохранил ограниченные торговые связи с внешним миром. Экономическое сотрудничество почти полностью прекратилось, если не считать некоторые совместные с американской компанией попытки правительства талибов организовать восстановление системы телекоммуникации. По некоторым оценкам в последний год правления режима Талибан свыше 53% афганского ВВП пришлось на долю сельского хозяйства, 28.5% — промышленности и 18.5% — сферы услуг, при этом 70% населения было занято в агарном секторе. Внешняя гуманитарная и экономическая помощь, начавшая поступать в страну после прихода к власти в 2002 году нового правительства, принесла определенные позитивные перемены в социальной и хозяйственной жизни Афганистана. Об этом косвенно свидетельствуют макроэкономические показатели, приведенные в таблицах (см. ниже) и отражающие как номинальный, так и реальный уровень роста стоимости совокупного объема произведенных конечных товаров и услуг. Таблица 1. ВВП Афганистана по отраслям экономики в текущих ценах (млн. афгани) Отрасли | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Сельское хозяйство | 153754 | 184134 | 165835 | 196843 | 207301 | 241743 | Промышленность | 105496 | 122549 | 137732 | 133942 | 153608 | 193371 | Сфера услуги | 136844 | 184680 | 220764 | 280148 | 358650 | 436399 | Всего | 396094 | 491363 | 524331 | 610933 | 719559 | 871513 | Налоги на импорт | 11579 | 14267 | 17836 | 21782 | 27300 | 32477 | ВВП по рыночным ценам | 407673 | 505630 | 542167 | 632715 | 746855 | 903990 |
Промышленность в стране, за исключением нескольких предприятий и заводов (цементных заводов, цехов по обработке сельхозпродукции, производстве безалкогольных напитков, добыче каменного угля и т.д.), представлена малыми предприятиями (занимающимися производством мыла, одежды, обуви, пищевых продуктов, ковроделом и т.д.), и тенденция последней декады показывает низкие темпы ее развития. Как показывают последние три года, в 2009 году доля промышленности в системе национального производства Афганистана составила 21%, в 2010 году – 20% и 2011 году – 21%, то есть остается на одном и том же уровне. Дешевая продукция китайской мануфактуры, поступающая на афганский рынок, не позволяет афганским предпринимателям на основе местной продукции открыть собственное производство, так как в большинстве случаев себестоимость конечной продукции превышает цены на аналогичные ввезенные товары. Иными словами, неконкурентоспособность афганской промышлености, особенно предприятий малого бизнеса, не позволяет этой отрасли развиваться. Напротив, сфера услуг в Афганистане показывает высокие темпы роста, поскольку за последние годы в нее вливаются значительные ресурсы, поступающие, как за счет внешней экономической помощи, так и инвестиций. Помимо стабильного роста номинальной стоимости объема производства в этой сфере, растет и ее доля в системе общего показателя. Так, в 2009 году свыше 44%, а в 2010 и 2011 годах около 48% от общенационального показателя составила доля сферы услуг. Видное место в составе этой отрасли, судья по опубликованным данным, занимают транспорт и складское хозяйство, а также государственные услуги. Хотя доля сельского хозяйства, как показывают данные таблицы 1, в системе производства афганского валового продукта относительно предыдущих десятилетий намного снизилась, Афганистан традиционно остается аграрной страной. Дело в том, что за последние годы объемы вложений в эту отрасль были сравнительно меньше, чем в сферы инфраструктуры, в первую очередь, отрасли транспорта и телекоммуникаций. Ситуация в сельском хозяйстве по этой причине, как и до 2001 года, в большей степени все еще зависит от погодных условий, а Афганистан – страна с аридным климатом и нуждается в развитой системе ирригации. Прежде всего, по этой причине за последние годы в системе ВВП страны аграрный сектор начал терять свои позиции. Если в 2006 году сельское хозяйство производило 37% от общего объема ВВП, к 2007 году этот показатель снизился на один пункт, составив 36%, а в дальнейшем продолжил падать (в 2008 и 2009 годах – примерно 30%, в 2010 году – 28%) и к 2011 году достиг уровня 27%. Более точно картину во всех рассматриваемых отраслях отражает показатель реального уровня ВВП, который в Афганистане рассчитывается в фиксированных ценах 2002/2003 годов. Таблица 2. ВВП Афганистана по отраслям экономики в фиксированных ценах 2002/2003 годов (млн. афгани) Отрасли | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Сельское хозяйство | 104679 | 130462 | 108905 | 123248 | 101042 | 105499 | Промышленность | 79822 | 85640 | 91655 | 87146 | 92613 | 101692 | Сфера услуги | 120674 | 137773 | 159840 | 152988 | 180701 | 202655 | Всего | 305175 | 353875 | 360400 | 363382 | 374356 | 409856 | Налоги на импорт | 7964 | 9923 | 11709 | 11413 | 12573 | 13801 | ВВП по рыночным ценам | 313139 | 363798 | 372109 | 374795 | 386929 | 423657 |
Еще одной особенностью аграрной сферы Афганистана является то, что большая часть жителей страны живет в сельской местности, и, невзирая на крайне тяжелые хозяйственные условия, занимается, прежде всего, производством сельскохозяйственной продукции, как стабильного источника доходов. Подтверждают это, в частности, статистические данные ЦРУ США, согласно которым по состоянию на 2008 год свыше 78% афганского населения было занято в сельском хозяйстве. Таким образом, согласно данным указанных таблиц, с 2006 по 2011 годы уровень номинального ВВП Афганистана вырос в 2.2 раза, а реального – на 35%. Исходя из этих данных, можно определить влияние инфляции на величину номинального ВВП по годам. Так, в 2006 году за счет изменения общего уровня цен ВВП вырос в 1.3 раза, в 2009 году – 1.7 и в 2011 году в более, чем 2 раза. Еще раз подчеркнем, что все указанные положительные изменения в большей части происходят под воздействием внешней помощи и определенной внутренней политической стабильности, обеспеченной также отчасти силами международной коалиции. У Афганистана собственных ресурсов для поддержания позитивных изменений пока не хватает. Поступления за счет внутренних источников составляют незначительную часть доходов афганского государственного бюджета. В целом экономика страны, как и политическая ситуация, находятся в плачевном состоянии. Уровень безработицы в стране колеблется между 35%-40%, около 36% граждан живут ниже черты бедности, уровень инфляции в 2011 году составил 13.8%. По данным Всемирного банка, 97% ВВП страны образуется благодаря помощи доноров и военным расходам сил международной коалиции в Афганистане. Это значит, что после 2014 года – даты вывода сил коалиции из Афганистана — эти расходы заметно сократятся, что неминуемо приведет к негативным последствиям для тысяч афганских семей. Афганская армия вряд ли будет способна в ближайшие годы на всей территории страны обеспечить безопасность населения и создать нормальные условия для работы сотрудников иностранных компаний, занимающихся реализацией различных проектов. Это может в будущем привести к прекращению деятельности многих иностранных компаний и, следовательно, к потере афганцами рабочих мест. США и их союзники по "афганскому проекту" обещают до 2024 года выделить огромную финансовую помощь афганским властям для строительства национальной армии и развития экономики. Но при ослаблении позиции центральных властей после 2014 года и еще большему ухудшению проблемы коррупции, вряд ли эти ресурсы будут рационально и эффективно использованы. |