Россия более не будет занимать деньги у Международного валютного фонда. Попутно наша страна принимает меры для самостоятельного экономического укрепления своей естественной геополитической зоны влияния. Еще в июле этого года Совет Федерации ратифицировал договор об учреждении антикризисного фонда ЕврАзЭС. Очевидно, развязывая себе руки в отношении зависимости от МВФ, правительство РФ делает осторожный шаг к независимости России
На заседании Президиума Правительства РФ 3 сентября Владимир Путин объявил, что Россия более не будет занимать деньги у Международного валютного фонда. И при этом добавил: "Прошу в диалоге с руководством Фонда обратить внимание на необходимость поддержки наших партнеров по СНГ". Попутно Россия принимает меры для самостоятельного экономического укрепления своей естественной геополитической зоны влияния. Еще в июле этого года Совет Федерации ратифицировал договор об учреждении антикризисного фонда ЕврАзЭС. Очевидно, развязывая себе руки в отношении зависимости от МВФ, правительство РФ делает осторожный шаг к независимости России.
Заметим, что в настоящее время по ранее достигнутым договоренностям Россия могла бы получить от МВФ кредиты на льготных условиях на общую сумму 8 миллиардов 840 миллионов долларов. Эта сумма складывается из 6,87 млрд. долларов – резерва России в МВФ и 1,97 млрд. долларов, включенных в резерв дополнительных прав на получение кредитов.
Тем не менее, по неожиданной для министра финансов Алексея Кудрина оценке занимать у МВФ нет необходимости, поскольку у России достаточно заготовленных резервов. Для финансирования дефицита бюджета в стране есть также и рыночные механизмы. Кудрин также сообщил, что Россия в течение ближайших двух месяцев заключит соглашение с МВФ о выкупе облигаций фонда. Ранее сообщалось, что Россия готова выкупить облигации фонда на 10 миллиардов долларов. "Россия воспользуется своим правом выкупа облигаций поэтапно, так же, как Китай и другие страны", – разъяснил ситуацию Алексей Кудрин.
Напомним: в ходе лондонского саммита финансовой "двадцатки" в апреле этого года был одобрен ряд антикризисных мер, которые в первую очередь должны предоставить дополнительные финансовые структуры странам на борьбу с кризисом, прежде всего — мер, связанных с удержанием стабильности валютных ресурсов, платежных балансов. Одна из мер – это специальная эмиссия особой валюты МВФ – SDR – в размере 250 млрд. SDR. Она представлена всем странам-членам МВФ, пропорционально квоте в капитале этого Фонда.
Напомним, что Международный валютный фонд (МВФ) – часть созданной и не до конца отстроенной после Второй мировой войны наднациональной системы глобального управления. Он учрежден 27 декабря 1945 года и начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы, в соответствии с которой доллар США стал одним из видов мировых валют, наряду с золотом, а управление мировой экономикой, наряду с МВФ, отдано организациям типа МБРР (Международного банка реконструкции и развития), Всемирного Банка и т.д. Руководство этими организациями состоит из узкого круга банкирских семейств нескольких кланов и связано с транснациональными корпорациями, а также такими организациями, как Трехсторонняя комиссия и Бильдербергский клуб, являющимися внешними органами "мирового правительства".
История взаимоотношений России с МВФ – это история постсоветского российского капитализма. В 1992 г. РФ полностью привела финансовую модель МВФ, приведя собственную денежную массу к объемам, равным экспортному потенциалу государства, выраженному в долларах США. Вопрос об отношении к МВФ был накануне известных событий осени 1993 г. одним из основных предметов разногласий между окружением Б.Ельцина и Верховным Советом России. Модель МВФ в целом определяет жизнь граждан РФ вплоть до сего дня (хотя после дефолта 1998 г. рублевая масса увеличилась).
Предложения увеличить денежную массу и любые внебанковские "траты денег" (прежде всего на развитие обороны, науки и социальные нужды — на все то, что было основой политико-экономической мощи СССР) вызывают, начиная с 1992 г., мощное сопротивление нынешней российской финансовой и политической "элиты", пугающей власть и население инфляцией. Это, прежде всего, позиция клана "либералов" от Гайдара и Чубайса до начавшего в последние месяцы "менять вехи" Алексея Кудрина, сделавшего только что заявления, вполне удовлетворяющие промышленников, энергетиков и "силовиков". Интересно, как министр финансов будет вести себя дальше. Но при этом не мешает напомнить жесткую оценку известного экономиста Михаила Делягина о том, что "до дефолта 1998 г. макроэкономическая политика России практически осуществлялась даже не по рецептам, а по прямым указаниям МВФ. Это было внешнее управление, которое привело к чудовищному разгулу коррупции, массового воровства бюджетных средств и, в конечном счете, к финансовой катастрофе 1998 года. При этом сегодня сотрудничество с МВФ – это черная метка для любого политика.
Заметим также, что в любой стране мира при таком изменении политики, о котором объявил на заседании президиума Правительства премьер-министр В.В.Путин, все виновные в предшествующем провале (в нашем случае это весь "блок юристов и экономистов") в самом мягком случае уходят в отставку.
Россия – далеко не первая жертва МВФ. Действия фонда разрушили экономику и вообще жизнь многих стран мира, например, Югославии, от которой еще в 1980 г. МВФ потребовал отказаться от "социалистических планов" выравнивания экономического развития регионов страны, что лишило государственных дотаций отсталое Косово и фактически породило там албанский национализм. В Бразилии в 1983-84 гг. МВФ навязал военному режиму план "шоковой терапии", однако это закончилось всеобщим гражданским неповиновением и массовыми забастовками, что привело к падению военных в 1985 г. В настоящее время при правлении президента Фернанду Кардозу, использующему социалистические механизмы в экономике, мы являемся свидетелями "бразильского чуда": страна выходит в число ведущих индустриальных держав, число бедняков уменьшилось на 5 млн. человек. Жертвой реформ по рецептам МВФ стала и Аргентина, куда фонд привлек 40 млрд. долларов. Эти реформы привели к бунтам 1989 и 1996 гг. В настоящее время неоперонистское правительство сумело нормализовать положение и в сотрудничестве с "боливарианскими" режимами, прежде всего, с Венесуэлой, и успешно выводит Аргентину в региональные лидеры.
Между тем все больше экономистов вообще говорят об исчерпанности капитализма как системы. Так, профессор Колумбийского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц, выступая в августе с публичной лекцией в Бангкоке в здании Экономической и Социальной Комиссии ООН по Азиатско-Тихоокеанскому региону (ЭСКАТО), призвал к созданию новой всемирной резервной системы, не увязанной с долларом США. Он подчеркнул, что нынешний мировой экономический кризис означает, прежде всего, крах американского капитализма как системы и что азиатским странам, вместо того, чтобы ориентироваться на США, следует обратить внимание на собственные азиатские рынки. Рост экономики, указал Стиглиц, не должен быть подчинен только росту экспорта и валового национального продукта, он должен быть интенсивным и опираться на гигантские азиатские рынки. Страны Азии, по его словам, должны "поддерживать и питать собственные экономики", – цитирует Стиглица газета Bangkok post. Создание новой резервной системы, по мнению Стиглица, мог бы инициировать Китай, поскольку обладает крупнейшими международными резервами, однако КНР вкладывается в американские госбумаги.
Джозеф Стиглиц выступает в данном случае как оппонент нынешнему главу ФРС Бену Бернанке. За этим конфликтом на самом деле стоит ранее скрытое, а сегодня уже почти ставшее общим местом противостояние нескольких центров сил, имеющих отношение к глобальному управлению. Все дело в том, что нынешний экономический кризис имеет на самом деле не столько экономическую, сколько политическую природу. Он связан именно с борьбой этих сил. По мнению Постоянного заместителя директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия полковника А.П.Девятова, он является следствием нерешенных между собой отношений представителей "мирового правительства" – группы Рокфеллеров, группы Ротшильдов и Ватикана.
При этом в истории существуют три способа "извлечения богатства из ничто", на каждый из которых делала ставку та или иная группа: ссудный процент (Рокфеллеры), обменный курс (Ротшильды), т.н. "гудвилл", т.е. финансовые потоки т.н. "экономики знаний" (Ватикан). Банковская группа Рокфеллеров – это Дж.П.Морган-Чейз, Бэнк оф Америка, Меррилл Линч. Они управляют потоками экономики нефти и военно-промышленного комплекса. Группа Ротшильдов, укоренившаяся с XVIII в. на просторах Британской Империи и до сих пор связанная с Королевским Домом, включает Гонконг-Шанхайскую Банковскую Корпорацию, Стандарт Чартеред, Голдмэн Сакс. При этом главная ставка Рокфеллеров – на обеспеченные денежные знаки ФРС, а Ротшильдов – на золото, драгоценные металлы и наркотики. Банковская группа Ротшильдов, предвидя "кризис перепроизводства" денежных знаков, оставила США на попечение группы Рокфеллеров и двинулась осваивать "красный" Китай. На счету Рокфеллеров – "война с терроризмом", удары по Югославии, Афганистану и Ираку. Переход на новую, помимо доллара, мировую валюту это идея именно Ротшильдов, равно как и озвученный Киссинджером и Бжезинским проект создания американо-китайского альянса G-2.
Речь идет об образовавшемся внутри глобального управления "зазоре", из-за которого открытое установление мирового правительства может быть если не сорвано, то отложено, а Россия окажется способна сыграть свою собственную мировую игру – быть может, впервые в ее истории. Впрочем, это не неизбежно, а только возможно.
Главное здесь в том, чтобы руководство России действительно играло свою собственную игру, игру России, а не шло на поводу у креатуры той или иной внешней финансово-политической группы. Следует обратить внимание, с одной стороны, на усиление в первой половине этого года группы А.Чубайса, который, будучи членом совета директоров банка Дж.П.Морган-Чейз, представляет интересы Рокфеллеров в России, с другой – на решение В.В.Путина срочно, не взирая на затраты, нарастить резерв Центрального Банка России каратами бриллиантов, озвученное в Якутии. Очень многое в этой связи должно проясниться во время предстоящего в октябре этого года визита В.В.Путина в Китай.
Экономическая и политическая ситуация, тем не менее, совершенно не предопределена. Не предопределен и окончательный разрыв с МВФ. Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) занимают в данный момент позицию сбалансированной сдержанности в этом вопросе. В ходе проходившей 3-5 сентября встречи министров финансов G-20, посвященной подготовке повестки дня саммита "двадцатки" 24-25 сентября, министры финансов и главы Центробанков стран БРИК заявили, что "будущее глобальной экономики все еще неопределенно, экономической и финансовой стабильности еще угрожают существенные риски". Они также заявили о готовности дополнительно внести 80 млрд. долларов для пополнения резервов МВФ, а также призвали перераспределить квоты в международных финансовых организациях для большего равноправия развитых и развивающихся стран. Страны БРИК выступают за перераспределение квот в МВФ и Всемирном Банке в пользу развивающихся стран на 7/% и 6% соответственно, чтобы достичь равноправного распределения голосов между развитыми и развивающимися странами. Правда, следует признать, что увеличение голосов в МВФ и ВБ ни к чему не приведет. Независимая валюта продолжает оставаться единственным выходом, но слишком мало шансов, что финансисты типа Кудрина вообще способны пойти на этот шаг.
Что касается просьбы Владимира Путина о поддержке партнеров по СНГ, то Алексей Кудрин на заседании президиума правительства отметил, что Россия всегда поддерживает решения МВФ оказать помощь странам СНГ – Украине, Белоруссии, Армении и другим. Такое заявление России было сделано на фоне другого заявления – постоянного представителя МВФ в Киеве Макса Альера о том, что Украина может лишиться поддержки МВФ в том случае, если ее руководство пойдет на наращивание бюджетного дефицита и расшатывания экономической ситуации. Обозреватели отмечают, что Украина сотрудничает с МВФ по одобренной в ноябре 2008 года двухлетней программе на общую сумму 16,43 миллиарда долларов для борьбы с последствиями мирового финансового кризиса. Фонд уже предоставил Киеву транш на 4,4; 2,8; 3,3 млрд. долларов – на 15 лет под 4% годовых. Также несколько месяцев назад фондом принято решение об увеличении финансирования кредитной программы stand-by для Белоруссии на 1 млрд. долларов – до 3,52 млрд. долларов.
Как бы там ни было, Россия принимает меры для самостоятельного экономического укрепления своей естественной геополитической зоны влияния. Так, в июле этого года Совет Федерации ратифицировал договор об учреждении антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и соглашения об управлении средствами этого фонда. Сам договор месяцем раньше был подписан председателем правительства России и премьерами Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Армении, Киргизии. Много это или нет? Многое станет ясно уже этой осенью. Но очевидно и следующее: развязывая себе руки в отношении зависимости от Международного валютного фонда, правительство РФ делает осторожный шаг к независимости России.
|