Коллега В.Авагян давно и упорно пытается раскрыть глаза людям на великую ложь инфляции. Но, как профессиональный экономист с огромным стажем и опытом, он делает эти слишком сложно и массы не понимают его. Попробую популяризировать его рассказ об инфляции, так, чтобы поняли все, даже не имеющие экономического образования. Начнем с того, что у ГАИ есть полосатый жезл. Видели? Видели. Это дубинка. Но не настоящая дубинка, а СИМВОЛИЧЕСКАЯ. То есть когда-то, наверное, у дорожной стражи были настоящие дубины, которыми били всерьёз. Постепенно все привыкли к правам дорожной стражи и перестали с ней драться. И дубина настоящая стали дубиной символической. Вместо власти, основанной на прямом насилии, возникла власть традиции, власть ПРИВЫЧКИ – махнул мент жезлом – тормози и готовь виноватое лицо. Понимаете вы это?! Есть дубина настоящая, которой можно драться, и есть дубинка СИМВОЛИЧЕСКАЯ, которой не дерутся взаправду, но которая служит той же цели: обозначать власть. Если вы согласитесь, что у ГАИ непригодные для драки, но тем не менее вполне функциональные "волшебные палочки", то вы будете стоять в одном шаге от разгадки тайны бумажных денег. *** *** Теперь возьмем ОБМЕН. Все говорят: обмен-обмен, обмен-обмен, обмен-обмен… И никто не спросит – а ПОЧЕМУ обмен? Почему я МЕНЯЮСЬ с тем, кто слабее меня, а не дам ему просто в лоб и не заберу нужную мне вещь без ОБМЕНА? Почему тот, кто сильнее меня, не даст мне в лоб, и не заберет нужную ему вещь, а считает нужным предлагать мне ОБМЕН? Вот возьмите рабочих (шахтеров или ещё кого) и их хозяев в 90-е годы при Ельцине. Там так и было: сильные ОМОНом и внутренними войсками ельциноиды забрали у рабочих их труд, сколько потребовалось, а вместо зарплаты дали рабочим в лоб резиновым "демократизатором". Чего же спорить, когда вот недавно и у всех нас на глазах это было! Так вот, дорогие мои некомпетентные критики Авагяна: БЕЗ ВЛАСТИ ОБМЕНА НЕ БУДЕТ. На той территории, где власти временно нет, действует ГРАБЕЖ, а не ОБМЕН. Вы говорите – деньги - инструмент обмена? А обмена без власти нет? Стало быть – деньги, утверждаем мы с Авагяном – это КУСОЧЕК ВЛАСТИ. Не бумаги, не пергамента, не серебра, ни золота, ни меди – ВЛАСТИ. Обмен – это процесс, где двое меняются, а третьим в качестве арбитра выступает власть. Звучит примерно такой диалог: -Власть, можно я заберу у него вон то? -Да, если ты ему за это отдашь вот это… Именно благодаря арбитру, которому доверяют обе зависимые от него стороны обмена, и происходит собственно ОБМЕН. Иначе никакого обмена бы не было: даже если ты приехал с чистым золотом – кто помешает это золото у тебя просто отобрать без компенсации товарами? *** *** Почему власть стала раздавать себя КУСОЧКАМИ (монетами, купюрами, банкнотами и т.п.)? Давайте на уровне младшего школьного возраста глянем, как все начиналось: Жили-были смерды. Смердели они потому, что много работали в своем НАТУРАЛЬНОМ хозяйстве – т.е. помаленьку грабили природу, мочили растения и животных, и все нужное себе тем самым добывали, а людей, себе подобных не трогали. Не могло так быть вечно. Кто-то, конечно же, задумался: если бьём мы птицу, чтобы сыту быть, глушим рыбу, чтобы сыту быть, колем скотину, чтобы сыту быть, то ведь и человека (соседа) раскулачить можно! Появляется фигура КНЯЗЯ – того, кто бьёт-глушит уже не рыбку и не бобра, а смердов. Убоясь его, смерды несут ему плоды своего труда, чтобы совсем не зашиб. В доме князя накапливаются горы жратвы – самому не выпить, не съесть. И начинает князь (ВНИМАНИЕ!) делить гору награбленного на кусочки, дольки, частички, раздавая своим помощникам. Одни помогают князю смердов лупить. Другие – просто князю симпатичны. Итак, что же получается? Взял князь у смердов – РАЗ. Сложил на общий склад – ДВА. Сел на пороге склада, раздал свою милость в им самим определенных границах – приспешникам – ТРИ. Если бы князь не дубасил смердов, и они бы его не боялись – фигушки что было бы на общем складе! Разве смерды для того на огородах смердели, чтобы князю отдать? Русское слово "в-туне" (пропасть зря) происходит от арийского "тун-тиун-тан", которое от Персии до Скандинавии значит – "управляющий, наместник". Что значит "пропало втуне"? А то, что плоды труда пришлось отдать княжескому управителю. Зря, выходит, трудился… Итак, цепочка такая: НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО- ПОЛЮДЬЕ – КНЯЖИЙ СКЛАД – РАЗДАЧА НАГРАБЛЕННОГО ЛЮБИМЧИКАМ (НЕРАВНЫМИ ДОЛЯМИ). *** *** До идеи денег – миллиметр. Князю недосуг каждый раз сидеть на складе и раздавать барахло. Что у него, князя, дел других нет? Потому князь заводит писца (графа) и диктует: этому любимчику выдать две куницы! Пусть с запиской идет на склад и отоварится. А этому – три бобра! К чему делать записку кладовщику именной? Лишние чернила и время тратить! Оттого и стала записка кладовщику БЕЗЫМЯННОЙ. "Подателю-три бобра". А кто податель? Да неважно! Получивший записку к кладовщику смог теперь уже не идти прямиком на склад, а передать записку другому, тот третьему… И заметили люди, что меняться княжьей милостью очень удобно! Стали они свои сделки подгонять под неё – мол, кто же может быть более надежным гарантом, чем владетельный князь?! Все знают – князь не обманет, он слово свое сдержит. И все князя знают. Потому и стали долговые расписки от князя САМЫМИ ПРИТЯГАТЕЛЬНЫМИ. А что, спросите вы, были и другие расписки? Конечно, были! Море, океан расписок! Банкнота – это расписка банка или торгового дома: обязуюсь дать то-то и то-то. Чем выше репутация банка, торговца, чем лучшего о нем мнения люди, тем охотнее брали его долги. Вот возьмем меня и Авагяна. Авагян напишет мне расписку – "обязуюсь выдать бутылку армянского коньяка". Я Авагяна знаю, и знаю его порядочность, и для меня расписка Авагяна – равноценна денежной купюре в стоимость армянского коньяка. В нашей ЕврАПИ расписка Авагяна может ходить по рукам заместо денег. Но для постороннего человека, который Авагяна не знает – это просто клочок бумаги. Авагян может выпустить в хождение собственные деньги – но только среди тех, кто его уважает и доверяет ему. Считается, что государству доверяют все и его уважают все. Потому-то из всей огромной массы банкнот (долговых расписок) вперед вырвались именно долговые расписки государства. Князь говорит: подателю сего в любое время дам такой-то величины благо. А если в определенный момент блага у князя не будет? Не беда – он же князь! Отберет у кого-то, а мне передаст, ему только свистнуть! *** *** Мнение об особой стоимости ЗОЛОТЫХ ДЕНЕГ – фетиш малограмотных людей. Золотые деньги ничуть не лучше (и не хуже) бумажных, кожаных, льняных или электронных. Во-первых, потому что разные виды денег свободно обмениваются друг на друга. Во-вторых, потому что этнография знает массу народов, у которых золотой песок лежал под ногами и не имел никакой стоимости, а ценились дороже глаз какао-бобы или ракушки каури. Условность – она и есть условность! Почему же иногда золотые монеты стоят дороже соответствующего им бумажного номинала? Почему же серебряные 100 рублей в царской России меняли на 150 рублей бумажными ассигнациями? Дело в том, что золото (и серебро) в силу его качеств (редкость, мягкость, стойкость к коррозии и т.п.) избрали в материал для печатания денег сразу НЕСКОЛЬКО правителей, тогда как бумажная денежная купюра опирается исключительно на власть ЕДИНСТВЕННОГО, выпустившего её центра власти. Представьте есть два царя. Один более крутой, другой – малость послабее. У этих двух царей ходят деньги золотые и бумажные. У самого крутого царя стоимость ЕГО бумажных денег будет равна стоимости золотых. А у менее крутого, малость битого, такой репутации нет – его бумажки менее надежны, чем золото, которое примет без разговоров к оплате и самый крутой царь. ПОШАТНУЛАСЬ ВЛАСТЬ – ПОШАТНУЛИСЬ И ЕЁ ДЕНЬГИ. Упала власть – нет никакой цены её деньгам. А у золотых денег цена осталась – потому что их готовы принять И ДРУГИЕ власти. Если бы этих других властей не было – золото валялось бы в грязи, подобно ассигнациям павшей и несуществующей власти… Фильмы про зомби хорошо это отражают – когда не осталось никакой власти, то не нужны уже никакие деньги – ни бумажные, ни золотые, ни серебряные. Толку и покупательной способности нет уже ни в каких деньгах… МАТЬ СТОИМОСТИ ДЕНЕГ – ДОСТУП К ОБЩНОСТИ, ИМЕЮЩЕЙ УСЛОВНУЮ ДОГОВОРЕННОСТЬ ЭТИ ДЕНЬГИ ЦЕНИТЬ. Нет доступа к такой общности – нет и цены деньгам. Никакой – никаким. Ни золотым, ни яхонтовым. Так что же, деньги – это всего лишь инструмент перераспределения конфискованного действующей властью? *** *** Вначале было именно так. Князь отнимал (Полюдье) – Князь раздавал долями (Жалованье). Но князья – они же тоже люди. Не все из них звери. Стали некоторые князья думать – а как бы жизнь смердам не только отравить, но ещё и улучшить? И вот ведь какое дело: именно те князья, которые так стали думать, других князей побили, и вырвались вперед. И народы их вырвались. Почему? Ну, жилось при таких князьях получше, чем при зверье, любили их больше, в бой за них шли охотнее, служили им честнее и вернее, чем извергам, нанимались к ним охотнее… Вначале смерду от князя не было никакой пользы, окромя вреда. Князя смерд терпел, во-первых, потому что был слабее, а во-вторых – потому что прогони одного рэкетира, немедля явится другой. Что Святостав сказал вятичам – известно: "платили дань хазарам – теперь будете мне платить". Вот и весь разговор… Но вот какой-нибудь продвинутый князь, не иначе, как божественных книг начитавшись, и проникнувшись думами не от мира сего, решил вдруг дать кормление агроному. Не дружиннику-рэкетиру, бандиту с большой дороги, как всегда было, а – агроному! Выделил князь толкового человека, дал ему из награбленного 10 мешков зерна, например. А всего собрал, ну, скажем, 500 мешков. Смерды вырастили 1 000 мешков, 500 князь забрал, у смердов осталось 500 на всех, а у агронома 10 на одного. Повезло нашему князю с агрономом: составил он, не щадя сил, за пару лет такие рекомендации смердам, что выросло у смердов уже не 1 000 а целых 2 000 мешков зерна! Князь забрал 600 вместо 500 и доволен. Смерды остались при 1 400 вместо прежних 500 и ещё больше довольны. Все агронома хвалят. За свои 10 мешков он и князю сто подарил, и смердам – 900! Тут и наступает момент, когда народ власть не просто терпит, а ещё и искренне любит. Что было у смердов без князя? 1000 мешков. Что стало с князем? 1 400. Плюс защита от других рэкетиров! По мере развития государства конфискационная роль власти отступала на второй план (хотя и оставалась, и остается, конечно!) а вперед выходила ОРГАНИЗАТОРСКАЯ, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, ОПТИМИЗАЦИОННАЯ её роль. Деньги были, как мы помним, инструментом произвольной раздачи награбленного властью. У наиболее отсталых правителей, вроде Ельцина и его преемников, они таким инструментом самодурства сильного и остались. Но появились и продвинутые, прогрессивные правители. Они искренне заинтересовались вопросами оптимизации. Осознали, что любая БЕЗГОСУДАРСТВЕННОСТЬ сведет экономику к примитивнейшим формам натурального хозяйства и первичного первобытного продуктового обмена (догосударственная древность; современные территории без твердой власти; Россия после 1917 и 1991 гг. – все это примеры БАРТЕРНОЙ ЭКОНОМИКИ). Осознав роль безгосударственности в примитивизации экономики, осознали и роль ГОСУДАРСТВА в раскрытии великого потенциала сложного многоуровневого обмена и сложного разделения труда. Человек может иметь сложную и узкую специализацию ТОЛЬКО если мощная сила гарантирует его от попадания в заложники узкой специализации. Эта сила – государство. Оно должно вооружить узкую специализацию гарантиями выживания. Иначе человек уйдет картошку сажать – узкая специализация без гарантированного обеспечения всем необходимым легко превращается в могилу! *** *** ЧЕМ ЖЕ СТАЛИ ДЕНЬГИ, когда перестали быть простым инструментом самодурства главного рэкетира? Они стали оценочной системой, системой учета заслуг члена общества. Ваши деньги – это истинное мнение власти о Вас. Если у Вас совсем нет денег, то Власти просто наплевать на Вас, чтобы она там не говорила в припадке пропагандисткой лживости. Если у Вас денег мало, меньше средней зарплаты по стране – то, по сути, Вы и Ваше поведение ОШТРАФОВАНЫ властью, административно наказаны за что-то, что власти не понравилось в Вас и Вашем образе жизни. Средняя заплата – ноль. Вы не наказаны и не награждены. На вашей солдатской гимнастерке – ни орденов, ни нашивок. Просто рядовой в строю и все. Зарплата (и иные доходы – кроме тайных, конечно, ибо тайные власть не контролирует) выше среднего – уже медалька. Вас оценили высоко. Признали особо полезным для данной, конкретной власти. Признали опорой режима, важной составной частью действующей социальной системы. Это – ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ отношения действующей власти к гражданину. Болтать при этом власть может что угодно, но будем помнить, что живем мы в век PR-технологий, и врут наши правители, как дышат… ЕСЛИ деньги – оценочная система, ТО ЧТО ТОГДА есть инфляция, порча денег? Инфляция есть простое следствие порочной, извращенной, ошибочной оценки заслуг людей государством. Если оценивают заслуги объективно, если раздача милости власти соответствует интересам развития – НИКАКАЯ СУММА ВЫПУЩЕННЫХ В ОБОРОТ ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ ЛИШНЕЙ, не вызовет порчи денег. Почему? Да потому что справедливо розданные деньги принесут с собой развитие, развитие расширит производство, товаров и благ станет больше, заказов производителям за счет прибывшей денежной массы станет тоже больше, и производители станут более охотно производить. Ведь современная экономика – это самодостраивающаяся машина, в которой рост доходов населения рождает рост производства и производительности, рождает расширение потребностей, а так же востребованность прежде невиданных и немыслимых товаров. Государство => дает деньги => Деньги оплачивают товар => Оплаченный товар порождает интерес производить больше => Интерес производить больше рождает технический прогресс => технический прогресс порождает рост массы реальных благ => рост массы реальных благ дает основание печатать новые условные знаки – деньги и раздавать их =>деньги оплачивают товар… и т.п., круг замкнулся. *** *** Откуда же берется инфляция? Государство не контролирует цен. Производители предметов первой необходимости ( в РФ – узкий кружок монополистов – нефтяников, газовиков, энергетиков и др. "естественных монополий") из жадности вздувают цены. Из-за этого дорожают товары второй и третьей необходимости. Деньги портятся, потому что одни вздули цены от наглости и безнаказанности, а другие ВЫНУЖДЕНЫ поднимать цены, чтобы не разориться. Деньги дешевеют. На прежнюю сумму можно меньше купить и меньше произвести. В итоге меньше покупают и меньше производят. В итоге реальных благ все меньше. В итоге они все дороже – потому что за них начинают состязаться держатели денег. Потом выходит Кудрин или Дворкович и рассказывают нам сказочки про эмиссию, порождающую инфляцию. По их логике – меньше денег печатать, меньше будет и инфляция. А если вообще денег не печатать – вообще инфляции не будет. Ведь если вы не живете – вам и не помирать! И вот вам петля Гайдара на русской шее: меньше денег – меньше товаров – меньше товаров – они дороже – они дороже – сильнее инфляция – сильнее инфляция – меньше денег… Александр Леонидов (Филиппов), специально для НСН "Венед" |