До конца 2014 г. войска международных сил содействия безопасности мира (ISAF) должны будут завершить свою антитеррористическую операцию в Афганистане и вывести войска. Основной целью этой двенадцатилетней войны было свержение режима исламского движения "Талибан". Эксперты из разных стран подготовили множество отчетов, главным выводом которых стало то, что иностранный контингент так и не сумел выполнить поставленные перед ним задачи. Несмотря на то, что в военном отношении "Талибан" значительно ослаблен, он продолжает пользоваться высокой поддержкой населения и получает значительную помощь со стороны Пакистана. Менталитет афганцев с устоявшимися реалиями традиционного соперничества между племенами и классовостью стал основным фактором, препятствующим строительству модели политического устройства по западному образцу. Но важнее всего то, что главный враг всего "демократического мира" - организация "Аль-Каида" - перестала восприниматься в мусульманском мире как террористическая, превратившись в определенную идеологию, и число сочувствующих ей многократно возросло. С уходом войск контингента, различные афганские политические силы начнут борьбу за власть. Кроме того, в апреле этого года состоятся выборы президента Афганистана. Х. Карзаю идти на третий срок не позволяет конституция, и, глядя на кандидатов, участвующих в выборах, аналитики крайне осторожны в предсказаниях результатов. Не исключаются любые сценарии развития событий, в том числе попытки проникновения в соседние страны террористических групп и провокации. С началом военной операции НАТО изменилась структура стратегических отношений между Афганистаном, Пакистаном и Индией. До 2001 г. "Талибан" фактически находился у власти в Афганистане и не поддерживал дипломатические отношения с Индией. Улучшение отношений с Дели после начала операции НАТО и вступления в должность президента Карзая были восприняты властями Пакистана как угроза существованию государства, поэтому талибам была предоставлена максимальная помощь. Например, именно на территории Пакистана были созданы все условия для базирования наиболее хорошо организованных боевиков автономной группировки полевого командира Хаккани и его сыновей. По мнению аналитиков, двусторонние отношения между Исламабадом и Дели вероятнее всего сильно ухудшатся, если после вывода войск НАТО США разместят часть своих вооруженных сил в Индии, для чего создадут там соответствующие структуры. Завершая миссию в Афганистане, блок НАТО неоднократно предлагал нынешнему афганскому правительству подписать договор, согласно которому не все иностранные войска покинут страну в 2014 г. Речь идет не столько о миссии военных инструкторов из разных стран, сколько о войсках спецназначения США, которые "своим присутствием должны будут ограничивать активность боевиков, выступающих против центральной власти". Свою позицию по этому вопросу ФРГ озвучила в феврале этого года после специального заседания парламента. По словам министра иностранных дел Ф.-В. Штайнмайера, единственный несомненный успех миссии – это то, что "Афганистан перестал быть центром подготовки международных террористов". Бундесвер предлагает оставить 800 немецких инструкторов для дальнейшего обучения сотрудников афганских сил безопасности, но не более. Проблема афганских силовиков – в них самих, считает бундесвер. Они этнически неоднородны, относятся к различным племенам, а лояльность своей группировке чаще важнее, чем присяга, данная государству. Они часто действуют в той местности, где их не признает население. И в силу этого отчуждения многие либо самоустраняются от исполнения обязанностей, либо, наоборот, идут на слишком жесткие меры, что приводит к ответной реакции местных племен. Кроме того, широко распространено дезертирство с оружием. Однако основным вопросом, над которым трудились в ходе заседания парламентарии, было выведение войск. По планам бундесвера, в Германию нужно вернуть 1,5 тыс. бронированных автомобилей, около 900 единиц другой тяжелой техники и 18 тыс. контейнеров с оружием, оборудованием и амуницией (для сравнения: Пентагону надо вернуть на базы 80 тыс. единиц военного транспорта и 140 тыс. контейнеров). Специалисты по логистике разработали три маршрута: - северный железнодорожный маршрут через страны Центральной Азии и далее на арендованных в России транспортных самолетах "Антонов" до Балтийского моря; - южный маршрут до пакистанского порта в Карачи по территории так называемой "зоны племен", не контролируемой пакистанской армией, и непредсказуемо опасной; - маршрут из Мазари-Шарифа по воздуху до черноморского порта Трабзон (Турция), который экономически совершенно невыгоден. Это стало ясно сразу после прибытия первых двух зафрахтованных в Дании судов с военным оборудованием в порт города Эмдена осенью прошлого года. (Ранее сообщалось, что через Трабзон будет вывезено 65 проц. техники.) По подсчетам логистиков, северный маршрут является самым безопасным и экономичным. Однако странам Центральной Азии требуются дополнительные финансы, например, об этом заявил Таджикистан в начале марта на конференции в Душанбе. Согласно отчету таджикской стороны, выделенные с 2003 г. Евросоюзом 12,5 млн евро в рамках Программы содействия управлению границами в Центральной Азии были использованы на строительство новых застав и КПП, оснащение пограничного училища и создание кинологического центра. Однако для технического обеспечения охраны границы требуется ещё не менее 30 млн евро. Парламентский эксперт по Афганистану Г.Кнабе обратил особое внимание депутатов на количество военной техники, которое планируется оставить афганской армии. "…Решение правительства ФРГ оставить всё, что дорого вывозить, продиктовано финансовыми соображениями, но не оправдано с точки зрения предполагаемых угроз. Уже в мае, после президентских выборов в Афганистане, нет никаких гарантий как воспользуется этим вооружением новое правительство...". Большинство немецких экспертов исходят из того, что в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность и мир в Афганистане возможно лишь при условии включения "Талибана" в существующую политическую систему. Впервые с этим предложением выступил бывший глава военного ведомства ФРГ де Мезьер ещё в июне 2013 г. Выводы, которые сделал бундестаг на заседании, выглядят неприглядно: миссия провалена, впустую потрачены десятки миллиардов евро, есть убитые и покалеченные военослужащие. По результатам выборов президента Афганистана Германии придется определять рамочные условия для сотрудничества с новым правительством, которое, возможно, большей частью будет состоять из талибов, с которыми воевали. Депутаты от нескольких партий потребовали впредь, в случае очередных конфликтов, рассчитывать "не только стоимость ввода войск, но и цену вывода". Парламентские эксперты настаивают на северном маршруте вывода бундесвера, крайне важном экономически и с точки зрения степени рисков. Хорошо организованный и без человеческих жертв уход из Афганистана имеет в большой мере репутационное значение лично для канцлера. Некстати для немцев обострилась ситуация на Украине. Анализируя публикации большинства немецких аналитических изданий, напрашивается вывод о том, что правительство ФРГ ограничится выражением поддержки Киеву, резкими заявлениями и незначительными санкциями в адрес России, чтобы избежать осложнений с РФ относительно сотрудничества по транзитному коридору из Афганистана. |