Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
Правительство России ушло в отставку
Путин официально вступил в должность президента РФ в пятый раз
Россия начинает производство ракетных систем средней и меньшей дальности
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Трудности Роскосмоса: почему SpaceX опережает других игроков
04.03.17 14:37 Наука, техника, образование

Александр Лосев

В последние несколько лет рост глобального космического рынка почти в два раза опережает темпы роста мирового ВВП, а самое заметное увеличение объемов наблюдается в сегменте коммерческих спутниковых услуг. Возрастающее количество спутников на орбитах требует все большего числа ракет-носителей, но не так много стран в мире способны обеспечить "доступ в космос" всем желающим. Конкуренция на рынке коммерческих запусков растет, при этом главные игроки – наш Роскосмос и американский United Launch Alliance (ULA) — совместное предприятие корпораций Lockheed Martin и Boeing, работающее на правительство США и NASA, постепенно снижают свои доли в соперничестве с операторами пусковых услуг из Китая, Индии, а также частной корпорации SpaceX.

Космическая гонка сверхдержав завершилась еще в конце 80-х годов, затем большинство государственных космических программ оказалось свернуто, финансирование перспективных разработок ракетной техники постоянно сокращалось. А сейчас вдруг оказалось, что страны-лидеры не вполне готовы к новому буму в сфере космических услуг. США заметно отстали в двигателестроении, а Россия затянула сроки разработки перспективных ракет-носителей. Летавший с 1973 Союз-У в последний раз 22 февраля 2017 года вывел на орбиту грузовой корабль "Прогресс МС-05", а пришедшие ему на смену носители среднего класса Союз-2, являются, по сути, частью все того же семейства ракет Р-7, разработанных под руководством С.П. Королева еще 60 лет назад. В тяжелом классе дела обстоят хуже, запуски ракет-носителей "Протон-М" (летают в космос с 1965 года) приостановлены из-за того, что все двигатели второй и третьей ступеней отозваны на проверку и устранение дефектов. И получается, что до ввода в эксплуатацию новых ракет семейства "Ангара" Россия не сможет гарантированно осуществлять запуски космических аппаратов всех возможных классов на требуемые орбиты.

У американского United Launch Alliance те же проблемы, что и Роскосмоса. Носители винтажные: ракеты семейства Atlas, так же как и королёвские Р-7, летают с конца 50-х годов, семейство Delta c 1960 года, при этом запуски остающихся в эксплуатации ракет Атлас-5 и Дельта-4 обходятся почти в два раза дороже их российских аналогов. Более того, США для своих носителей Atlas уже 20 лет закупает у России двигатели РД-180, разработанные в 90-х годах в НПО "Энергомаш".

Важно понимать, что все государственные космические программы крупных держав являются продолжением их военных проектов, где главной целью была необходимость обеспечить обороноспособность и стратегический паритет с вероятным противником, а стоимость создания ракет и затраты на эксплуатацию тогда не имели принципиального значения.

На этом фоне появление более эффективного конкурента из бизнес-среды оказалось столь же закономерным, сколь и неожиданным. Теперь его знает весь мир. Это предприниматель Илон Маск, и основанная им в 2002 году компания по производству космической техники – SpaceX.

Жидкостный ракетный двигатель Merlin, разработанный инженерами SpaceX, оказался достаточно удачным, что обеспечило успех носителям семейства Falcon 9 — одноразовых и многоразовых ракет. Этот двигатель почти в 10 раз меньше нашего РД-180, и цифра "9" в названии носителя Falcon означает, что первая ступень использует сразу девять двигателей Merlin, в то время как на первой ступени ракеты Atlas-5 установлен всего один РД-180, но это отнюдь не мешает SpaceX конкурировать c консорциумом Boeing и Lockheed Martin, поскольку у Илона Маска получается делать ракеты быстрее и дешевле, и продвигаться по пути многоразового использования двигателей и ступеней носителей, разрушая монополию ULA в США. И эта конкуренция инновационной компании SpaceX с мировыми корпорациями и госкомпаниями дает старт новой ракетно-космической гонке, в которой частным компаниям отводится заметная роль. Причем как показал недавний запуск Falcon 9, доставивший корабль Dragon на МКС, SpaceX становится не просто создателем ракет, но и оператором запусков.

В коммерческом космосе главный критерий выбора носителя – это конечная стоимость доставки полезной нагрузки на заданную орбиту. SpaceX оценивает стоимость запуска Falcon 9 в $62 млн. (что сравнимо с $64 млн запуска нашего "Союза"), в то время как работающий на правительство США United Launch Alliance не опускает цену для Atlas-5 ниже $110 млн, а запуск носителя Delta IV стоит $350 – $400 млн. И если Конгресс США введет запрет на покупку наших двигателей РД-180 в рамках антироссийских санкций, то SpaceX на несколько лет может оказаться в Штатах вне конкуренции.

Втягиваясь в новую ракетную гонку United Launch Alliance придется снижать издержки и торопиться с разработкой нового тяжелого носителя Vulcan, а Роскосмосу и ГКНПЦ им. Хруничева срочно вводить в эксплуатацию  ракеты семейства "Ангара", ведь конкурировать придется не только с Илоном Маском. Индийская ракета PSLV-XL в 15 февраля 2017 поставила новый мировой рекорд, выведя одновременно 104 спутника на орбиту высотой 500 км. И по некоторым данным 70% узлов и агрегатов этой ракеты имеют советские и российские "корни", как впрочем, и китайский носитель Чанчжэн, созданный на базе баллистических ракет Дунфэн, в основе которых также находится советская документация.

SpaceХ на этом фоне является самой инновационной компанией, а идеи Маска и его способность привлекать инженеров в свои проекты могут стать драйверами нового технологического прорыва в США. Правда, связанные с государством корпорации не пойдут по пути SpaceX при создании конструкций ракет, а скорее обратят внимание на бизнес-процессы и эффективность производства узлов и агрегатов.

Илон Маск радует экономистов стоимостью запусков, а простых обывателей и СМИ восхищает своими "шоу" с посадкой первой ступени Falcon 9 на платформу, но именно это вызывает недоумение и искреннее изумление у конструкторов и инженеров. А все дело в том, что SpaceX пытается игнорировать фундаментальную для разработчиков ракет формулу Циолковского, которая определяет зависимость скорости ракеты от удельного импульса ее двигателя и натурального логарифма отношения начальной и конечной массы летательного аппарата. Чтобы улучшить соотношение масс и не нести лишний вес в космос всей конструкции целиком ракеты делают многоступенчатыми, что позволяет достигать первой и второй космических скоростей при меньшей начальной массе, или выводить большую полезную нагрузку на опорные орбиты.

Илон Маск не сделал революции в двигателестроении. Его ракетный двигатель Merlin создан по  технологиям и принципам полувековой давности с обычными компонентами топлива: кислород-керосин, и поэтому удельный импульс двигателей Falcon составляет всего 2800-3200 м/с, что в 1.5 раза хуже, чем у пары кислород-водород, и уступает даже старым советским аналогам. С такими двигателями добиться эффективности вывода кораблей и большей массы полезной нагрузки на низкую опорную орбиту или большого количества спутников на геопереходные орбиты можно лишь при трехступенчатой компоновке или даже четырехступенчатой (как у индийской ракеты PSLV-XL), но ракета Falcon 9 – двухступенчатая, а значит, расходует очень много горючего и окислителя.

Более того, идея возвращать первую ступень ракеты Falcon c помощью ее же ракетных двигателей требует несколько тонн дополнительного топлива, которые вместе со стойками опор, весящих 2.1 тонны, на этапе выведения корабля в космос являются, по сути, лишним балластом, заметно ухудшающим начальное соотношение масс и уменьшающим тем самым массу выводимой в космос полезной нагрузки на 40% даже для низких опорных орбит. А вернувшиеся двигатели первой ступени еще предстоит заново продиагностировать для повторного использования, провести испытательные прожиги, проверить прочность конструкции,  а это дополнительные затраты.

Законы физики можно игнорировать лишь в ограниченных случаях, так же как и законы экономики. Но если оставить в стороне подобные парадоксы SpaceX, то главное значение деятельности Илона Маска для глобальной космической отрасли состоит в том, что его компания сейчас выполняет ту же роль, что и появление в космосе в 1957 году первого советского спутника, давшее мощнейший стимул для развития науки и технологий, прежде всего в США и в СССР.

Илон Маск меняет философию создания космической техники, делая ее самостоятельным направлением бизнеса, а не побочным продуктом стратегических военных программ сверхдержав, и заставляет конструкторов, работающих по заказам правительств, вновь задуматься об эффективности технологических процессов и многоразовом использовании, как отдельных элементов ракет, так и целых кораблей. Маск возвращает инженеров и специалистов NASA, ушедших в другие сферы деятельности из-за сокращений программ, обратно в космическую отрасль, и тем самым поспособствует процессу передачи опыта и знаний молодым конструкторам, то есть преемственности  поколений, столь важной в инженерии и технике. А еще это пример успешного государственно-частного партнерства.

Россия, как ни парадоксально, тоже может выиграть от успехов SpaceX. Необходимость конкурировать и повышенное внимание общества к космической тематике могут помочь возродить перспективные проекты 80-х годов, например сверхтяжелый носитель "Энергия", двигатели РД-170 которого являются многоразовыми и возвращаемыми на Землю с помощью парашютных систем. Может ускориться создание российского пилотируемого транспортного корабля многоразового использования с блоком твердотопливных двигателей плавного приземления, или получат новую жизнь проекты орбитальных космопланов и аэрокосмических технологий воздушного старта. А вместе с этим в России могут появиться новые высокие технологии, снижающие зависимость экономики от нефти. И мы тогда вспомним добрым словом гениального предпринимателя и инженера Илона Маска. "В жизни нет готовых решений. В жизни есть силы, которые движутся. Нужно их создавать. Тогда придут и решения" — писал Антуан де Сент-Экзюпери в романе "Ночной полет".

 

облак04.03.17 18:54
Фаршмак как и все,что пишут о Маске!
Главный Злодей04.03.17 19:09
/ru/news/view/119359/

В попилах и рисовании комиксов?

=== Россия, как ни парадоксально, тоже может выиграть от успехов SpaceX. ===

Россия и выигрывает. Поимев дело с г-ном маском, капиталисты стали раскупать места на Союзах-Прогрессах значительно энергичнее. Гыггыг.

Novem04.03.17 20:49

Акционерное общество "Управляющая компания "СПУТНИК – УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ" является динамично развивающейся компанией, специализирующейся на управлении активами институциональных инвесторов.

Компания создана 16 августа 2001 г. и обладает пятнадцатилетним опытом работы на финансовом рынке.

В настоящее время деятельность АО "УК "СПУТНИК – УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ" сосредоточенана доверительном управлении средствами пенсионных накоплений и пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, а также страховыми резервами и собственными средствами страховых компаний. В ближайших планах - создание паевых инвестиционных фондов.

__________________________________________________________


Итак, Александр Лосев, генеральный директор "динамично развивающейся компании", подрабатывает на хвалебных статьях о Маске в "Forbes". Свободного времени много, очевидно. Употребление совершенно неуместного в технической статье словечка "винтажный", а также упоминание Экзюпери, позволяет с лёгкостью определить ЦА.

Всё это смешно, но зачем на ВиМе, непонятно.
negr04.03.17 21:33
сравнивать пилотируемый и грузовой корабль може только дебил
Alshtru04.03.17 21:55
"Этот двигатель почти в 10 раз меньше нашего РД-180, и цифра "9" в названии носителя Falcon означает, что первая ступень использует сразу девять двигателей Merlin"
После этого можно даже не читать, если у человека настолько плохо с арифметикой и он не понимает, что вероятность неисправности в 9 двигателях намного больше чем в одном.
Простое подлизывание и не более
Батман04.03.17 22:51
Кота и лампы явно недостаточно для изучения этой истории.
Требуется тигр и прожектор.
vat04.03.17 23:31
Докапались опять до Маска, прям кость в горле. Ну запускает и пускай себе запускает. По крайней мере результат есть.
Вот к примеру наши "частники" с группировкой спутников. Огромной. Что-то не пошло вообще, пилят или нет?

Timmer05.03.17 00:04
Маск всего-лишь рекламный проект, в стиле идиотки Айн Ренд, этакий атлант, расправляющий плечи. Фигня, очередной сланцевый недогаз.
Совсем буржуйчик себя неуверенно чуствуют, раз пускаются в откровенные PR аферы.
rabdrafi05.03.17 01:29
Space x уже конкурент? А сколько не американским правительством запусков оплачено? Лобби у него в сасш колоссальное. Идеи - это хорошо. С реализацией плохо.
Attente05.03.17 04:12
В следующем году два чувака полетят на Луну.
И обратно.
Они сами-то хоть знают об этом?
Или чуваков выберут жребием перед самым стартом? )
Marketolog_s05.03.17 06:29
Справедливости ради - в Штатах в 2016 году было 22 запуска, в России 17. Как минимум нет причин стебаться над пиндосами, которые запускают больше нас.
Другое дело, что ни Маск ни SpaceX не имели и не имеют к этим запускам никакого отношения. Это запуски "неэффективного и государственного" (тм) НАСА.
alexmax05.03.17 08:01
> rabdrafi
Space x уже конкурент? А сколько не американским правительством запусков оплачено? Лобби у него в сасш колоссальное. Идеи - это хорошо. С реализацией плохо.
Всегда рад помочь инвалиду поиском в интернете. Сколько правительством запусков оплачено? Возьмем 2016 год. Коммерческие запуски Маска

17.01 18:42:18 Соединённые Штаты Америки Ванденберг SLC-4E Falcon 9 v1.1(R) 019 2016-002A Соединённые Штаты Америки Франция Европа Jason-3

04.03 23:35 Соединённые Штаты Америки Канаверал LC-40 Falcon 9 FT 022 2016-013A Люксембург SES-9

06.05 05:21 Соединённые Штаты Америки Канаверал SLC-40 Falcon 9 FT 024 2016-028A Япония JCSAT-14

27.05 21:39 Соединённые Штаты Америки Канаверал SLC-40 Falcon 9 FT 025 2016-031A Таиланд Thaicom 8

15.06 14:29 Соединённые Штаты Америки Канаверал LC-40 Фалькон-9 026 2016-038A Франция Eutelsat 117 West B 2016-038B Бермудские Острова ABS-2A

14.08 05:26 Соединённые Штаты Америки Канаверал LC-40 Falcon 9 FT 028 2016-050A Япония JCSAT-16

========================================================================

Ну и пара оплаченных правительством Драконов. Для сравнения коммерческие запуски в РФ.
==================================
29.01 22:20:09 Россия Байконур Пл. 200/39 Протон-М / Бриз-М 935-58/99558 2016-005A Франция Eutelsat 9B

16.02 17:57:45 Россия Плесецк Пл. 133/3 Рокот/Бриз-КМ 2016-011A Европа Sentinel-3A[en]

09.06 07:10:00 Россия Байконур Пл. 81/24 Протон-М / Бриз-М 937-01/99570 2016-035A Соединённые Штаты Америки Интелсат 31

============================

Так что да - конкурент. Который кроет роскосмос как бык овцу.
Timmer05.03.17 08:49
> alexmax
> rabdrafi
Space x уже конкурент? А сколько не американским правительством запусков оплачено? Лобби у него в сасш колоссальное. Идеи - это хорошо. С реализацией плохо.
Всегда рад помочь инвалиду поиском в интернете. Сколько правительством запусков оплачено? Возьмем 2016 год. Коммерческие запуски Маска

17.01 18:42:18 Соединённые Штаты Америки Ванденберг SLC-4E Falcon 9 v1.1(R) 019 2016-002A Соединённые Штаты Америки Франция Европа Jason-3

04.03 23:35 Соединённые Штаты Америки Канаверал LC-40 Falcon 9 FT 022 2016-013A Люксембург SES-9

06.05 05:21 Соединённые Штаты Америки Канаверал SLC-40 Falcon 9 FT 024 2016-028A Япония JCSAT-14

27.05 21:39 Соединённые Штаты Америки Канаверал SLC-40 Falcon 9 FT 025 2016-031A Таиланд Thaicom 8

15.06 14:29 Соединённые Штаты Америки Канаверал LC-40 Фалькон-9 026 2016-038A Франция Eutelsat 117 West B 2016-038B Бермудские Острова ABS-2A

14.08 05:26 Соединённые Штаты Америки Канаверал LC-40 Falcon 9 FT 028 2016-050A Япония JCSAT-16

========================================================================

Ну и пара оплаченных правительством Драконов. Для сравнения коммерческие запуски в РФ.

==================================29.01 22:20:09 Россия Байконур Пл. 200/39 Протон-М / Бриз-М 935-58/99558 2016-005A Франция Eutelsat 9B

16.02 17:57:45 Россия Плесецк Пл. 133/3 Рокот/Бриз-КМ 2016-011A Европа Sentinel-3A[en]

09.06 07:10:00 Россия Байконур Пл. 81/24 Протон-М / Бриз-М 937-01/99570 2016-035A Соединённые Штаты Америки Интелсат 31

============================

Так что да - конкурент. Который кроет роскосмос как бык овцу.

Не-не-не калькуляцию на стол. Без калькуляции, - ни о чем. Себестоимость запуска, сколько заплатили. Ваш Маск может в кредит запускает, ну так любой дурак сможет, на чужие деньги. Вот если его инженерное чудовище действительно дешевле, несмотря на низкую эффективность, вот тогда совсем другой коленкор.
alkatux05.03.17 09:31
> Marketolog_s
Справедливости ради - в Штатах в 2016 году было 22 запуска, в России 17.
А еще есть китайцы, японцы и другие конкуренты.
Список космических запусков в 2016 году меня удивил.
Alanv05.03.17 13:13
> vat
Докапались опять до Маска, прям кость в горле. Ну запускает и пускай себе запускает. По крайней мере результат есть.
Вот к примеру наши "частники" с группировкой спутников. Огромной. Что-то не пошло вообще, пилят или нет?

Результат БУДЕТ, когда он хотя бы СРАВНЯЕТСЯ по ценам с ракетами 50-летней давности. Только по реальным, а не спонсируемым. Причём в ДЛИННОМ ДИАПАЗОНЕ носителей "на конвейере".
Не знаю, как автор столь противоречивую статью написал, но как раз во второй части показано, что ПО ФИЗИКЕ у него это и вообще НЕ ВЫЙДЕТ НИКОГДА.
А в первой части только слова по типу "Да здравствует частные ракетоносители"... Ну как так?
А что можно "пилить нашим частникам", если они из статьи инвестиций так и не получили? Так ведь ещё сами спутники уже давно ВО МНОГОМ КОММЕРЧЕСКИЕ. Но НЕ НОСИТЕЛИ. Наши тоже не претендовали.
Ну ещё какой-то проект спутниковой связи, не понятно как и кем просчитанный... Ну, не поверили...

Да и кто опережает? Для "Ангары" нужен "Восточный". И он и строится, почти по графику. Где тут "отставание"? А Маск только корёжит "Канаверал"...
rabdrafi05.03.17 17:23
To alexmax. Я тут читаю давно- пишу недавно. Потому пока отвечаю хамоватым персонажам.
1. Какая у меня инвалидность?
2. Количество запусков с российскими носителями отнюдь не 17.
3. НАСА тупит и подрывает авторитет сасш, раз покупает пока российский продукт для своих нужд. Но обещает РАЗРАБОТАТЬ свой не позднее 2019 года. Фалькон НАСА не знает? Или не согласно статистику портить запусками забавными. Вы им напишите, а то они, Горемыки, велосипед изобретают. А тут уже готовый и надёжный продукт есть.
И как говаривал друг отца, будучи л- испытателем, у конструкторов куча идей ещё с 50 лежит - технология реализовать не позволяет. Ну и целесообразность тоже. Буран слетал и всё- не целесообразно. Пока. Потому критиковать Маска не стоит. Новые идеи необходимы для развития, тем более РФ за это платить не надо. Ну а дискутировать в ключе кто кого как кроет/покрывает - подобные аргументы используются людьми определённого уровня развития. Я до таких ещё не дорос.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» У российского газа появились в Европе новые лидеры закупок
» Китайский посол рассказал о решении проблемы с расчетами с Россией
» Москва нашла способ использовать большую часть «зависших» индийских рупий
» Южная Корея начала процесс дезактивации реактора Kori-1
» Европа перед выбором: углеродное обнуление или смерть металлургии?
» Постпред Израиля призвал США прекратить финансирование ООН из-за Палестины
» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
» В Белоруссии начали внезапную проверку носителей ядерного оружия

 Репортаживсе статьи rss

» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР
» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года

 Комментариивсе статьи rss

» Что не так с глобальным управлением — и как все исправить
» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации
» «Американская ловушка», Фредерик Пьеруччи
» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»
» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"