Гельмут Михелис, ′rp-online.de′, Германия
О таких инцидентах до сих пор молчали. Но сейчас, благодаря репортажу в армейском издании "Лояль", стало известно, что два немецких "Еврофайтера" перехватили на северо-западе Эстонии над побережьем Балтийского моря российский самолёт-разведчик "Бериев А-50".
Фото: Люфтваффе/ Пресс-служба Миссии НАТО Air Policing Baltikum (наблюдение за воздушным пространством над Прибалтикой) Уже три месяца бундесвер обеспечивает безопасность воздушного пространства над тремя балтийскими странами: Эстонией, Латвией и Литвой. У этих троих новичков в НАТО нет собственных перехватчиков. Поэтому другие партнёры по союзу поочерёдно берут на себя наблюдение за воздушным пространством - до января очередь Германии. "Бериев А-50", созданный на базе военно-транспортного Ил-76МД, по классификации НАТО - "Mainstay" ("Оплот"), используется в российских ВВС как самолёт ДРЛО и летающий командный пункт для десяти боевых самолётов. На его борту находится 15 членов экипажа. Этот инцидент произошёл так: "Еврофайтеры" 74-й эскадрильи из баварского Нойбурга-на-Дунае приблизились к незнакомой машине и безрезультатно пытались связаться с ней по рации. Потом один немецкий пилот начал фотографировать российский военный самолёт. Внезапно мимо "Еврофайтеров" со сверхзвуковой скоростью пронеслись два российских истребителя Су-27 (по кодификации НАТО - "Фланкер"). Перестрелки не было. Три российских и два немецких самолёта за это время достигли финского воздушного пространства. Поднятые по тревоге финские F-18 вынудили русских покинуть финское воздушное пространство и сопроводили их до нейтральной территории. Представитель Люфтваффе в Кёльне подтвердил вчера, что было уже два инцидента, в которых у немецких "Еврофайтеров" был визуальный контакт с "неопознанными летающими объектами". Ещё в начале сентября над Балтийским морем был перехвачен военно-транспортный Ан-72 (по кодификации НАТО - "Coaler" ("Угольщик"), выдававший себя за гражданский самолёт. Чехи, которых немцы сменили на Балтике, рассказывали о похожих инцидентах. Немецкие наблюдатели видят в этом "попытку уколоть": Москва рассматривает этот регион как свою зону влияния, находится в ссоре с Эстонией и очень раздражена, что не может посылать свои машины в Калининград, находящийся между Польшей и Литвой, напрямую через прибалтийские территории. В апреле 2007 года российские ВВС возобновили патрульные полёты времён холодной войны, тогда было проведено имитационное нападение бомбардировщика Ту-142 (так в тексте - прим. ред.), созданного для транспортировки атомных бомб, на Шотландию. Видимо русские хотели проверить реакцию британской ПВО. С тех пор российские самолёты с ракетами и бомбами на борту регулярно залетают в регионы НАТО во всём мире, что президент Владимир Путин в августе 2007 года назвал "вынужденной реакцией России на растущую военную угрозу со стороны других стран". Представитель НАТО вчера сказал, что не рассматривает эти инциденты как осознанную провокацию: "С воздуха очень тяжело определить, где находится граница страны". Если существует опасность нарушения границы - вылетают перехватчики, чтобы "показать флаг". По разным сведениям, "Бериев" летел точно вдоль эстонской границы. Поэтому не ясно, нарушил ли он воздушное пространство Эстонии или нет. В октябре 2005 года уже был скандал между Россией и Литвой, когда по неизвестной причине российский истребитель "Сухой" упал на литовской территории. Уже тогда НАТО патрулировало небо над Прибалтикой, но обнаружили российский самолёт с 4 ракетами и снаряжённой пушкой только спустя 20 минут после его появления над Литвой. Фотографии показывают, что немецкие перехватчики тоже вооружены. Вчера четырёх базирующихся на литовской авиабазе Шауляй баварских "Еврофайтеров" сменили истребители "Фантом" 71-й эскадрильи "Рихтхофен" из нижнесаксонского Виттмунда. |