Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
Правительство России ушло в отставку
Путин официально вступил в должность президента РФ в пятый раз
Россия начинает производство ракетных систем средней и меньшей дальности
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Китаю до сих пор не удается скопировать современный реактивный авиадвигатель
03.11.12 19:26 Наука, техника, образование
Китай разработал ядерные ракеты и отправил астронавтов в космос, но жизненно важные технологии все еще остаются вне досягаемости. Несмотря на десятилетия исследований и разработок, Китаю до сих пор не удалось создать собственный надежный и эффективный реактивный авиадвигатель, пишет Reuters 29 октября.

 

Но, возможно, ситуация изменится. Авиационный сектор Китая стремится сделать прорыв, чтобы положить конец зависимости от России и Запада в двигателях для военных и гражданских самолетов. По оценке, Пекин планирует направить 100 млрд юаней (16 млрд долл США) на разработки в этой сфере. Работами в этой области занимается гигантская государственная корпорация авиационной промышленности Китая AVIC (Aviation Industry Corporation of China).  

 

AVIC имеет более чем 400 тысяч сотрудников и 200 дочерних фирм, в том числе 20 листинговых компаний. Ей уже выделено на три года около 10 млрд юаней на разработку реактивных двигателей.

 

Планы финансирования разработки авиадвигателей находятся на самом высоком уровне обсуждения в Пекине, говорит сотрудник офиса ценных бумаг Xian Aero-Engine Plc Чжао Юксинь (Zhao Yuxing). "Мы знаем, что наша компания включена в стратегическую программу, которая призвана развивать и поддерживать двигателестроительный сектор авиапромышленности", сказал он по телефону из штаб-квартиры компании в Сиани (северо-запад Китая).  

 

Военная промышленность Китая в целом пострадала от запрета на продажу военной техники из США и Европы после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Иностранные производители авиадвигателей не желают передавать технологии. Это не позволило Китаю разорвать технологическое отставание обычным способом – копированием.

 

Некоторые специалисты китайского авиапрома прогнозируют, что Пекин в конечном итоге в течение двух десятилетий потратит на разработку двигателей до 300 млрд юаней (49 млрд долл США). "Очевидно, до сего времени на создание авиадвигателей направлялись недостаточные ресурсы, но и 100 млрд юаней не является такой уж громадной суммой", говорит военный аналитик Orient Securities Ван Тяньи (Wang Tianyi, Шанхай).

 

Ревностно охраняемые секреты

 

Долгосрочным приоритетом AVIC является создание высокоэффективных двигателей для военных самолетов, но компания пытается разработать двигатели и для самолетов коммерческой авиации. Для оснащения нового пассажирского самолета двигателями в течение 20 лет потребуется более 100 млрд долл США.

 

"Исторически сложилось так, что основные игроки аэрокосмического сектора обладают знаниями по конструированию планеров и двигателей", говорит Карло Копп (Carlo Kopp), основатель австралийского независимого исследовательского центра военной авиации Air Power Australia. По его мнению, импорт Китаем авиадвигателей тормозит разработки в этой сфере. Ведущие западные компании General Electric, Snecma (аэрокосмическая группа Safran), Rolls Royce Plc и Pratt & Whitney (отделение United Technology Corp) ревниво оберегают свои технологические секреты, ограничивая продажу ноу-хау и предотвращая кражу интеллектуальной собственности. Но Китай может значительно продвинуться в разработке коммерческих авиадвигателей, используя доступные ему технологии военных двигателей.

 

Узкое место

 

В соответствии с принятым планом AVIC отойдет от фрагментарных исследований по авиадвигателям и сведет к минимуму дублирование усилий. Во время маоисткого разгона оборонной промышленности НИИ по авиадвигателям и заводы по их производству были разбросаны по всей стране, в том числе в городах Шэньян, Сиань, Шанхай, Чэнду и Аншун. AVIC планирует сосредоточить работы в компании Xian Aero-Engine, говорится в годовом докладе компании. "Существует широко распространенное мнение, что двигатели стали узким местом, сдерживающим развитие авиационной промышленности Китая", говорится в докладе. Китай сталкивается с непростой задачей. Лишь несколько компаний в США, Европе и России освоили этот опыт.

 

"Современные технологии реактивного двигателя означают промышленную революцию", говорит Андрей Чан (Andrei Chang), гонконгский военный аналитик и редактор журнала Kanwa Asian Defence Magazine. "Европа, США и Россия имеют сотню лет работы в этой области, Китай же только 30 лет назад вступил в эту сферу", говорит он. Реактивный двигатель это изделие с тысячами компонентов, которые должны работать в экстремальных температурах и давлениях. Двигатель требует современных технологий, в том числе высокоточную механическую обработку деталей и литье, композитные материалы, сложнейшие сплавы, электронный мониторинг параметров и контроля качества. Основные игроки в этой сфере накопили огромный опыт, технические и эксплуатационные знания, что дает им преимущество в разработке новых двигателей с улучшенной топливной экономичностью и надежностью. Почему Китай не может пока этого добиться?

 

"Причина в том, что очень немногие страны могут этим заниматься, потому что это очень и очень трудно", говорит Ричард Марголис (Richard Margolis), бывший региональный директор Rolls Royce в северо-восточной Азии. Надежные и эффективные авиадвигатели имеют решающее значение для реализации долгосрочных планов Пекина нарастить количество современных боевых самолетов ВВС и ВМС. Военные самолеты являются одним из ключевых элементов долгосрочного наращивания военного потенциала, направленного в первую очередь против Тайваня и патруливания огромной полосы спорных территорий от восточного и южного побережья.

 

Из-за запрета на экспорт  западной военной техники Пекин был вынужден полагаться на импорт истребителей из России, обратной инженерией скопировав эти самолеты и на их базе создав свои доморощенные модели. Эта стратегия имела успех. С 2000 года Китай произвел более 500 современных истребителей и ударных самолетов с возможностями, уступающими лишь американским стелс-истребителям. В то же время НОАК значительно сократила количество устаревших самолетов, построенных на базе советских образцов.

 

 

Производственный процесс

 

Ярким примером копирования стало создание палубного истребителя J-15 для оснащения авианосца "Ляонин". Анализ фотографий полетов этих самолетов позволяет предположить, что экипажи J-15 в скором времени сумеют освоить взлеты и посадку на авианосец. Иностранные и китайские эксперты считают, что эти самолеты оснащены российскими ТРДДФ АЛ-31, которыми  оснащены практически все самолеты китайской фронтовой авиации. Российские СМИ сообщали, что Москва продала Пекину более 1000 двигателей семейства АЛ-31 и ожидает значительных заказов в будущем.

 

Китайские инженеры смогли путем реверс-инжиниринга скопировать российские планеры, но скопировать двигатели оказалось значительно более трудным делом, так как китайцы не имели доступа к производственным процессам. Дочерняя компания AVIC -  Shenyang Liming Aero-Engine Group Corporation – работает над созданием отечественного двигателя WS-10 Taihang, но этот ТРДДФ до сих пор не достиг заданных параметров во время испытаний на J-15 и других типах истребителей, считают китайские и западные военные эксперты.

 

Как ожидается, в течение десятилетия Китай примет на вооружение еще 1000 современных истребителей. Тем не менее, гнев Москвы по поводу копирования самолетов и настороженность растущей военной мощью Китая тормозит поставку более современных двигателей, чем АЛ-31Ф. Без импорта технологий модернизированных двигателей Китай не сможет сделать самолет, который мог бы конкурировать с новейшими американскими и российскими стелс-истребителями.

 

В то время как сектор военных авиадвигателей является для Китая стратегически более важным направлением развития, рынок коммерческой авиации потенциально гораздо больше. По прогнозам Boeing, к 2031 году Китай будет наждаться в 5260 больших пассажирских самолетах. Bombardier Inc. полагает, что за тот же период Китай закупит 2400 самолетов бизнес-класса. Если учесть, что каждый самолет оснащен минимум двумя двигателями, спрос может достичь 16000 двигателей с оценочной стоимостью каждого 10 млн долл США.

 

Китай планирует побороться с некоторыми поставщиками импортной авиатехники, разрабатывая два типа пассажирских самолетов – ARJ-21 (90 мест) и C919 (150 мест). Американская компания GE будет поставлять двигатели для ARJ-21. CFM International (совместное предприятие GE и французской Snecma) выиграл контракт на разработку двигателя для С919. Определенная часть этих двигателей будет собираться на совместных предприятиях в Китае.

 

Несмотря на интенсивные исследования и потенциальную возможность передачи технологий из совместных предприятий, некоторые эксперты склонны и дальше считать, что иностранные авиадвигатели будут продолжать править в небе Китая. "Такое состояние дел не изменится еще в течение 10 или 15 лет", говорит Андрей Чан из Kanwa Asian Defence Magazine.

 

Боярин03.11.12 19:35
Да можно хоть мульон мильяпдов бросить на разработку авиадвигла и про*рать все бабки. Потому что дело не в деньгах, а в мозгах.
alex_mihejev03.11.12 20:00
как личная теория, прошу ногами не бить.. вводная: китайцы не дураки, умеют считать время и деньги, строят длительные планы.. как быстро получить то что хочется? правильно скопировать или украсть, пока договорились, купили начали процесс копирования ушло много времени, потому что сложное устройство и нет заделов, в общем не получилось взять нахрапом, попытались еще раз, не вышло, ок.. время потеряно, продукта нет, что делать? поняли что вариантов нет - надо самим изобретать, блого уже есть свои заделы, есть наварованные заделы, реактивный двигатель изобретать не нужно, его в каждом техническом вузе изучают, так что нужно лишь решить технолические проблемы, + кое что можно купить, свои инженеры выучились по всему миру, так что уверен, скоро выкатят свой двигатель, по началу он будет не столько технологичен как российский, но через 5-10 лет они его вылижут до мировых уровней, причем он будет 100% свой
Земляной Андрей03.11.12 20:23
Никогда у них не будет своего современного двигателя. В одной турбинной лопатке секретов больше чем во всей электронике истребителя. Но за 10-15 лет они конечно построят что-то приличное и к 25 - 30 году у них будет двигатель образца 2000 годов. И тут проблема не в деньгах. Двигатель это лишь частый случай общего уровня науки и разработок всей страны, начинрая от математики, кончая составом топлива. А пока - "Мотор был очень похож на настоящий, но не работал" Ильф и Петров.
харьковчанин03.11.12 20:42
Интересная статья про лопатки. Понятно что одними станками с ЧПУ кашу не сваришь.
ссылка
alex_mihejev03.11.12 20:51
прогресс идет, возможно сама по себе технолгия изготовления лопаток и секретная, но секрет создают десяток смежных не столько секретных технологий, в общем мое ИМХО, я бы не стал недооценивать китай..
nebesny03.11.12 21:08

Секретная ни секретная. Один из клиентов крупный сталелитейный холдинг из ЕС, так вот они, в своё время, намучились по нашим заводам и плюнули на всё, решили что у себя выгонять алюминиевый лист много проще и дешевле. А делов то, - качество выплавки. У них на стане датчики с магнитами, при обильных вкраплениях железа обрезается прокат.... Здесь у них получалась качественная полоска, но никак не лист. ... Сейчас конечно всё исправилось и стало на уровне, но сколько времени ушло на такие вот "доводки", - и это вам ни с нуля придумывать.

А уж когда речь заходит о материаловедении и сложных сплавах ... "спецЫалисты-смежники" тут как раненому балерина.

Ril03.11.12 21:28
В общем сложности по изготовлению двигателей - демонстрируют, что на самом деле наука и технология в Китае находятся на низком уровне.

Лопатки, лопатками - но тут и материаловедение и мателлургия и газодинамика и прочее. Вскрывается простая истина, Китай лихо штампует процессоры и прочее на западном оборудовании - но собственная наука на низком уровне. Подготовка кадров их проблема.

У нас же проблема в другом. Кадров достаточно, но оборудования было очень мало современного.

Вроде как в последнее время ситуация меняется.
intercadance03.11.12 22:22
Очень важно, чтобы сиуация не менялась! И чтобы типа люди долгогое время не могли наладить у себя производство ничего подобного, что помогло бы им производить двигатели на уровне мировых!!! По крайней мере наше правительство и службы должны ревностно охранять секреты и по возможности вбрасывать дезинформацию - дабы как можно дольше оттдалить процесс создания подобных двигателей у типа людей! Иначе просто погибнем все...ну или будем/станем типа людьми )))
ernest03.11.12 22:26
> харьковчанин
Интересная статья про лопатки. Понятно что одними станками с ЧПУ кашу не сваришь.
ссылка

Статья интересная. Вот кусок оттуда.

"Порядок изготовления лопатки таков. Сначала создается никелевый сплав с заданными параметрами по механической прочности и жаропрочности, для чего в никель вводятся легирующие добавки: 6% алюминия, 6-10% вольфрама, тантала, рения и немного рутения. Они позволяют добиться максимальных высокотемпературных характеристик для литых сплавов на основе никеля (есть соблазн еще повысить их, используя больше рения, но он безумно дорог). "

А вот статья из вики. ссылка

На Итурупе находится единственное в мире экономически выгодное месторождение рения. Открыто в 1992 году на вулкане Кудрявый. Месторождение представлено фумарольным полем с постоянно действующими источниками высокотемпературных глубинных флюидов — фумаролами. Рений находится в форме минерала рениит ReS2, со структурой, аналогичной молибдениту.

По данным Института вулканологии и геодинамики Российской академии естественных наук, вулкан Кудрявый каждый год выбрасывает 20 тонн рения (к слову, мировая добыча рения в 2006 г. составила около 40 тонн; цена 1 кг рения составляет до 10 000 долларов).[2] В 2003 году российские учёные успешно провели экспериментальные работы по добыче рения из дисульфида, выбрасываемого вулканом. Комментируя успех российских специалистов, "Российская газета" отмечала, что рений является стратегически ценным металлом, который используется в ВПК (в первую очередь, в аэрокосмической сфере).[3]

сибнет03.11.12 22:43
В двигателе, как и в атомной бомбе, ракетостроении и других высокотехнологичных устройствах сходятся десятки и сотни базовых технологий. Скопировать базовые технологии крайне трудно, можно только украсть. Но украсть все тоже сложно, а создать собственные - значит пройти весь путь от фундаментальных исследований в физике, химии, материаловедении до готового продукта. Для этого надо иметь мощнейшую фундаментальную науку и огромное количество самых разных КБ. У китайцев этого до недавнего времени не было, а значит догонять им нас или США еще не один десяток лет. Простой пример - что может быть проще АКМ, однако наш выдерживает непрерывную стрельбу около 10 тыс. выстрелов, а китайский лицензионный перегревается, плюется и клинит после 2-3 тыс выстрелов. Или вот, как сделать атомную бомбу или реактор написано в учебнике физики, а реально сами сделали только мы, США и Франция. Остальные получили те самые базовые технологии от этой тройки.
mcf03.11.12 23:29
> сибнет
Для этого надо иметь мощнейшую фундаментальную науку и огромное количество самых разных КБ. У китайцев этого до недавнего времени не было, а значит догонять им нас или США еще не один десяток лет.
Не один десяток лет, верно, догонят гораздо быстрее.
svt903.11.12 23:33
"Китайцы" - мастера иллюзий. Как Хотабычь в известной истории, они, во многом, могут только иммитировать, повторять внешность, если им досконально не "разжевана"/т.е. поставлена фирмами-разработчиками, или просто спёрта/ технология. При всей много миллиардности, их "творческий" потенциал, в основном, базируется на прямом заимствовании. И тащють они образцы и крупицы информации со всего света /поэтому то и такие суммы и толпа народа/.
Attente04.11.12 00:21
А зачем им авиадвигатель? Тем паче реактивный. Они же шестое поколение построили, там ваще плазма нанотек с генератором преобразования полиморфных частиц в структуры торсионных полей нуль-пространства. Нажал кнопочку - и телепортанулся. С расстребителем ворожине на макушку.
simplekss04.11.12 00:22

"Пекин был вынужден полагаться на импорт истребителей из России, обратной инженерией скопировав эти самолеты и на их базе создав свои доморощенные модели. Эта стратегия имела успех. С 2000 года Китай произвел более 500 современных истребителей и ударных самолетов с возможностями, уступающими лишь американским стелс-истребителям"

как-то не стыкуется вывод с заголовком статьи. да и вообще более,чем спорный.

Ril04.11.12 00:44
> simplekss

"Пекин был вынужден полагаться на импорт истребителей из России, обратной инженерией скопировав эти самолеты и на их базе создав свои доморощенные модели. Эта стратегия имела успех. С 2000 года Китай произвел более 500 современных истребителей и ударных самолетов с возможностями, уступающими лишь американским стелс-истребителям"

как-то не стыкуется вывод с заголовком статьи. да и вообще более,чем спорный.

Отчего же? Все логично.

Если китайские копии Сушек с плохими двигателями уступают лишь американским стелс-истребителям. То вполне закономерно предположить, что автор подразумевает, что оригинальные сушки с хорошими двигателями превосходят американские стелс-истребители.

Что впрочем так и есть.
alex_mihejev04.11.12 01:28
Вы недооцениваете китайцев, космическая программа тоже с пустого места за 10 лет как пошла в перед.
mcf04.11.12 01:40
> alex_mihejev
Вы недооцениваете китайцев, космическая программа тоже с пустого места за 10 лет как пошла в перед.
Они не просто недооценивают, они преступно игнорируют. Между прочим это эксперты, они работают на госпредприятиях. На оборонку. В НИИ. Они думают, что умней их уж никто не может быть, а китайцы и подавно. Видимо тупеют.
Боярин04.11.12 05:09
> alex_mihejev
Вы недооцениваете китайцев, космическая программа тоже с пустого места за 10 лет как пошла в перед.
Китайцы просто повторяют советский этап 60-х. )))
В 90-х надыбали документацию и теперь волосья на груди рвут: "Да мы! Да я!"
nebesny04.11.12 07:24
> alex_mihejev космическая программа тоже с пустого места за 10 лет как пошла в перед.

Ога, а до 2001 года круг их интересов ограничивался легпромом ... )))

mcf они преступно игнорируют, они думают что умней их уж никто не может быть, они тупеют.

Сколько пафоса. Череп не жмёт? ИМ интересно было бы узнать в чём это заключается "преступное игнорирование", по отдельности - преступность и игнор.

Mofack04.11.12 08:31
в смысле? на СаМ-146 холодная часть двигателя полностью наша. а на МС-21 если не в курсе ставится ПД-14 (полностью наш). и я не просто уверен, я знаю, что китайцы тупые. для примера посмотрите историю создания ARJ-21, где нет ни одного собственно китайского узла, но первозностится это как смерть всему региональному авиапрому мира. чем быстрее Запад будет выводить свои производства из Китая, тем разрыв будет всё ощутимее.

vott2012, я всё больше убеждаюсь, что вы не в России, даже если ваше тело ещё здесь, дух свой вы уже давно перенесли в другое место.

Aijy04.11.12 08:46

"Определенная часть этих двигателей будет собираться на совместных предприятиях в Китае."

Это не очень хорошо (для нас и Запада) - западные технологии гражданского двигателестроения также вполне на уровне. Стырят как пить дать.

blik04.11.12 10:26
Китайские специалисты-ракетчики учились в России. А учиться делать двигатели их никто не пустит. Стандартизация и метрология - туда тоже не берут. Даже предмет "материаловедение" им не преподается. Так что... Не нужно бросаться в окна с криками "китаецы идут".
Mofack04.11.12 10:50
что в своё время наши продали в Китай Ту-204 с роллс-ройсовскими движками. теперь этот борт испытательный у них в местном ЛИИ. доконали его до нелётного состояния. наши восстанавливали, попутно обьяснили, что нехорошо заниматься обратным инжинирингом. китайцы на его основе-то и сваяли свой С919. сейчас по слухам испытывают его в варианте воздушного танкера. если будет успешным, что обещали выкупить заложенные для них на Авиастаре грузовики и переделать их в танкеры уже у себя.
есть также мнение, что обводы соврменных китайских самолётов продиктованы не результатами продувок в аэродинамических трубах, а исключительно рукой дизайнера.
Васисуалий лоханкин04.11.12 12:11
> Aijy

... - западные технологии гражданского двигателестроения также вполне на уровне.


Дружище, а не слишком ли самонадеянное заявление? Граничащее с бахвальством. Вабщето, не Запад кричит "догнать и перегнать Великий и ужастный Хартленд" Скорее наоборот. В свете этого такое заявление мягко говоря некоректное.
Mofack04.11.12 12:14
это нам на них равняться надо. у них JT-8 имеют наработку свыше 60тыс. часов и ничего. летают.
Jeembo04.11.12 14:38
> Васисуалий лоханкин

Дружище, а не слишком ли самонадеянное заявление? Граничащее с бахвальством. Вабщето, не Запад кричит "догнать и перегнать Великий и ужастный Хартленд" Скорее наоборот. В свете этого такое заявление мягко говоря некоректное.
Энто да, гржданин лишку хватил. Западные, в частности американские двигатели, что военные, что гражданские самые технологически совершенные в мире.
Max-m04.11.12 14:54

сибнет

Простой пример - что может быть проще АКМ, однако наш выдерживает непрерывную стрельбу около 10 тыс. выстрелов, а китайский лицензионный перегревается, плюется и клинит после 2-3 тыс выстрелов

почтенный, Вы слово "непрерывную" из Вашего поста уберите и бреда подобного больше не пишите, не надо.

acprog06.11.12 11:28
Ничего, вложат побольше денег и купят если не у нас или на западе, то на украине. А уж денег у китайцев хватает...
Mofack06.11.12 11:41
так ведь у них и в гражданском авиатроении туго. про ARJ-21 я уе упомянул постом выше, а теперь ещё вот такая новость
ссылка
там такой абзац
Some in the industry are concerned that Comac is losing interest in volume production of the ARJ21 and will be satisfied if it just achieves certification, supporting the C919. But the company has ordered parts for at least 13 aircraft, of which only the first four are prototypes not intended for airline service. It is therefore committed to building at least nine production aircraft.
что в переводе на русский звучит примерно так
"источники в китайской индустрии" сообщают, что COMAC потерял интерес к серийному производству ARJ21 и теперь хочет просто его довести до сертификации, чтобы набраться опыта. Но какое-то количество видимо построят, так как известно о заказе по крайней мере 13 комплектов оборудования.
а ведь у них было всё. фюзеляж и движки американские, крыло спроектировало КБ Антонова (которое сломалось раньше времени), лучшие комплектующие со всего мира... и не работает.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Новак заявил, что увеличение добычи в рамках ОПЕК+ не обсуждают
» У российского газа появились в Европе новые лидеры закупок
» Китайский посол рассказал о решении проблемы с расчетами с Россией
» Москва нашла способ использовать большую часть «зависших» индийских рупий
» Южная Корея начала процесс дезактивации реактора Kori-1
» Европа перед выбором: углеродное обнуление или смерть металлургии?
» Постпред Израиля призвал США прекратить финансирование ООН из-за Палестины
» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"

 Репортаживсе статьи rss

» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР
» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года

 Комментариивсе статьи rss

» Что не так с глобальным управлением — и как все исправить
» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации
» «Американская ловушка», Фредерик Пьеруччи
» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»
» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"