Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Наши корабли были лучше
03.08.09 00:05 История: факты и документы
photos/articles/art_38030.jpg

ФОТО: Английский корабль "Портланд" и российский "Адмирал Чабаненко" в порту американской военно-морской базы Норфолка 15 июня 2007 года. На смену противостоянию пришло сотрудничество — и это тоже можно считать одним из итогов "холодной войны". Фото: US Navy / Mass Communication Specialist 3rd Class Kenneth R. Hendrix

В этом году Международный военно-морской салон начался с презентации экспортного варианта корвета, известного российским морякам под именем "Стерегущий"… При небольшом водоизмещении — всего около 2 тыс. тонн — корвет несет мощное вооружение, в том числе противокорабельные ракеты "Яхонт", зенитно-ракетный комплекс "Клинок", универсальную артиллерийскую установку калибра 100 мм, малокалиберную зенитную артиллерию, торпеды и глубинные бомбы. Более того, конструкторам впервые удалось разместить на корабле четвертого ранга ангар и вертолетную площадку. И все это — на палубе длиной 105 м и шириной 13 м !

"Советы превосходят нас в кораблестроении…"

В конце 1960-х — начале 1970-х годов противостояние СССР и США в "холодной войне" в океане достигло небывалой прежде остроты. Все чаще и чаще корабли военных флотов двух супердержав оказывались буквально борт к борту в многочисленных "горячих точках". И все чаще среди офицеров ВМФ США возникали тревожные вопросы: "Почему советские надводные корабли, будучи меньше в размерах, тем не менее оказываются более быстроходными и лучше вооруженными, чем корабли США? Почему они обладают лучшей мореходностью? Означает ли это, что Советы превосходят нас в кораблестроении? Почему мы не можем построить такие же корабли?". Эта обеспокоенность стала первопричиной целой серии интереснейших исследований, проведенных за рубежом в 1970–1980-е годы.

Для начала было необходимо выяснить, а что же именно означает "быть лучше". Сотрудник инженерного центра ВМФ США Джеймс Кихоу (James W. Kehoe Jr.), исходя из убеждения, что "боевая эффективность военного корабля определяется как возможностями его оборудования и вооружения обнаружить и уничтожить противника, так и способностью корабля … доставить оборудование, вооружение и обслуживающий их экипаж к месту боевых действий", сосредоточился на сравнении "эффективности кораблей в качестве боевых платформ для систем вооружения".

Аналогичный подход использовал в своем исследовании и консультант того же центра Герберт Мейер (Herbert A. Meier), полагавший, что "ключ к пониманию особенностей национальной школы корабельного дизайна… лежит в анализе сравнительного распределения не только масс различных видов нагрузки, но и их объемов в пределах корабля…". Главная идея Герберта Мейера заключалась в том, что "проектирование любого военного корабля есть, в первую очередь, проблема компоновки различного рода полезной нагрузки".

Тогда эта идея и использовалась при обширных сопоставлениях боевых кораблей ВМФ СССР и США.

clip

В своей статье 1977 года Джеймс Кихоу показывает, сколь велико превосходство по вооруженности российского противолодочного корабля "Николаев" в сравнении с американским крейсером "Виргиния". Но уже в начале 1980-х очевидный разрыв сократился, и на борту "Виргинии" появилось дополнительное вооружение (на рисунке показано красным). Иллюстрация: Kehoe J. W. Warship Design: Ours and Theirs / The Soviet Naval Influence: Domestic and Foreign Dimensions. 1977. Р. 376

Один из самых интересных результатов американские специалисты получили, исследовав тенденции изменения уровня боевой нагрузки советских и американских кораблей на протяжении всего периода 1945–1975 годов. При этом под термином "боевая нагрузка" (payload) понималась совокупность снаряжения корабля, необходимого для выполнения им своего боевого предназначения: вооружение, боеприпасы, корабельная авиация, системы обнаружения, управления оружием и связи.

Проведенный сравнительный анализ уровня вооруженности кораблей флотов СССР и США в весовых измерениях — процентная доля от общего водоизмещения и количество артиллерийских, ракетных, торпедных установок и летательных аппаратов на 1000 т водоизмещения, выявил почти трехкратное превосходство советских фрегатов и двукратное — эсминцев и крейсеров.

На практике это означало, что советские корабли, будучи меньшими по водоизмещению и размерам, превосходили американские аналоги по вооруженности в два-три раза. С точки зрения зарубежных специалистов, они отличались явной перевооруженностью, будучи буквально "напичканы оружием". Это превосходство американские исследователи объясняли рядом "ключевых различий в практике проектирования". Советские конструкторы уделяли гораздо меньше внимания проблеме пополнения припасов на ходу в море, что позволяло им размещать вооружение по обоим бортам корабля и полностью занимать носовую и кормовую часть верхней палубы. Учитывая трудность перезарядки систем противокорабельного и противолодочного ракетного оружия и торпедных аппаратов, советские кораблестроители применяли установки с большим числом направляющих без возможности их перезарядки из магазинов, размещенных под верхней палубой корабля.

Проекция силы в окружающее пространство

Высокая насыщенность советских кораблей вооружением и особенности его размещения дали основания зарубежным специалистам для вывода о том, что "советская конструкторская философия была нацелена на создание кораблей для упреждающего удара в скоротечном и напряженном конфликте". Этот "советский подход" к вооружению имел и обратную сторону — корабли не могли вести длительный бой. Но неожиданным его преимуществом стало большее соответствие задачам "демонстрации силы в целях поддержки внешней политики государства". Размещение большого количества вооружения на верхней палубе "делало советские военные корабли более грозными, независимо от их реальной боевой эффективности". В условиях множившихся локальных конфликтов и необходимости постоянной "демонстрации силы" в странах "третьего мира" это качество оказывалось едва ли не самым важным.

clip

Залп из всех девяти орудий главного калибра американского линкора "Нью-Джерси" (его называли "черным драконом"). "Нью-Джерси" был спущен на воду в 1942 году, в годы Второй мировой войны. В 1969-м его сняли с вооружения и отправили в запас. Однако в начале 1980-х его снова вернули в строй, установив дополнительное вооружение на палубе. Фото: US Navy

"В случае возникновения значительного конфликта в третьем мире американские политики, как правило, в качестве первого средства использовали военно-морскую группировку, обычно включавшую по крайне мере один авианосец. Типичной реакцией Кремля на эти действия, — отмечал в своем исследовании сотрудник Брукингского института (Brookings Institution) Стивен Каплан (Stephen S. Kaplan), — было появление противостоящего американцам соединения советских военно-морских сил с целью нейтрализации политического эффекта присутствия в этом районе кораблей ВМФ США". Американский исследователь подчеркивал: "Советское руководство было уверено, что появление надводных кораблей способно оказать огромное воздействие на иностранных лидеров".

В поисках ответа на вопрос "Почему внешний облик советских кораблей производит впечатление большей военной мощи, чем облик американских?" уже упоминавшийся Герберт Мейер совместно с офицером флота США Джоном Роучем (John Ch. Roach) предприняли попытку анализа архитектурного дизайна советских и американских боевых кораблей. Обосновывая свой подход к решению проблемы и использованную методику, авторы отмечали: "В истории морских народов существует давняя традиция, касающаяся эстетики дизайна военных кораблей. Помимо своей основной роли ведения войны, боевые корабли служили политическим инструментом эффективной проекции морской мощи, престижа и влияния нации…".

В качестве основного метода авторы использовали сопоставительный анализ базовых визуальных элементов, к которым они относили: "линии силы" силуэта корабля, контур корабля, линии фронтальной проекции надстроек и выступа борта, размер горизонтального интервала между линиями палуб и надстроек.

Согласно предлагаемой методике, "линии силы" объединяют визуальную композицию объекта, проецируя его силу в окружающее пространство. Такие линии корабля как кривизна борта, продольная погибь корпуса являются самым подлинным выражением его характера. При этом вертикальные линии создают впечатление относительной статичности, в то время как линии наклона задают ощущение динамичности и целеустремленности. Линии наклона от визуального центра в сторону носа и кормы отражают степень выдвижения надстроек вперед-вверх, создающей впечатление устремленности и готовности к активному действию. Большие горизонтальные интервалы между линиями палуб и надстроек при определенной длине корабля формируют ощущение раздутости и приземистости, малые же интервалы, напротив — эффект сглаженности, стремительности. Впечатление динамичности корабельной архитектуры так же задается наклоном линий фронтальной проекции надстроек в противоположность статике перпендикулярных линий. Наклон надводного борта и форштевня корабля подчеркивает мощь линий силы.

Силуэт корабля представляет собой непрерывную линию, включающую все корабельные устройства, видимые под разными углами. Мачты, радарные установки, системы вооружения привлекают внимание и придают силуэту ощетинившийся, угрожающий вид. В своей комбинации "линии силы" и силуэт корабля определяют, насколько грозно выглядит сам корабль.


clip

Советский атомный ракетный крейсер "Киров" в 1989 году. При его создании в конце 1970-х в дело пошли все дизайнерские ноу-хау советских конструкторов. Фото: US Navy

Таким образом, американские исследователи проанализировали внешний вид новых кораблей флота США и сравнили их с кораблями новейших типов советского флота. И это сравнение оказалось не в пользу первых: "Современные боевые корабли американского флота выглядят громоздкими, неустойчивыми, плоскобокими, статичными и недовооруженными и, в целом, кажутся менее устрашающими, чем должны казаться. При сравнении с кораблями других флотов, такими как новые корабли советского флота, видимый контраст разителен, советские корабли кажутся более зловещими и угрожающими". Так, вошедший в состав американского флота в середине 1970-х годов ракетный крейсер "Калифорния" (CGN-36), по мнению авторов, отличался преобладанием вертикальных линий крупногабаритных надстроек, что придавало крейсеру исключительно "массивный, статичный внешний вид, исключающий динамику и подвижность". В то же время близкий по классу и времени вступления в строй советский большой противолодочный корабль (БПК) "Николаев" (проект 1134Б) производил впечатление "бойца, приготовившегося к схватке". Надстройки и корпус крейсера "демонстрировали согласованные и целенаправленные линии силы".

Герберт Мейер и Джон Роуч пришли к заключению, что "внешний вид советских военных кораблей являл собой сознательную попытку обеспечить максимальный пропагандистский эффект использования флота благодаря применению художественного дизайнерского стиля". Это приобретало особое значение исходя из убежденности авторов в том, что "военный корабль есть инструмент политики, главным оружием которой является эффективное убеждение. Эстетическое совершенство усиливает убедительность военного корабля, усиливая доверие к национальной политике".

Секрет успеха

Общим итогом масштабных сравнительных исследований стало выявление ряда факторов, обусловивших преимущества советских кораблей, которые так обеспокоили флот США. Источник преимуществ советских кораблей скрывался, по их мнению, в приоритетах при проектирования кораблей. Советские конструкторы сознательно сделали ставку на мощное вооружение и высокую скорость, сознательно жертвуя условиями, в которых были вынуждены жить и выполнять боевые задачи члены экипажа, и дальностью плавания.

Выбор дизайнерских приоритетов и их иерархия — своего рода визитная карточка национальной конструкторской школы. Именно они определяют специфическое видение оптимальных способов решения тех или иных задач. На это обращал внимание, подводя итоги проведенного исследования, Джеймс Кихоу: "Будучи компетентными дизайнерами и кораблестроителями, советские инженеры строили большое число относительно небольших, быстроходных кораблей, имеющих впечатляющее вооружение, чтобы обеспечить выполнение их главного предназначения — воспрепятствовать использованию моря противником… Эта миссия определила неизбежный акцент в проектировании на мощном вооружении, способности нанесения первого удара по противнику в воздухе, на воде и под водой, высокой скорости и мореходности…".

clip

Вслед за Кихоу и другие американские исследователи пришли к заключению, что для советской модели проектирования было характерно стремление к обеспечению таких характеристик как скорость, большая ударная сила, боевая эффективность, акцент на ударных возможностях. Выбор данной модели позволил осуществить строительство большого числа относительно простых и недорогих кораблей, спроектированных с большим искусством, построенных на соответствующем уровне, удобных в эксплуатации. Американские проектировщики делали ставку на дорогостоящие качественные характеристики: экономию силы, сохранение жизни, высокую боевую эффективность, передовые технологии. В результате, при больших затратах в США было построено меньше кораблей, чем в СССР. При этом, американские корабли, хотя и превосходили советские аналоги по качественным характеристикам, но оставались дорогими, сложными в эксплуатации и техническом обслуживании.

Но особенно тревожным был такой вывод: "Вследствие трудностей в использовании и обслуживании новейших в техническом отношении корабельных систем флот США часто был не в состоянии реализовать весь потенциал, заложенный в проектах кораблей и систем их вооружения. Корабельные системы Советов, напротив, часто были не так совершенны, как американские, но гораздо проще в использовании и обслуживании, и гораздо полнее использовали заложенный потенциал. В итоге, в ряде областей советские корабли обладали превосходством над американскими, и США были не способны компенсировать количественное отставание качественным превосходством…".

Сравнение "линий силы" американского крейсера "Калифорния" (вверху) с "линиями силы" советского противолодочного корабля "Николаев" по методу Геберта и Роуча наглядно показывает, за счет чего достигался "максимальный пропагандистский эффект использования флота". Иллюстрация: Meier H., Roach J. Warships Should Look Warlike // US Naval Institute Proceedings. 1979. June. No 6. P. 68–69

 

Spirt03.08.09 06:30
Ну сомневаюсь я, что отечественные конструкторы так уж плотно занимались "дизайном" кораблей, да еще для обеспечения "пропагандистского успеха". Более чем уверен, что упор делался на максимальную боевую эффективность и логичность, эдакую завершенность, конструкции. Ну, а "приемная комиссия" выбирает проекты, таки глазами.

Янкесам надо не фигней страдать, а заняться нормализацией организации производства кораблей. Скорее тут собака порылась.



Хотя... по сравнению с нашими космическими модулями их модули... напоминают консервные банки. Что уж говорить о флоте.
Myxaxxa03.08.09 10:10
Вообще, конечно, вооружение разрабатывается под конкретную государственную доктрину.

А я вот так думаю - могли ли "капиталисты" разработать себе оружие недорогое!!1 в эксплуатации, изготовлении и собственно при проектировании. Скорее всего нет. Главное что - деньги. И еще раз деньги. Кто там оружие строит - частные конторы? Насколько частная контора может отражать интересы государства - даже в сфере производства военной техники. Стопудово не на 100%. Хотя бы 1% да своего частного интереса. Вот именно поэтому в советском союзе военная техника, ракеты и т.п. были, как это сказать, лучше.
sanches8003.08.09 10:12
"Почему советские надводные корабли, будучи меньше в размерах, тем не менее оказываются более быстроходными и лучше вооруженными, чем корабли США? Почему они обладают лучшей мореходностью?"
Сравнили бы лучше условия обитаемости их и наших кораблей. У нас плотность людей на единицу площади в разы выше. Их моряки с ума бы сошли от скученности на наших корблях. У нас самое главное оружие, а людей куда-нибудь да распихают, а у них цель - обеспечить приемлемые условия жизни экипажа в длительном походе.
Koveras03.08.09 11:44
> Spirt
Ну сомневаюсь я, что отечественные конструкторы так уж плотно занимались "дизайном" кораблей, да еще для обеспечения "пропагандистского успеха". Более чем уверен, что упор делался на максимальную боевую эффективность и логичность, эдакую завершенность, конструкции. Ну, а "приемная комиссия" выбирает проекты, таки глазами.

Я подозреваю, что все советские дизайны были просто сделаны "на глазок" талантливыми инженерами, а американцы кучу денег вбухали в то, чтобы чужой талант проанализировать да воспроизвести...

> sanches80
Сравнили бы лучше условия обитаемости их и наших кораблей. У нас плотность людей на единицу площади в разы выше. Их моряки с ума бы сошли от скученности на наших корблях. У нас самое главное оружие, а людей куда-нибудь да распихают, а у них цель - обеспечить приемлемые условия жизни экипажа в длительном походе.

Ну, собственно, автор то же самое и пишет в конце статьи. ;)

Zmey03.08.09 12:29
Техническая красота - это порождение не только дизайна, но и функциональности. Аэродинамичные автомобили красивше квадратных гробов 70-х, современные боевые самолеты выглядят более "хищными" по сравнению с самолетами 60-х. Одно время на авиафорумах был даже спор по поводу того, чьи самолеты выглядят эстетичнее. Логика в том, что более функциональный корабль, более совершенно "собранный" и будет выглядеть более "настоящим боевым", чисто в силу правильных конструкторских решений, чем усилиями дизайнеров.
Кстати, можно заодно сравнить и эстетичность-грозность на вид танков. Наших и их.

А насчет размещения л/с - не стоит так уж прям говорить, что нам на него пофигу, размещаем как придется. Например, на 941 проекте был бассейн и комната отдыха с птичками. А на амерских авианосцах летчики живут в каютах 2х4м по двое, при этом частенько с низким потолком, за которым вечно шумящие трубы вентиляции.
колхозан03.08.09 12:57
к сожалению это всё в прошедшем времени.И вернутся ли к нам "золотые" времена,под большим вопросом.При наших современных "пильщиках"
sanches8003.08.09 17:29
Zmey
А вы были на американских авианосцах? Или это по нашему ТВ показали в целях пропаганды?

Просто есть личный опыт (про советский флот говорю), плюс много общался с офицерами ВМФ как подводниками, так и надводного флота - все в один голос говорят что на наших кораблях получается разместить больше вооружения именно в ущерб личному составу (в первую очередь в ущерб рядового состава)
Да и 941 проект это не показатель, это относится к элите, со всеми вытекающими последствиями - ведь надо же хоть немного показухи устроить. И проект к тому же очень даже современный. А большиство американских авианосцев проектировались в 60-х годах.
Проб.шлем03.08.09 20:37
Понятно, что в разных странах были разные требования к кораблям в зависимости от особенностей: военной доктрины, географического положения, технологических и материальных возможностей, особенностей устройства общества. Но национальные школы судостроения сложились не только под действием этих и подобных им факторов, на них огромное влияние оказали национальные особенности проектирования и дизайна, эстетические предпочтения народов. Т.е. чтобы построить, скажем, истинно немецкий корабль, не только по виду, а и по комплексу свойств (линкор "Бисмарк"), надо быть немцем. Итальянцам немецкий корабль спроектировать не удастся (или выйдет пародия на него). Вообще, это интереснейшая тема, в созданных вещах отражается характер, сам дух народа. Взглянув на вещь: корабль, самолёт, автомобиль, станок, как правило, сразу бросается в глаза её "национальная принадлежность". Я сразу вижу: этот станок немецкий, этот автомобиль американский, по качествам они тоже скорей всего будут такими. Русские вещи узнаются сразу: изящная мощь (реже, в основном у кораблей и тем более у самолётов, восхитительная тем, что обеспечивает исключительное удобство при неприхотливости) или преобладает дубовость с некоторой неуклюжестью (чаще, бывает у автомобилей, станков, бытовых предметов, сочетается с низкой эргономикой и высокой надёжностью). Очень заметна разница между американскими вещами и европейскими, по вещам видно, скажем, что американцы уже сильно отличаются от англичан: не зная истории и других реалий можно подумать, что их делали разные расы. Кстати, только английские изделия часто обладают неуклюжестью и дубовостью, чем-то напоминающей наши. В отличие от русских, преобладает неуклюжесть и нефункциональность, "шедевр" -- ПП "СТЭН", иногда переходящая в восхитительную стильность и удобство, часто по принципу или-или (Роллс-ройс).
Zmey03.08.09 21:13
--->sanches80
Нет, это по ихнему ТВ показывали в целях пропаганды ;)
Я смотрел какой-то переводной фильм то ли от Дискавери то ли от БиБиСи. Удивился, в каких, так неожиданно скромных, услових коротает время элита амерской авиации. Кстати, еще более удивило строгое корабельное расписание. Грустная история про мотористов, которы живут на палубе F, а работают на палубе C, и имеют разрешения перемещаться только по этим и промежуточным палубам. За все время похода, а оно у атомного авианосца может быть немаленьким - ни одного выхода на верхнюю палубу. Как подводник - только в корпусе, и никакого солнца.
Сам был на нескольких проектах наших кораблей, видел разное. И десантные кубрики на БДК, и офицерские каюты на крейсерах. Вс различается. Понятно, что на малых кораблях из соединений ОВР особо не комфортно, но вот на больших кораблях места даже для матросов не жалеют. Жаль, особо сравнивать не с чем. Во Владике периодически швартуются иностранные корабли, и пускают на борт, вроде экскурсий, но каюты как бы не особо светят. Только и приходится БиБиСи смотреть.
Немец 0603.08.09 21:51
В дизайне Российского вооружения преодладают направления "гусарская лихость". С технической стороны всё расчитано и проверено ещё на Второй Мировой: простота и надёжность. Смотрел немецкий фильм о немецких вертолётчиках в Афгане. Ребята гоняют свои машины в Германию на более-мение капремонт. Наши механики запросто ремонтировали в полевых условиях. И дело не в компетенции или отсутствии таковой просто в русские машины изначально заложена возможность такого ремонта. "Цивилизованые" привыкли к цивилизованым условиям: Чтоб мастерская под задом и десяток механиков с инженернотехническим образованием. Условия проживания на кораблях ВМС России ниграмма не хуже чем в других ВМС. Не надо бочку катить.
Eugen_T04.08.09 07:01
Быть может я ошибусь (не сильный знаток истории), но разве у янки были крупные морские сражения? Такие, чтобы потом из них делать выводы и совершенствовать свои навыки постройки военных судов? У нас есть что вспомнить, и победы, и поражения (взять хотя бы русско-японскую войну). А у них?
И потом, посмотрите на последний рисунок в статье - даже на глаз видно, что поражаемая площадь борта нашего корабля ощутимо меньше чем у янкесов. Низкие борта, скошенные постройки - это все минимизация поражающего фактора. И почему янки так поздно это сообразили - загадка для меня. ИМХО, но из их военно-морских достижений только "Аэгис" и впечатляет.
Zmey04.08.09 08:05
Возможно вы правда не сильный знаток истории, а может просто забыли. Наши морские сражения в русско-японскую в Тихом Океане сменились американо-японскими морскими сражениями во время 2 мировой. И бились они там неподеццки. В принципе, на основе той войны и был сделан вывод о том, что крейсер крейсером, линкор-линкором, но авианосец - круче.
Рыбарь11.08.09 14:09

Есть такая фраза, уродливый самолёт не полетит. Что-то типа того. Понять в чём заключается красота никто не может, но она видна сразу. Даже в животном мире так. Тигры вообще красавцы. Большие, грозные, грациозные кошки-убийцы. Сплошной восторг и уважение. А всё потому что они идеально соответствуют выполнению своих задач. А как будет выглядеть тигр, если на него надеть, скажем, седло или утыкать перьями? Ну это повысит его функциональность и эстетичность, но какого хрена? Красота умрёт сразу. Вот то же самое и с амерской техникой. Их техника возит изнеженных людей, а не выполняет боевые задачи, именно поэтому она никогда не будет выглядть красиво.

Гуливер12.08.09 17:33
служил на СКРе матросом,нормальные условия были,правда койки трёхярусные,но на них мы спали,гораздо хуже было,когда спать не удавалось,да и ещё вспомнил,через кубрик проходило пару глобальных кабельтрасс,думаю вряд ли они способствовали омоложению организма
Aclinar12.08.09 21:01
На проектировку кораблей могут влиять не только национальные традиции и черты характера. На мой взгляд тут может влиять и печальный, позорный опыт применения кораблей. Вспомните как наши моряки плевались на наши броненосцы (американской постройки) в русско-японскую. Мол слишком много не нужных надстроек, дерева, украшений. В то время как у японцев броненосцы (английской постройки) были более простыми, без особых удобств для команды, ничего лишнего. Тогда отмечали, что это все опыт англичан. К чему воротить излишества, если оно пагубно скажется на жизнях людей. Вот этот анализ, после унизительного цусимского поражения, и мог остаться в поколениях наших конструкторов.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» «Талибан»* объявил о строительстве нефтяного хаба для поставок из России в Азию
» В Берлине загорелся завод компании, производящей ракетные комплексы IRIS-T
» В Хорватии намерены ограничить права нацменьшинств, прежде всего — сербов
» Финский главнокомандующий назвал маловероятной атаку России на НАТО
» Украинским уклонистам в Чехии пообещали тяжелые времена
» Узбекистан выразил готовность предоставить критически важные минералы Британии и США
» Россия согласовала намерения о строительстве железной дороги до Индийского океана
» Пентагон: Все пропало, шеф! Китайцы нас догнали

 Репортаживсе статьи rss

» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время

 Комментариивсе статьи rss

» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»
» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет
» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться
» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"