Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Россия начинает производство ракетных систем средней и меньшей дальности
Госдума приняла поправки, запрещающие иноагентам участвовать в выборах
Путин поблагодарил правительство за совместную работу
ВС России проведут учения по подготовке и применению нестратегического ЯО
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Саакашвили – пиар-менеджер грузинского ОПК
13.05.12 18:31 Кавказ: зона нестабильности
// Михаил Барабанов

11 апреля президент Грузии посетил тбилисский государственный научно-технический центр "Дельта" Министерства обороны республики, сделав ряд громких заявлений о радужных перспективах оборонного производства своей страны и жгучей зависти, якобы испытываемой Россией по отношению к изделиям ОПК закавказской соседки.

"Дельта" – головная организация по разработке и производству грузинского вооружения и военного имущества. Основной производственной базой НТЦ является Тбилисский авиационный завод ("Тбилавиамшени" – ТАМ). Судя по всему, именно в его цехе и проходил осмотр потрясшей Саакашвили продукции.

Это вам не игрушки!

"Вчера мы испытали беспилотный летательный аппарат, – сообщил президент, – некоторые думали, что это игрушка. С будущего года у нас появится такой же аналог, только он сможет переносить вооружение на большую дальность и будет намного лучше, чем старые русские штурмовики. Наш беспилотный летательный аппарат во много раз лучше их аппарата. Интересно, последуют ли они за нами и в этом?".

По мнению Саакашвили, Россия отстала от Грузии и в производстве бронетехники: "Когда русские увидели "Дидгори", они начали на базе Iveco создавать свой БТР, который пытается догнать "Дидгори". То, что Россия начала нам подражать в полиции, машинах, в других сферах экономики, меня не удивляет. Но я себе не мог представить, что она начнет подражать нам в вооружении".

Конечно, отчаянное желание прихвастнуть, мегаломания грузинского лидера хорошо известны. Тем не менее нынешние попытки Грузии наладить собственное оружейное производство представляют определенный интерес с точки зрения оценки грузинских военных возможностей.

Скандально известны

В советские времена небольшая, преимущественно аграрная республика не имела сколь-нибудь значительных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Единственное исключение – Тбилисский авиационный завод. В шестидесятые-семидесятые годы он выпускал учебно-боевые истребители МиГ-21У. В восьмидесятые – штурмовики Су-25. До конца восьмидесятых специализировался на изготовлении ракет класса "воздух-воздух" малой дальности Р-60 и Р-73. Но ТАМ фактически занимался лишь сборкой изделий, получая почти все комплектующие по кооперации из других союзных республик и прежде всего из РСФСР.

В остальном советский ОПК был представлен на территории Грузии небольшими субподрядными предприятиями и рядом второстепенных НИИ или филиалов научно-исследовательских учреждений. Всего в военном производстве было задействовано 28 предприятий и организаций Грузинской ССР. Особняком стоял находившийся в Тбилиси 142-й бронетанковый ремонтный завод Министерства обороны СССР (с 1992 по 2005 год – Министерства обороны России). По сути это была база по ремонту танков и других бронированных машин Закавказского военного округа.

Нельзя не отметить, что грузинская машиностроительная продукция печально славилась в Союзе низким качеством. Самолеты Тбилисского авиазавода имели неважную репутацию в плане уровня сборки. О грузовиках другого "флагмана" промышленности республики – Кутаисского автомобильного завода вообще ходили скандальные легенды. КАЗ никогда не участвовал в поставках техники для Вооруженных Сил СССР, хотя и попытался в шестидесятые годы приобщиться к разработкам колесных бронетранспортеров и бронированных шасси. К числу предприятий советского периода, имевших серьезные потенциальные военно-промышленные возможности, можно причислить Кутаисский машиностроительный завод, Тбилисский электровозостроительный завод, тбилисское ПО "Орби".

Неутешительный итог

Распад СССР ознаменовался для Грузии погружением в состояние войны с отделившимися автономиями – Абхазией и Южной Осетией. Нехватка оружия и боевой техники для формируемой национальной армии породила первые проекты налаживания их собственного производства.

Государственный научно-технический центр "Дельта" создавался в 1993 году при Министерстве обороны страны как головная организация военного производства. Внимание сосредоточивалось на выпуске простого артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов. Видимо, основной проектной базой послужила подготовленная еще в период существования Советского Союза мобилизационная техническая документация для налаживания изготовления определенных видов оборонной продукции в военное время, имевшаяся у ряда грузинских предприятий.


Коллаж Андрея Седых

Именно такая документация на 82-мм и 120-мм минометы оказалась в распоряжении "Дельты". Это позволило НТЦ в середине девяностых годов представить целую гамму минометов указанных калибров, а также 60-мм. Заявлялось о налаживании их производства на "Тбилавиамшени". Однако дело не пошло дальше выпуска ограниченных партий "облегченного" 82-мм миномета с укороченным стволом. Остальные, видимо, остались в опытных образцах.

Грузинский конструктор Герман Хиталишвили разработал 60-мм бесшумный миномет "Муму". Невзирая на рекламу, его перспективы до сих пор неясны. Было налажено производство ручных гранат РГД-5, минометных мин, детонаторов, ряда других несложных боеприпасов. Пробовали на ТАМе изготавливать и гранатомет РПГ-7, и выстрелы к нему.

Путем копирования либо "доработки" советских и западных образцов пытались в Грузии наладить выпуск стрелкового оружия. Небольшими партиями производился весьма примитивный пистолет-пулемет "Иверия". На основе конструкции АКСУ-74 был "разработан" 9-мм пистолет-пулемет "Кавкасиони-2000". Демонстрировались и образцы пистолетов-пулеметов "Горда", пистолетов "Армази" и "Танфоглио-Кавкасиони Форс". Сообщалось о планах освоить изготовление пистолетов SIG Sauer и автоматных патронов.

Однако все эти проекты в итоге закончились ничем.

"Грачи" перелетные и оседлые

В постсоветский период Тбилисский авиазавод сохранил производство штурмовиков Су-25. Благо, имелся значительный задел по планерам и этих самолетов, и осваивавшихся перед распадом СССР модифицированных машин Су-25Т. Практически все комплектующие и системы для грузинских "грачей", включая бронированную "ванну" кабины, поступали из России. На основе задела по планерам Су-25Т Тбилисский завод даже начал строительство собственных учебно-боевых спарок под обозначением Су-25У (не путать с Су-25УБ из Улан-Удэ), которые поставлялись на экспорт.

ТАМу принадлежит и первый значительный опыт сотрудничества Грузии с оборонными компаниями Израиля: совместно с израильской группой Elbit Systems в 2001 году был сконструирован модернизированный вариант советского штурмовика – Су-25КМ Scorpion с обновленной авионикой. Всего в 1993–2007 годах в Тбилиси выпущено 27 самолетов Су-25. Восемь из них приобрел Азербайджан, десять – Демократическая Республика Конго, восемь – Эритрея, один – Гамбия. Что же касается Су-25КМ, то шесть построенных машин предназначались для ВВС Грузии, а прототип купила Туркмения.

Предположительно, два из одиннадцати Су-25У остались в Грузии, шесть были поставлены в Туркмению и три – в Азербайджан. Кроме того, ТАМ занимался ремонтом штурмовиков Су-25 вооруженных сил Грузии, Азербайджана и Туркмении, организовал капремонт приобретаемых в Болгарии и Чехии самолетов Су-25К (суммарно до 16 машин) с последующей их перепродажей в основном тому же Азербайджану. Освоили на "Тбилавиамшени" и ремонтные работы на вертолетах серий Ми-8 и Ми-24.

Причины и последствия эмбарго

Быстро нарастив военные расходы Грузии, Саакашвили накануне войны 2008 года начал переход к приобретению современных систем вооружения на Западе. Мощности ряда грузинских предприятий при этом были весьма рационально задействованы для ремонта и модернизации боевой техники. Так, на переданном российским Минобороны властям Грузии в 2005 году в полной комплектности 142-м Тбилисском бронетанковом ремонтном заводе с 2007 года была организована модернизация танков Т-72 грузинской армии в модификацию Т-72-SIM-I, разработанную израильской Elbit Systems.

Поражение в "пятидневной войне" изменило ситуацию. Грузия фактически оказалась в условиях негласного эмбарго на продажу и передачу ей ВВТ. Американцы и их союзники, опасаясь ухудшения отношений с Россией, явно стараются не подливать масла в огонь кавказских конфликтов. После завершения поставок вооружений по ряду контрактов, подписанных еще до нападения грузинских войск на Южную Осетию в августе 2008-го (например турецких бронетранспортеров Nurol Ejder), новых сколько-нибудь значительных поступлений оружия в Грузию из-за рубежа до недавнего времени не зафиксировано.

Это заставило руководство республики начать энергичные попытки освоить выпуск отечественной оборонной продукции, опираясь при этом на очевидные экономические достижения Грузии последних лет. Данный фактор обеспечил адекватное финансирование ряда военно-промышленных проектов, результаты которых и были продемонстрированы в последний год.

В организационном плане усиление внимания к военному производству привело к формированию в 2010 году под эгидой "Дельты" фактически полноценной государственной научно-производственной корпорации, подчиняющейся Министерству обороны Грузии. Под контроль центра были переданы Тбилисский авиазавод, Тбилисский бронетанковый ремонтный завод, Кутаисский машиностроительный завод и несколько НИИ.

На уровне стран третьего мира

Первыми на военном параде 26 мая 2011 года в Тбилиси были продемонстрированы колесные бронетранспортеры "Дидгори". Они разработаны НТЦ "Дельта" и производятся на мощностях Тбилисского авиационного завода в кооперации с Тбилисским бронетанковым ремонтным заводом. К маю 2011-го выпущена опытная партия из 30 БТР с двумя вариантами вместимости (по 15 машин того и другого).

Девятиместный вариант бронетранспортера – "Дидгори-1" оснащен 12,7-мм пулеметом "Утес", а укороченный семиместный – "Дидгори-2" – установкой с шестиствольным пулеметом Garwood Industries M134G калибра 7,62 миллиметра. Она может управляться как вручную, так и дистанционно, изнутри БТР. Контракт на поставку из США 20 пулеметов М134G Министерству обороны Грузии был заключен в 2007 году, до "пятидневной войны". Сообщалось также о создании в последующем варианта БТР со станковым 40-мм гранатометом.

Бронекорпуса грузинского производства монтируются на шасси пикапов Ford F-cерии. Грузинской стороной заявлено, что бронирование соответствует стандарту НАТО STANAG 4569 Level 2. На всех машинах есть фронтальные и задние видеокамеры с функцией ночного видения и светодиодной подсветкой и инфракрасный прицел. Общий дизайн бронемашин и установка на них систем видеообзора и дистанционного управления оружием говорит о том, что скорее всего грузинские разработчики вдохновлялись закупленными в Турции и Израиле образцами легкой бронетехники.

Судя по значительному количеству машин "Дидгори" в разной степени готовности в цехе ТАМа при посещении завода Саакашвили 11 апреля 2012 года, серийное производство этих броневиков продолжается. С военной и инженерной точки зрения "Дидгори" не представляет особого интереса, являясь достаточно заурядным полуимпровизированным броневиком на коммерческом автомобильном шасси. Выпуск подобных машин ведется в целом ряде стран третьего мира, включая государства Центральной Америки. Похоже, "Дидгори" не принадлежит к броневикам класса MRAP и не имеет полноценной усиленной противоминной и противофугасной защиты, что значительно ослабляет его ценность в условиях современных конфликтов.

"Эксклюзивные" изделия

25 февраля 2012 года на полигоне Вазиани Михаилу Саакашвили продемонстрировали прототип сконструированной в "Дельте" боевой машины пехоты "Лазика". Конструктивно она представляет собой модернизацию шасси наличных у грузин БМП-1 и БМП-2 с укорачиванием корпуса и уменьшением числа опорных катков ходовой части до пяти на борт. Это позволяет улучшить поворотливость "Лазики", что немаловажно при движении по узким горным дорогам и при ведении боя в городе. Машина оснащена усиленным комбинированным бронированием, объявлено, что она защищает экипаж (два или три человека) и десант (восемь человек) от 14,5-мм бронебойных пуль (правда, неясно, с какой дистанции и в какой проекции). Максимальная скорость БМП – 70 километров в час.

Вооружена "Лазика" 23-мм автоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом на дистанционно управляемой турели кругового вращения, вероятно, производства Elbit Systems. Можно предположить, что израильские специалисты принимали участие и в проектировании самой машины. Прототип БМП, видимо, был построен на Тбилисском бронетанковом ремонтном заводе. Саакашвили позднее рассказывал о планах серийного выпуска этих машин и даже якобы об интересе к ним со стороны некоего иностранного заказчика. Однако пока перспективы "Лазики" неясны и не исключено, что БМП всего лишь своего рода концепт.

Еще одной разработкой НТЦ "Дельта" стала 122-мм реактивная система залпового огня. РСЗО представляет собой монтаж стандартной 40-ствольной огневой части БМ-21 "Град" на бронированное шасси автомобиля КрАЗ-6322 с колесной формулой 6x6. В удлиненной бронекабине размещается расчет из пяти человек. Заявленная дальность стрельбы – до 40 километров (предположительно, используются современные дальнобойные 122-мм реактивные снаряды производства турецкой компании Roketsan). Система, видимо, является проектом модернизации наличных установок БМ-21 и согласно опубликованной информации построена к настоящему времени уже минимум в трех экземплярах. Объявлено о планах организации производства 122-мм реактивных снарядов.

А 10 апреля 2012 года Саакашвили присутствовал на испытательных полетах первых беспилотных летательных аппаратов разработки НТЦ "Дельта". У БЛА поршневой двигатель, высота полета – от 100 до 3000 метров, скорость – от 60 до 160 километров в час. Продолжительность пребывания в воздухе – до восьми часов. Аппарат оснащен двухкамерной видеоплатформой, фотокамерой, а также тепловизионной и инфракрасной камерами (полезная нагрузка, возможно, представлена коммерческими системами). Запуск БЛА осуществляется посредством пневматической катапульты, посадка – парашютным способом с применением амортизаторов.

Хотя дрон был громогласно объявлен Саакашвили грузинской разработкой, однако быстро выяснилось, что данная система представляет собой комплекс БЛА SWAN-205 разработки эстонской компании Eli Military Simulations, лицензию на который приобрела Грузия. SWAN-205 (вес аппарата – 10 кг, радиус действия – до 50 км) проходил испытания в вооруженных силах Эстонии с 2006 года, но был в итоге забракован из-за несоответствия требованиям военных.

Вопрос пока открытый

11 апреля на основной производственной базе "Дельты" Михаилу Саакашвили показали целый ряд выпускаемых на ТАМе образцов вооружения, включая некоторое количество 82-мм и 120-мм буксируемых минометов, значительное число копий гранатомета РПГ-7 (с пластиковым "обвесом"), образцы копий одноразового РПГ-22 и 40-мм подствольного гранатомета ПГ-30, 50-мм малошумного миномета, переносного инженерного кумулятивного заряда, выстрелов для минометов и РПГ.

Ознакомился президент и с образцом некоей автоматической винтовки, напоминающей германскую НК416. Саакашвили заявил при этом о начале выпуска в Грузии противотанковых средств (имея в виду, видимо, упомянутые клоны РПГ-7) и о разработке некоей системы ПВО. При этом грузинский президент утверждал об экономической выгоде самостоятельного военного производства, заявив, в частности, что стоимость РПГ-7 грузинского изготовления будто бы вдвое ниже импортного.

Сообщается, что на ТАМе должны быть развернуты мощности по выпуску 15–17 тысяч РПГ-22 в год. Для "Тбилавиамшени" это имеет поистине жизненно важное значение, поскольку после августа 2008-го завод полностью лишился субподрядных поставок из России, утратив способность строительства новых штурмовиков серии Су-25. Предприятие вынуждено по своему основному профилю ограничиваться лишь ремонтом "грачей" и вертолетов.

Таким образом, режим Саакашвили демонстрирует энергию и серьезные амбиции в развитии грузинского ОПК. Насколько намеченные планы реальны и приведет ли их выполнение к сколь-нибудь существенному увеличению боевого потенциала вооруженных сил Грузии – вопрос пока открытый.

Михаил Барабанов,
научный редактор журнала "Экспорт вооружений"
 

veldinc`14.05.12 11:38
Один вопрос возникает: почему в свое время не вывезли все технологические заделы и документацию в Россию, почему передали грызунам танкоремонтный завод? Практически все комплектующие и системы для грузинских "грачей", включая бронированную "ванну" кабины, поступали из России. - зачем поставляли им комплектующие? ...
Добропыхатель14.05.12 18:22
У меня возникает другой вопрос: порчему заводы не уничтожили в 2008?
Аббе14.05.12 19:44
> Добропыхатель
У меня возникает другой вопрос: порчему заводы не уничтожили в 2008?
Это и просто и сложно. Видите ли, есть такое понятие, как СПИД. Это не заболевание, передающееся половым путём, это из обработки материалов. Жёсткость системы Станок-Поддержка(резца)-Инструмент-Деталь обеспечивает возможность ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ обработки материалов. То есть большинство стальных изделий разрабатывается исходя из соображений ПРОЧНОСТИ, а вот станки - из сображений ЖЁСТКОСТИ. Что то болтается, вибрация системы СПИД и вместо гладкой поверхности детали будет чёрти что.
Станки металлообработки - НАМНОГО прочнее любых других изделий. Что собственно и подтвердили опыты ВМВ. Бомбардировки заводов не слишком то из разрушали. И для уничтожения ТАМ нужна была не столько авиация, сколько оккупация и команды сапёров, которые бы подорвали ВСЕ станки, все технологические каналы с кабелями и трубопроводами, все подъездные пути и так далее. Время на восстановление завода - судя по опыту Сталина - от года и более.
Уничтожить же документацию - уже давно совершенно невозможно. Сами по себе самолёты СУ-25 летают по всему миру. Ремонтные документы - по всему миру. Сколько таковой документации в том же Израиле, не говоря уже о Грузии - сказать невозможно.
Таким образом надёжное уничтожение завода ТАМ - это очень просто. от 20 до 500 килотонн на завод и десяток бомб глубокого проникновения с эквивалентом в 2-5 килотонн.
Невежливо? Зато быстро.
12Х18Н10Т14.05.12 22:25
продемонстрировали прототип сконструированной в "Дельте" боевой машины пехоты "Лазика". Конструктивно она представляет собой модернизацию шасси наличных у грузин БМП-1 и БМП-2 с укорачиванием корпуса и уменьшением числа опорных катков ходовой части до пяти на борт.

Странно, ходили слухи, что шасси - списанное французское, которое они сбагрили грызунам по цене металлолома.
Mofack15.05.12 13:25
ключевое
"... пытается догнать Дидгори..."
эта зараза слишком быстро ездит от наших машин. сделана специально для возможного рецидива конфликта для быстрой эвакуации с фронта. грузинские военные помирать не хотят.
artyom16.05.12 06:42

ссылка

"Отметим, завода по производству танков в Тбилиси никогда не было. Речь идет о танкоремонтном заводе. "Любой человек может взять свой легковой автомобиль и повесить на него броню в мастерской, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Они так и делают, то есть это все на уровне кустарного производства. Для серьезного производства у них нет мощностей, а главное, нет инженерно-конструкторских кадров – они все разбежались. Был замечательный Кутаисский автомобильный завод, где делали автомобили КАЗ. К 1993 году он был полностью разгромлен. Не думаю, что с танковым заводом что-то было лучше. Что можно сказать про танковый завод, который простоял 20 лет, был разворован во времена Гамсахурдиа, использует старую техническую базу, мощности его весьма ограничены и по объему, и по качеству продукции. В лучшем случае это предприятие способно выпускать такого рода машины, адаптированные из гражданских под военную сферу", – отметил он. "Они с таким же успехом могли взять автосервис и на его базе что-то сделать, – продолжил эксперт. – Но они взяли здание этого предприятия, наверняка закупили новых станков и что-то там сконструировали. Тут главное продемонстрировать, что хоть что-то есть. Своего стрелкового оружия они не имеют – даже чтобы оснастить эту машину пулеметами, их нет, они не выпускаются, боеприпасы не выпускаются. А что касается брони – у нас частные фирмы делают инкассаторские машины, их тогда тоже можно называть военной машиной. Можно ли использовать инкассаторскую машину, пусть даже высокой проходимости, для ведения общевойсковой разведки в случае серьезного противодействия?". "Речь идет о легко бронированном джипе на базе автомобиля Ford, видимо, с усиленной подвеской, – заключил Сивков. – Не думаю, что она отличается какими-то особенными тактико-техническими характеристиками. Машина имеет бронирование от пуль калибра 7,6 мм и меньше. По всей видимости, там используется двигатель мощностью около 150 л. с., что обеспечивает скорость порядка 80–90 км/ч, если не меньше. Проходимость весьма ограниченная, учитывая, что ходовая часть практически легковой машины. Это машина для решения задач ограниченного диверсионно-разведывательного характера, не более того. В Ливии ставят пулеметы на джипы. Вот здесь то же самое"."

mmihail17.05.12 11:57
>"Вчера мы испытали беспилотный летательный аппарат, – сообщил президент, – некоторые думали, что это игрушка. С будущего года у нас появится такой же аналог, только он сможет переносить вооружение на большую дальность и будет намного лучше, чем старые русские штурмовики. Наш беспилотный летательный аппарат во много раз лучше их аппарата. Интересно, последуют ли они за нами и в этом?".
==================
бугага клоун конечно изрядный вот думаю могет надо чтоб каждый россиянин прислал ему свой галстук? хот ь насытится товарищ...
где он видел чтоб беспилотники например больше вооружения на борт брали и были быстрее теж же ржавых русских старых штурмовиков
в штатах и то ток разрабатывают
ЗЫ а вообще мне думается если вырастет размер БПЛА то 1 из главных плюсов сразу долой он будет так же сильно заметен как и обычный самолет
делать их стелсами ? тогда они будут наверное даже дороже F22
ну 1,5 самолета Грузинский бюджет себе позволит конечно
ellio88821.05.12 06:10
То бишь "щитна и нэзалежна" Грузия пытается выпускать те же "клятые" Советские (российские) изделия. Ну там за исключением "форда" с "америкосовским бронированием". А сами(?!) то грузины что могут производить? Похоже, что НИЧЕГО.
ellio88821.05.12 06:19
Последний, кто хоть что-то делал на Кавказе,- это был покойный Лаврентий Павловичь Берия. Это при нем и мандарины, и чяй, и виноград стали расти. Появились и консервные заводы. Появилась и нефтепеработка. И шельфовое бурение. А до этого,- все жрали ячменные лепешки. И то хорошо, если хоть один раз в день. Да что это вообще за народ,- если у выбрал "президента", который жрет непонятно чего?! Ну начял с галстуков. А сейчяс что хавает? На грузинские папахи перешел?
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Россия продолжает обеспечивать бесперебойное жилищное строительство в ДНР
» Глава Еврокомиссии выдвинула экономические условия КНР
» В США начато новое расследование в отношении Boeing
» Китай успешно осуществил первый запуск ракеты-носителя "Чанчжэн-6C"
» Bloomberg: ЕС намерен запретить использовать российскую альтернативу SWIFT
» Экономика Германии: все более «зеленая», но все менее привлекательная
» Субсидий нет, но вы держитесь — финский бизнес лишается государственной подпитки
» Решение Пекина поставило под угрозу целую отрасль во Франции

 Репортаживсе статьи rss

» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР
» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года

 Комментариивсе статьи rss

» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации
» «Американская ловушка», Фредерик Пьеруччи
» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»
» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет
» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"