Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
На МиГе-21 далеко не уедешь Почему мечты Китая распроститься с российским ОПК несбыточны
05.07.19 03:03 Армия, ВПК, спецслужбы

Военная промышленность Поднебесной вышла на такой уровень, что не нуждается в импорте российских самолетов, утверждается в статье "Что делать, если не хватает денег? Россия снова продает Китаю Су". В этом есть доля истины. Но не более.

Среди военно-политического руководства КНР и командования НОАК существуют две полярные позиции. Одни считают, что для поддержания боеготовности необходимо приобретать российскую военную технику. И этому есть логичное объяснение: импорт из РФ – фактически единственная доступная Пекину возможность пополнить арсеналы современным оружием. Дело в том, что санкционный режим, введенный странами-поборницами "демократии" в 1989 году после событий на площади Тяньаньмынь и разгона антиправительственной демонстрации студентов, сохраняется. С тех пор КНР лишена возможности покупать западные технологии военного и двойного назначения. Конечно, китайцы не сидят сложа руки. Председатель Си Цзиньпин говорил о том, что если в стране нет каких-то технологий, их нужно любой ценой добыть и освоить.

Вторая группа, представляющая главным образом национальный ОПК, считает (отчасти справедливо), что нужно развивать свое производство, перестать ориентироваться на Россию, производить свою технику и реализовывать ее на внешних рынках.

Но почему Пекин продолжает приобретать технологии и для авиации, и для ПВО? Думается, китайские конструкторы лишены креатива в разработке систем вооружений. Маловато у них своих инноваций. Хотя нельзя не отметить, что творческий подъем начинает проявляться. Это заметно в более простых вещах – например, в собственных артиллерийских системах, боеприпасах. Есть подвижки в ракетной и, отчасти, космической технике. Объективности ради отметим прорыв в военно-транспортном авиастроении. Но и здесь радикальных инновационных решений в конструкции двигателей, планеров пока нет. Пальма первенства в области творческого подхода к созданию новинок принадлежит оружейникам из других стран. Если говорить о боевой электронике, то равняться стоит на американский ОПК, есть определенные достижения у израильтян. Естественно, следует отдать должное российской "оборонке".

По большому счету, статьи, как в China.com, превозносят китайский ОПК необоснованно. Многие эксперты говорят, что оборонпром Поднебесной потерял основную привлекательность – низкую себестоимость продукции. Если проанализировать современные контракты, китайцы поставляют оружие иностранным заказчикам из стран третьего мира, развивающихся государств ЮВА. Как правило, это обуславливается политической волей руководителя и расценивается как знак признательности за сотрудничество. Либо это прямое указание на заинтересованность китайцев в налаживании отношений с властями конкретной страны. Но если туда и идут вооружения по сниженным ценам, то все это затем компенсируется ресурсами, которые Пекин получит взамен.

Как показывает практика, по факту, особых успехов китайцы пока не добились. Новые самолеты, по преимуществу учебно-боевые, приобретают за рубежом, но поставки мизерны. Единственным успешным проектом можно назвать китайско-пакистанский JF-17 "Гром". Chengdu Aircraft Corporation в содружестве с военным ведомством Пакистана, которое и выделило значительное финансирование, в конце 1990-х – начале 2000-х глубоко модернизировала советский МиГ-21. Первая партия была произведена в КНР, затем "Гром" начали собирать в Пакистане на совместном предприятии Chengdu Aircraft и Pakistan Aeronautical Complex. 

Но и тут не все просто. Исламабад получил сотню таких самолетов, однако они летают на российских двигателях РД-93. Пакистанские авиатехники не обладают достаточной квалификацией для того, чтобы производить ремонт, и машины приходится перегонять в КНР на авиазавод в Чанша. Есть еще одно важное обстоятельство: свой первый полет советский прародитель JF-17 легкий истребитель МиГ-21 совершил 16 июня 1956 года.

Объективно: единственно, в чем преуспел китайский авиапром, – в производстве беспилотных летательных аппаратов. Оно массовое и в силу больших тиражей, выпускаемых БЛА недорогое. А качество дронов на высочайшем уровне. Саудиты закупили сборочную линию на триста машин, Объединенные Арабские Эмираты давно используют китайские БЛА.
Больше 15 стран закупают в КНР ударные беспилотники и в принципе довольны ими, только Иордания решила избавиться от своих шести БЛА и, скорее всего, перепродаст их в Ирак.

Чем объяснить такой взлет строительства боевых дронов? В КНР смогли создать свою конструкторскую школу и комплекс предприятий, которые выпускают и постоянно совершенствуют конструкционные материалы, необходимые для производства беспилотников. Плюс к этому их массированное применение полностью отвечает требованиям стратегии и тактики современного вооруженного конфликта, когда наиболее опасные боевые задачи в воздухе выполняют именно разведывательные и ударные БЛА. Именно поэтому производство дронов получило в Поднебесной столь серьезное развитие. При нормальной взлетной массе БЛА могут принимать на борт огромное количество боеприпасов, которые сейчас разрабатываются и предприятиями ОПК, и гражданскими компаниями, конкурирующими за право участвовать в тендерах на производство ВВТ. Благодаря, опять же, решению Си Цзиньпина о том, что нужно вовлекать и гражданские фирмы в обеспечение обороноспособности страны.

Развитие в китайском ОПК идет, но так или иначе в основе большинства разработок лежат советские и российские системы. Почему китайцы покупают, допустим, Су-35, С-400 и в перспективе готовы будут платить за С-500? Да потому, что им эти разработки нужны для саморазвития, сохранения импульса, который китайская оборонка получила в 1990-е за счет копирования и модернизации российской техники.

В марте 2019 года китайский портал World Stealth Fighter написал о том, что с 2014 года КНР – ведущий в мире производитель "передовых истребителей" и самолет пятого поколения J-20 по основным параметрам превосходит американские F-22, F-35 и российский Су-57. По мнению китайцев, J-20 уникален по аэродинамической компоновке. Но пока у них нет собственного двигателя для этого самолета. Комплектуются истребители российскими АЛ-31ФН. Также эксперты отмечают, что у самолета слабое шасси, есть проблемы с малозаметностью. А двигатель невозможно скопировать, поскольку нужна полная информация о технологическом цикле производства мотора.

Да, Су-57 пока еще спорная машина, и серьезные китайские эксперты видят, что она далека от совершенства. Но тут время рассудит, чей самолет окажется лучшим.

Думается, подобные материалы появляются в китайском информационном поле еще и потому, что там очень внимательно наблюдают за состоянием нашего двигателестроения. ОПК России после прекращения поставок с Украины оказался в очень сложном положении. Китайцы надеялись, что мы не сможем наладить замещение импорта и, вероятно, обратимся к ним за силовыми установками для кораблей и вертолетов. Но этого не случилось, наши предприятия, судя по публикациям в той же китайской прессе, справились с этой задачей.


Максим Казанин, кандидат политических наук

 

ra202705.07.19 14:58
Для полноты картины следует отметить, что и сами китайцы в полной мере сознают это своё слабое место. Поэтому уже несколько лет они пытаются получить контрольный пакет акций ОАО "Мотор Сич" (г.Запорожье, Украина), выпускающего весьма современные и надёжные авиадвигатели для самолётов и вертолётов (к тому же унифицированные со многими российскими двигателями). И скорее всего они этот контрольный пакет получат. Плюс ещё в 17 - 18 годах в Китае стартовал проект строительства аналогичного предприятия, но под эгидой инженеров и технологов из Запорожья. Т.е. китайский двигатель - не за горами, пусть он будет и в чём то хуже, но зато много более массовый. А сам истребитель у них уже есть. Да и по вертолётам китайцы также успешно закрывают тему - с Россией чуть ли не на днях договорились о совместном выпуске тяжелого вертолёта. Словом, есть тенденция, которая прослеживается даже на уровне обывателей типа меня, поэтому перед лицом "китайских товарищей" и России, и даже той же Украине булки рано расслаблять, всё самое интересное впереди
Аббе05.07.19 17:48
При их сегодняшнем состоянии ВПК и ВВС дёргаться с уходом от России как минимум глупо. Ресурсов ВСЕГДА и абсолютно везде НЕ ХВАТАЕТ.
Разработка и запуск в производство широкофюзеляжного пассажирского самолёта - вообще то большая и трудная задача. Если после запуса "самолёта в целом" он будет 10 лет летать исключительно на российских двигателях - китайцам нужно на это молиться!
Потому, что обвал большого проекта из за недоработанности ОДНОГО компонента губит ВЕСЬ проект. А "держать в готовности" миллион компонентнов, не зная, когда будет сделан и сертифицирован миллион первый компонент - вообще разорение.
Так что сейчас заплатить России много чем "в мелочах", хотя бы этими мелочами и были ключевые компоненты типа двигателя - намного выгоднее именно самим китайцам.
ВВС, армия, флот - нарабатываются и годами и десятилетиями. Весьма условно через 10 лет они сделают вполне приличный двигатель для транспортной авиации. Для тяжёлых бомбардировщиков. И подойдут к "завтра сделаем хороший двигатель для истребителей". И это был бы прекрасный для них вариант. Иметь "почти всё готовое" к установке последнего компонента и не иметь проблем сейчас, все эти годы - что может быть лучше?
Для России же сейчас вести резню за долю широкофюзеляжников в одиночку есть тихое сумасшествие. Задавят руками героев 1991 года внутри страны и уже не важно чем во всём мире. Взять кусок внутрикитайского и внутрироссойского рынка "вдвоём" - гораздо более надёжный вариант. Двоих сразу ломать сильно сложнее.
Ми-26 прекрасная машина. Если в развитие неё сделать совместный проект и он себя оправдает коммерчески - мы получим устойчивость проекта. А это до крайности важно. Роль "Мрии Ан225" над Русланом Ан-124 - место узкое, опасное, неустойчивое. Получится, что десять машин (весьма условно) всё ещё недостаточно что бы оправдать затраты на разработку - считай, что всё выброшено в пропасть.
А если на два рынка сразу понадобится (ещё более условно) десять машин в ГОД - перспективы откроются весьма интересные.
Равным образом есть целая ниша конвертопланов. Взлёт как храновые вертолёты, полёт как хреновые самолёты. Оспрей уже показал и плюсы и минусы своей концепции.
Значит можно опереться на опыт работоспособного боразца США, на потребности России и Китая и проработать уже совсем-совсем иные варианты. Вплоть до аппаратов с переменной стреловидностью крыла.
Ндассс.
Взлёт с убранными крыльями (под брюхо), разгон как плохой вертолёт, полёт с выдвинутыми крыльями внизу и с остановленным ротором (ДВУМЯ роторами??) в качестве хренового крыла.
И всё это "очень большие проекты". В итоге можно получить качественные изменения характеристик. Но......
Это очень рискованные проекты. И тянуть их в одиночку у нас может и не получиться.
Mofack06.07.19 03:25
насчёт китайских дронов.
Иордания начала распродавить своё военное имущество и в активах есть несколько китайских больших дронов поставки 2013 года. проджают в связи с "несоответствием заявленных характеристик реальным".
т-кк06.07.19 09:08
`
Аббе

На совместный широкофюзеляжный китайцы должны молиться, а у нас уже есть Ил-96, характеристики которого можно наращивать ещё очень долго.
Широкофюзеляжники - вчерашний день и если заберём себе "чёрное крыло", движок, конструкционные материалы, - это будет приемлемым компромиссом в деле посвящения китайцев в тонкости проектирования таковых. Ну и в загашнике иметь что-то сугубо своё, типа сверхзвукового пассажирского.

Совместный тяжёлый вертолёт - вообще подарок китайцам, ибо нужен только им. Но сделаем, когда согласятся на ПД-12, а то "Мотор Сич" под себя подминают и их движок хотят воткнуть. Тогда - нафик, пусть сами возюкаются.
Аббе06.07.19 09:11
> Mofack
насчёт китайских дронов.
Иордания начала распродавить своё военное имущество и в активах есть несколько китайских больших дронов поставки 2013 года. проджают в связи с "несоответствием заявленных характеристик реальным".
Шесть лет эти характеристики иорданцев устраивали. Китайцы продали БПЛА, получили деньги, строят новые БПЛА, изменяя характеристики.
Пока нет реальной войны - важны только сам факт движения и размер отставания от желаемого результата.
Каждый "получил ЖЕЛАЕМОЕ".
Например для России важно было бы иметь свой флот тяжёлых БПЛА. Как средство БЫСТРОГО реагирования. Как средство, которое можно терять не теряя людей.
Разведывательные, ударные, спасательные. Далеко не факт, что пожары можно всегда опознавать в видимом диапазоне. Но вот в иных диапазонах есть надежда на опознание даже сквозь тучи с облаками. А это уже интересно. Над угрожаемыми районами своевременно вывешивать группировку - сеть наблюдения.
Аббе06.07.19 15:07
> т-кк
`
Аббе

На совместный широкофюзеляжный китайцы должны молиться, а у нас уже есть Ил-96, характеристики которого можно наращивать ещё очень долго.
Широкофюзеляжники - вчерашний день и если заберём себе "чёрное крыло", движок, конструкционные материалы, - это будет приемлемым компромиссом в деле посвящения китайцев в тонкости проектирования таковых. Ну и в загашнике иметь что-то сугубо своё, типа сверхзвукового пассажирского.

Совместный тяжёлый вертолёт - вообще подарок китайцам, ибо нужен только им. Но сделаем, когда согласятся на ПД-12, а то "Мотор Сич" под себя подминают и их движок хотят воткнуть. Тогда - нафик, пусть сами возюкаются.
Ага. Сделаем технологию добычи скандия, сделаем алюминиевые сплавы прочнее, сделаем из не под заклёпки, а под сварку. И будет у нас Из-196. С новыми двигателями - чудо из чудес. Можно ли это технически? МОЖНО. В крайнем случае алюминий-литиевые сплавы. Под сварку идут прекрасно. Минус 10% на переносе спалавов в литиевые. Минус 10% на отказе от заклёпок и переходе на сварку.
ЧУДНЕНЬКО. Ещё ПД-35 и золотой ключик у нас в руках.
СЧАЗЗЗЗ.
Кто будет уничтожать московских саботажников? Их интерсы НЕ В РОССИИ. Это гауляйтеры. Им бы в Дахау работать, да вот беда, этот проект ВРЕМЕННО зарыт на ремонт.
Ну И? Куда продадим 20 машин? Пока там можно будет найти ЛЮБЫЕ недостатки - наёмники Боинга будут его давить везде и всюду. Ну а если его удастяся выставить в мировую продажу - его обязательно взорвут. И без ВНУТРЕННИХ продаж шансов откровено мало. За границей он станет УГРОЗОЙ для Боинга.
Воооотттт.
И кго же у нас такой могучий, что повторит деяния Сталина по очищению страны хотя бы от ЧАСТИ агентуры США и Европы? Пока что - извините. Только малую ЧАСТЬ чиновников удаётся сажать по строго уголовным статьям. А впереди то - уже ПОЛИТИЧЕСКИЕ статьи.
Политика как КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ выражение экономики.
Теперь вопрос.
Что для нас ВАЖНЕЕ? Что бы у нас ПОЯВИЛСЯ свой лайнер? Или что бы он НЕ появился у Китая?
При том первая задача без поддержки из Пекина не решается. А между тм без широкого спектра авиадвигателей самолётостроения у нас не будет. И создание серий от ПД-8 до ПД35, ПД-50 для нас необходимость.
Нам нужны пункты поддержки по ВСЕМУ МИРУ. И ставить их в одиночку - трудно на грани невозможности.
Нужен ли нам сверхтяжёлый вертолёт? Пёс его знает. Вдруг да пригодится? Сверхтяжёлые нагрузки иными то путями ставить грустно! А проводить ВЕСЬ цикл создания уникальной машины "только для себя" - бешено дорогое и вовсе не удовольствие. Что и показывают нам американцы. Которые свой Фы-35 только что дубиной не вколчаивают по всему миру.
То есть задача не техническая, а уже организационная, политическая, финансовая, экономическая.
Как только осознаете факт изменения подхода к проблеме - многое станет вам понятнее.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Набиуллина отказалась раскрыть стратегию ЦБ по возврату российских активов
» Премьер Украины признал, что ущерб в энергетике не удается устранить
» СМИ: Бельгия не признала силу указа Путина об обмене активами
» Asia Times: натовскими «советниками» затыкают дыры на украинском фронте
» Война близко: Китай избавляется от гособлигаций США, тайно скупая золото
» В Белоруссии утверждена новая концепция национальной безопасности
» Хуснуллин: к 2030 году в России будет 40 млн "квадратов" аварийного жилья
» На Украине американцы испытывают психотропные препараты, пишут СМИ

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться
» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"