Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Экономика не может быть безнравственной!
10.03.15 10:13 Экономика и Финансы
Как это не покажется странным, но экономика, по определению, не может быть безнравственной, т.к. само слово "экономика" в буквальном переводе с древнегреческого означает "правила ведения хозяйства дома", а ведение домашнего хозяйства не может не быть нравственным. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей без которых общество просто не сможет развиваться. Таким образом, экономика помогает удовлетворить реальные потребности человека в условиях ограниченных ресурсов.

Но еще Аристотель противопоставлял экономику хрематистике, как науке об обогащении, искусстве накапливать богатство, как самоцель, т.е. отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды, откуда и пошло ростовщичество, ссудный процент и т.д. Поэтому экономика всегда нравственна, а вот хрематистика по самой своей природе безнравственна. Причем это не досужие размышления философов – это реальность жизни человеческого общества. Посмотрим на примере США, что происходит с экономикой, когда она вытесняется хрематистикой, и наоборот, когда она возвращается к своим нравственным началам.


Рис.1


Рис.2

На первом графике показаны превышения доходов 1% и 0,01% самых богатых людей США по отношению к среднедушевому доходу трудящихся в США. Левая шкала показывает во сколько раз доходы самых богатых 0,01% американцев превышали среднедушевой доход в целом по стране: пик в 325 раз (синим цветом) был достигнут в период минимальной ставки подоходного налога в 24% (второй график) непосредственно перед Великой депрессией в 1920-х гг. Правая шкала (первый график) показывает во сколько раз доходы 1% самых богатых американцев превосходят среднедушевой доход американцев: пик в 20 раз (красным цветом) был достигнут опять же в период существования минимальной ставки подоходного налога в 1920-х гг.

Результатом роста неравенства в доходах и стал биржевой крах октября 1929 года и затяжной кризис перепроизводства, получивший название Великой депрессии, длившийся до второй мировой войны, т.к. богатые потребляли лишь незначительную часть своих доходов, а большая их часть шла на надувание финансовых пузырей. Таким образом, когда хрематистика вытесняла экономику и неравенство граждан США росло по экспоненте, после достижения определенного максимума неизбежно начинался кризис. А "кризис" в переводе с древнегреческого означает "суд божий", т.е. Господь бог как бы, наказывая "хрематистов", возвращает экономику к какому-то определенному нормальному нравственному уровню.

Эти два графика абсолютно зеркальны. Когда устанавливался минимальный подоходный налог – неравенство в доходах достигало своего максимума в 325 раз для 0,01% сверхбогатых и в 20 раз для 1% богачей, но экономика при этом попадала в депрессию. Когда же подоходный налог достигал своего максимума в 90% (1950-60 гг.), то неравенство в доходах снижалось до своих минимальных величин в 50 раз для 0,01% сверхбогатых и 8 раз для 1% богачей, а экономика при этом росла, как на дрожжах - именно в этот период американская экономика переживала свой "золотой век". Таким образом, когда экономика вытеснялась хрематистикой, то неизбежно "суд божий" наказывал общество кризисом, возвращавшим экономику в нравственное русло, а когда экономика развивается на достаточно нравственных основах, она переживает свой "золотой век".

С 1980-х гг. (периода правления Р.Рейгана) уровень неравенства стал снова стремительно расти, причем наиболее быстрыми темпами росло неравенство в меньшей части американской элиты. Если в 1920-х гг. пик разницы в доходах 0,01% самых богатых к среднедушевому доходу составляла 325 раз, то перед кризисом 2008 года он уже превышал 350 раз, в то время как разница в доходах 1% богатых американцев к среднедушевому доходу стала превышать "только" в 18 раз (в 1920-х гг. было в 20 раз, а в "золотой век" в 8 раз). Эти сверхдоходы богатым нужно было куда-то вкладывать, а т.к. в реальную экономику вкладывать их было бессмысленно при сжимающемся платежеспособном спросе и низком уровне доходности, то они вкладывали их в спекуляции на финансовых рынках, которые приводили к быстрому обогащению.

Хрематистика снова вытеснила экономику из мирового развития, и снова, как и в конце 1920-х гг., разразился "суд божий", породивший в 2008 году новый кризис. Его попытались залить деньгами, но ситуация только усугубилась, неравенство в уровнях доходов еще больше увеличилось, и в 2015 году экономику США ожидает новый "суд божий" в виде краха финансовых пузырей, надувшихся на американских фондовых рынках. Служители хрематистики, к сожалению, в своей последовательной безнравственности не только ничему не учатся, но и не обладают мудростью, которой обладал древнекитайский мыслитель Лао-Дзы, предупреждавший:

"То, что сжимают – расширяется.

То, что ослабляют – укрепляется.

То, что уничтожают – расцветает.

Кто хочет отнять что-нибудь у другого - непременно потеряет свое".

Как создать православную финансовую систему?

В последнее время у нас стали раздаваться голоса о создании "православного банкинга" по образу и подобию "исламского банкинга". Но с моей точки зрения "православный банкинг" - это оксюморон, т.к. православие — это нравственная религия, в то время, как само слово банкинг предполагает ссудный процент, спекуляции и ростовщичество, как основу хрематистики. Поэтому правильнее было бы говорить не о создании "православного банкинга", а о создании "православной экономики", сформированной на нравственных основах и принципах солидарности и соборности. И тут следует обратиться к опыту развития российской экономики на рубеже XIX-XX вв., когда происходило бурное ее развитие и когда она не была еще столь замусорена западными влияниями.

Большое значение для формирования идеологии "православной экономики" имеют работа С.Н.Булгакова "Философия хозяйства" и труды С.Ф.Шарапова, который активно отстаивал нравственные начала в организации российской экономики и воевал против засилья западной хрематистической мысли: "Сегодняшние капиталисты (речь идет о начале XX в.) привозят с собой не столько технологическую культуру, сколько мировоззренческую, что, несомненно, угрожает самобытности русского народа". Более того, С.Ф.Шарапов предупреждал о том, что "иностранный капитал вытесняет русский оттуда, где он мог бы функционировать самостоятельно", но с особой неприязнью и недоверием Шарапов относился к постоянному вмешательству иностранцев в финансовую политику Российской Империи. Он считал, что "нельзя невежественных и наглых проходимцев возводить в финансовые гении". Как актуально звучит это в наше время.

Отправная точка рассуждений Шарапова — коренное отличие России от Запада и даже их противопоставление. Отличие это заключалось в преобладании на Западе голого коммерческого расчета, стяжательства, т.е. хрематистики, и напротив, в господстве в России нравственных начал. С. Ф. Шарапов уже в конце XIX в. обратил внимание на этот феномен, отметив, что значение субъективно-психологических факторов и нравственных начал в экономике постоянно увеличивается и будущее на стороне России. С. Ф. Шарапов считал, что отсутствие достаточной денежной массы в стране и ее концентрация в столицах затруднит развитие народного хозяйства. Равномерного распределения денег по экономической территории страны, с его точки зрения, можно было добиться за счет увеличения объема эмиссии кредитных билетов и передачи их в провинциальные отделения Государственного банка.

Но творческое наследие С.Н.Булгакова, С.Ф.Шарапова и других теоретиков, основывалось не досужих размышлениях, оно базировалось на опыте российского предпринимательства в конце XIX – начале ХХ вв. Особенно большой вклад в тот исторический период в развитие экономики внесли старообрядцы, которые очень скрупулезно в своей предпринимательской деятельности следовали нравственным канонам и божественным заповедям. Но и весь строй российского предпринимательства демонстрировал совершенно иные принципы предпринимательской деятельности нежели западной, т.к. на Западе предпринимательство основывалось на принципах индивидуализма и конкуренции, а в России – на принципах коллективизма и солидарности.

Проф. Шульце-Геверниц, побывавший в России в XIX веке, отмечал принципиальные отличия русской артели от западноевропейских промышленно-ремесленных объединений. Если последние основаны на индивидуалистических началах, то русские артели охватывают всего человека, связывая его с остальными членами артели, заказчиками и государством круговой порукой. Еще одно важное отличие русской артели от западного кооперативного движения в том, что она ставит во главу угла не только материальный интерес (хотя он, конечно, не отрицается), но и духовно-нравственные потребности человека.

Артель позволяла сочетать склонность русского человека к самостоятельному и даже обособленному труду с коллективными усилиями. Началом равноправности артели резко отличались от капиталистических предприятий; попытки эксплуатации одних членов артели другими, как правило, жестко пресекались. Причем равноправность не нарушалась предоставлением одному из членов распорядительной функции, так как каждый из членов мог быть назначен товарищами на ее выполнение. В некоторых артелях распорядительная функция выполнялась поочередно каждым из артельщиков. Равноправие не означало, конечно, уравниловки — распределение дохода осуществлялось по труду. Чисто русской особенностью этой формы труда было также то, что члены артели связывались круговой порукой, то есть каждый из них ручался солидарно за всех остальных, все же вместе - за каждого отдельно.

Великий русский ученый Д. И. Менделеев считал, что община в России могла бы стать основой не только аграрного, но и промышленного сектора экономики. По его мнению, промышленная община имеет гораздо больший творческий потенциал по сравнению с частнокапиталистической формой организации промышленности: "Общинное крестьянское землевладение, господствующее в России, заключает в себе начала, могущие в будущем иметь большое экономическое значение, так как общинники могут, при известных условиях, вести крупное хозяйство, допускающее множество улучшений..., а потому я считаю весьма важным сохранение крестьянской общины, которая со временем, когда образование и накопление капиталов прибудут, может тем же общинным началом воспользоваться для устройства (особенно для зимнего периода) своих заводов и фабрик.

Вообще, в общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыш возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение, так как, по моему мнению, после известного периода предварительного роста скорее и легче совершать все крупные улучшения, исходя из исторически крепкого общинного начала, чем идя от развитого индивидуализма к началу общественному".

Д.И.Менделеев не знал, что почти через 100 лет после этих слов в Японии будут реализованы его идеи, и японская сельская община станет основой организации крупнейших японских корпораций. Пока американцы смеялись над этими японскими "анахронизмами", японцы смогли обогнать американцев в производительности труда и эффективности организации производства. И потом к своему удивлению американские специалисты по организации производства вынуждены были признать парадоксальную вещь: "Каждый из десяти американцев на голову выше каждого из десяти японцев, но десять японцев всегда на голову выше десяти американцев".

Поэтому и нам не нужно обезьянничать, перенимая опыт западных стран, а нужно искать формы и методы организации "нравственной экономики" в своей собственной истории. И роль "православного банка" могли бы сыграть "Ссудо-сберегательные Товарищества", получившие огромное развитие 100 лет тому назад. В 1910 году в России было 3,5 тысячи "Ссудо-сберегательных товариществ", которые создавались на артельных принципах и в основном на средства казны, вложившей в их развитие более 100 млн. золотых рублей. Именно благодаря солидарной деятельности предпринимателей снизу, от народа и государства, в России происходил экономический бум и процветание начала ХХ века. И если в тяжелые времена мирового кризиса, охватившего весь мир благодаря "расцвету" хрематистики, мы вернемся к своим истокам нравственного экономического развития, то нас неизбежно ожидает в ближайшем будущем экономическое процветание.

Статья прислана автором по электронной почте

 

Настасья10.03.15 10:51

В 1910 году в России было 3,5 тысячи "Ссудо-сберегательных товариществ", которые создавались на артельных принципах и в основном на средства казны, вложившей в их развитие более 100 млн. золотых рублей. Именно благодаря солидарной деятельности предпринимателей снизу, от народа и государства, в России происходил экономический бум и процветание начала ХХ века.

А вот тут ссылка Столыпин жаловался на проблемы, говорил о необходимости успокоения умов и уничтожении крестьянской общины.

Но извивы и заблуждения авторской мысли интересные, жалко, что не оригинальные. И А. Айвазову должно понравится ИГИЛ, они по мере сил воплощают все его идеи. Ну как могут так и делают.

mag-net10.03.15 11:16
осталось выяснить количество православных :) далее узнать количество мусульман... вообще религиозная привязка это глупость ... как тот же мусульманский банкинг... "нравственная/солидарная/отвественная/социальная экономика" вполне прокатит... но тогда придется заново переписывать статью...
USSR210.03.15 11:42

О нравственности:

Помню, в 90-е годы пришлось бывать на различных совещаниях на обласном уровне. В том числе и на совещаниях посвященных экономике. Мэр нашего областного центра в докладе посвященном развитию экономики своего города с упоением рассказывал о том, что он видит города экономически развитым, с огромным количеством рынков, ларьков, магазинов и торговых центров. О развитии промышленности и хоть каких-то технологий он даже не вспоминал)))

И надо сказать, что ему почти удалось претворить в жизнь свою мечту.

Нравствтвенным был наш мэр?

Корректор10.03.15 13:04
> Настасья

В 1910 году в России было 3,5 тысячи "Ссудо-сберегательных товариществ", которые создавались на артельных принципах и в основном на средства казны, вложившей в их развитие более 100 млн. золотых рублей. Именно благодаря солидарной деятельности предпринимателей снизу, от народа и государства, в России происходил экономический бум и процветание начала ХХ века.

А вот тут ссылка Столыпин жаловался на проблемы, говорил о необходимости успокоения умов и уничтожении крестьянской общины.

Но извивы и заблуждения авторской мысли интересные, жалко, что не оригинальные. И А. Айвазову должно понравится ИГИЛ, они по мере сил воплощают все его идеи. Ну как могут так и делают.


Автор увидел "круговую поруку" как основу организации социальных групп, но не придумал ничего нового кроме новой версии "банка". А в действительности, именно "круговая порука" может быть основой организации рабочих коллективов. Дотирование экономики нужно производить не деньгами, следующими обогащению избранных, производственными ресурсами. И такое решение будет намного эффективней чем любые денежные вливания.

Я уже это предлагал здесь в прошлом году. А на сегодня развитие Additive Manufacturing четко указывает направление развития. Более того, именно запасы ископаемого углерода в России могут стать основой будущего технологического превосходства. Ни у какой другой страны в мире нет такой ресурсной базы. Нужно просто заменить конструкционные материалы углеродными композитами и предоставить средства производства людям. Сегодня это еще возможно.

brattibak10.03.15 13:36
Опредение почти верное, но оно уже когда-то было описано в "Акулах капитализма"
Все крупные состояния нажиты самым бесчестным путём (с)

Пока в МИРЕ правит КАПИТАЛИЗМ, ни о какой нравственности ни в экономике, ни в политике говорить не приходится.

Это касается всех мировых гигантов.

А артели существовали и при Сталине.
Аяврик10.03.15 14:01
2 USSR2, RU 10.03.15 11:42

-- О нравственности ... Нравствтвенным был наш мэр?

ИМХО: для ответа на этот Ваш вопрос (который, вероятно, не стоял у Вас в 90-е?) нужно всего лишь представить ситуацию, когда на месте этого победителя городских выборов оказался проигравший ему конкурент соответствующей [политической] масти, и тогда Ваше воспоминание выглядело бы так:
".....Мэр нашего областного центра в докладе посвященном развитию экономики своего города с упоением рассказывал о том, что он видит города экономически развитым, с огромным количеством ЛИКВИДИРОВАННЫХ рынков, ларьков, магазинов и торговых центров. О развитии промышленности и хоть каких-то технологий он даже не вспоминал))) И надо сказать, что ему почти удалось претворить в жизнь свою мечту. Нравствтвенным был наш мэр?"

есть разные подходы к такого рода проявлениям "нравственности" - например, одни считают сворачивание НЭПа, национализацию всех отраслей экономики и сплошную коллективизацию проявлением нравственности, а другие - проявлением геноцида многострадального русского народа... что для одних "нравственно", то для других "изуверством" видится...
:-/

ИМХО: может быть, критерием "нравственности" экономики служит то, когда какие-либо намерения и лозунги по находят отклик у населения и воплощаются в жизнь начальством с помощью ТОЛЬКО "доброго слова", а не с помощью "доброго слова" И "кольта"?... в смысле "маузера"...
(ну, это так... лирическое отступление...)

Attente10.03.15 14:48
Как это не покажется странным, но экономика, по определению, не может быть безнравственной

Что за ерунда? Невидимая рука по определению не может страдать нравственностью. Артритом - может.

zaqher10.03.15 16:06
Как интересно! Публикуйте еще на эту тему. Только больше конкретики и примеров из жизни.
Спасибо за статью - хотелось бы еще почитать об этом. После развала Союза, много людей бросилось улучшать свою жизнь, но выиграли больше всего самые безответственные, наглые и хищные с минимумом ответственности. Но в 2000х они начали сдавать позиции, устранили откровенный криминал, немного призвали к ответственности и они стали платить налоги.

В последнее время - они стали сдавать свои позиции еще больше. Нужен новый уровень ответственности, для выживания всего общества.

Интересная статья - публикуйте еще на эту тему -
вбил в яндексе : предпринимательская деятельность старообрядцев, а там материала видимо невидимо...
Vvictor10.03.15 16:23
Ху...Хрен...Хремастика! Гугл дает вот это: ссылка
Т.е. что в лоб, что по лбу - оба слова означают в настоящий момент одно и тоже. Заодно решается и вопрос о нравственности. Действительно, если экономика - наука, то причем нравственность? Если не наука - то за что дают премию? (Пусть и не совсем нобелевскую)
Создается впечатление, что под словом "экономика" автор понимает что-то своё, но объяснить публике, что именно не может.
artyom10.03.15 21:23
> iDesperado
> brattibak А артели существовали и при Сталине.
не правда при сталине одно название от них осталось, да и то при сталине сгинуло, на селе артели в колхоз переименовали.
Желаете фактами опровергнуть А.К.Трубицына?
"А.К. Трубицын: О Сталине и предпринимателях" ссылка ссылка
shtirliz10.03.15 21:40
Интересно, что бы сказал автор статьи, если бы экономика была построена, ну скажем, на продаже земли иностранцам или на продаже органов своих граждан.
_STRANNIK10.03.15 21:56
iDesperado, LV
.................................
"на селе артели в колхоз переименовали..."
Вы врите да не завирайтесь.

artyom, RU
.....................................
Спасибо. Вы успели раньше.

Никакая "православная" экономика не решит вопрос присвоения прибавочной стоимости иначе , чем он решается сейчас. В условиях конкуренции любая попытка мешать экономику и мораль приводит к проигрышу моралистов.
Государство может в той или иной степени сгладить ситуацию. Но решить проблему кардинально, в условиях глобальной экономики - не в состоянии.
Vvictor11.03.15 01:35
Появился великолепный, как всегда, обзор Хазина: ссылка И, кажется, становятся ясными позиции автора этой статьи: ему просто надо обосновать социалистические идеи, не произнося этого страшного слова. Вот и возникает нравственная православная экономика. И на заднем плане - толстые, лоснящиеся попы с крестами на пузах, осеняющие себя крестами и перетаскивающие ящики с бутылками и блоками сигарет.
Scolar12.03.15 17:35
> Vvictor обзор Хазина: ссылка кажется, становятся ясными позиции автора этой статьи: ему просто надо обосновать социалистические идеи Вот и возникает нравственная православная экономика. И на заднем плане - толстые
Собачий понос, как обычно..
iz0914.03.15 01:23
экономика, по определению, не может быть безнравственной.
Все начинается с ложной посылки. Может и еще как! Вся приватизация была глубоко безнравственной. Просто ее проводили люди с замещенным мировоззрением: мол, пусть сдохнут 30 млн. - русские бабы еще нарожают. Эти "люди" берегли планету. Это их религия - планета выше Родины, а рынок - превыше всего!
Аяврик14.03.15 09:07
2 iz09, RU

-- экономика, по определению, не может быть безнравственной.
-- Все начинается с ложной посылки. Может и еще как! Вся приватизация была глубоко безнравственной.

а, тогда извиняюсь спросить, Ваша оценка всей национализации какова будет?
и, как Вы думаете, сколько десятков миллионов "сдохнуть" считали позволительной ерундой организаторы сплошной коллективизации?
и какое отродье ставило интересы планеты выше интересов Родины - то, которое "мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем" доводя до людоедства население "этой страны", или которое за год искоренило само явление "хронический дефицит" (что не по плечу большевикам за все 70 лет оказалось)
объяснить нынешнему поколению, что это такое - ХРОНИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ (с "талонами" и "ночными перекличками в очередях" - неоткликнувшего тут же вычеркивали когда) - это так же, как объяснить им подробности крепостного права
...............

моральностью экономики, кстати говоря, может служить и пограничный режим по её периметру - кто куда бежал (из коммунистического рая в капиталистический ад, или наоборот)
svindal14.03.15 10:33
Человек должен быть другим. Это верно. Правда, для того, чтобы быть социально здоровым - не обязательно верить в бога. Тогда, нормально заработает почти любая экономическая система. А когда, миром правит верхушка психопатов, которая мечтает поделить мир на правителей и слуг, навязывая финансовую диктатуру и подавая пример акулам поменьше - не жди ничего хорошего.
iz0914.03.15 12:38
>Аяврик
Вы пишете весьма интересные вещи, пока дело не доходит до Бени Ели, у которого были в окружении. Тут, увы, Ваша оценка всегда пристрастна. Отвечу, что экономика была безнравственной и во время коллективизации, и во время приватизации. Ибо то и другое проводилось людьми, которые людей ценили ниже того, чтобы успеть первыми к "последней фазе истории".
_STRANNIK14.03.15 13:53
iz09, RU
............................"Отвечу, что экономика была безнравственной и во время коллективизации, и во время приватизации."
Экономика не может быть нравственной или без.
Это дурацкий штам. Типа : преступность не имеет национальности. Что очевидно, поскольку это социальное явление. А вот преступник всегда национальность имеет...
Так и здесь: нравственным или без, может быть поведение конкретных людей - субъектов экономического процесса. Да и то с точки зрения субъективной оценки. С позиции текущей морали оценщика(и его отношения к "святой корове" частной собственности). Никому ведь не приходит в голову обвинять фараонов в аморальной эксплуатации рабов при строительстве пирамид...
киборд14.03.15 13:57
Есть такая вещь - политика, так вот, она безнравственна ВСЕГДА, по результатам естественного отбора. Экономика, вслед за ней, безнравственна почти всегда.

Некоторые могут рассуждательно мриять в духе "экономика могла бы быть и понравственней, кое-где у на порой" - why not; но фразы "э. не может быть безнравственной" - лукавое пустозвонство.
_STRANNIK14.03.15 14:18
киборд, RU
...............................".. Экономика, вслед за ней..." Телега впереди лошади?
Нее... Поскольку: "Политика есть самое концентрированное выражение экономики " (С)
киборд14.03.15 14:53
Политика есть самое концентрированное выражение экономики
- вы тоже верите в эту расхожую фразу-обманку? Она, вообще-то, ни о чём.
Но давайте я специально для вас переформулирую свои слова:
"Акцентуализированная, боевитая эссенция экономики, называемая политикой, безнравственна. Вслед за ней остальная экономика также тяготеет к безнравственности"
Хотя на самом деле тут нет телег и лошадей.
_STRANNIK14.03.15 15:24
киборд, RU
..............................................
"Но давайте я специально для вас переформулирую свои слова:...."

Чтобы получше закамуфлировать смысл?

Может Вы проясните чьи интересы представляет государство в первую голову? И в чьих интересах принимает политические решения?
А "боевитую эссенцию экономики" оставьте для лохОв, журнализдов и специалистов рекламщиков. Типичная пустышка. Из серии: "Применяя наш дезодорант вы получите ни с чем не сравнимое ощущение свежести...". Именно ощущение - свежесть за совсем другие деньги.
киборд14.03.15 16:39
_STRANNIK,Вы чё сказать-то хотите?

эссенция (essence) = "концентрированное выражение", таково значение термина. Эссенция экономики = конц. выражение экономики. Т.о. вы списываете в утиль свой же тезис? ОК.

Может Вы проясните чьи интересы представляет государство в первую голову? И в чьих интересах принимает политические решения?
- свои интересы / в своих интересах. (т.е. людей, составляющих гос-во).

Кстати:
Так и здесь: нравственным или без, может быть поведение конкретных людей - субъектов экономического процесса. Да и то с точки зрения субъективной оценки. С позиции текущей морали оценщика(и его отношения к "святой корове" частной собственности).
- совершенно верно, согласен. Но экономика - понятие растяжимое. Экономика (как предмет, дисциплина) вне понятий нравственности. Но экономика как совокупное "поведение конкретных людей - субъектов экономического процесса" может оцениваться этими (текущими и раномастными) мерками. Например,
Никому ведь не приходит в голову обвинять фараонов в аморальной эксплуатации рабов при строительстве пирамид...
- однако их регулярно в этом обвиняют...
_STRANNIK14.03.15 18:05
киборд, RU
...................................
Может Вы проясните чьи интересы представляет государство в первую голову? И в чьих интересах принимает политические решения?
- свои интересы / в своих интересах. (т.е. людей, составляющих гос-во).
Вы это американским индейцам расскажите...Только издалека . А то я за них не поручусь.
Ваша позиция вполне ясна. Предлагаю на этом закончить. Дабы не свалиться в оффтоп.
Главный Злодей14.03.15 18:25
Помню, в 90-е годы пришлось бывать на различных совещаниях на обласном уровне. В том числе и на совещаниях посвященных экономике. Мэр нашего областного центра в докладе посвященном развитию экономики своего города с упоением рассказывал о том, что он видит города экономически развитым, с огромным количеством рынков, ларьков, магазинов и торговых центров. О развитии промышленности и хоть каких-то технологий он даже не вспоминал)))
И надо сказать, что ему почти удалось претворить в жизнь свою мечту.
Нравствтвенным был наш мэр?
А в указанные времена продукция развитой промышленности и технологий вашей области куда продавалась, позвольте полюбопытствовать? На ближайшую помойку? Что-что? У вас промышленности с технологиями и не было? Понятно. Теперь следующий вопрос: куда вы ездили добывать еду? Куда и все? Понятно. Понятно и ожидаемо. А теперь позвольте вам ответить на ваш вопрос. В очень трудные годы, когда мысли людей были не о технологиях, и даже не о работе (которой не было едва ли не по всей стране), а как бы просто найти еды, ваш мэр работал над тем, чтобы в вашей области людям было где взять поесть, одеться и сохранить человеческий облик. И чтобы, раз уж нет работы, они могли бы не когда-нибудь, а уже тогда заняться хоть чем-нибудь (хоть бы и торговлей), чтобы им было на что это самое поесть, одеться и сохранить человеческий облик.
А мог бы, излучая восторженный оптимизм, провозгласить развитие какого-нибудь грандиозного промышленного проекта. На время подъёма которого люди продолжали бы перебиваться подножным кормом и работать в долг, т. к. вопросы снабжения решены бы не были (всё ведь для стройки, всё для прогресса, заниматься презренным торгашеством нет времени и ресурсов!). И который бы после постройки, работал на склад, т. к. оказалось бы, что на его продукцию тупо нет спроса.
Но он, странный человек, решил, что куда важнее для начала просто накормить и одеть людей.
Поняли, да?
Аяврик14.03.15 19:39
2 _STRANNIK, ru

-- Может Вы проясните чьи интересы представляет государство в первую голову? И в чьих интересах принимает политические решения?
- - свои интересы / в своих интересах. (т.е. людей, составляющих гос-во).
-- Вы это американским индейцам расскажите...Только издалека . А то я за них не поручусь.

пример американских индейцев не уместен - ибо он (этот пример) никоим образом неотвергает предложенный киборгом критерий "чьи интересы представляет государство" (="свои/своих граждан")
дело в том, что "притесненное" коренное население Америки НЕ были "своими" для организовывавшегося и оперявшегося и матеревшего там Государства
поэтому их интересы и не учитывались (и попирались) этим государством
"свое" население - это те, кто ПЛАТИТ НАЛОГИ и УЧАСТВУЮТ В ВЫБОРАХ
поэтому их США и защищает - по своей конституции? - в любом уголке мира

а индейцы не были строителями Этого государства (у них вообще никакого государства не было - в их прериях), не платили налогов, не участвовали в выборах - так что они тут не при делах вовсе

вот когда там всё окончательно устаканилось, то США смогли себе позволить учитывать И интересы индейцев тоже как-то (и опекать их, предоставляя префиренции... что, однако, тоже не ставит их В РАВНОЕ положение с рядовыми гражданами... только раньше их социально-экономически притесняли, а сейчас социально-экономически поддерживают)
_STRANNIK14.03.15 20:19
Аяврик, RU

..................................

Как это мило..."вот когда там всё окончательно устаканилось, то США смогли себе позволить учитывать И интересы индейцев тоже как-то..."

Это Ваше как-то (при всей Вашей ангажированности) дорогого стоит.

Ну раз начали - продолжим.Чьи интересы представляло государство Российская Империя? В первую голову? Ась?

А 3й Рейх? Как там было с представлением интересов налогоплательщиков еврейской национальности . Особливо после "Хрустальной ночи"?А по теме не выскажетесь? Насчет нравственности экономики...

Jack14.03.15 21:18
Естественное не безобразно.

Экономика - культ унитаза. Только лохи называют это потреблением и комфортом. А особые идиоты - свободой.
Аяврик14.03.15 21:20
2 _STRANNIK, ru

-- Это Ваше как-то (при всей Вашей ангажированности) дорогого стоит.

так если это "как-то" наиболее точно - на мой взгляд - отражает реальность, то что Вас так удивило (или возмутило? или позабавило?)
зачем мне врать было (шо не "как-то", а "аналогично всем прочим" или, наоборот, "ваще никак"?) - врать не красиво, ибо безнравственно, и не выгодно, ибо противопоставляет окружающих в итоге
а [здоровый] цинизм правды никак не умаляет её объективности
:-)
я посильно стараюсь подбирать слова наиболее точно отражающие реальное положение вещей (насколько я его различаю, ес-но)
.............................

в любом случае, это - по чесноку - некий Жест Доброй Воли ЧУЖОГО состоявшегося ГОСУДАРСТВА (=ГОСУДАРСТВА ЧУЖИХ) к этим самым не к месту Вами помянутым - в контексте аргумента киборга - индейцам злосчастным...

айны в Японии - то же самое... было бы странным ожидать от Государства Японцев (на всей протяженности его истории) какого-то руководства в своей Деятельности чаяньями не включенными в процесс его строительства айнов ........... они же не были "гражданами" в смысле вовлеченности в государственную жизнь Японии?... те же аборигены... дикари (для государствообразующей НАЦИИ)
_STRANNIK14.03.15 21:33
Аяврик, RU
.....................................
Здоровый цинизм - классический пример новояза. Типа гуманитарных бомбардировок.

По нравственности в экономике решили благоразумно опустить.
Оно и понятно. Начнешь копать , а там один "здоровый ценизм" ...просто бизнес...
Аяврик15.03.15 09:19
2 Аяврик, RU

-- Здоровый цинизм - классический пример новояза.

Во-первых, не "здоровый цинизм", а "[здоровый] цинизм" - тоньше нужно чувствовать
(если бы я хотел прямолинейности и одноплоскости, то я бы без этих кавычек и написал)

Во-вторых, даже [подразумеваемый?] Здоровый цинизм - это классический пример не новояза, а неотъемлемая часть вполне себе традиционной realpolitik - ссылка
(новояз же - это совсем другая опера, это неологизмы из сокращений и аббревиатур - "культпросвет", "энкэвэдешник", "осоавиахимовец", "колхозник", "гэкачепист").

Так что (если мы принимаем правила реалполитик) без цинизма никак не обойтись и - более того - в реальной политике уместно руководствоваться советом Остапа Бендера: ""Побольше цинизма, Киса - людям это нравится." (в смысле "маслом кашу не испортишь")
: )

-- По нравственности в экономике решили благоразумно опустить.

???!!!???
как я мог решить благоразумно отступить от того, к чему и не приступал?
я не поднимал этого вопроса в этом обсуждении - Вы с кибордлм сошлись

мой подход к проблеме "[без]нравственности в экономике" можно было в принципе ограничить постулатом "отдай кесарю кесарево".... И НЕ ГРЕШИ
: )
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» В США создадут новый самолет «Судного дня»
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!

 Новостивсе статьи rss

» Париж и Берлин официально запускают совместный военный проект «Танк будущего»
» КНР призвала к запуску международного расследования на "Северном потоке"
» Россия первой в мире создала космическую систему наблюдения за Арктикой
» ВС Украины открыл производство по иску против Рады, сообщили СМИ
» МИД ФРГ дал ответ на призыв КНР к расследованию теракта на "Северных потоках"
» Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине
» В Москве клиенты криптобиржи Beribit вторые сутки ждут возврата средств
» В США заявили о проблемах с поставками оружия Украине из-за России

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться
» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"