В 1943 году крупный американский предприниматель Хеннинг Уэбб Прентис-младший описал исторический процесс подъёма и спада цивилизации в виде восьмиступенчатого цикла – позднее эту систему стали называть циклом Прентиса (иногда её ошибочно приписывают шотландскому историку Александру Титлеру). Если говорить подробнее, в своём развитии общество проходит следующие фазы: 1) от рабства к духовному подъёму; 2) от духовного подъёма к мужеству; 3) от мужества к свободе; 4) от свободы к изобилию; 5) от изобилия к эгоистичности; 6) от эгоистичности к равнодушию; 7) от равнодушия к зависимости; 8) от зависимости к рабству. После восьмой ступени цикл начинается заново. "Всплеск инициативы и предприимчивости, порождённый демократическим самоуправлением, пробуждает, в конце концов, разрушительные силы, идущие изнутри общества, – утверждал Прентис. – Этот процесс повторяется раз за разом. Свобода несёт возможности и некоторое изобилие, в результате чего преуспевающие люди приобретают эгоизм, тягу к роскоши и изнеженность, в то время как несостоявшиеся и неудачливые становятся завистливыми и жадными. Все эти группы сворачивают с тернистого пути свободы и начинают поклоняться "золотому тельцу" экономической устойчивости". К сожалению, состояние современного западного общества вполне соответствует шестой ступени, рискуя стремительно скатиться к апокалиптическим картинам последних двух фаз. Шестая стадия цикла Прентиса характеризуется утратой многими людьми понимания того, что для достижения благополучия следует усердно трудиться – им становится всё более удобно жить за счёт предыдущих поколений. Характерным персонажем этой фазы является 30-летний мужчина, возлежащий на родительском диване. Получение благ без последующей отдачи становится настолько распространённым явлением, что перерастает в политическую идеологию. Напряжённый труд, настойчивость и дисциплина улетучиваются подобно тому, как проржавевший металл рассыпается от сильного ветра. Напоминает ли подобная картина сегодняшнее состояние Америки? К несчастью, нынешняя культурная обстановка имеет поразительное сходство даже с седьмой ступенью – переходом от равнодушия к зависимости. На данной стадии всё большее количество людей не обладают ни возможностями, ни стремлением плодотворно трудиться. Зависимость от системы считается единственно верным средством обеспечения базовых нужд – а подчас и завышенных запросов. Свобода волеизъявления постепенно тает, поскольку массы активно расширяют полномочия политиков, которые обещают рост "бесплатных благ". Помните постулаты "нового зелёного курса", в рамках которого предлагалось гарантировать "экономическую стабильность" тем, кто "не желает работать"? Достаточно просто сравнить седьмую стадию с предвыборными программами некоторых кандидатов в президенты. Тем не менее, не всё так мрачно, ведь времена упадка порождают сильных людей. В конце концов, цикл вернётся к начальной стадии, где рабство сменится духовным подъёмом и вызванным им благоденствием. Перевод Наталья Головаха
Источник
|