Часть первая Предложение посетить города Ферганской долины, входящие в состав Республики Узбекистан, высказанное мне в начале осени 2009 года одним из руководителей Хокимията Андижанской области, не стало неожиданностью. После поездки в 2006 году в г. Андижан, подобные предложения звучали часто, на, что я отвечал мягкими отказами, ссылаясь на неотложные дела, но по сути, скрывая истинную причину. Должно было пройти некоторое время, и надо было избавиться от шока от услышанных рассказов людей, переживших в Андижане майскую трагедию 2005 года. Рассказов, о тех, кто надрывным воплем перекрывал отчаянные крики захваченных ими заложников, в предсмертной мольбе проклинающих своих мучителей, которых они не называли ни соотечественниками, ни мусульманами, ни демократами. Кем были жертвы? Солдаты, милиционеры, гражданские лица - наши соотечественники, не готовые к тому, что в своей мирной стране станут жертвами вооруженных вандалов и варваров из движения "Акромия", преступно ссылающихся на практику Пророка Мухаммада, и ущемление своих прав в полукриминальном бизнесе, доходы от которого шли не только на формирование собственного благосостояния, но и на обеспечение протестной и вооруженной акции в мае 2005 года. О чем думали те, кого бандиты из движения "Акромия" в дни трагедии оставляли в живых, тоже не буду повторять. Однажды написанное и комментируемое в СМИ даже по прошествии времени, повторить не просто. Да и не стоит тревожить сознание и души людей, наконец оправившиеся от пережитого. Не буду повторять, даже при условии, что рассказы оставшихся в живых заложников изначально и до настоящего времени не комментируют некоторые(!) “независимые”. То есть покинувшие Узбекистан: региональные диссиденты; журналисты; правозащитники. Соответственно, и их сегодняшние союзники - финансовые спонсоры, идеологи, и боевики из движения "Акромия", и религиозные идеологи (Х.Темиров) группировки поощрявшие боевиков-исполнителей акций, в городах Узбекистана весной 2004 года. И, конечно же, члены региональных ячеек движения "Хизб ут-Тахрир". Сегодня, некоторые из выше упоминаемых живут в иммиграции благодаря нормативам УВКБ ООН, формируя в Европе "Союз 13 мая", уже под новый политический заказ, на первом этапе ориентированный на консолидацию, и информационное влияние на внутри общественное спокойствие в странах Центральной Азии, и в частности Республики Узбекистан. Идейную направленность нового "Союза", можно понять из нескольких тезисов его лидера, Мухаммада Салиха, дискредитировавшего себя документально подтвержденными прошлыми и настоящими деяниями, некоторые из которых сегодня стоит напомнить читателям. Из его публичного интервью 26 мая 1997 года: “Талибан принес в многонациональный Афганистан мир и стабильность. Они не признают нации и уважают умму. Мы должны перенять их опыт и стремиться утвердить законы шариата в Узбекистане. Это долг каждого мусульманина, значит и мой долг”. Из его же публичного текста датированного в Интернете 3 ноября 2009 года: “В начале 90х годов в Узбекистане наряду с политическими партиями появились и религиозные организации, которые проповедовали в основном идеи воспитания молодого поколения в духе веры в Творца… Мы сознательно объединились в "Союз…"… Они сидят рядом с нами, на форуме и говорят с нами на одном языке, языке демократии… Значит, интеграция возможна, значит демократами или радикалами не рождаются, а становятся… Наш "Союз" сознательно включил в свои ряды и религиозные общества, которые против террора и проповедуют мирный путь развития нашей страны… Мы убеждены, что без интеграции религиозных общин в демократический процесс невозможно установить подлинную стабильность в стране…” Насколько вышеизложенное, лицемерно и в целом характерно для нового "Союза" можно понять и из нескольких цитат, навскидку заимствованных мной из двух книг движения Хизб ут-Тахрир, "СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ", и "СТРЕМЛЕНИЕ АМЕРИКИ УНИЧТОЖИТЬ ИСЛАМ": “Не может быть дозволено принятие государством понятия демократия… Не допустимо какое-либо присутствие понятия патриотизма…Если какая-то страна из числа этих исламских стран дала присягу халифу, и он стал правителем мусульман, то мусульмане, проживающие в других странах, обязаны дать ему присягу на подчинение, после того как для него был заключен Халифат путем присяги, данной ему жителями его страны... Независимо от того, находится ли страна в состоянии войны или мира, внешняя политика ведется с учетом интересов джихада. Джихад является методом (тарика) распространения исламского даъвата (призыва) в мире. Основными обязанностями исламского государства является претворение Ислама внутри государства и распространение Ислама за его пределами… Законы джихада охватывают положение о войне и мире, о договорах и соглашениях, о международных отношениях… Мусульманам нет необходимости перенимать демократию… Каждому мусульманину демократия должна внушать отвращение, и они обязаны выступать против тех, кто стремится её распространять… Плюрализм, к которому призывает Америка, не может быть воспринят мусульманами... Лозунгом, начертанным на знамени Америки и Запада и используемым для утверждения господства, покорения и ассимиляции мусульман, является лозунг “Права человека”… Люди в капиталистическом обществе, напоминают животных… В среде мусульман нет места свободе совести… Обязанностью мусульманина является полное отрицание свободы совести и борьба с теми кто призывает к ней… Погибайте за правду и справедливость, пришло время не различать смерти от жизни…” Часть вторая Но вернемся к сегодняшнему Андижану. Город удивит любого, кто не посещал его несколько лет. Собственно этот вывод проецируем и на Фергану и на Наманган. Но изменился не только облик городов, которые украшают новые современные административные здания, частные бизнес комплексы, общественные парки, или обновляемые благодаря государственным программам и банковским кредитам, дома горожан. Изменились настроения и чувства людей. Время действительно лечит, любую боль. Андижанцы пришли в себя после пережитого в 2005 году, но помня драму тех дней, как и все узбекистанцы больше не хотят ничего подобного ни себе, ни будущим поколениям. Оттого то, с пониманием и благодарностью относятся ко всем усилиям государственных структур обеспечивающих совместно с местными махаллинскими комитетами, общественный порядок и безопасность. О другом государственном строе, который декларируют радикальные идеологи, люди слышать не хотят. При этом искренни в своих чувствах к Аллаху, и бережно хранят веками выверенные религиозные светские традиции. Во всяком случае, никто из моих многочисленных собеседников-мусульман Ферганской долины ни о чем ином не мечтает. Они же выражают возмущенное удивление утверждениям ряда западных экспертов или международных и региональных “независимых”, об ущемлении религиозных прав мусульман в Узбекистане. И считают подобные заявления бессовестной ложью, рожденной единицами, которые объявляют себя “совестью нации”, ради получения финансовых грантов и статуса политических беженцев для проживания вне Узбекистана, в странах Западной Европы и США, и не случайно никогда в странах Ближнего Востока или Турции. Но именно это возмущенное удивление мусульман Ферганской долины остается за форматом обсуждения в западных и американских средствах массовой информации. Не выгодно им это, и об это жители долины должны тоже знать, не питая иллюзий о качестве информационной свободы в странах развитой демократии. Как рядовые жители долины относятся к усилиям религиозных миссионеров-вербовщиков, которых, правозащитники называют “мирными мусульманами”, убеждая всех и вся из своего “кухонного” подполья или с сайтов Интернета в праве исламистов распространять трансформированную трактовку текстов Корана, и хадисов Пророка Мухаммада, что по сути, легализует и оправдывает действия современных боевиков и террористов? Начнем с того что многие “независимые” правозащитники уважением в Узбекистане не пользуются. Одна из причин — откровенно выражаемые признаки меркантильности, взращенные многолетними финансовыми грантами зарубежных государственных и не государственных спонсоров. Но и эти факты в своих Интернет публикациях не иллюстрируют “независимые” журналисты, подменяя эту правду дискредитацией государственных структур страны и Президента Республики Узбекистан, по сути, повторяя информационную практику, которую разработали и используют идеологи движения "Хизб ут-Тахрир" и т.д. Относительно конкретного отношения людей к усилиям различных исламистских религиозных миссионеров-вербовщиков: жители долины не признают и миссионерской подмены принципов ханафитского течения в Исламе, веками присутствующего в религиозной культуре узбеков. Естественно люди не желают, чтобы кто-то из числа их родственников, близких, и друзей благодаря исламистским миссионерам-вербовщикам оказывался в рядах боевиков, или отбывал сроки наказания в местах заключения, за антиконституционную деятельность. Это просто и ясно мне говорили в наших беседах жители Андижана, Ферганы и Намангана. Это подтверждает и статистика использования жителями долины сети "Телефонов доверия", через которые они сообщают государственным и общественным организациям (махаллинские комитеты) обо всем, что вызывает беспокойство. И этот общественный порыв ничем не отличается от традиций граждан стран устоявшейся демократии, традиционно внимательно реагирующих на угрозы и риски личной, общественной и государственной безопасности. И никогда западные или американские СМИ, политологи или политики не обвиняли и не обвиняют социум своих стран в доносительстве потому, что такого понятия не было и нет в западном общественном сознании. Есть просто патриотическое понятие предательства идеалов гражданского общества, и государства. Чтобы в этом убедиться, надо заглянуть на открытые для читателей сайты западных и американских правоохранительных структур и спецслужб. Но и эту правду скрывают те самые “не зависимые”, которым выгодно представлять узбекистанцев в образе униженных и надломленных людей, живущих в информационном захолустье, оторванном от цивилизованного мира. Им “независимым” так удобно, потому, что ложь об узбекистанцах и Узбекистане хорошо оплачивалась, оплачивается и будет оплачиваться. Часть третья Вернемся к сегодняшним реалиям той части Ферганской долины, которая входит в состав Республики Узбекистан. Краткая справка - равнинная часть долины административно входит в Республику Узбекистан и делится на Андижанскую, Наманганскую и Ферганскую области. Восточная часть равнины, а также окружающие долину с севера, востока и юга, горы и предгорья принадлежат Республике Кыргызстан и относятся к Ошской, Джелалабадской и недавно образованной Баткенской областям. Западная часть Ферганы входит в Согдийскую (бывшую Ленинабадскую) область Республики Таджикистан. Безусловно, проблемы в жизни региона существуют. Государство наше молодое, и было бы наивно надеяться, что все его проблемы решаться в один день, месяц, год. Примеров мгновенного становления государства история человечества вообще не знает, и вряд ли узнает, довольствуясь сказами, которыми люди не только зачарованно умилялись, но и вдохновлялись, воплощая в реальность все лучшее из их сюжетов. Присутствия проблем не скрывали в беседах со мной и ответственные представители хокимиятов, правоохранительных структур и махалинских комитетов Андижанской, Ферганской и Наманганской областей. Не скрывали и того, что одни проблемы решаются оперативно, другие пробуксовывают, требуя не только более современных государственных или общественно-политических новаций, но и изменения стиля работы со стороны некоторых чиновников. Об этом же, мы говорили и с рядовыми жителями области, которые не считают, что решение проблем посредством радикальных методов, которые предлагают исламисты и некоторые региональные правозащитники, это то, что нужно развивающемуся Узбекистану. И никто из моих собеседников, не приводил завистливых примеров из жизни своих родственников или знакомых живущих, например, в соседней Киргизии, в которой несколько лет назад произошли внешне поощряемые внутриполитические преобразования, до настоящего времени не получившие однозначного признания у мирового содружества. Были беседы и с представителями мусульманского духовенства, акцентировано указывающих на уважение нашего государства к чувствам верующих, представляющих не только исламскую религию, что естественно и понятно до тех пор, пока отдельные граждане не переступают общепринятые нормы закона, создавая риски и угрозы конституционному строю Республики Узбекистан. И не приводилась мне в наших беседах статистика новых или восстановленных религиозных объектов в городах и селениях Ферганской долины. Меня просто периодически приглашали в некоторые мечети и церкви Андижана, Ферганы или Намангана, где я беседовал с прихожанами и служителями, чтобы самостоятельно сравнить сегодняшнюю реальность с реальность советского прошлого. И эти сравнения касались не только темы отношения современного государства Узбекистан к чувствам верующих, но и исторически подтвержденных традиций толерантности, и веротерпимости, по сути, ставших общественным дефицитом для социума многих государств мира. Впрочем, многое из жизни жителей городов и селений Ферганской долины становилось понятно и без комментария моих собеседников. Например, при посещении андижанского "Молодежного центра", строительство которого несколько лет назад спонсировало не государство, а местный бизнесмен. Многое становилось понятно и в ходе посещения андижанского детского городка, с его современными одноэтажными жилыми корпусами, игровыми и спортивными сооружениями, в которых одной дружной семьей живут дети, и подростки, знающие истинную цену не только человеческой доброте и сердечности, но и понятия Родина. Родины которая известна миру не только как земля на которой вырос и возмужал великий Захриддин Мухаммад Бабур, и поэт и просветитель Абдулхамид Чулпан, но и наши современники. Те, которые внесли и вносят свой вклад в современное развитие, и процветание городов и селений Ферганской долины. С некоторыми из них мне также посчастливилось встретиться в долине осенью 2009 года, и они удивили меня, при всей разноплановости своей трудовой, или общественной деятельности, общим для всех качеством - скромностью. Есть в их скромности что-то от написанного в священном Коране, о лучшем качестве человека, способного давать своему ближнему часть того чем не обладает ближний, но в чем остро нуждается. И делать это не громогласно, рассчитывая на похвалу людей, а тихо, чтобы только Аллах, был единственным свидетелем добродетельного поступка. И эти качества моих соотечественников, я с гордостью иллюстрировал студенческим аудиториям на лекциях в Андиждане, Фергане и Намангане, рассуждая о ложных и истинных религиозных и человеческих ценностях. Иллюстрировал, потому, не только меня волнует вопрос – почему некоторые представители молодого поколение допускают попрание со стороны пришлых и доморощенных в подполье религиозных миссионеров, наших, веками выверенных принципов светского восприятия религиозных норм. И почему некоторые узбекские мужчины и юноши допускают превращение в ряженых кукол своих матерей, жен, сестер и подруг, которых религиозные миссионеры и миссионерки через лживые ссылки на Коран и трансформированные смыслы хадисов Пророка, обязывают носить наряды, не присущие азиатской религиозной культуре. И это при условии, что современные арабские мужчины вряд ли позволят своим женщинам повязывать головные платки и носить одежду в стиле религиозных традиций азиатских женщин, и в частности узбечек. Говорили мы и о надуманности проблемы хиджаба. Проблемы, которая не существует в реальности Республики, но которую для Республики раскручивают в Интернете центрально-азиатские исламисты, и что уже не удивительно, сросшиеся с ними региональные “независимые”, которые вопреки логике цивилизованных людей, своими действиями легализируют усилия глобального союза идеологов-джихадистов, превративших тему хиджаба в идеологический инструмент раздора в гражданских обществах. Говорили мы и о правах человека, и превращения общечеловеческих ценностей, в один из главных инструментов политических спекуляция, который в прошлые годы, был полноценно использован в Узбекистане международными неправительственными организациями, для расшатывания общественного института махали. И надо было видеть удивление студенческой аудитории, которая практически ничего не знает о публичном сожалении ряда иностранных экспертов относительно отсутствия традиций, аналогичных махаллинским, в современной общественной практике стран которые они (эксперты) представляют. И это именно та правда, которую скрывают не только от центрально-азиатской, но и западной и американской медиа-аудитории, те, кто с высоких международных трибун называет себя патриотом Узбекистана, неправдой о Республике оправдывая не только полученные и получаемые финансовые гранты, но и свое проживание в политизированной иммиграции. А если и мыслят они о возвращении в Узбекистан, то не иначе как в роли устроителей новой жизни под лозунгами, на которых тезисы о демократии, вне всяких сомнений, будут иметь исламистские и националистические подтексты и оговорки. Нужны ли они мусульманам Ферганской долины? Сомнительно. Во всяком случае, ни один из моих собеседников из долины благоденствия, желания переустраивать свою жизнь и жить по предлагаемым им правилам не высказывал. |