"Росатому" удалось значительно улучшить порядок прохода судов на Северном морском пути и снизить риски возникновения "пробок" во льдах, сообщил в интервью РИА Новости замглавы Дирекции СМП госкорпорации Максим Кулинко.
В конце 2021 года в течение двух недель проходила операция по освобождению из ледового плена более 20 торговых кораблей, застрявших на Севморпути из-за сложных ледовых условий.
"После того случая руководством страны было принято решение сосредоточить всю ответственность за судоходство по Севморпути в одном "окне", в "Росатоме". Были внесены необходимые изменения в федеральное законодательство и образовано ФГБУ "ГлавСевморпуть", которому поручено заниматься этой деятельностью", — напомнил Кулинко.
В 2022 году "Росатом" начал выдавать разрешения на проход судов по СМП.
"Мы уже видим большой положительный эффект", — подчеркнул он.
Прежде всего, когда известно, сколько и какие суда подали заявки на разрешение пройти по Севморпути, куда и когда они станут идти, возможно планировать и расстановку ледокольного флота, и отслеживать, движутся ли суда так, как они заявили, пояснил Кулинко. Это дает возможность своевременно обеспечивать необходимый объем гидрометеорологической и ледовой информации, которая крайне важна для судовладельцев, добавил он.
По словам собеседника агентства, в "Росатоме" не слышали о каких-либо жалобах от судовладельцев.
"Более того, мы же немного усложнили разрешительную деятельность — теперь разрешение может быть не только выдано, но и приостановлено и даже отозвано. Пока таких примеров всего пять из 750 заявлений с момента внесения изменений в законодательство. Кстати, в каждом конкретном случае работники "ГлавСевморпути" находились в прямом контакте с судовладельцами, разъясняли, в чем проблема и только потом принимали юридически значимые действия", — отметил Кулинко.
"Росатом" просит, чтобы судовладельцы заблаговременно, уже за 120 дней до рейса, оповещали о своих планах, а за пять суток сообщали, что суда уже заходят, добавил собеседник агентства.
Это, в свою очередь, позволит оценить ледовую обстановку и предложить капитану оптимальные маршруты, а также спланировать необходимое ледокольное сопровождение, заключил Кулинко.
"Росатом" подготовил проект для круглогодичного судоходства на Севморпути
"Росатом" разработал федеральный проект по развитию круглогодичного судоходства на Северном морском пути, документ находится на утверждении в правительстве, сообщил в интервью РИА Новости замглавы Дирекции СМП атомной госкорпорации Максим Кулинко.
"Целевые показатели федерального проекта "Развитие Северного морского пути" должны быть достигнуты в 2024 году. Многие задают вопрос: что дальше? Госкорпорация "Росатом" планомерно движется, по поручению правительства, по продлению целевых показателей, контрольных точек, и бюджетированию до 2030 года", — сказал Кулинко.
Он напомнил, что ранее правительство утвердило инициативу социально-экономического развития "Круглогодичный Севморпуть".
"До 2030 года грузопоток по СМП должен возрасти до 150 миллионов тонн, увеличена портовая мощность, минимум 13 ледоколов должно обеспечивать круглогодичное судоходство на СМП, а также продлены и увеличены другие показатели", — добавил Кулинко.
Исходя из этой инициативы Дирекция СМП корпорации сформировала новый федеральный проект, который также будет называться "Круглогодичный Севморпуть". Он уже прошел согласования Минтранса, Минвостокразвития, Минэка и Минфина и сейчас находится на утверждении председателя правительства, добавил собеседник агентства.
По словам Кулинко, далее все мероприятия отразятся в электронном бюджете, "где понятны все ответственные исполнители, контрольные точки и бюджет".
Замглавы дирекции выразил уверенность, что такой проектный подход позволит без остановок перейти в 2025 и последующие годы и системно развивать Северный морской путь, как стратегическую морскую транспортную коммуникацию России.
"Росатом" прорабатывает перспективы плавучих АЭС
"Газпрому" было бы выгоднее снабжать свои перспективные проекты в Арктике электроэнергией с плавучих атомных блоков, и "Росатом" прорабатывает такие возможности, рассказал в интервью РИА Новости заместитель главы Дирекции Северного морского пути госкорпорации Максим Кулинко.
По его словам, у крупных инвесторов, работающих в Арктике, интерес к плавучим АЭС "однозначно есть".
"На наш взгляд, плавучие атомные энергоблоки более всего могли бы подойти для "Газпрома", - отметил Кулинко. "Газпрому" с точки зрения своих перспективных проектов чисто технологически выгоднее работать с "Росатомом", а не строить свои газовые турбины, и за счет атомных технологий получать довольно дешевую по северным меркам электроэнергию", - добавил он.
По словам Кулинко, "соответствующая работа "Росатомом" ведется". "Но я пока не уполномочен раскрывать подробности", - уточнил он.