Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
Правительство России ушло в отставку
Путин официально вступил в должность президента РФ в пятый раз
Россия начинает производство ракетных систем средней и меньшей дальности
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Превратить их в маленькие крылатые ракеты»: эксперты — о значении малоразмерных газотурбинных двигателей для БПЛА
16.08.23 14:22 Армия, ВПК, спецслужбы
Специалисты Самарского национального исследовательского университета имени академика Королёва провели успешные огневые испытания малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 «Колибри». Об этом RT рассказал главный инженер проекта Антон Полтораднев на полях форума «Армия-2023». По словам разработчика, новый мотор предназначен прежде всего для установки на перспективные БПЛА. В планах инженеров создать целое семейство газотурбинных двигателей различной мощности. По словам экспертов, с появлением подобных агрегатов беспилотная отрасль РФ получит возможность создавать более скоростные ударные дроны и новые разведывательные аппараты.

Специалисты из Самары провели успешные огневые испытания малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 «Колибри» для перспективных БПЛА гражданского и военного назначения. Об этом на полях форума «Армия-2023» сообщил RT главный инженер проекта Антон Полтораднев.

«Опытный образец МГТД-22 прошёл огневые испытания. В ходе них двигатель подвергался экстремальному температурному воздействию, которое имитировало условия работы на максимальном режиме мощности. Испытания завершились успешно. Двигатель подтвердил заложенные при проектировании характеристики», — рассказал Полтораднев.

МГТД-22 — это совместная разработка Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва и малого инновационного предприятия «3Д Куб», соучредителем которого является вуз. Масса опытной серии двигателя — 2,1 кг, максимальная тяга — 220 Н (22,4 кгс), длина — 30,6 см, диаметр — 11,8 см.

«МГТД-22 — это компактный и мощный генератор энергии. На один свой килограмм веса «Колибри» даёт 10 кг тяги. Это очень хороший показатель. Это означает, что МГТД-22 способен поднять в воздух достаточно габаритный летательный аппарат. С нашей точки зрения, применение такого двигателя открывает новые возможности отечественным разработчикам БПЛА», — отметил в беседе с RT Полтораднев.

Как полагает инженер, МГТД-22 подходит для применения в военной сфере, в частности для установки на реактивные мишени, которые используются с целью подготовки экипажей средств ПВО. По словам Полтораднева, «Колибри» способен обеспечить такой тип БПЛА требуемыми скоростными качествами и высокой манёвренностью.

В ближайших планах самарских специалистов, по словам Полтораднева, разработать целую линейку малоразмерных газотурбинных двигателей. Она будет включать МГТД-40 «Чайка» с тягой 400 H (40,8 кгc) и массой 4 кг, а также МГТД-100 «Орёл» с тягой 1 тыс. H (102 кгc) и массой 13 кг.

«Газотурбинный двигатель — это, по сути, силовая установка, которая способна в том числе питать электронику носителя, то есть использоваться как генератор. Также МГТД легко можно «конвертировать» в один из трёх типов авиационных двигателей: турбовальный, турбореактивный и турбовинтовой. Функциональное назначение малоразмерных ГТД может быть самым разным. Но в нынешних реалиях это прежде всего БПЛА, в том числе тяжёлого и грузового классов», — подчеркнул Полтораднев.

RT обсудил с экспертами особенности малоразмерных газотурбинных двигателей и перспективы их практического применения в беспилотной сфере.

— Чем малоразмерные газотурбинные двигатели отличаются от других силовых агрегатов, на которых летают беспилотники? Насколько сложной задачей является их разработка?

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

— Газотурбинные двигатели больше распространены в пилотируемой авиации, а в беспилотном секторе чаще всего используются электромоторы, двигатели внутреннего сгорания (ДВС), включая поршневые. Тем не менее данное обстоятельство отнюдь не говорит о том, что ГТД не востребованы для дронов. Это не так. Просто ранее они использовались для крупноразмерных аппаратов. Сейчас у России появляются компактные газотурбинные двигатели, способные составить достойную конкуренцию моторам, которые я перечислил выше.

МГТД дороже в производстве, прожорливы в потреблении топлива, но они нужны для оснащения скоростных высотных аппаратов, в том числе турбовинтовых и реактивных. При этом ДВС и двигатели на электрической тяге больше подходят для аппаратов, развивающих скорость примерно до 150—200 км/ч. Это коптеры, дроны-камикадзе, разведывательные БПЛА самолётной схемы.

Представленный на «Армии-2023» МГТД-22 имеет хорошую пропорцию массы и тяги. Видно, что самарцы выполнили основную конструкторскую задачу, изготовив компактный, относительно лёгкий и при этом достаточно мощный газотурбинный агрегат. Он может поднять в воздух аппарат массой около 22 кг. Электромоторы, которые часто ставятся на небольшие беспилотники, вряд ли смогут поднимать в воздух подобные БПЛА.

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

— Газотурбинные двигатели — это обширный класс силовых установок. Принцип работы ГТД заключается в сжигании топлива в потоке воздуха. Они могут уступать по топливной эффективности ДВС, но дают большую энергетику.

Специалисты российского КБ приборостроения №71 разработали установку револьверного типа, предназначенную для сброса 40-мм и 30-мм...

ГТД используются не только в авиации, но и на земле. Газотурбинным мотором оснащается наш «реактивный танк» Т-80, способный развивать необычайно высокие скорости и начинать движение сразу после запуска, тогда как ДВС Т-72 и Т-90 в холодную погоду требуется прогрев.

С советских времён в России осталась развитая школа реактивных ГТД. Судя по разработкам самарского университета, сейчас эта школа повернулась лицом к разработчикам БПЛА, начав проектировать и выпускать малоразмерные агрегаты. Самарцы сделали действительно удачный первый шаг, потому что у МГТД-22 хорошее сочетание массы и тяги. Огневые испытания доказали, что двигатель пригоден к эксплуатации, но, конечно, нужны ещё лётные испытания и разработка более мощных агрегатов — «Чайки» и «Орла». Данные МГТД должны быть востребованы среди предприятий, которые производят БПЛА.

— В чём вы видите практическую пользу от применения ГТД в беспилотной сфере?

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

— Очень важное достоинство газотурбинного двигателя состоит в том, что он может быть преобразован в различные моторы. Таким образом, сразу расширяется номенклатура его носителей. Например, малоразмерные ГТД подойдут дронам не только самолётного, но и вертолётного типа.

В бурно растущей отечественной беспилотной отрасли газотурбинные агрегаты однозначно будут востребованы. Поэтому самарцам имеет смысл продолжить разработку линейки в составе более мощных моторов для аппаратов взлётной массой в десятки килограммов. Данные БПЛА нужны в военной сфере и в области грузоперевозок.

Так, МГТД-100 «Орёл» вполне может применяться на тяжёлом разведывательном БПЛА, который способен преодолевать значительные расстояния и подниматься на большие высоты. Кроме того, тяга в 100 кгс обеспечивает возможность установки разнообразной полезной нагрузки — оптико-электронных приборов, дальномеров.

Проект самарского университета свидетельствует о том, что наши двигателисты наращивают компетенции в беспилотном сегменте. Это крайне необходимый процесс, который позволит разработчикам БПЛА не зависеть так сильно от ситуации на глобальном рынке.

Дело в том, что в России существует определённая диспропорция в развитии между двигателистами и разработчиками дронов. В чём она заключается? Готовых отечественных силовых установок мало, а беспилотников — много.

Почти все российские БПЛА проектируются с опорой на готовые решения в сфере двигателестроения. Таким образом, по факту закупается то, что есть на рынке. Однако западные санкции сузили спектр доступных силовых агрегатов и комплектующим к ним. К тому же не всегда целесообразно проектировать беспилотник, а потом искать под него силовой агрегат.

В России началось производство беспилотника-камикадзе «Гастелло», созданного с учётом опыта применения дронов в спецоперации. Новый...

Моя мысль заключается в том, что в идеале разработчики БПЛА должны создавать свои изделия уже под имеющиеся отечественные двигатели. Подобная схема будет более оптимальной. В конце концов, создать авиационный двигатель намного сложнее, чем беспилотник.

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

— Малоразмерные газотурбинные двигатели способны принести огромную практическую пользу. С их появлением наша промышленность сможет создавать новые типы боевых БПЛА и усовершенствовать те, что уже применяются в ходе СВО.

В частности, МГТД позволят разработать семейство дронов-истребителей на реактивной тяге. За счёт скорости и манёвренности такие аппараты смогут легко настигать дроны неприятеля. Самый простой способ сбить их — ударить металлическим крылом. Также на такие платформы реально установить стрелковое вооружение, ракеты или оборудование, которое будет выпускать антидроновые сетки.

Большой простор открывается для изготовления новых ударных БПЛА и дронов-камикадзе. Газотурбинными двигателями реально оснастить знаменитые «Герани» и «Ланцеты». Сейчас они летают на ДВС и поршневых двигателях соответственно. С установкой ГТД «Герани» и «Ланцеты» смогут нести больше боевой нагрузки и станут значительно быстрее, а значит, менее уязвимы для перехвата.

В целом газотурбинный двигатель позволяет превращать почти все ударные беспилотники в маленькие крылатые ракеты, способные наносить удары на самые разные дистанции.

Представляется перспективным и применение ГТД в турбовинтовом исполнении. Такой двигатель намного экономичнее реактивного и позволит беспилотным носителям подолгу находиться в воздухе. С помощью семейства турбовинтовых агрегатов можно получить новые типы дронов-разведчиков самолётной и вертолётной схемы.

Очень большой бонус могут принести именно вертолётные беспилотники. Они удобны для наблюдения за отдельными секторами местности и для срочных доставок небольших грузов — боеприпасов, медикаментов. С появлением линейки компактных газотурбинных двигателей российская беспилотная отрасль получит новый импульс развития.


Комментарий Аббе

Удельная мощность - 10 килограмм тяги на килограмм массы. При минимальном двигателе 2,1 килограмма и тяге 22,4 килограмма.

Расклад простой. Самая скверная аэродинимаческая схема не может иметь качество меньше 5 единиц. Имеем тягу в 22 килограмма и можем расчитывать на поддержание в воздухе аппарата, массой в 110 килограмм. Турбореактивный двигатель имеет смысл при скоростях от 600 км/час и более. Условно - до 0,85М. А это 290 м/сек. То есть 1040 км/час.
Маневренность с такой энерговооружённостью около нуля? Но и масса двигателя в 2,1 килограмма на фоне общей массы в 110 килограмм вообще теряется.
Когда смогут лепить такие двигатели сотнями тысяч, они могут стать основой верхней точки развития ракет для РСЗО. И доносить такие ракеты на дальность, недостижимую для пороховых ракет. С маневренностью в горизонте не хуже, чем у любого самолёта.
Синхронное схождение 10-20 таких ракет на одну установку ПВО со всех сторон оставит её очень мало шансово на выживание.
А когда сообразят сделать двуступенчатые ракеты - дело станет ещё более успешным.
На керосиновом двигателе первая ступень доставит боеголовку и пороховой двигатель до места старта. И уже там пороховой двигатель разгонить боеголовку с 0,85М до 2-3М. А это уже 680-1000 м/сек.
Дорого? Очень, очень дорого.
Но ни разу не дороже, чем установка Коалиция, которая  не предназначена для стрельбы на расстояние более 70 километров.
А с турбореактивным двигателем и 250 километров ничуть не граница.
Да, я жду подхода к высшей ступени боеприпасов для РСЗО. Запуск из единой установки с НЕуправляемыми ракетами, но потом отстрел стартового ускорителя и полёт уже "почти как настояшая крылатая ракета".
Более того. Малютку можно увешать имитаторами, которые будут доказывать "а вот я и есть большой и взрослый Калибр".
И вот с такимприкрытием можно протаскивать настоящие дозвуковые крылате ракеты сквозь рубежи ПВО на настоящие цели.
Ну а те установки ПВО, которые вынуждены будут включать РЛС можно будет атаковать этими самыми малышами.
Противорадиолокационные ракеты.

Кроме того, напоминаю о судьбе ТВС-2 из Новосибирска. Одной из его проблем было то, что сам то он однодвигательный, но размерность его больше, чем на 10 пассажиров. Это запрещено правилами, навязанными из США.
Одним из предлагаемых решений былооснащение его ВСУ. Вспомогательной силовой установкой. Заведомо избыточной для обычных нужд ВСУ. Но, с задачей подключения к тяговому винту самолёта в случае поломки основной турбины. И с задачей дотянуть самолёт до ближайшей площадки, где можно посадить самолёт и спасти его.
Двигатели малой мощности никогда не были в первых рядах востребованности. Новых в России не упоминали.
Но, вот эти разработки дают надежду на появление спектра таких изделий.
А значит, и для ухода от темы электродвигателей с литиевыми аккумуляторами в роли спасательных ВСУ.
Таксать с собой килограмм аккумулояторов на ничтожные 200 ватт*час в воздухе? Сомнительное удовольствие. Таскать с собой двигатели с тягой в 10 килограмм на килограмм своей массы намного дешевле.
Энергоноситель то ровно тот же самый! Авиакеросин, который всё равно заливали для осногого двигателя.
То есть - аккумуляторы с мизерной энергоёмкостью, с немалой ценой и ресурсом едва ли 4 года просто выкидываем из проекта.
И да.
Тяга в 10 килограмм на свой килограмм - только для реактивного движения. В случае перехода на воздушный винт - всё меняется.
Хорошая, очень, очень хорошая новость!
 

Леонид Ильич Брежнев дорогой.17.08.23 05:37
Тяжелые трактора запросто на танковый ГТД от Т-80, вплоть до ГАЗ и АвтоВАЗ. Мороз любой не страшен для запуска.
vktik17.08.23 08:11
>>>Аббе

"А когда сообразят сделать двуступенчатые ракеты - дело станет ещё более успешным."

И чтобы первая ступень обязательно летела обратно, на специальное место посадки.
Аббе17.08.23 08:17
> Леонид Ильич Брежнев дорогой.
Тяжелые трактора запросто на танковый ГТД от Т-80, вплоть до ГАЗ и АвтоВАЗ. Мороз любой не страшен для запуска.
Расход топлива турбинами много хуже, чем у дизельного двигателя.
Зато, как варианты для МЧС они прекрасны.
Наводнения в России - более, чем не редкость. И после схождения воды задача просушки огромного количества зданий становится удивительно важной.
Они просто намного легче поршневых двигателей. При перевозке вертолётами разница может оказаться критически важной.

Перевозка тепловых пушек интересна? А вот получение прямо на месте электроэнергии для этих тепловых пушек оказывается привязанной к трансформаторам или к дизельгенераторам.
Вот здесь то готовые модули турбины с генератором и окажутся независящими от внешних источников электроэнергии.
Подвези топливо и этого достаточно.
Осушение помещений/фундаментов.
Работа освещения, электроинструмента, водяных насосов. И тут уже малый ресурс турбин окажется не самым большим злом.

Опять же. Если есть турбины с предельной плотностью мощности "для авиации", уже от них можно раздувать размеры в сторону увеличения ресурса эдак до ... 5000-10000 часов. Фактически для произвольной мощности!
От киловатта и выше.

И даже такой вариант, как утилизация крайне скверных по качеству топливных газов гораздо лучше пойдёт на турбине, чем на поршневом двигателе. В турбине то куда меньше плотных зазоров типа колец на поршне в цилиндре. И всякие примеси будут иметь гораздо меньше возможностей заклинить подвижные части двигателя. А это сильно уменьшит расходы на сервис службы.
Хотя бы и работа с газами от сухой перегонки древесины.

Так что ДА. Не авиацией единой будет ограничено применение таких вот изделий.

Иметь рядом с газовым котлом ещё и турбину ограниченной мощности может стать стандартом для объектов с повышенными требованиями к надёжности теплоснабжения и энергоснабжения электричеством.
Полномасштабное снабжение какой либо больницы - дело сомнительное.
Но вот аварийное и для поддержания функционирования, без катастрофических последствий - вполне себе приемлемо.
laa17.08.23 09:17
> масса двигателя в 2,1 килограмма на фоне общей массы в 110 килограмм вообще теряется
Про массу топлива не следует забывать.
Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Жданов И. А., Штаудахер С., Фалалеев С. В. Проблемы и перспективы развития микрогазотурбинных двигателей для беспилотных летательных аппаратов

В настоящее время существует значительный интерес к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Правильный выбор силовой установки для БПЛА, особенно для малых и средних классов, является сложной задачей. Несмотря на целый ряд существенных преимуществ микрогазотурбинных двигателей (МГТД) в сравнении с электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания, они обладают весьма низким общим коэффициентом полезного действия порядка 17%, что обуславливается низкими параметрами цикла и параметрами движителя. Поэтому остро стоит задача исследования путей повышения эффективности МГТД и их экономичности.

Alanv17.08.23 10:30
Вот именно. Сколько керосина с собой им надо будет нести, бо ГТД жрут его как не в себя. Как быы не всю тягу запас топлива сожрал. Кроме того высокие скорости делают необходимостью подъём на высоты за 5км. А кому это нужно из БПЛА?
Аббе17.08.23 11:48
> laa
> масса двигателя в 2,1 килограмма на фоне общей массы в 110 килограмм вообще теряется
Про массу топлива не следует забывать.
Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Жданов И. А., Штаудахер С., Фалалеев С. В. Проблемы и перспективы развития микрогазотурбинных двигателей для беспилотных летательных аппаратов

В настоящее время существует значительный интерес к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Правильный выбор силовой установки для БПЛА, особенно для малых и средних классов, является сложной задачей. Несмотря на целый ряд существенных преимуществ микрогазотурбинных двигателей (МГТД) в сравнении с электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания, они обладают весьма низким общим коэффициентом полезного действия порядка 17%, что обуславливается низкими параметрами цикла и параметрами движителя. Поэтому остро стоит задача исследования путей повышения эффективности МГТД и их экономичности.

В случае одноразовых изделий - электродвигатели вылетают из конкурентной борьбы. Энергоноситель в виде керосина выносит литиевые аккумуляторы и по цене и по плотности энергии. Турбинные двигатели не содержат неодим, самарий и прочие редкоземельные металлы в значимых количествах.
Для гражданских применений, для 1000 циклов полёта - вот там да. Картина меняется и серьёзно.
Но не в военных!
Литиевые аккумуляторы, лежащие на складе попросту деградируют за весьма ограниченное количество лет. В отличие от турбин, которые почти вечные.
_magistr2003_17.08.23 11:52
> Аббе
В случае одноразовых изделий - электродвигатели вылетают из конкурентной борьбы. Энергоноситель в виде керосина выносит литиевые аккумуляторы и по цене и по плотности энергии. Турбинные двигатели не содержат неодим, самарий и прочие редкоземельные металлы в значимых количествах.
Для гражданских применений, для 1000 циклов полёта - вот там да. Картина меняется и серьёзно.
Но не в военных!
Литиевые аккумуляторы, лежащие на складе попросту деградируют за весьма ограниченное количество лет. В отличие от турбин, которые почти вечные.
А не получится так, что топливо сожрет большую часть полезной нагрузки? Или все не так критично?
Аббе17.08.23 11:56
> Alanv
Вот именно. Сколько керосина с собой им надо будет нести, бо ГТД жрут его как не в себя. Как быы не всю тягу запас топлива сожрал. Кроме того высокие скорости делают необходимостью подъём на высоты за 5км. А кому это нужно из БПЛА?
В том то и дело, что они нужны на высотах не 5 километров, а от 5 метров и только чуть-чуть выше. Для подныривания под поле зрения РЛС. Порох в пороховых двигателях деградирует за сколько то десятилетий. Ну а керосин - он и через 50 лет будет керосином.
И даже то, что дальность не окажется оптимальной, как для гражданского применения - не имеет никакого значения.
Как только дальность переноса боеголовки "такой же массы, как и на пороховой ракете" будет превзойдена на 25%, заказчики спросят, а может ли такой аппарат маневрировать и заходить на цель с любого направления?
Разработчики ответя ДА и заказчики поймут, что для какой то часть задач управляемые ракеты намного полезнее неуправляемых.
Именно тем полезны, что проход на сверхмалых высотах скрывает огневую позицию стреляющей машины.
Тем полезны, что есть шанс вообще скрыть полёт ракеты, которая теперь уже более самолёт-беспилотник.
Тем полезны, что могут набрасываться на машину ПВО со всех сторон. И если она может сбить 6 целей почти одновременно, то налёт можно сделать из 10-12 ракет.
Аббе17.08.23 11:57
> _magistr2003_
> Аббе
В случае одноразовых изделий - электродвигатели вылетают из конкурентной борьбы. Энергоноситель в виде керосина выносит литиевые аккумуляторы и по цене и по плотности энергии. Турбинные двигатели не содержат неодим, самарий и прочие редкоземельные металлы в значимых количествах.
Для гражданских применений, для 1000 циклов полёта - вот там да. Картина меняется и серьёзно.
Но не в военных!
Литиевые аккумуляторы, лежащие на складе попросту деградируют за весьма ограниченное количество лет. В отличие от турбин, которые почти вечные.
А не получится так, что топливо сожрет большую часть полезной нагрузки? Или все не так критично?
Да хотя бы и сожрёт. Керосина много, а самария с неодимом мало. Для большой войны работа с масовым расходом остродейицитных материалов суть прямой путь к поражению.
RML17.08.23 12:30
"С установкой ГТД «Герани» и «Ланцеты» смогут нести больше боевой нагрузки и станут значительно быстрее, а значит, менее уязвимы для перехвата."

А кто ими будет управлять? Оператор не сможет т.к скорость.
Это будет РСЗО с управляемыми ракетами.
Или в чем отличие?
Или управлять будет ИИ которому оператор будет давать цели?
Аббе17.08.23 12:59
> RML
"С установкой ГТД «Герани» и «Ланцеты» смогут нести больше боевой нагрузки и станут значительно быстрее, а значит, менее уязвимы для перехвата."

А кто ими будет управлять? Оператор не сможет т.к скорость.
Это будет РСЗО с управляемыми ракетами.
Или в чем отличие?
Или управлять будет ИИ которому оператор будет давать цели?
Сначала сделают реактивные Ланцеты. Потом поймут, что это аппараты под другие условия применения.
Ну...
Ну автор статьи - журналист. Смиритесь. Других журналистов сегодня не видно. Может они и есть, но задавлены массивом вот таких вот скорописчатых.
_magistr2003_17.08.23 14:33
> RML
"С установкой ГТД «Герани» и «Ланцеты» смогут нести больше боевой нагрузки и станут значительно быстрее, а значит, менее уязвимы для перехвата."

А кто ими будет управлять? Оператор не сможет т.к скорость.
Это будет РСЗО с управляемыми ракетами.
Или в чем отличие?
Или управлять будет ИИ которому оператор будет давать цели?
Так Герань и так неуправляема. Она же идёт по заданным координатам.
С Ланцетос да, согласен. Но не забываем, что на изделии 53 оператору уже помогает система.
Плюс, помните, здесь недавно было про систему помощи операторам fpv?
argus9817.08.23 20:35
Дело хорошее и полезное. Самара - вперёд!
Аяврик17.08.23 21:54
2 Аббе

-- напоминаю о судьбе ТВС-2 из Новосибирска. Одной из его проблем было то, что сам то он однодвигательный, но размерность его больше, чем на 10 пассажиров. Это запрещено правилами, навязанными из США.

...а Вы не допускаете мысль, что все в "цивилизованном" мире такого рода навязываемые в области транспорта "правила" не с потолка [клятыми буржуями и коррумпированными чиновниками] берутся, а "написаны кровью"?

:-/
Аббе17.08.23 23:41
> Аяврик
2 Аббе

-- напоминаю о судьбе ТВС-2 из Новосибирска. Одной из его проблем было то, что сам то он однодвигательный, но размерность его больше, чем на 10 пассажиров. Это запрещено правилами, навязанными из США.

...а Вы не допускаете мысль, что все в "цивилизованном" мире такого рода навязываемые в области транспорта "правила" не с потолка [клятыми буржуями и коррумпированными чиновниками] берутся, а "написаны кровью"?

:-/

События прошедших 3500 лет убедили меня, что никакого цивилизованного мира не существует. И никогда ранее его тоже не было.
С равной вероятностью причиной ЛЮБОГО решения может быть как что то разумное для всего мира, так и обычный обман планеты в интересах коайне узкого круга выгодополучателей.
Так что извините. ЛЮБОЕ правило следует проверять на обосновванность и полезность.
Отвергать не обязательно, но вынести суждение - и право и обязанность разумного человека в рамках его профессиональной деятельности.

Так что ДА. Машина, которой для обычного движения хватит одного двигателя хороша тем что двигатель можно вписать в единый обтекаемый объём с фюзеляжем. А это сразу выгода в сопротивлении воздуха.
Двигатель, который позвоит поднять не 10, а 12-14 пассажиров может быть основой хорошего самолёта.
Силовая установка с дополнительным двигателем, с переразмеренной ВСУ может быть заменой двухдвигательному самолёту в весьма ограниченных условиях.
Но, если ВСУ гарантирует дотягивание до конца рейса - так почему бы и нет?
Круто взлетать не нужно. Просто тянуть в горизонте к заранее обозначенным запасным площадкам.
Этот вариант выгоден в очень многих отношениях.
Смотреть на оптимальный грузовик, который приедет за грузом. И соответствовать этой грузоподъёмности дело куда как полезное.
Самолёт для МЧС. Увеличение надёжности всё ещё с одним двигателем.
Самлёт МЧС - ВСУ с электогенератором. Куда ни прилетели - самолёт сам по себе источник электроэнергии для аварийных нужд места происшествия.
Взлёт в трудных условиях, ВСУ увеличивает тягу винта.
Полёт на большой высоте.
И многое другое.
Высадили пожарных в лесу?
Им что?
Руками уродоваться?
Неее.....
Высадили такую же ВСУ и газогенератор на порубных остатках. Нагревай его паяльной лампой, да гони продукты перегонки в турбину. А в лес не людей с рюкзаками, а шланги от электрического насоса - лей воду из ближайшего болота.
Это керосин может кончиться, а порубочные остатки в лесу - никогда! Гоняй над лесом беспилотники с двигателем - турбиной. И заправляй топливный бак вот этой жуткой смесью из жидких продуктов сухой перегонки древесины/торфа.
ВСЁ видеть с высоты 2-4 километра.
Людей в России мало и больше уже никогда не станет.
Людей нужно беречь. И ради этого можно идти на любые усложнения и удорожания.
Если этим усложнением разумные люди признают ВСУ - значит ТАК тому и быть.

Как говорил Пётр Первый?
Не держись устава, как слепой за стену. И верить уставам из США - себя не уважать.
Тамошнее руковоство своею сутью испугает любых людоедов.
USSR218.08.23 13:53
Вот канал человека который в гараже очень успешно строит газоавые турбины ссылка Беспилотники вполне могут летать даже с такими поделками.
Он как чувствовал перспективность этой темы. Слава богу и до кого-то в высоких кабинетах дошло что технологии нужно развивать.
Ещё очень много узких мест в технологических цепочках, которые нужно за уши вытаскивать из прозябания.
vktik18.08.23 15:43
Очень хорошая новость. Грядёт создание очень скоростных, маленьких крылатых ракет, летящих чисто по алгоритму,
который может меняться во время полёта. Как такового оператора и не нужно, нужны только координаты цели.
Alanv18.08.23 16:51
Управляемые БПЛА как раз и используются по подвижным целям, координаты которых невозможно зарядить заранее. В этом и есть их ценность. А вот крылатые ракеты - по инфраструктурным неподвижным.
vktik18.08.23 16:55
> Alanv
Управляемые БПЛА как раз и используются по подвижным целям, координаты которых невозможно зарядить заранее. В этом и есть их ценность. А вот крылатые ракеты - по инфраструктурным неподвижным.
Это так, но я говорил о скоростных, маленьких, крылатых ракетах. Управлять оператором на большой скорости, это могут не только лишь все. Думаю, что управляемые оператором дроны получат ограничение по скорости, так как реакция оператора по управлению не будет соответствовать поставленным задачам.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» У российского газа появились в Европе новые лидеры закупок
» Китайский посол рассказал о решении проблемы с расчетами с Россией
» Москва нашла способ использовать большую часть «зависших» индийских рупий
» Южная Корея начала процесс дезактивации реактора Kori-1
» Европа перед выбором: углеродное обнуление или смерть металлургии?
» Постпред Израиля призвал США прекратить финансирование ООН из-за Палестины
» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
» В Белоруссии начали внезапную проверку носителей ядерного оружия

 Репортаживсе статьи rss

» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР
» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года

 Комментариивсе статьи rss

» Что не так с глобальным управлением — и как все исправить
» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации
» «Американская ловушка», Фредерик Пьеруччи
» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»
» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"