Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Как это было: 55 лет назад впервые взлетел сверхзвуковой самолет Ту-144
01.01.24 14:21 История: факты и документы
31 декабря 1968 года состоялся первый полет пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144.

Опытный образец был построен летом того года. Руководству страны очень хотелось показать его в небе раньше, чем там появится англо-французский "Конкорд". Была поставлена четкая задача: Ту-144 должен взлететь раньше конкурента!

В разработке Ту-144 советским конструкторам пришлось решать сложнейшие научно-технические вопросы, с которыми отечественный авиапром сталкивался впервые.

Так, требования к дальности полета на сверхзвуковых скоростях повлияли на особенности конструкции машины. Планер был выполнен по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом малого удлинения, со сложной передней кромкой и однокилевым оперением. У самолета опускалась носовая часть фюзеляжа, один в один "клюв птицы". Это обеспечивало экипажу хороший обзор при взлете и посадке с большим углом атаки…

После постройки самолет разобрали и перевезли на испытательную базу в Жуковском. Там его вновь собрали, провели наземные испытания, опробовали двигатели. Но когда уже все было готово к первому взлету, неприятный сюрприз преподнесла погода. А точнее - непогода: больше двух недель она не давала новому самолету "зеленый свет". И вот 31 декабря, за считанные часы до конца года, летчик-испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян наконец-то берет штурвал на себя и поднимает в небо Ту-144 с бортовым номером СССР- 68001.

Первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет взлетел с ВПП аэродрома Жуковского длиной пять км. Он находился в воздухе 37 минут. В полете Ту-144 сопровождал самолет МиГ-21.

Только для проведения испытаний было построено четыре самолета: два - для статистических испытаний в ЦАГИ, один был отправлен в Новосибирск в СибНИИ для испытаний на термическую усталость, а еще один остался для испытаний в Жуковском.

5 июня 1969 года Ту-144 показал, на что конкретно способен: преодолел звуковой барьер. Он набрал скорость в 2,5 тыс. км/ч на высоте 11 км. Это событие вошло в историю. В мире до сих пор нет аналогов пассажирских бортов, которые способны повторить подобный маневр. А 25 мая 1970 года самолет разогнался до скорости 2150 км/ч, в два раза превышающей скорость звука…

"Сто сорок четверка" открыла принципиально новую страницу в мировом самолетостроении. Правда, скоро стало ясно, что расход топлива превышал расчетный. Рассказывают, на одном из совещаний в ЦК КПСС авиаконструктор Андрей Туполев докладывал Хрущеву: машина получается довольно прожорливой. Но тот лишь махнул рукой: ваше дело - утереть нос капиталистам, а керосина у нас - хоть залейся...

Впрочем, и европейский конкурент - "Конкорд", совершивший первый испытательный полет 2 марта 1969 года, тоже не отличился экономичностью. Так, в 1978 году девять "Конкордов" принесли своим компаниям около 60 млн долларов убытка. И только правительственные субсидии спасли положение. Тем не менее "англо-француз" летал вплоть до ноября 2003 года. А вот Ту-144 списали намного раньше. Почему?

Прежде всего не оправдался хрущевский оптимизм: в мире разразился энергетический кризис и цены на керосин устремились вверх. Сверхзвуковой первенец сразу же окрестили "удавом на шее "Аэрофлота". Огромный расход топлива нокаутировал и проектную дальность полетов: Ту-144 не дотягивал ни до Хабаровска, ни до Петропавловска-Камчатского. Поэтому супермашина летала только по одному маршруту - Москва - Алма-Ата.

И если бы только это. 200-тонный "утюг", курсировавший над густонаселенными районами на сверхзвуковой скорости, буквально взорвал все пространство вдоль трассы. Посыпались жалобы: надои у буренок упали, куры перестали нестись, кислотные дожди задавили... Где правда, где ложь - сегодня однозначно не скажешь. Но факт остается фактом: "Конкорд" летал только над океаном.

Наконец, самое важное - катастрофы. Одна - в июне 1973-го на авиасалоне в парижском Ле Бурже. Сверхзвуковик выполнял показательный полет, когда на глазах у 300 тысяч зрителей внезапно перешел в пике, а через несколько секунд рассыпался в воздухе. Горящие обломки рухнули на землю.

Другая - через пять лет. Тогда выполнялся испытательный полет с двигателями новой серии: они как раз должны были вытащить самолет на необходимую дальность. 23 мая 1978 года первый модернизированный самолет разбился.

Машину опять отправили на доработку, но в 1980 и 1981 годах произошли серьезные инциденты с еще двумя опытными бортами. И на проекте Ту-144 поставили крест.

"Конкорд" тоже не избежал трагедии: самолет разбился в июле 2000 года при вылете из аэропорта Шарль де Голль. По иронии судьбы, он рухнул почти там, где когда-то Ту-144. Погибли 109 человек на борту и четверо на земле. Регулярные пассажирские перевозки возобновились только год спустя. Но последовала еще череда инцидентов, и на этом сверхзвуковике тоже поставили жирную точку.

 

Leo Leon01.01.24 17:12
Несколько раз прилетал Ту-144 к нам в Хабаровск. От грохота его двигателей дрожали окна во всем городе. Взлетно-посадочная глиссада Хабаровского аэропорта проходила как раз над зданием нашего управления и мы, заслышав рев его движков, выскакивали на улицу полюбоваться новым самолетом. Я часто летал в Москву и по служебным делам, и к родне, и в отпуск. И с нетерпением ожидал когда начнутся регулярные рейсы этого самолета, очень хотелось пролететь сквозь время, - прилететь в Москву "раньше" чем вылетел из Хабаровска. Но годы летели и мы всё так же летали на проверенном временем Ил-62. А в девяностые нас пересадили на "бобиков" и "арбузы".
Alanv03.01.24 14:19
Это у вас странно глиссады спроектированы. И скорее всего вы слышали рёв в моменты выхода на форсаж ещё в начаале полосы на взлётке.
В Питере например Пулковские правильно - наискосок с северо-запада на юго-восток, сам аэропорт южнее города. Но когда город начал разрастаться по южному берегу Финки, так и там в Ульянке начали дрожать стёкла и при взлёте Илов и Тушек, а в Пулково довольно напряжённый трафик, так что каждые 5-10 минут, если взлёт против ветра шёл на юго-восток....
Leo Leon05.01.24 10:48
> Alanv
Это у вас странно глиссады спроектированы. И скорее всего вы слышали рёв в моменты выхода на форсаж ещё в начаале полосы на взлётке.
В Питере например Пулковские правильно - наискосок с северо-запада на юго-восток, сам аэропорт южнее города. Но когда город начал разрастаться по южному берегу Финки, так и там в Ульянке начали дрожать стёкла и при взлёте Илов и Тушек, а в Пулково довольно напряжённый трафик, так что каждые 5-10 минут, если взлёт против ветра шёл на юго-восток....
Хабаровск раскинулся по берегу Амура почти на 40 км. Центральные улицы поперек города и одна из них, Муравьева Амурского, приводит к аэродромам. Их два пассажирских, центральный (новый) и аэродром малой авиации. Все (три) ВПП имеют направление поперек города и реки. Параллельно им ВПП военного Большого аэродрома при авиаремонтном заводе АРЗ-12. В те годы там ремонтировали Ту-16 и Ту-22. Вот и представьте только 12 московских рейсов, плюс рейсы во все города Дальнего Востока, летом по два-три в день в каждый. Плюс облеты боевых Тушек, плюс полк ВТА. Плюс малая авиация со своими тарахтелками. Плюс вертодром почти в черте города, плюс аэродром истребителей почти рядом. В любое время дня или ночи поднимишь глаза к небу и увидишь самолет/вертолет. АБК нашей организации попало быть как раз под глиссадой пассажирского аэродрома. Было оно в одноэтажном деревянном здании и когда взлетал или садился Ту-114 разговаривать было невозможно. Так и сейчас живет город, только самолеты стали потише, рейсов поменьше, а военный АРЗ похоже закрылся (но на его ВПП еще базируется полк ВТА).
Вариант05.01.24 11:01
"И если бы только это. 200-тонный "утюг", курсировавший над густонаселенными районами на сверхзвуковой скорости, буквально взорвал все пространство вдоль трассы. Посыпались жалобы: надои у буренок упали, куры перестали нестись, кислотные дожди задавили... Где правда, где ложь - сегодня однозначно не скажешь." (c)

Неоднократно и в Алма-Ате, и в пригородных районах города Ту 144 пролетал у меня над головой. Причем я наблюдал два режима - с "опущенным носом" и "прямым носом". Ну не заходил он на посадку и не взлетал на сверзвуке. Не курсировал над густонаселенными райнами на сверхзвуке. Не запомнилось мне, что бы он был особо громче. По крайней мере "ужос - ужос" не был. Про кислотные дожди - ну не от самолета же (да и то в то время не помню такого, бегали под дождем и не болели). Про кур и буренок не знаю.
Leo Leon05.01.24 11:09
"Не запомнилось мне, что бы он был особо громче. По крайней мере "ужос - ужос" не был"

В сравнении с Ил-62 или Ту-154/134 звук был значительно громче. Уж это я хорошо помню.
Alanv05.01.24 11:53
"Ну не заходил он на посадку и не взлетал на сверзвуке."

Ну это-то понятно. Все самолёты выходят на крейсерку только на крейсерской высоте, где атмосферы мало, для дальних реактивных это за 10 км... Но 144-ка с её неизменной сверхзвуковой геометрией крыла для малых высот должна сильно пореветь, чтобы просто удержаться на них.
Вариант05.01.24 12:14
Leo Leon>>
Alanv>>

Давно было, могу конечно и не помнить. Просто стояли на поле (летняя практика в колхозе под городом Алма-Ата). И прямо над головой, не высоко, заходит на посадку Ту 144, сперва нос прямой, на втором круге опущен. По ушам не било. Слышно - да, хорошо, как впрочем и другие модели самолетов, может и громче (да и скорее, что было громче) чем Ил 62, но не критично громко, ничего не "взрывало", как пишут в статье. Ребята, которые жили около аэропорта, спали там и т.д. (по рассказам), особенно не выделяли Ту 144. Им просто вообще мешали самолеты своим шумом, да и то пока не привыкнешь. Жалко самому не довелось полетать. Было бы интересно:-) Пока учился, пока собирался, рейсы 144 отменили.
Leo Leon05.01.24 16:40
"И прямо над головой, не высоко, заходит на посадку Ту 144, сперва нос прямой, на втором круге опущен. По ушам не било."

Естественно на посадке двигатели работают не на полную мощность и звук двигателя тише. Вот на взлёте и в процессе набора высоты двигатели на полной мощности и ревут от всей души.

"Жалко самому не довелось полетать. Было бы интересно:-) "

Мы в Хабаровске тоже очень ждали этот самолет. Прилететь в Москву на три-четыре часа раньше чем вылетел!
Правда тогда ходили слухи, что цена билетов будет выше чем на Ил-62. Но увы, проект провалился экономически.
Сейчас, в век цифровых технологий связи, задумываюсь - а нужны ли сверзвуковые пассажирские самолеты? Помню в восьмидесятые моя супруга, начальник ПО одного из заводов, чуть ли не каждый квартал летала в Москву в министерство с отчётом. Сейчас такой отчет прилетит начальнику в любое место Земли в режиме реального времени. И на самолет тратится не придется.
ale1954779705.01.24 17:04
Основных проблем у данного лайнера (и нашего и французского было ровно две: 1. Дальность, ибо он был рентабелен только на очень дальних перелетах. К примеру у нас рентабельность наступала только на рейсе Москва-Пекин. 2. Специальные полосы для взлета-посадки, то есть надо было переоборудовать множество аэродромов.
Во многом поэтому их постепенно и зарезали - просто не было смысла в расширении данного типа лайнеров. Их ренессанс мог бы наступить после глобализации, но пока не срослось и еще долго и не срастется.
Alanv05.01.24 17:41
Ну, в общем вы правы, но от Питера/Москвы до Хабаровска, Владика и Камчатского где-то столько же сколько и до Пекина - так что рентабельность д.б. близкая. К тому же мы тогда уже и в Америку летали. Тем более, что беспосадочный перелёт всяко экономичнее, чем с посадками. И что-то я не думаю, что в те года трафик до Пекина был сколь-нибудь значительным.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» СМИ: западные банки уплатили в 2023 году в России вчетверо больше налогов
» В ОАЭ прошла первая в мире гонка болидов под управлением ИИ
» В ДНР за минувшую неделю подавлено почти 300 беспилотников
» Российские бойцы эвакуировали с линии фронта первый Abrams
» В Турции назвали газовые сделки с Россией спасением от энергетического кризиса
» Правительство отменило экспортные пошлины на уголь до конца августа 2024 года
» Российские ПВО за сутки уничтожили пять ракет ATACMS
» Задержанному украинскому студенту МГУ сократили срок пребывания в России

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Запад ищет козла отпущения для конфискации российских активов — пока дураков нет
» Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться
» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват

 Аналитикавсе статьи rss

» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"