Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Ответы на вопросы журналиста Павла Зарубина (по интервью Т. Карлсону)
Интервью Такеру Карлсону
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Современные военные интересы США в странах Африки
01.08.07 10:44 Африка как ничейные ресурсы

Что касается военных интересов США в Африке, то их можно разделить на две составляющие - военно-политические и военно-стратегические, приоритетность которых менялась в полном соответствии с переменами в глобальной военной политике официального Вашингтона.

До распада СССР, в разгар холодной войны, превалировали военно-стратегические интересы США в Африке. Так, 1 января 1983г. было создано " Центральное командование" (CENTCOM), зона действия которого на 1 мая 2002г. охватывала территорию 25 стран, в том числе 11 государств Африки (Египет, Джибути, Кения, Сомали, Республика Маврикий, Республика Сейшельские Острова, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия и Эритрея) . Выступая 22 декабря 1983 г. в Конгрессе, министр обороны США К. Уайнберг уже тогда говорил о глобальной американской стратегии "развертывания сил на передовых рубежах" .

Это командование, а также другие стратегические военные командования США играют важную роль при проведении американской администрацией политики в имперском стиле. Речь идет о защите стратегически важных наземных, морских и воздушных коммуникаций, которые в случае военных действий можно было бы использовать для транспортировки войск и грузов; также речь идет о защите путей доставки жизненно важных для американской экономики видов минерального сырья от посягательств потенциального (ых) противника (ков) в любом международном конфликте, в котором участвуют США и их союзники по НАТО.

В частности, как доказывают американские эксперты, США заинтересованы в контроле над судоходством из Средиземного моря через Суэцкий канал, Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив в Аравийское море; а также из восточной части Тихого океана через Мыс Горн (или Панамский канал) через Южную Атлантику и Мыс Доброй Надежды в Индийский океан .

При этом для пополнения запасов продовольствия, топлива и воды патрулирующие указанные выше стратегические морские коммуникации американские военные корабли будут использовать местные ресурсы, что заставляет США создавать базы и другие военные объекты в прибрежных странах, в том числе и африканских. Дипломатическое и политическое обеспечение этой стратегии предполагает формирование дружественно настроенных к США режимов в этих странах.

В практическом плане это претворилось в модернизации или строительстве американскими военными разного назначения баз. В Египте - это Кайро-Уэст, Вади-Кена, Луксор, Асуан, Рас-Банас (на побережье Красного моря), военные объекты в районе оазиса Фарафра, вблизи Мерса-Матруха и в районе Эль-Аламейна (на берегу Средиземного моря); в Кении - модернизирована акватория порта Момбаса для приема крупных кораблей; в Сомали - реконструированы аэродром и порт в Бербере (сам аэродром имеет ВПП длиною более 4 км, что позволяет принимать все типы современных боевых самолетов); в Судане - военные базы в Суакине (на берегу Красного моря), Эль-Фашере (близ границ с Ливией и Чадом) и в Донголе (севернее Хартума); в Джибути по специальному соглашению США получили доступ на французскую базу в этой стране; в Марокко - военные объекты в Танжере, Сиди -Яхья, Сиди -Букнаделе, Бен-Герире, Бен-Слимане. Между США и Марокко была достигнута договорённость о "стратегическом согласии" .

Предполагалось, что все эти базы и объекты предназначены для "сил быстрого развертывания", которые будут использованы как в рамках СЕНТКОМ, так и Стратегического командования американских сил в Европе, в зону оперативной ответственности которого, судя по материалам Министерства обороны США , входят Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, ЦАР, Чад, Конго (Браззавиль), Кот-д'Ивуар, Экваториальная Гвинея, ДРК, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Лесото, Либерия, Ливия, Малави, Мали, Мавритания, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра- Леоне, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Тунис, Уганда, Замбия и Зимбабве.

На о. Диего-Гарсия (архипелаг Чагос в Индийском океане) были построены базы ВВС и ВМС, способные принимать стратегические бомбардировщики Б-52 и атомные подводные лодки. В боевой обстановке эти объекты нашли применение уже трижды: в 1991 г. во время операции "Буря в пустыне" в районе Персидского залива, в 2001 г. во время боевых действий против режима талибов в Афганистане и в 2003 г. при проведении военной акции в Ираке.

С Заиром (ныне ДРК) в 1983г. было заключено соглашение о строительстве на его территории базы ВВС и полигона для испытаний американских крылатых ракет .

С 90-х годов в связи с изменением общих глобальных намерений Вашингтона на первое место вышел военно-политический аспект в стратегии США в Африке. В этот период США уделяли основное внимание формированию "межафриканских сил" по поддержанию мира.

В августе 2001 г. Пентагон разработал "Стратегию для стран Африки южнее Сахары" . Она предусматривала участие вооруженных сил США в обеспечении поставок стратегического минерального сырья из африканских стран (прежде всего нефти, а также золота, алмазов, меди, бокситов, урана, марганца и кобальта); в борьбе с организованной преступностью и распространением наркотиков; в миротворческих операциях; в борьбе с распространением остроинфекционных заболеваний (особенно со СПИДом).

После событий 11 сентября 2001 г. вновь поменялись глобальные военные планы США. Африканский континент вновь стал стратегически важным и одновременно полем соперничества с другими крупными мировыми державами. Террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне заставили американских политиков оценить значение африканских стран, как "второго фронта" в глобальной войне с терроризмом. При этом Пентагон концентрирует свои усилия на странах Северной и Восточной Африки, в частности на Африканском Роге, в силу того, что в географическом, культурном и религиозном отношениях эти государства примыкают к районам Ближнего и Среднего Востока - центрам глобальной активности террористического характера, которая происходит на громадных территориях от Аравийского полуострова до Пакистана, а также пониманием того, что мусульманское население в странах Африки становится потенциально опасным для американских интересов, поскольку оно подвергается массированной антиамериканской пропаганде со стороны кругов, склонных к терроризму.

Складывается впечатление, что с точки зрения стратегов в Вашингтоне многие африканские страны подвержены этой пропаганде и поэтому в свою очередь потенциально могут стать экспортерами терроризма. В этой связи Пентагон разработал и активно претворяет в жизнь целый ряд программ для стран Африки. Первая из них касается деятельности Объединенной специальной боевой группы в районе Африканского Рога (Combined Joint Task Force - Horn of Africa). В ее задачу входит борьба с ячейками Аль-Кайды и ее сторонников в Восточной Африке - в Джибути, Эритрее, Эфиопии, Кении, Сомали, Судане, а также в Йемене . В наземных операциях участвуют более 1.000 американских военнослужащих из состава Сил специального назначения США. Патрулирование прибрежных вод осуществляет Объединенная специальная боевая группа 150. В ее составе боевые корабли из США, а также Германии, Испании и Великобритании. Наряду с этим в регионе действует специальный самолет ЦРУ "Придейтор", предназначенный для поиска и уничтожения с воздуха "террористических целей". В частности, во время одной из таких операций в ноябре 2001г. ракетой, пущенной с "Придейтора", был уничтожен подозреваемой в связях с Аль-Кайдой руководитель и его четыре спутника, которые ехали с ним в одном автомобиле на территории Йемена .

В этой связи следует отметить, что Республика Джибути находится на "острие" борьбы с терроризмом в регионе, по выражению президента Буша . Там же расположена и радиостанция "Radio Sawaa", которая круглосуточно ведет передачи на арабском языке на Судан и страны Ближнего Востока. Страна является одним из крупнейших африканских получателей американской военной помощи .

Второй региональной программой обеспечения безопасности в странах Африки, запущенной Пентагоном после событий 11 сентября 2001г., стала Пан-Сахельская инициатива (Pan-Sahelian Initiative). Первоначально в ней участвовали четыре страны - Чад, Мали, Мавритания и Нигер. Ее цель состоит в том, чтобы не дать "покинувшим Афганистан после американской военной акции террористам из Аль-Кайды", а впоследствии и их сторонников в Ираке в 2003г. создать на территории этих государств "хорошо вооруженные и обученные группы исламских боевиков, которые получают обильное финансирование от своих покровителей" .

На практике осуществление этой инициативы происходит в виде участия подразделений Американских сил специального назначения (U.S. Special Forces) в совместных с местными вооруженными силами операциях - прежде всего в поиске и уничтожении "исламских террористов". Действующие американо-африканские подразделения оснащены армейскими грузовиками и специальным оборудованием, позволяющем определять точное местонахождение объектов для удара (Global Positioning System). Указанные подразделения уже провели несколько успешных операций, наиболее выдающаяся из которых состояла в захвате руководителей базирующейся на территории Алжира организации под названием " Groupe Salafiste pour la Predication et le Combat" .

Впоследствии основываясь на разведывательной информации, Министерство обороны США пришло к выводу, что Пан-Сахельскую инициативу следует распространить на большее число стран Африки, чем это было задумано в 2001г. В результате в 2005г. эта программа была преобразована в Инициативу по борьбе с терроризмом в Сахарском регионе (Trans-Saharan Counter Terrorism Initiative). Ее действие было распространено кроме указанных ранее четырех африканских государств также на Алжир, Марокко, Тунис, Сенегал и Нигерию. Причем для военных планов США в этом регионе особую ценность представляло участие в ней Сенегала - "наиболее важного франкоязычного партнера" США в Африке южнее Сахары, а также Алжира, где пересекаются транссахарские маршруты передвижения .

Для осуществления этой Инициативы американский Конгресс в 2005г. выделил 500 млн.долл. на пять лет (по 100 млн. долл. в год) . Официально эта программа была запущена в июне 2005г., когда были проведены совместные военные маневры американских сил специального назначения и подразделений всех африканских государств, затронутых указанной Инициативой, под названием " Flintlock 2005" .

Третья программа военного характера, имеющая отношение к Африке, была запущена в 2003г. и называлась Инициатива по борьбе с терроризмом в Восточной Африке (East Africa Counter-Terrorism Initiative). Она охватывает Джибути, Эритрею, Кению, Танзанию и Уганду. Эту программу курирует Государственный департамент США, который и обеспечивает ее финансирование в размере 100 млн. долл. в год. Ее цель - уничтожить создаваемую годами "террористическую сеть Аль-Кайды в Восточной Африке" и предотвратить повторение таких ее операций в этом регионе, как нападение на посольства США в Кении и Танзании в 1998г. и на туристические объекты Израиля в Момбасе в 2002г. В рамках этой программы осуществляется Инициатива "Чистое небо над Африкой" (Safe Skies for Africa Initiative), которая обеспечивает безопасность воздушного сообщения в регионе. В Найроби (Кения) находится представительство американского советника по вопросам обеспечения безопасности воздушного передвижения над Восточной Африкой (East African Aviation Security Advisor), который официально координирует всю деятельность в этом регионе в рамках Инициативы "Чистое небо над Африкой" .

Взятые вместе, все указанные выше программы в области обеспечения безопасности в Африке являются основой современной военной политики США на континенте. При этом они делят африканские страны по принципу приоритетности для американской внешней политики в регионе. К первой, наиболее важной группе, относятся страны Северной и Восточной Африки, поскольку они непосредственно примыкают к району ближневосточного конфликта, своеобразного эпицентра начатой администрацией Буша-младшего "глобальной войны с терроризмом". Вторая группа включает в себя крупные африканские государства, т.н. "региональные центры силы", которые поддерживают американскую политику "борьбы с терроризмом". Среди этих государств - Нигерия, ЮАР, а также Алжир, Эфиопия, Кения и Сенегал. Третья группа государств состоит из нефтедобывающих стран Гвинейского залива, которые важны для США с экономической точки зрения. Остальные страны Африки южнее Сахары, которые представляют в основном "эпизодический интерес" для американской политики в регионе, входят в четвертую в смысле приоритетности для США группу государств.

Изложенные выше соображения позволяют высказать мнение о том, что администрация Буша-младшего возвращается к логике времен холодной войны, когда происходящие в отдельных регионах земного шара события рассматриваются с точки зрения их прямого влияния на международные позиции США в целом, а не с позиций их опосредованного, косвенного воздействия на влияние Америки в мире, что, по нашему представлению, имело место до событий 11 сентября 2001г. в США.

Как представляется, подтверждением этой точки зрения может служить отмеченная выше общая активизация американской военной политики в Африке, в частности, расширение военно-технической помощи странам континента. Речь идет прежде всего о Программе международного военного обучения и образования (International Military Education and Training - IMET). В ее рамках африканские страны направляют в США на обучение своих военнослужащих. При этом наряду с чисто военной направленностью эта программа имеет и политическое значение, поскольку возвращаясь в свои страны, обученные в США африканские военнослужащие получают воспитание в духе преклонения перед мощью Америки, ее политикой и культурой и, в случае своего участия в военном перевороте (которые часто происходят в африканских странах), неизбежно становятся проводниками американской политики в Африке. В 2005г. участие в этой программе принимала 41 африканская страна, в 2006г. - уже 45 государств Африки южнее Сахары. За исключением Ливии страны Северной Африки также принимают участие в этой программе, причем ассигнования на обучение военнослужащих именно из этих государств существенно возросли после 11 сентября 2001г.

Еще одна программа, которая получила развитие в Африке после террористического нападения на США в 2001г., называется Программа финансирования военных операций за рубежом (Foreign Military Financing Program-FMF). Ее цель состоит в том, чтобы предоставить дружественным США режимам американское военное оборудование и технику, что позволит им "усилить и модернизировать свои оборонные возможности, обезопасить свои границы и территориальные воды, обеспечить свои другие законные нужды в области безопасности, усилить их взаимодействие с американскими вооруженными силами и поддерживать коалиционные действия в рамках войны с терроризмом" . В 2006г. восемь африканских стран участвовали в этой программе. Среди них - Египет, Тунис, Марокко, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Кения и Уганда .

В 2006г. администрация Буша ввела в действие еще одну программу под названием Глобальная инициатива в области миротворческих операций (Global Peace Operations Initiative - GPOI), которая применительно к африканским странам приняла форму программы АКОТА (Помощь в обучении проведения антитеррористических операций в Африке или African Contingency Operations Training and Assistance - ACOTA). Эта программа заменила действовавшую с 1996 г. Инициативу по ликвидации кризисных ситуаций в Африке (АКРИ) или African Crises Response Initiative . Основное отличие программы АКОТА от АКРИ состоит в том, что она нацелена на подготовку военнослужащих для проведения наступательных операций в районе Африканского Рога (CJTE-HOA Initiative), в Восточной Африке (EACTI Initiative) и в Пан-Сахельском регионе (PSI and TSCTI Initiatives). Основными получателями средств в рамках программы АКОТА являются Мали, Нигер, Эфиопия, Кения и Уганда .

В декабре 2006г. исполнительный секретарь ЭКОВАС Мохаммед ибн Шамбас (Mohammed Ibn Chambas) обратился к США с просьбой увеличить ассигнования на обучение военнослужащих из вооруженных сил ЭКОВАС (ECOWAS Standby Force) для более их эффективного участия в операциях по поддержанию мира (Peace Support Operations), которые предполагается проводить в рамках ЭКОВАС. Эти силы являются участниками программы АКОТА, которая в общем плане координируется командованием вооруженных сил США в Европе (United States European Command - EUCOM или ЕВРОКОМ в русском варианте) в сотрудничестве с американской корпорацией Нортроп-Грумман, секретариатом ЭКОВАС и Международным центром по проведению миротворческих операций имени Кофи Аннана, который расположен в Аккре (Гана). В силах ЭКОВАС в основном участвуют контингенты из Бенина, Ганы, Мали, Нигерии и Сенегала. Штаб-квартира ЭКОВАС в Абудже (Нигерия) при помощи международной телекоммуникационной связи имеет постоянный контакт со всеми своими воинскими подразделениями. В 2006г. их численность составляла 1.500 человек. Предполагается, что к 2010г. их количество возрастет до 5.000 человек, что позволит сформировать полноценное воинское подразделение - бригаду, на которую может рассчитывать и Африканский Союз при проведение своих операций .

По мнению командующего американскими войсками в Европе генерала Джеймса Джоунса, основная цель всей упомянутой выше военной активности США в Африке создать "содружество баз" (family of bases), которая позволит Пентагону реализовать на практике положения Стратегии национальной безопасности США о нанесении превентивных ударов по "очагам терроризма" .

Таким образом, администрация Буша-младшего сделала "борьбу с терроризмом" краеугольным камнем своей внешней политики и военной стратегии. Ведение этой борьбы она намерена осуществлять при поддержке коалиции государств, в той или иной форме и степени заинтересованных в борьбе с террористическими проявлениями. На 19 августа 2003 г. в состав антитеррористической коалиции входило 70 стран . Вклад каждой из них специфичен и варьируется от прямого участия в военных действиях до дипломатической поддержки действий США на международной арене. Наиболее преданным союзником США показала себя Великобритания, особенно ее премьер-министр Тони Блэр, который единственный из всех высокопоставленных западных руководителей стоял рядом с президентом Бушем-младшим в тот момент, когда он выступал на объединенном заседании Конгресса США после событий 11 сентября.

В качестве примера руководства войсковыми операциями за рубежом в плане "борьбы с терроризмом" можно взять постепенное развертывание вооруженных сил США и их союзников по антитеррористической коалиции для нанесения возможных ударов по базам "аль-Каиды" в Сомали и Судане весной 2002 г. Выступая на брифинге для журналистов в начале марта, представитель Пентагона говорил об "угрозе терроризма" в районе Африканского Рога, что не может не тревожить американскую администрацию, заставляет ее принимать ответные меры по линии Центрального командования США (СЕНТКОМ) .

В этой связи напрашивается предположение, что проводимые в 80-90-х годах прошлого века в рамках СЕНТКОМ военные маневры под кодовым наименованием "Яркая звезда" с участием военнослужащих США и Египта могут распространиться на более обширный регион, чем это было раньше, и захватить всю территорию Северо - Восточной и, возможно, Восточной Африки. Вероятно подключение к ним военнослужащих стран, находящихся в данном регионе.

Египет уже стал участником антитеррористической коалиции. Правительство Х. Мубарака предоставило свободный воздушный коридор для полетов любых самолетов стран - членов коалиции над своей территорией. С 28 ноября 2001 г. трое египетских военнослужащих постоянно дежурят в центре управления СЕНТКОМ в г. Тампа (Флорида) .

В июне 2002 г., выступая перед членами Египетского совета по международным отношениям, посол США в Египте Д. Уэлч от имени администрации Буша-младшего обнародовал планы создания американо-египетского партнерства на основе "общих ценностей". Имелось в виду единое понимание задач борьбы с терроризмом .

Как представляется, вполне возможен такой сценарий событий, когда в целях развития благоприятной внешнеполитической конъюнктуры, возникшей после присоединения Египта к антитеррористической коалиции, правительство Х. Мубарака предпримет шаги, направленные на укрепление роли Египта как регионального "центра силы". При этом по соображениям, связанным со становлением общеарабской солидарности, оно дистанцируется от непопулярных в исламских странах отдельных мерах, предпринимаемых Вашингтоном, таких как произраильский крен в политике США на Ближнем Востоке или военная акция США против Ирака или другого мусульманского государства без разрешения СБ ООН.

В мае 2002 г. Пентагон обнародовал планы подготовки военнослужащих из Эритреи для проведения антитеррористических мероприятий в рамках СЕНТКОМ. США проявили интерес к получению доступа к взлетно- посадочным полосам, портам и другим объектам в этой стране . Идея создания американской военной базы в Эритрее получила полную поддержку правительства этой страны. Тем более, что раньше там существовала американская станция слежения и дальнего наблюдения.

Наряду с этим, администрация Буша-младшего проявляет интерес к привлечению к своим военно-политическим планам в районе Африканского Рога и Эфиопии. Предполагается, что эти две страны (Эритрея и Эфиопия) составят "ось стабильности" в регионе, где существуют такие "сложные" для американской стратегии страны, как Сомали и Судан. Озвучивая этот план, высокопоставленный сотрудник Министерства обороны США М. Уэстфал говорил: "Мы считаем Эфиопию и Эритрею нашими будущими потенциальными партнерами" .

Вместе с тем, рассматривая саму реальность этого американского плана, следует высказать следующие соображения. Во-первых, трудно представить себе, что проект превращения Эритреи и Эфиопии в "ось стабильности" в районе Африканского Рога имеет шансы на претворение в жизнь в обозримом будущем. Существующие между этими двумя странами разногласия исторически настолько глубоки, что возможные партнёрские отношения между ними не осуществимы как в целом, так и с точки зрения участия в американской политике в этом районе Африки. Во-вторых, в прошлом Эфиопия имела сложные отношения с Суданом и Сомали, которые в отдельные периоды доходили до военных действий: в конце Х1Х в. с Суданом (во время восстания махдистов) и в 70-х годах прошлого века - с Сомали (т.н. "война в Огадене"). Имеются проблемы и в отношениях между Эритреей и Суданом.

В этой связи представляется, что американские планы создания "оси стабильности" в районе Африканского Рога практически неосуществимы в ближайшем будущем. Однако, возможен вариант взаимодействия этих двух государств в рамках широкой международной коалиции, когда сглаживаются частные противоречия в целях объединения для осуществления более масштабных задач. По данным СЕНТКОМ, как Эфиопия, так и Эритрея вошли в состав "антитеррористической коалиции" .

Для цементирования военно-политических отношений с Эфиопией и Эритреей в 2003г. американский Конгресс принял Закон о мирном разрешении пограничного конфликта между Эфиопией и Эритреей (Ethiopia-Eritrea Border Dispute Act of 2003). Этот документ требует от обеих стран соблюдать демаркацию границы, которую осуществила двухсторонняя комиссия по пограничному урегулированию, образованная этими странами после окончания вооруженного конфликта 1998-2000 годов .

Вместе с тем, начавшаяся в декабре 2002 г. активная подготовка к войне с Ираком ускорила процесс подключения Кении и Эфиопии к военным планам США. Речь шла о тыловой поддержке действий СЕНТКОМ в Персидском заливе. В начале декабря в Вашингтоне состоялись переговоры президента Буша-младшего с руководителями Эфиопии и Кении, на которых была достигнута договоренность о единстве действий этих восточноафриканских государств и координации их политики в плане содействия СЕНТКОМ . По завершении переговоров президент Буш назвал руководителей этих государств "надёжными друзьями Америки" . В заявлении правительств трех стран по итогам этих переговоров отмечалось единодушное стремление к совместной борьбе с терроризмом . Приход к власти в начале 2003 г. нового руководителя в Кении фактически не повлиял на прежние договорённости с США.

В первой половине декабря 2002 г. район Африканского Рога, а также Катар посетил и тогдашний министр обороны США Д. Рамсфелд. Он наблюдал за маневрами подразделений СЕНТКОМ в этом регионе, присутствовал при открытии в Катаре мобильного центра управления СЕНТКОМ, специально созданного для руководства военными операциями против Ирака в случае принятия решения о нанесении удара по этой стране .

Переговоры в Вашингтоне с руководителями Кении и Эфиопии проходили на фоне американо-кенийских военных учений, в которых приняли участие 750 морских пехотинцев США и 240 кенийских военнослужащих . По окончании учений американские военнослужащие были размещены на переданной Францией в распоряжение Вашингтона базе в Джибути. Одновременно туда прибыл упомянутый выше десантный корабль США "Маунт Уитни", который стал временным командным пунктом подразделений США в районе Африканского Рога. В начале декабря 2002 г. общая численность американской группировки в этом районе Африки достигла 2 тыс. человек .

По данным газеты "Нью-Йорк таймс", акватория порта Джибути была выбрана в Пентагоне в качестве места для постоянного размещения указанного корабля, а бывшая французская база - американских морских пехотинцев и сил специального назначения потому, что эта страна удобно расположена со стратегической точки зрения. Она находится достаточно близко к Баб-эль-Мандебскому проливу и Аденскому заливу, что позволяет контролировать морское судоходство в этом регионе, а также наблюдать за положением дел в соседнем Йемене .

В Западной Африке американская администрация сделала упор на развитие военно-политического сотрудничества со странами - членами ЭКОВАС, в основном в плане организации и обучения сил по поддержанию мира. В развитие инициатив администрации Клинтона в этой области, которая делала упор главным образом на страны Восточной Африки в связи с событиями в районе Великих озер, администрация Буша-младшего намерена активизировать военную составляющую деятельности Экономического сообщества стран Западной Африки.

В августе 2002 г. президент Республики Сан-Томе и Принсипи объявил о достижении соглашения с США о строительстве на о. Сан-Томе американской военно-морской базы. Предполагается, что туда будут заходить авианосцы и другие военные корабли, а также на постоянной основе расквартированы морские пехотинцы США . В Пентагоне началось обсуждение вопроса о создании на этой базе также и регионального стратегического командования США для обеспечения американских интересов в зоне богатого нефтью Гвинейского залива.

В этой связи представляет интерес тот факт, что предпринятая в начале июля 2003 г. группой местных военных попытка свергнуть правительство этой республики не получила поддержки ни тогдашнего председателя Африканского союза, президента Мозамбика Ж. Чиссано , президентов Нигерии и Ганы , равно как и администрации Д. Буша-младшего. Судя по сообщениям нигерийских средств массовой информации, американские посредники участвовали в политическом урегулировании конфликтной ситуации в этой стране .

В свою очередь жертва мятежа военных, президент Республики Сан-Томе и Принсипи Ф. Менезес принял участие в заседании Корпоративного совета по Африке, которое состоялось в конце июня 2003 г. в Вашингтоне. Выступая на торжественном обеде в присутствии государственного секретаря США К. Пауэлла, президент Менезес поддержал идею "истинного партнерства" с США в плане экономического развития Африки, особенно в сфере добычи углеводородного сырья .

Подавление мятежа военных в Республике Сан-Томе и Принсипи было встречено с одобрением руководством Корпоративного совета по Африке. Выступая в Вашингтоне, президент этого совета С. Хейз заявил, что быстрое восстановление "демократии" в данной республике послужит стимулом для притока американских частных инвестиций .

В конечном итоге в декабре 2006г. было подписано соглашение о создании на острове Сан Томе радиолокационной станции ВМС США. В ее задачу входит наблюдение за стратегически важными океанскими перевозками в зоне Гвинейского залива .

С военно-политической точки зрения возрастание интереса США к африканским странам на современном этапе объясняется не только стремлением создать необходимые военную инфраструктуру и систему отношений для гарантирования беспрепятственного доступа к источникам минерального сырья в Африке, но и превращения целого ряда стран континента, особенно в его восточной части, в тыловую базу Центрального командования США (СЕНТКОМ), в задачу которого входит осуществление американской силовой политики в отношении Афганистана, Ирака, Ирана и других стран.

В этой связи представляет интерес высказывание Верховного командующего войсками НАТО в Европе (Supreme Allied Commander in Europe - SACEUR) генерала Джеймса Джоунса о том, что США стремятся увеличить количество своих военнослужащих в Африке, где существуют "большие, неконтролируемые местными властями районы, через которые без сомнения проходят маршруты наркоторговцев, где расположены лагеря для обучения террористов и существует очаги нестабильности…Африка представляет большую важность как для НАТО, так и для США…Авианосные ударные группы и экспедиционные силы не должны находится на шестимесячном постоянном дежурстве в Средиземном море. Я более, чем уверен в том, что половину этого срока они будут проводить у берегов Западной Африки". Судя по высказываниям генерала Джоунса можно предположить, что группировка вооруженных сил США, расположенная на базе в Джибути, может служить прототипом для африканских "сил быстрого реагирования" НАТО .

В апреле 2004г. состоялась первая в истории встреча министров обороны стран Северной Африки и Сахельской зоны с командующим войсками США в Европе в Штутгарде (Германия). В ней приняли участие представители Марокко, Алжира, Туниса, Сенегала, Мали, Мавритании, Чада и Нигера. По завершение встречи была достигнута договоренность о том, что указанные африканские страны окажут содействие Командованию войсками США в Европе (ЕВРОКОМ) в 1) обеспечении безопасности путей транспортировки нефти и газа (президент компании "Шеврон Тексако" Джордж Кэрклэнд, который присутствовал на этой встречи, заявил в этой связи: "Нефть - это важная часть нашего стратегического интереса. Без регулярных поставок африканской сырой нефти экономике США потребуется каждый год дополнительно 10 млн. галлонов газолина") и 2) в ликвидации "пояса нестабильности" в Сахельской Африке (в этой связи заместитель Командующего войсками США в Европе генерал Чарльз Уолд сказал следующее: "Уязвимость Европы нас беспокоит. Исламисты используют малонаселенные или практически необитаемые пространства для проникновения на европейский континент, а иногда для обучения террористов… Натренированные на базах в Сахеле террористы могут оказаться на территории США или европейских государств в течение нескольких часов" .

Наряду с этим, как подчеркивается в документе Белого дома под названием "Африканская политика", администрация Буша-младшего намерена создавать "коалиции намерений" (coalitions of the willing) с такими "ключевыми" для американской стратегии в Африке странами, как ЮАР, Нигерия, Кения и Эфиопия для совместных действий в "борьбе с терроризмом". Ожидается, что воинские подразделения из этих государств составят костяк будущих формирований в рамках Африканского союза или на другой коллективной основе, которые будут осуществлять антитеррористические операции на Африканском континенте .

Предлоги для проведения такого рода американской политики варьируются в зависимости от конкретной исторической ситуации. В частности, для противодействуя "растущей террористической угрозе" интересам США в Западной и Центральной Африке начиная с 2003г. Также американские ВМС усилили патрулирование прибрежных вод Нигерии и других государств, расположенных на Атлантическом побережье .

Следует также подчеркнуть, что военные и военно-политические усилия США по защите американских интересов в Африке проводятся через союзников на этом континенте, которыми, согласно новой редакции "Стратегии национальной безопасности США", являются как страны, способные обеспечить "благое управление" (good governance) своей экономикой и государственным аппаратом, а также распространить на другие страны, прежде всего своих соседей, американское понимание демократии и борьбы с терроризмом, так и на Африканский союз как общеконтинентальной организации для обеспечения внутриполитической стабильности и экономического развития африканских государств, особенно тех из них, где заканчиваются при американском военно-политическом участии гражданские войны и власть переходит в руки сил, которые во многом "благодарны" США за прошлую поддержку .

Для общего регулирования деятельности различных американских ведомств по обеспечению интересов США за рубежом, в частности, в Африке в марте 2006г. в государственном департаменте создан Офис координатора по вопросам реконструкции и стабилизации. В задачу этой структуры входит прежде всего обеспечение взаимодействия министерства обороны США и других ведомств при проведении военных и военно-политических акций за рубежом, в основном в зонах локальных и внутренних конфликтов .

Своеобразной вершиной военной и военно-политической активности Пентагона в Африке стало решение президента США Дж. Буша создать до конца 2008 финансового года Объединенное боевое командование для Африки (Unified Combatant Command for Africa) или АФРИКОМ (Africa Command). Объясняя свое решение, он заявил, что новое командование усилит наше сотрудничество в области безопасности со странами Африки, принесет мир народам континента и будет содействовать их экономическому и гуманитарному развитию. США намерены тесно взаимодействовать с лидерами африканских государств в рамках АФРИКОМа . По словам помощника министра обороны США по политическим вопросам Райна Генри, в штаб-квартире АФРИКОМ будут работать представители государственного департамента и других ведомств, которые будут помогать Пентагону планировать и осуществлять операции в Африке по линии нового командования. В этой связи Р. Генри пояснил: "Администрация США признает превращение стран Африки в ключевых игроков на мировой арене…Министерство обороны как часть правительства США готово признать эту реальность и сотрудничать с африканскими странами в их новом качестве" . Расходы на содержание Африканского командования составят 50 млн. долл. в 2007 финансовом году. В проекте бюджета на 2008 финансовый год заложена большая сумма .

В комментарии южноафриканского агентства информации "Интер Пресс Сервис" приводится следующее обоснование необходимости создания специального военного командования США для стран Африки:"Особую заботу в Вашингтоне вызывает растущее значение африканских государств в "глобальной войне с терроризмом", важность природных ресурсов Африки, особенно нефти и газа, в мировой экономике и заметное усиление соперничества с Китаем (среди других стран) за обладание этими ресурсами" .

По мнению американского сенатора Рассела Финголда, "АФРИКОМ жизненно необходимо для укрепления наших отношений со странами Африки и для предотвращения превращения их в "район сосредоточения террористов" для нападения на США и их союзников" .

Особо хотелось бы отметить роль американского разведывательного сообщества в подготовке и реализации доктрины "американского мирового лидерства". По словам заместителя государственного секретаря Р. Армитиджа в первой администрации Буша-младшего, значение внешней разведки и получения закрытой информации резко возросли после событий 11 сентября в США .

Как свидетельствовал на ежегодной конференции Группы стратегического анализа ЦРУ на тему "США вступают в век третьего мира" Р. Хаас, тогдашний директор Управления планирования внешней политики Государственного департамента США, "важно говорить политикам то, что они должны знать, а не то, что они хотят услышать" .

С этой позиции ЦРУ и другие спецслужбы США, по уверению Р. Хааса, вели обработку фактического материала и готовили в интересах правительственных и иных организаций ответы на сложные вопросы, связанные с такими исключительно важными для США мировыми проблемами, как глобализация, судьба "демократического управления", эволюция отношений с другими ведущими державами и изменяющийся характер ведения современных военных действий .

Многие конкретные операции, проводимые ЦРУ в рамках "борьбы с международным терроризмом", еще засекречены, и пройдет немало времени, прежде чем станут известны их подробности.

Вместе с тем, как свидетельствует бывший посол США в Гвинее и Кении У. Эттвуд, американские послы в Африке работают в тесном контакте с представителем ЦРУ в конкретной стране и осведомлены обо всех мероприятиях, проводимых по линии этого ведомства . По его мнению, с которым трудно не согласиться, "при должном контроле ЦРУ является и останется важнейшим оружием нашей внешней политики" .

Представляет также интерес интерпретация Р. Хаасом понятия "национальный суверенитет" в связи с кампанией против терроризма. По его утверждению, традиционные представления по этому поводу уходят в прошлое; связанное с терроризмом государство не может рассчитывать на признание другими своего суверенитета. При этом США, в которых произошли акты террора 11 сентября 2001 г., имеют право на превентивный удар в любой форме,

прежде всего в виде военной акции, против такого рода государства .

Президент Буш-младший говорил по этому поводу: "Новые угрозы требуют нового мышления. Мы не можем стоять в стороне и ничего не делать, когда возрастает опасность" .

Изложенный выше материал позволяет высказать мнение о том, что традиционное для США использование военно-силовых форм давления в международных отношениях в эпоху борьбы за американское мировое лидерство возводится в абсолют.

При этом прослеживается следующий сценарий: на первом этапе вооруженные силы США и, чаще всего, союзной с ними державы (в начале ХХI века в этой роли выступала Великобритания), выполняют задачу по разгрому основной группировки противника, а затем передают функции закрепления достигнутого и дальнейшего наблюдения другим участникам коалиции, либо другой группе государств, специально подобранной для осуществления конкретной задачи (как это пытались в Ираке).

В этой связи можно предположить, что, поскольку в Африке не существует для США крупного потенциального противника, типа Ирана или КНДР, американская военная мощь может быть применена выборочно в тех исключительных случаях, когда союзники по антитеррористической коалиции по той или иной причине не смогут справиться с поставленными задачами, например, внутриполитические противоречия или очередное обострение отношений с Эритреей выведет Эфиопию из категории местных сторонников США. Нежелательные для США проблемы могут возникнуть и в Кении.

Более вероятным представляется использование возможностей спецслужб и их методов, о чем говорил упомянутый выше Р. Хаас, а также патрулирование на основе ротации восточно-африканского побережья флотами стран - членов антитеррористической коалиции.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» КНДР направит в Россию представительную делегацию на Всемирные игры дружбы
» Путин на съезде РСПП: Пересмотра приватизации в России не будет
» Китай ответит на размещение американских ракет на Филиппинах — Минобороны КНР
» СМИ: Британия передаст Украине высокоточные управляемые бомбы Paveway IV
» Вьетнам не признает запреты Китая на вылов рыбы — МИД
» NYT раскрыла число ракет ATACMS, которые передали Украине
» ХАМАС готов на 5 лет перемирия с Израилем при условии создания палестинского государства
» Ситуация с продовольственной безопасностью в мире продолжает обостряться

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"