Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Пожар демократии
22.09.13 22:38 Демократия и удобные режимы

Максим Кантор
Мы живем в странное время, когда слово "демократия" стало многих пугать. Привести к общему знаменателю сто культур невозможно, но организовать мировой пожар оказалось реально. Отныне война — единственный порядок, единственно желаемое для демократической номенклатуры положение дел. И желаемый итог войны не победа над врагом, но неутихающая вражда

Рынок отныне — это весь мир. Строить на пустыре нерентабельно, поэтому строить не будут; а разрушить страну, увы, придется, потому что заборов на рынке быть не должно — все открыто торговым рядам
Рынок отныне — это весь мир. Строить на пустыре нерентабельно, поэтому строить не будут; а разрушить страну, увы, придется, потому что заборов на рынке быть не должно — все открыто торговым рядам

Войну ждут покорно. Дело не в конкретной причине и даже не в конкретной стране. Если войны не будет сейчас в Сирии, она обязательно возникнет в ином месте. Войны переходят из страны в страну так же легко, как капиталы. Трансакция войны осуществляется легко, как банковский перевод, — и проследить, кому достается прибыль, невозможно. Принято говорить, что это, мол, Америке выгодно. Но это условное допущение. Сегодня войны другие — совсем не те, о которых написано в учебниках. И выгоды от войны иные.

Условности абсолютизма (сражение армий по правилам) не соблюдаются давно. Наполеон вместо дуэли получил драку без правил, но цели войны оставались прежними — победить. Сегодня изменились цели. Желаемым итогом войны является не победа над врагом, но неутихающая вражда.

Это кажется парадоксальным, на деле же бесконечная распря есть разумный механизм в истории демократий. Не замирение на условиях противника, не принятие законов победителя, не подавление инакомыслия — но воцарение бесконечной вражды, в которой аргументы сторон не имеют смысла: договориться нельзя в принципе, у каждого своя правда. Так называемый третий мир состоит из стран, в которых тлеет распря: если проходит показательное вразумление далекой диктатуры, то не затем, чтобы бывшим узникам улучшить жизнь. Внутри раздавленных стран сознательно насаждают раздор — прогрессивно, когда инакомыслия много. Любая дипломатическая встреча убеждает: правд много, всякий имеет право на свою точку зрения. Вечно тлеющая вражда израильтян с палестинцами, взаимная ненависть внутри Афганистана, соревнование вооруженных партий Востока, все это нарочно зарезервированный ресурс войны, поддерживают огонь в очаге, чтобы огонь не гас. Боевиков снабжают оружием, противные партии финансируют не потому, что сочувствуют идеям сепаратизма или верят в местные культы. "Цивилизованные" люди понимают, что дают оружие бандитам, — но надо подбрасывать дрова, иначе огонь погаснет.

Носителей национальных/религиозных/клановых правд убеждают, что следует отстаивать свои позиции перед лицом возможной автократии и подавления прав меньшинств. Говорится так: лучше уж беспорядок, нежели тоталитаризм, — и все кивают, кто же сочувствует тирану?! Неудобства (локальный терроризм), которые приносит провокационная риторика, принимают как неизбежное зло свободы. Гражданина далекой варварской страны убеждают, что он должен принять посильное участие в гражданской войне, ведь он делается не просто солдатом, но потенциальным избирателем!

Речь идет не о партизанском движении, народном ополчении, террористах и т. д. Эти явления — неизбежные следствия, порожденные общим сценарием. Суть же процесса в том, что демократия теперь живет именно так, бесконечные гражданские войны есть питательная среда демократии, отождествившей себя с либеральным рынком.

В данном предложении нет ничего зловещего — политическая история мира связана с военными действиями всегда; особенность нынешней фазы в том, что отныне не нужна победа над врагом. Нет злых кукловодов — кукловодом станет любой, вовлеченный в процесс; в новой демократической истории мира простая сила вещей заставляет людей враждовать всегда. Нравственному сознанию не постигнуть, зачем тратить сотни миллиардов на войну, если за сумму тысячекратно меньшую можно построить города, дать образование и медицинскую помощь. Обывателю объясняют: городами займемся, когда на поле брани воцарится демократия, — тогда солдаты помирятся и проголосуют за строительство жилья. Однако мира не наступает.

Разрушить плановую экономику

Мира не наступит не потому, что коварство американской политики не допустит мира в конкретной стране. Замирения не произойдет по той элементарной причине, что в конфликте участвуют демократические силы, которые представлены многими партиями, соответственно, у них много резонов и выгод. Количество противоречий зашкаливает: нет и не может быть мирного договора, который обуздает стихию демократического выбора. То есть если бы выбирали между странами и обществами, выбор сделать было бы можно, но в том-то и дело, что такого предложения на рынке нет. Не существует страны, которая представляла бы ценность сама по себе, как место для жизни народа; нет общества, которое хотело бы зафиксировать свои договоренности на длительное время. Страна и общество стали переменными величинами, функциями от капитала и рынка. Капитал не знает границ: сейчас деньгам милее Америка, но если деньгам больше понравится в Китае, Индии или на Марсе, то трансакция произойдет незамедлительно. В сущности, так уже и происходит — движение идет по всем направлениям в зависимости от выгоды и более ни от чего. Подобно тому как Версальский договор и Брестский мир были не способны остановить передел мира, так и современные соглашения на пепелищах разбомбленных стран не гарантируют ничего. Стабильности не ждут, потому что стабильность отныне не является социальной ценностью. Еще сто лет назад создавали подмандатные территории, ставили наместников; сейчас это ни к чему — на пустырях войны не хотят застоя. Застой — это вообще синоним увядания. Пусть все всегда будет в движении. Оценивая иракские или афганские операции, говорят, что результаты войны не достигнуты — война продолжается, и это-де провал. Но искомые результаты именно достигнуты — результатом является перманентная гражданская распря, нестабильность, брожение.

Отныне даже присвоение ресурсов побежденной страны не нужно; ресурсы расторопным людям достанутся сами собой, после того как суверенная страна прекратит существование. Целью войн отныне является то, что на современном политическом жаргоне называется "утверждение демократии", а это не утверждение иного порядка, чем тот, что был до войны, — это утверждение перманентного хаоса. Хаотического состояния мира достигают упорными усилиями, потребность в хаосе высока как никогда — гибнущая либеральная экономика может выживать лишь путем утверждения всемирного хаоса. Хаос — отнюдь не ругательство, но постулат всемирного рынка; принято считать, что свободный хаос сам из себя рождает справедливость; в терминологии экономистов, в ходе свободного соревнования на рынке возникает "справедливая цена". Тезис этот ничем не доказан, цены на московскую недвижимость его скорее опровергают, а экономические пузыри свидетельствуют об обратном, — но такой тезис имеется. Сообразно этом тезису хаос нагнетается повсеместно. В разоренных войной землях занимаются отнюдь не медицинским снабжением и даже не восстановлением промышленности; занимаются организацией выборов лидера страны из трех боевиков — надо решить, кто будет командовать в течение следующих трех месяцев. Потом пройдут иные выборы, к власти приведут иного головореза, и так будет всегда. Всякий проигравший поставит сторонников под ружье, всякий победитель откроет двери тюрьмы. Требуется поддерживать ротацию крикунов — это называют свободными выборами, за бесперебойную ротацию негодяев голосуют толпы. Здесь важно то, что возникает чехарда контрактов, корпоративные спекуляции — кипит деятельность, каковую решено считать перспективной для цивилизации. Эта деятельность не улучшит конкретной жизни побежденных, но граждане разоренной страны станут участниками общего процесса, они попадут на общий рынок. Кому-то из них, вероятно, повезет больше, чем остальным. Всем — не повезет.

Пощадите, кричит сириец или афганец (или русский), мы жили по другим законам и наша цивилизация — иная! Дикарям объясняют, что теперь нельзя остаться в стороне, образовалась глобальная цивилизация, рынки не знают границ — и то, что способствует либеральному рынку, полезно для человечества. В известном смысле это правда, хотя польза и кратковременная: свободный рынок движется как армия Чингисхана, используя территории, но не осваивая их. Кому-то это не нравится, кто-то считает, что для самого рынка было бы перспективнее оставлять за собой не пепелища, но светлые города с сытыми гражданами. Но то — в очень долгосрочной перспективе; а в настоящее время выбора нет: никому нельзя позволить остаться в стороне от общего процесса. Даже если конкретная территория не представляет интереса для торговли и добычи ресурсов, ее присоединение к рыночной площади имеет символический характер. Рынок отныне — это весь мир. Строить на пустыре нерентабельно, поэтому строить не будут; а разрушить страну, увы, придется, потому что заборов на рынке быть не должно — все открыто торговым рядам. Это неприятная логика, но логика такова, иной сегодня нет. Окончательное разрушение плановой экономики и есть цель современной перманентной войны. Следует повсеместно создать условия соревнования — в большинстве случаев это соревнование с себе подобными за право на жизнь.

Торжество над слабым

Здесь самое время спросить: а что, тирания — лучше? Если не демократический строй — то какой? Разве неясно, что все прочее заведомо хуже?

В ходе перманентной гражданской войны в "тираны" производят легко, пресса награждает этим определением тех, кто вчера был другом свободного мира. В одночасье выяснилось, что Саддам, Каддафи, Мубарак, Асад — тираны; эти деятели не стали хуже, чем были вчера, — просто мир переменился. Заклинание "Х — новый Сталин, а Y — новый Гитлер" наготове, вместо X и Y подставляют любые фамилии — интеллигенты на площадях приходят в неистовство, борются с новым Гитлером — который еще вчера Гитлером не был. Подобные преувеличения возникают не от хитрости, но от того, что демократия мутировала, видоизменилась, появились иные критерии оценки. Можно сказать, что изменились требования демократии к тому обществу и тому народу, который данная система управления собирается обслуживать. По новым критериям Асад — тиран, хотя вчера тираном еще не был.

Пиночет не тиран, но Асад — тиран; на первый взгляд это бессовестный двойной стандарт. Нет, здесь есть логика. Разрушения, которые сопутствуют усмирению очередного тирана, превосходят тиранию по беспощадности. Но коварства политики нет и здесь — политики и впрямь хотели демократии, а принципы демократии действительно предпочтительнее тирании. Когда граждане клянутся демократическими ценностями, возразить против лозунгов нечего. Несправедливость демократии проявляется сама собой, стихийно и неотвратимо, подчиняясь стихии рынка; постепенно демократическая доктрина оказывается страшнее тирании. Ледяной поцелуй демократии, в отличие от железной пяты тирании, не убивает сразу.

Особенность нынешнего фрагмента истории в том, что демократия отождествила себя с либеральным рынком, отныне демократия находится в зависимости от соревновательного торжества сильного над слабым, и демократия объявляет своим достижением победу успешного над неуспешным. Победа в соревновании ничем не плоха: ведь у всякого следующего, потенциально сильного, тоже есть шанс на победу. Но отличие этих триумфов от триумфов, допустим, Перикла в том, что общество от победы сильного не выигрывает. Предметом заботы Перикловой демократии или демократии Джефферсона было общество, а не отдельный результат соревнований. Сегодня общество — это арена либерального рынка, в лучшем случае — зрители, но скорее — помеха соревнованиям. По замыслу, демократия не допускает торжества сильного над слабым: торжество случается в ходе соревнований, но уравновешивается правами прочих граждан — сильный оказывается в зависимости от общества, в котором разделяет обязанности гражданина. Но гибрид последнего времени "демократия — либеральный рынок" утверждает торжество над слабым как вечное, создает касту "сверхграждан", сильнейших игроков, граждан мира-рынка, — но отнюдь не граждан конкретного общества. Успешный на рынке автоматически делается влиятельным в политике; причем лишь ситуативно это политика конкретных стран — поскольку рынок не знает границ. Президенты банков, главы концернов, владельцы месторождений представляют не общество и даже не собственно капитал — но новое образование, демократическую номенклатуру.

Демократическая номенклатура вовсе не напоминает социалистическую номенклатуру времен Брежнева, многократно описанную и презираемую. Директора заводов, которые становились секретарями райкомов, — мы знали эту номенклатуру; сегодня речь об ином. И это не хрестоматийные капиталисты — эксплуататоры трудового народа, как их пытается представить критика слева. Новая демократическая номенклатура лишь условно представляет интересы правых, эта идеология не принципиально правая. Существенно то, что так называемые левые взгляды представлены в новой номенклатуре наряду с правыми и левая фразеология вошла в новую идеологию на правах орнамента. Ханна Арендт в сущности не противоречит Айн Рэнд, а как бы ее обрамляет, дамы представляют новую идеологию одинаково страстно. Современная идеология — и это важно — выстроена с использованием так называемого левого дискурса, она базируется на том понимании авангарда, какое несли левые мыслители, она оперирует понятиями радикального искусства, у новой идеологии есть своя, не классическая, не категориальная, философия; у нее своя, и совсем не консервативная, система ценностей. Собственно говоря, воспринимая идеологию всю целиком — а только так и можно составить об идеологии представление: Дейнеку и Симонова невозможно отторгнуть от краткого курса ВКП(б), — убеждаешься, что это совсем не классическая правая доктрина. Система ценностей новой идеологии обслуживается аванградными форумами искусств, беспредметным творчеством, левыми кураторами, и условный левый Славой Жижек делает для новой идеологии не меньше, нежели условные правые Чейни или Рамсфельд: все они обслуживают новое мышление. Класс нового типа, созданный демократическим рынком, новая демократическая номенклатура — это класс свободолюбивый, исповедующий идеалы личной свободы для каждого; то, что ситуативно его представители оказываются феодалами, не отменяет их прогрессивных убеждений — они верят в свободу и развитие каждой личности. Они даже не хотят угнетать других, у них просто иначе не получается. Идеология демократической номенклатуры предстает сегодня наиболее прогрессивным учением. Граждан убедили, что наличие богатых феодалов символизирует их собственные свободы, многие в это поверили, тысячи журналистов доказывают это положение ежедневно. И сами феодалы верят, что творят добро.

Мантра Черчилля "У демократии много недостатков, но лучше строя нет"; учение Поппера об "открытом обществе и его врагах"; сочинение о тоталитаризме Ханны Арендт; онтология вины, описанная Хайдеггером, и онтология труда, описанная Айн Рэнд, философия Энди Уорхола и представление о рынке современного искусства — все это смыкается в единое учение, в столь же убедительный набор учебников, как сочинения основоположников для былых членов КПСС. Попробуйте вынуть из общего строения и подвергнуть критике один из постулатов, скажем, попробуйте усомниться в величии Энди Уорхола — и вам докажут с Ханной Арендт в руках, что он символизирует свободу. Попробуйте усомниться в определении тоталитаризма Арендт, и вам объяснит Поппер, что зерна угнетения легко распознать в обществах закрытого типа. Быть уличенным в тоталитаризме сегодня очень просто, отработан ряд беспроигрышных определений; существует, если можно так выразиться, онтология тоталитаризма, описанная Арендт и Поппером, — всемирный тоталитаризм преодолевают в поисках "открытого общества". И широта определений тоталитаризма, так сказать, степень "банальности зла" потрясает — и вооружает; уличен может быть практически любой.

В "Бытии и времени" Хайдеггер доказывает, что понятие вины (Sсhuld) состоит в неиспользовании всех возможностей бытия — причем вне зависимости от природы этих возможностей. Неспособность реализовать предложенное бытием делает субъекта виновным перед лицом бытия; мы все — виновны, каждый по-своему. Онтология вины находится вне морального суда, она первичнее, нежели общественные договоренности. Внутри этой концепции вина грешника и святого, нациста и мальчишки, разбившего стекло камнем, — равны. Онтологический релятивизм Хайдеггера лег в основу современной идеологии: в частности, этот релятивизм формировал концепцию Ханны Арендт, по видимости — моральную, в действительности — крайне релятивистскую.

Отныне в споре с диктатурами всякий подкован — и назубок выговорит основные положения нового краткого курса. Стандартный уличный спор состоит в противопоставлении диктатуры и демократии, граждан уверяют, что существует обязательный выбор: между тоталитаризмом и демократией — а третьего компонента не дано. И тут же аргументы: хотите, как в Северной Корее? Берите демократию — лучше все равно нет ничего. И тут же цитату из Поппера: оказывается, еще Платон выстроил казарменные обязательства граждан друг перед другом — и сами видите, что дело кончилось ГУЛАГом. И тут же цитату из Ханны Арендт о банальности зла: видите, как легко тоталитаризм пускает корни. И тут же рецепты Айн Рэнд: вы не о равенстве посредственностей думайте, а о личной инициативе и успехе. И все логично и понятно. У Ленина и Брежнева тоже выглядело понятно, у Джефферсона и Токвилля тоже получалось стройно, но та логика, логика социального государства, капиталистического или социалистического, безразлично, — устарела.

И сегодня, в новой системе координат, граждане растерянно ищут в учебниках и не находят другого ответа: а есть ли в самом деле нечто лучшее, чем демократия? Конституционная монархия? Анархия? Коммунизм? Как приглядишься, нет ничего лучше демократии. А рынок — развивает прогресс; все сходится. Теперь понятно, почему у Абрамовича яхта, а варваров бомбят.

Стратегия хаоса

Никакому спорщику не приходит в голову, что спор этот проходит одновременно в двух логиках: в системе ценностей новой идеологии ставить вопрос о Северной Корее можно, но в традиционной исторической логике — это архинелепая постановка вопроса. В истории выбора между тоталитаризмом и демократией не происходит; так происходит лишь на страницах Поппера и Ханны Арендт. В истории реальной выбор гораздо сложнее. Даже такие вопиющие образования, как нацистская Германия, были неоднородны, что уж говорить о случаях менее одиозных. На вопрос: "Хочешь как в Северной Корее?" можно ответить так: "Нет, я хочу как во Флоренции времен Лоренцо Медичи, причем не позже. Расцвет Флоренции был коротким, но мне бы хотелось вот такого государства".

Если думать об идеалах развития свободной личности, то идеалы эти были сформулированы эстетикой и философией Ренессанса — и всякая новая идеология Запада более или менее очевидно ссылается именно на них. Самые значимые периоды истории Запада — итальянский Ренессанс и немецкие княжества XVIII века, краткие периоды конфедеративного сосуществования независимых государств — сформировали искусство, философию и мораль западной цивилизации; все социальные утопии, выдуманные впоследствии, опирались на эти небольшие оазисы утопии; современная демократическая номенклатура хоть впрямую и не знакома с сочинениями Лоренцо Валла или Гете, но опосредованно (фразеологией) ссылается именно на них или их окружение — других авторитетов в западной культуре не придумано. Важно то, что это золотое время цивилизации вообще не описывается терминами "тоталитаризм" и "демократия". Что это было во Флоренции — монархия? Ну да, и монархия тоже. Республика? И республика в том числе. Какой именно строй был в трехстах княжествах Германии, в которых выросла вся западная философия? Феодализм? Монархия? Демократия? Все это многократно сложнее: история живых обществ ткется из тысячи факторов, многосложность и требуется понять. Нет просто художника эпохи барокко, но есть Рембрандт, нет постимпрессиониста — есть неповторимый Ван Гог. Германия эпохи Гете прекратила существование, Флоренция эпохи Лоренцо пришла в негодность — и то и другое было сметено именно универсальными, спрямленными планами развития; утвердили общий регламент — разнообразие оказалось неуместным. То, что идеологи по-прежнему вспоминают о Канте или Гете, Микеланджело или Пико Мирандола — о тех, чье представление о свободной воле легло в основу демократической мысли, — должно бы подсказать, что прямого ответа на вопрос о Северной Корее быть не может.


Чтобы остановить войну, требуется избавиться от новой идеологии. Требуется не просто отказаться от экономических пузырей, но проткнуть самый главный, самый страшный пузырь — идеологический. И пока Запад не вернется к категориальной философии и не поймет, что Энди Уорхол принципиально хуже, чем Рембрандт, — никакого мира не будет 026_expert_36.jpg
Чтобы остановить войну, требуется избавиться от новой идеологии. Требуется не просто отказаться от экономических пузырей, но проткнуть самый главный, самый страшный пузырь — идеологический. И пока Запад не вернется к категориальной философии и не поймет, что Энди Уорхол принципиально хуже, чем Рембрандт, — никакого мира не будет

Когда современные обществоведы предложили считать, что отныне имеется единая цивилизация, развивающаяся от варварства к прогрессу, и общие демократические ценности для всех — в этот момент перманентная война уже была объявлена.

На геополитической бирже требуется вечная волатильность: чего больше сегодня в стране — демократии или тоталитаризма? Попробуйте ответить, что культура страны сложнее, чем предложенная дихотомия "тоталитаризм—демократия" — такой ответ сегодня никто не примет.

Первой жертвой этой простоты стала сама демократическая идея. Задуманная как форма регулирования конкретного общества, демократия в союзе с безразмерным свободным рынком мимикрировала — утратила родовые черты. Мы живем в странное время — то время, когда прекрасное слово "демократия" стало многих пугать. Привести к общему знаменателю сто культур невозможно, но организовать мировой пожар оказалось реально. Все опасались мирового пожара, который устроит злокозненный коммунизм, и не заметили, что именно концепция всемирной рыночной демократии ведет к мировому пожару.

История всякой страны — сугубо индивидуальное драматическое явление, соединение искусства, географии, климата, национального характера, традиций и обычаев, ремесел и религии — но страсть сегодняшнего дня в том, что своеобразная страна больше не нужна; И в этом пункте современная идеология совершает простой, но действенный логический обман: гражданам страны внушают: вы настолько суверенны, так лично своеобразны, так зачем вам государство, если каждый из вас — личность? Для чего вам дом, когда у каждого может быть счет в банке? Корпорация "государство" утратила смысл — рядом с более успешными корпорациями.

Процессу глобализации либеральной экономики соответствует распад стран на племена, а племен — на враждующие кланы. Разрушенное никто не восстановит. Чтобы восстановить страну из руин, нужен план действий по восстановлению целого, нужна хоть какая, но договоренность населения. Но договоренность и планирование — главные враги в современном мире. И, что самое главное, не нужна страна, отличающаяся от других стран. И это стало ненужным не по воле злого Буша, не потому, что Обама оказался заложником военно-промышленного комплекса, но потому же, почему авангардисты всех стран похожи до неразличимости, почему московский концептуализм ничем не отличается от американского. Перед нами однородный серый мир рынка, не пытайтесь опровергнуть его логику — вас растопчут.

Встречи мировых лидеров в условиях кризиса поражают наивного наблюдателя: мир в беде, требуется составить план спасения — а плана нет. Лидеры мира подтверждают: плана не имеем, банкиров хотели лишить бонусов, но банкиры не согласны. Планирование чуждо современному миру принципиально, никто не делает даже попыток сопоставить бюджет олигархии и суммы, необходимые на то, чтобы накормить голодных. Именно отсутствие стратегии и определяет сегодняшнюю стратегию, в том числе стратегию войны. Стратегией является создание хаоса. Хаос локальный можно спрятать в хаосе мировом. Цивилизованные страны гордятся тем, что они не воюют, но издалека бомбят, — а дальше пусть разбирается местное население. Это лишь по виду безответственность. Точечные удары по объектам выполняют необходимую задачу — бомбардировка должна ввергнуть страну в неуправляемое состояние. Надо разрушить целое. Дальше правит хаос.

Спор антиглобалистов и глобалистов проходит по нелепейшему сценарию: "Вы стали современной империей!" — "Мы стали империей? Помилуйте! Мы не хотим никем владеть — только даем другим шансы стать свободными!"

Конечно, это не империя и даже не "империя нового типа", как утверждает философ Негри. Это бескрайняя демократия. И сценарий Ханны Арендт и сценарий Пола Чейни, как оказалось, друг другу не противоречат.

Война без виноватых

Правление хаоса стало спасением демократии. Но и это не беда: о спасительном хаосе давно говорят, есть устойчивое выражение "управляемый хаос"; к выражению привыкли, перестали бояться. Хаос родит справедливость — это идеологическое заклинание заставило забыть о том, что хаос неминуемо рождает титанов: то, что описывает мифология — закономерность исторического процесса. А титаны не знают справедливости. Либеральный рынок выбрал мировую гражданскую войну как систему управления миром — это было выбрано как существование с рисками, но иное существование, как казалось, невозможно, невыгодно. Долой диктатуру! — с этой фразой людей кидают в мировой пожар; сгори во имя свободного рынка — ибо никто не сварит на пожаре спокойной жизни, да и не нужна спокойная жизнь.

Людям внушают, что их главное право — право на гражданскую войну, на то, чтобы "каждый взял столько свободы, сколько может" — этот чудовищный лозунг, прогремевший однажды с российской высокой трибуны, правит миром. Толпы скандируют, что они хотят перемен, но никто из митингующих никогда не скажет, каких именно перемен он хочет, — по сути, людям внушают мысль, что миру нужна вечная ротация; мир приведен в перманентное возбужденное состояние, подобно наркоману, ежедневно нуждающемуся в дозе. Еще, еще, еще — расшатывай государство, раскачивай лодку. Ты не хочешь расшатывать государство — значит, ты за тиранию, охранитель режима? Есть вещи поважнее, чем застой и мир! Отныне война — единственный порядок, единственно желаемое для демократической номенклатуры положение дел.

Вы знаете, какой мир хотите построить после войны? Нет, этого не знает никто. Этот вопрос так же дик, как и вопрос "умеете ли вы рисовать?", заданный современному авангардисту. Зачем рисовать, если это уже не требуется, — сегодня договорились считать, что рисование в изобразительном искусстве не главное. Так и мир не нужен никому.

Оруэлл предсказал, что новый порядок выдвинет лозунг "Война — это мир".

Так и случилось.

Речь идет о бесконечной гражданской войне, в которой практически нет виноватых. Война возникает силой вещей, и чтобы остановить ее, мало противопоставить голоса в ООН, глупо определить Америку как мирового жандарма, еще глупее упрекать Запад в корысти. Запад первым оказался заложником своей демократической идеи, благородной идеи, за которую отдавали жизни лучшие люди западной истории и которая на наших глазах портится. Чтобы остановить войну, требуется избавиться от новой идеологии, от идеологии Айн Рэнд, от подделок "второго авангарда", от веры в прогресс и рынок. Требуется не просто отказаться от экономических пузырей, но проткнуть самый главный, самый страшный пузырь — идеологический. И пока Запад не вернется к категориальной философии и не поймет, что Энди Уорхол принципиально хуже, чем Рембрандт, — никакого мира не будет.

 

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
alx_me23.09.13 16:10
Интересно мнение Аббе на сей глубокомысленный опус. Автор ловко выгораживает СГА. Расставляет акценты так что кажеться нет у спектакля аффтара. Так сказать явление природы. Высечь море не предлагает. Что-то эта философия кажется имеет много общего к "невидимой руки рынка", "так получилось" и т.п.. Сегодня мало кто спорит что сами СГА являются носителем болезни. Но это не делает их невиновными в происходящем в мире.
arthur23.09.13 16:10
Цитата:
Речь идет о бесконечной гражданской войне, в которой практически нет виноватых.
Комментарий:
Эту мантру мы слышим уже много десятков лет. И вот как раз от неё и следует отказаться, "проткнув самый главный, самый страшный пузырь — идеологический."
Отнюдь не все воюют со всеми, как следует из этого лживого тезиса, а только ограниченное число лиц, преимущественно одной веры и даже, не побоимся этого слова, чаще всего одной национальности, нанятые, подготовленные и засланные на деньги одной страны и с одной средневековой целью.
В самом деле 2 млрд китайцев и индусов не воюют, не говоря уже о подавляющем большинстве менее населённых стран.
И если приструнить эту страну, а не использовать её в качестве тарана, то на всём пространстве от Африки до западных районов Китая, в Средней Азии и Кавказе наступит совершенное спокойствие
Рыбарь23.09.13 16:38

Вот отличная статья. Даже плечи захотелось расправить... Хотя не, то не по-нашему. По-нашему енто так: раззудись плечо, размахнись рука. Да, именно так.

Специально выделю, чтобы не пропустили:

"Речь идет о бесконечной гражданской войне, в которой практически нет виноватых. Война возникает силой вещей, и чтобы остановить ее, мало противопоставить голоса в ООН, глупо определить Америку как мирового жандарма, еще глупее упрекать Запад в корысти. Запад первым оказался заложником своей демократической идеи, благородной идеи, за которую отдавали жизни лучшие люди западной истории и которая на наших глазах портится. Чтобы остановить войну, требуется избавиться от новой идеологии, от идеологии Айн Рэнд, от подделок "второго авангарда", от веры в прогресс и рынок. Требуется не просто отказаться от экономических пузырей, но проткнуть самый главный, самый страшный пузырь — идеологический. И пока Запад не вернется к категориальной философии и не поймет, что Энди Уорхол принципиально хуже, чем Рембрандт, — никакого мира не будет."

По мне так в яблочко. Я бы даже добавил свои пять копеек. Но там уж "слишкам многа букаф". Впрочем, мало ли: ссылка

Рыбарь23.09.13 16:42

Расставляет акценты так что кажеться нет у спектакля аффтара.

Шаблончик разорвался, да? А с чего Вы решили, что автор должен быть? Может, у этого спектакля столько же авторов сколько и зрителей?

В самом деле 2 млрд китайцев и индусов не воюют, не говоря уже о подавляющем большинстве менее населённых стран.

Т.е. Вы точно знаете, как оно в Индии и Китае на самом деле?

И если приструнить эту страну, а не использовать её в качестве тарана, то на всём пространстве от Африки до западных районов Китая, в Средней Азии и Кавказе наступит совершенное спокойствие

Сдаётся мне, это уже запредельно наивное утверждение.

_STRANNIK23.09.13 17:47
alx_me, RU
"...у спектакля нет аффтара. Так сказать явление природы..."
Ну это лежит на поверхности. Эта сволочь еще вторым планом протаскивает мысль -демократия отродясь вредна ,отжила свое и сиречь более не нужна...Со всеми вытекающими. Статья- лакмусовая бумажка на принадлежность к "демократизаторам". Сразу по комментариям видно who is who.
woina23.09.13 18:16
Какая ерунда эта статья. Банда безродных космополитов, "богоизбранной" национальности, имея в руках ФРС и армию США сознательно уничтожают любые упорядоченные государственные структуры, независимо от типа государственного строя. Им нужен хаос на планете, на всей планете, а не только на Ближнем Востоке. И если мы хотим навести порядок, то уничтожать физически нужно именно их, а не американских, английских, французских солдат, понятия не имеющих за что они воюют.
--
Замирения не произойдет по той элементарной причине, что в конфликте участвуют демократические силы, которые представлены многими партиями, соответственно, у них много резонов и выгод.
--
Грызня крыс из-за куска сыра, но крысы-то одной породы, одной. И если от одной партии грызунов больше воняет чесноком, а от другой протухшей селёдкой, то это не означает что они разные, нет, они одинаковы, просто предпочтения в пище чуть-чуть отличаются, как республиканцы отличаются от демократов США.
Рыбарь23.09.13 18:36
"Статья- лакмусовая бумажка на принадлежность к "демократизаторам". Сразу по комментариям видно who is who."

Точно. Многие статьи на ВиМ, действительно, лакмусовые бумажки, но только на уровень невежества. Вот читаю потоки односложных и одношаблонных, словно инкубаторских, комментариев уже к которой приличной, а главное, самостоятельной, статье и дивлюсь как "комментаторы" разговаривают исключительно с голосами в собственной голове. Прям диву даюсь, как некоторые находят себе всё новых, новых и новых врагов. Казалось бы, уже не 1936ой год, а такое ощущение, что всё то же и всё так же. Все тут. Все, блин, первейшие секретари. Но, напомню. Из борцунов "с врагами" образца 1936го выжил только Хрущёв.
_STRANNIK23.09.13 19:27
К портрету автора статьи :"... Подчеркнув, что "демократия была и остается идеалом развития общества", Максим Кантор заявил, что не отказывает России в возможности стать демократическим государством, как "не отказывает ей в возможности изменения климата"....
ссылка
Такой вот перец . Какова однако широта и гибкость взглядов !
USSR223.09.13 20:02
Рыбарь, а ну, задвинька комментарий миль на сорок и чтоб не инкубаторский! Лакмусовая бумажка - это экспресс метод, вообще-то. Подразумевает лаконизм.
нихтканинхен23.09.13 21:54
Поддержу Рыбаря: одна из лучших статей на ВиМе! Глубокая по содержанию, и при этом написана очень живо, с огоньком!
И, действительно, огорчают отдельные комментарии, типа "автор ловко выгораживает СГА", "эта сволочь еще вторым планом протаскивает мысль - демократия отродясь вредна". Ребята, вам колпак мудреца-разоблачителя-происков-клятой-америки-и-клятых-американцев череп не жмёт случайно?
Уж на что я терпеть не могу страну сша с их вшивой музыкой, тошнотворными интонациями речи и поганым самодовольством (не говоря уже о бесчинствах на международной арене), но зацикленность некоторых товарищей и склонность все беды мира ассоциировать с сша (и израилем) - вызывает оторопь. Один небезызвестный персонаж имел в своё время готовое "очевидное" решение: "взять всё и поделить!" Так вот, надежда на то, что стоит "приструнить эту страну (...) - и на всём пространстве (...) наступит совершенное спокойствие", представляется мне столь же несостоятельной.
Вы лучше вдумайтесь в то, что автор пишет про идеологический пузырь, и подумайте, улетучится ли он сам собой, если страна сша гипотетически переродится и станет чем-то средним (не только географически) между Канадой и Мексикой. Вот взять, к примеру, ЕС. Вы таки думаете, будто все тараканы в их аккуратных европеоидных головах немедленно расправят крылышки и улетят в тропические страны? Или взять, к примеру, наших болезных друзей, русских так называемых либерастов (к сожалению, совсем не столь малочисленных, как нам бы того хотелось) - Вы думаете, они немедленно прозреют и станут мыслить ширше?
Или, может быть, можно как раз сначала "проткнуть идеологический пузырь", а потом вдруг сразу окажется, что это и была та самая иголка в яйце, - и ненавидимый вами кощей неожиданно для прогрессивной мировой общественности - сам окочурится. Каково?
_STRANNIK23.09.13 22:04
нихтканинхен, RU
" Или может быть можно как раз сначала "проткнуть идеологически пузырь"...
Куда тыкать и чем? У Кантора вроде ничего на эту тему не написано.
Идеология - отражение экономики.Деградация экономики - деградация идеологии. Лечить надо не симптомы , а болезнь.
bado23.09.13 22:09
рыбарь сам несёт фигню - про врагов, про 1936 (почему не пресловутый 37-ой), да еще прогнал про "борцуна" Хрущева, а че там с Политбюро-то? Они не выжили что-ли?
А по теме - рыбарь просто поддерживает идеологию этой статьи, во всяком случае, старательно толкает мяч в эти ворота, льёт воду на эту мельницу. Даже свои 5 копеек вставляет. Видите уши?
нихтканинхен23.09.13 22:36
> _STRANNIK
Куда тыкать и чем? У Кантора вроде ничего на эту тему не написано.
Идеология - отражение экономики.
Как куда тыкать?! Вы последние высказывания Путина и Лаврова слышали/читали? ссылка , ссылка , плюс, естественно, статья ВВП в NYT. Откровенность, отточенность и заострённость их формулировок возрастает не по годам, как в прежние годы, не по месяцам, как весь последний год, а уже буквально чуть ли не каждый день - новое откровение для западной публики. Тыкают куда нужно, будьте спокойны.

Про идеологию как отражение экономики - это Вы зря. Вот к примеру, в 1985 году и в Китае, и в СССР был социализм. И там, и там, "верхи" поняли, что экономику неплохо бы подправить и слегка переиначить. Китайцы именно этим и занялись. Что же сделали мы? Мы первым делом радостно надули идеологический пузырь! (Спасибо автору статьи за это замечательное словосочетание!) С грандиозными разоблачениями в Огоньке и прочих, более толстых, журналах, с телешоу и всем прочим, что полагается. В результате к началу XXI в мы оказались известно где, Китай же - совсем в другом месте. И где здесь, спрашивается, ваша "идеология как отражение экономики"?

Bado, простите, но Вы не правы. Не зацикливайтесь на деталях, тем более на гипотетических пяти копейках третьих лиц, из которых якобы торчат ещё там чьи-то уши. Лучше спокойно перечитайте саму статью. Мне кажется, Вы её недооценили.
_STRANNIK23.09.13 23:07
нихтканинхен, RU
Вы действительно считаете , что в условиях либеральной экономики может существовать идеология привата моральных ценностей (патриотизма , взаимовыручки, справедливости...)? Вы заблуждаетесь. Такая идеология всегда проиграет идеологии " с волками жить по волчьи выть". Человек руководствующийся моральными ценностями всегда менее успешен (в либеральной экономике), чем подонок.
А высказывания ВВП , здесь вообще никаким боком.
"Мы первым делом радостно надули идеологический пузырь!"
Во первых социализма не было ни там ни там. В щвеции был социализм. А в Китае и в СССР была коммунистическая партия.И коммунистическая идеология. Которую КПК успешно ревизовала. Так что не сходится у Вас.
нихтканинхен23.09.13 23:29
1. Ну здрасьте! Вы, видимо, вообразили, будто "либеральная экономика" - это такой экономический термин, который всё чудесным образом объясняет и в котором (какая удача!) нет ни грамма идеологии (странно, да?), а затем драматически спрашиваете, может ли в условиях этой Вашей "либеральной экономики" существовать нелиберальна идеология. Поздравляю Вас!
2. Какая разница, социализмом называть или коммунизмом? Что не сходится-то, кроме игры этими словами?

Впрочем, уж простите, погружаться в Ваш спор о словах мне совсем не хочется. Я - спать.
camrad23.09.13 23:57
На пожаре демократии банкиры готовят себе отличный BBQ.
cator24.09.13 00:03

Статья отлично повествует и раскрывает проявление и движущую силы общества современной демократии, однако нет ответа на способы воздействия и, что самое главное, суть альтернативы. Вопросы "Что делать и кто виноват" вообще не ставятся. Виноватых нет, а что делать - не ясно. Сдуть идеологийский пузырь - это эпитет, а не руководство к действию, тем более не уточняется, в чем пузырь?

Современное общественное устройство - есть примитивная социальная организация высших животных. Чтобы построить моральное общество свободу как раз нужно всяческт подавлять, подавлять то, к чему стремится животное начало. У нас же даже в массе нет понимания того, что в человеке животное начало. 90% населения планеты (цифра абстрактна) верит в особую собственную значимость и добрую сверхсущность, которая заботиться о всех. Где здесь понимаение природы совственного поведения. Безконтрольное использование ресурсов без обпределенного плана и есть черта любого животного организма - ешь все, что можно вокруг, и используй для доминирования. Планирование - это и есть некая умственная деятельность. Долгосрочное планирование - это и есть разум.

Рынок предлагает отказаться от всего разумного и следовать природе. Она, дескать, все решит за вас. Вера в высшее сверхсущество с другой стороны, закумуфлированное, но суть та же. Ограничение экономической свободы - необходимый элемент альтернативы. В сущности нет никакой экономики, это просто обобщение поведения множества людей. Которое можно и нужно регулировать. Критерий - благо как можно большего количество людей. Базовые блага для всех - жизнедеятельность, безопасность, здоровье. Затем, - уважение и самореализация (для тех, кто способен). Блага при строгом планирование и минимизации расходывания любых ресурсов. Два айфона в год - опасное транжирство и должно быть искорено. Средства связи - одно на поколение, вполне хватит. И так далее, постпененное изменение сознания, привнесение больше разума в личность. И самое главное - воспитание подрастающего поколения. Должны быть лицензции на воспитания, как есть лицензии на вождения. Достаточно всего одного поколения, огражденного от пороков, и ситация измениться в корне.

_STRANNIK24.09.13 00:47
cator, FI
Я с Вами абсолютно согласен. Современная экономика - экономика помойки.
В любой "цивилизованной стране " надо получить лицензию на выполнение определенного вида работ. И только воспроизводство себе подобных - важнейший вопрос-никак не регламентируется.В условиях дефицита ресурсов( земля ,питьевая вода, чистый воздух, энергоносители ) ограничение "экономической свободы" неизбежно. Марксово определение - побеждает общественный строй с более высокой производительностью труда-более не работает. Мир судорожно ищет новую парадигму- парадигму бережливости. Переход к все более планируемой экономике - это будущее...
arthur24.09.13 01:43
Все комментаторы думают здесь о США, и мне приписывают см arthur, KZ23.09.13 16:10

Но я имел ввиду Саудовскую Аравию, которую Штаты используют в качестве тарана (эдакое своеобразное разоружение). А средневековая цель - это Всемирный Арабский Халифат. Кстати уже почти вся Африка мусульманская, "только этого мало" и её превращают в исламистскую. И даже взялись за Сирию в Азии, поближе к себе

Рыбарь24.09.13 11:56
это эпитет, а не руководство к действию, тем более не уточняется,

А вот ни разу не соглашусь с Вами на этот счёт. Это, действитльно, не эпитет, но постановка задачи. Это уже куда важнее. Правильно сформулированная постановка - уже пол-дела. Победа в сегодняшнем мире лежит не в сфере экономики, финансов, вооружений или чего-то ещё, а в очень тонком мире идеологии. Автор прямо и формулирует эту задачу, которую только предстоит решить. И, кстати, это всё очень даже перекликается, если вообще не одно и то же с валдайскими заявлениями Путина.


Вопросы "Что делать и кто виноват" вообще не ставятся.

А вот это как раз пример совершенно неправильной постановки задачи. Куда заведёт Вас решение расписывать не буду. Ибо, очевидно.

_STRANNIK24.09.13 12:44
Рыбарь, RU
" Победа в сегодняшнем мире лежит не в сфере экономики, финансов, вооружений или чего-то ещё, а в очень тонком мире идеологии."
А так же в мире тонких энергий , торсионных полей и астральных тел.
Словесный блуд в чистом виде. Вы бы для порядка хотя бы расшифровали - что такое эта Ваша победа... Кого в чем и над кем.
нихтканинхен24.09.13 13:23
Рыбарь, не расшифровывайте, это явно бесполезно. Парень одарил нас бесценным откровением про бережливость и "переход к все более планируемой экономике - это будущее" и уселся в позу лотоса ждать, когда же это будущее нагрянет. Чтобы потом встать, отряхнуться и надменно заявить млеющей от восторга публике: "вот видите, я же говорил".
_STRANNIK24.09.13 13:47
нихтканинхен, RU
Как я понял и у Вас и у Рыбаря по существу сказать нечего. Рецептов нет. Кто виноват и что делать не имеет значения и вообще это вопросы вредные.
Как и вопрос о том, кто с какими целями и в чьих интересах создал сегодняшнюю идеологию. Мультикультуризм,однополые браки и прочее. Давайте вместе строить новый мир... Ага. Вас ждут ! Перестаньте дурачить людей. Надоело.
iDesperado24.09.13 14:24
> _STRANNIK
Во первых социализма не было ни там ни там. В щвеции был социализм. А в Китае и в СССР была коммунистическая партия.И коммунистическая идеология. Которую КПК успешно ревизовала. Так что не сходится у Вас.
не пойму, откуда все таки на Руси такая падкость на лозунги и дремучесть в идеологическом плане ? я бы понял, если бы убогость образования, но примерно ту же охинею несут люди и с высшим образованием.
прежде, чем формулировать национальную идею, нужно ликвидировать тотальную безграмотность населения, хотя бы в области базовых терминов.
_STRANNIK24.09.13 14:46
iDesperado, NL

Вы хотите сказать , что в СССР собственность перешла в руки трудящихся? Или все таки находилась в руках Государства?

По Швеции - имелось в виду ,что уровень жизни и социальных гарантий был реально выше чем в "социалистических" Китае и СССР.

Не стоит считать людей глупее , чем они есть.

Рыбарь24.09.13 15:05
> USSR2
Рыбарь, а ну, задвинька комментарий миль на сорок и чтоб не инкубаторский! Лакмусовая бумажка - это экспресс метод, вообще-то. Подразумевает лаконизм.
Да, пожалста. Я не гордый. Я даже не обращу никакого внимания, что не давал Вам ни одного повода к переходу на "ты".
Итак, насколько я понял, Вы не отдаёте себе отчёта в том, что лаконизм - это прицнип рекламы, коя призвана проскользнуть мимо Вашего сознания и схватить за самое мягкое место. Лаконичность - это призыв к эмоциям, а не к разуму, в силу хотя бы мгновенности действия. Рассудочного в восприятии лаконичного, очевидно, тоже около нуля. Любой лозунг лаконичен именно потому, что его цель именно эмоция, а не разум. Соответствнно, заговорив о лаконичности Вы тем самым открыли тему клипового мышления. Короткие, рубленные, оторванные от контекста кусочки мозаики, с помощью которых так легко управлять не склонными к размышлению персонажами, теми кто не страдает излишней рефлексией.
Конечно, тот ловок, кто не думает. Но когда важна суть вещей, то лаконизм - первейший враг. Вот сколько томов занимает уголовное дело? Сколько длится обвинительный вердикт Судьи? А сколько слов, в тоже время, используется при суде линча над ни в чём неповинными людьми, просто оказавшимися не в то время, и не в том месте? Ату их, и в куль да в воду. Весь сказ. Очень лаконично.
А сколько надо слов отморзку, ни разу не открывавшему Коран (ибо многа букафф), непонятно с чего именующему себя мусульманином, чтобы отрезать голову другому, кстати, тоже именующему себя мусульманином, а затем слопать сердце и печень? Тут тоже всё очень лаконично. Экспресс-мэтод, говорите? Аллах акбар и понеслась? Фпирьод, плясать под дудку более задумчивых персонажей, утруждащих таки себя нелаконичностью?
Опять возвращаемся к съездам 1936 и 1937 года, после которых очень лаконично группа лаконичных ч(м?)удаков очень лаконично угробила около миллиона человек, из коих как минимум половина были вообще ни причём. Кто не понимает о чём я, то нате Вам. Читайте. И не забывайте, что почти все члены этих съездов в итоге получили по заслугам (ну, кроме Хрущёва, конечно):
ссылка

Вот, пожалуйста, страница 57:
"Согласно статьям 9 и 10 Конституции 1924 г., верховный орган власти, Съезд советов СССР, составлялся «из представителей
городских советов и советов городских поселений — по расчету 1 депутат на 25 000 избирателей, и представителей сельских советов
— по расчету 1 депутат на 125 000 жителей»1. Таким нескрываемым неравенством юридически закреплялся классовый характер
политического строя, диктатура пролетариата, его правовые преимущества и руководящая роль по отношению к крестьянству.
Избрание же делегатов на Съезд советов СССР проводилось не населением страны непосредственно, а своеобразными
выборщиками:
«а) непосредственно на съездах советов союзных республик, не имеющих краевого и областного деления; б) на краевых и областных
съездах советов в союзных республиках, имеющих краевое и областное деление; в) на съездах советов советских социалистических
республик Азербайджана, Грузии и Армении и па съездах советов автономных республик и областей, как входящих, так и не
входящих в состав краевых и областных объединений»16.
Именно такая система и обеспечивала, помимо прочего, первым секретарям крайкомов и обкомов их властные полномочия.
Теперь же принципиально иной избирательной системе посвящалась отдельная глава, 11-я. Статья 134-я провозглашала: выборы
«производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании», а статьи со
135-й по 140-ю раскрывали столь необычные для населения страны понятия «всеобщее» («независимо от... социального
происхождения и прошлой деятельности»), «равное», «прямое» и «тайное». Кандидаты при выборах выставлялись не по
производственному принципу— от фабрик, заводов, шахт и т.п., как ранее, а от избирательных территориальных округов. Право же
выставления кандидатов закреплялось «за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими
партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами»"

Вот такая картинка. Изменение статей Конституции стало причиной того, что первые секретари не особо сговариваясь устроили "бунт", потребовав новых полномочий для борьбы с "врагами". Интересна их риторика. Один в один ГЗ. Учитывая, какими обормотами оказались на поверку носители подобной риторики, повторение этого стиля сегодня лично мне очень режет слух. И я всё время задаюсь вопросом, а что реально стоит за этим "типа-патриотизмом", очень смахивающим на интеллектуальный паразитизм, т.е. когда за громкими лозунгами прячуться крайне невежественные люди. Односложные, "лаконичные" комментарии не несут никакого дополнительного смысла, не высказывают идей. Одни эмоции, причём самые чёрные, негативные. Все вокруг сволочи, все предатели. Только сам комментатор истинный патриот. А всех остальных надо расстрелять. Почему? Ну, так сказал комментатор. Он же никогда не удосуживается чётко прояснить свою позицию, ибо это сложно, в виду фактического отсутствия в этой позиции собственности. А потому мы и вынуждены читать лаконичные комментарии типа "одобрямс" или "распни его, распни".
Откровенно говоря, такие экспресс-комментаторы, говоря Вашимим словами, куда опаснее, любых наших "партнёров". Хорошая фраза есть на этот счёт. Перикл, вроде бы, говорил: "Я больше боюсь собственных ошибок, чем вражеских планов". Вот так оно, зачастую, и есть. Сплочённая общим классовым интересом группа первых секретарей навредили стране, может быть, не меньше, чем Вермахт. По крайней мере, от их дерьма до сих пор отмыться не можем. А меж тем сам опыт этой эпохи чрезвычайно актуален, о чём я и толкую.

ЗЫ Ну, а если уж Вы так хотите лаконичности, то вот Вам такая цитата: "Умные люди говорят потому что им есть что сказать, глупцы говорят потому что им надо высказаться." (Платон) Вот именно эта ситуация меня удручает. Высказывающихся множество. А по сути, хорошо, если пара человек может что-то рассудить.
iDesperado24.09.13 15:20
> _STRANNIK
iDesperado, NL

Вы хотите сказать , что в СССР собственность перешла в руки трудящихся? Или все таки находилась в руках Государства?

По Швеции - имелось в виду ,что уровень жизни и социальных гарантий был реально выше чем в "социалистических" Китае и СССР.

Не стоит считать людей глупее , чем они есть.

я хочу сказать, что термин социализм, сформулированный Марксом не подразумевает сравнений соц гарантий. термин делит строй по принадлежности средств производства, эксплуатации человека, человеком и т.п.
ну и достижения китайского социализма имхо были весьма сомнительны, особенно на фоне сегодняшнего дикого капитализма в китае. как только китай отказался от базовых условий социализма (запрет на эксплуатацию частником человека, запрет на частную собственность на средства производства) успехи китайского социализма померкли.
_STRANNIK24.09.13 15:58
iDesperado, NL

Спасибо за ответ. Будем считать Ваши мотивы искренней заботой о гражданах России и их образовательном уровне.

Но вот по этому вопросу Вы скромно отмолчались.

"Вы хотите сказать , что в СССР собственность перешла в руки трудящихся? Или все таки находилась в руках Государств"

_STRANNIK24.09.13 16:03
iDesperado, NL

И вообще - не надо делать из марксизма культа. Как Вы правильно заметили с Китаем теория и практика , две большие разницы.

iDesperado24.09.13 16:09
_STRANNIK

я не понял к чему этот вопрос, потому и не ответил. в СССР в соответствии с заветами Маркса собственность формально перешла в общественное пользование, но реально при сталине она была переданная парт-номенклатуре
iDesperado24.09.13 16:14
> _STRANNIK
iDesperado, NL

И вообще - не надо делать из марксизма культа. Как Вы правильно заметили с Китаем теория и практика , две большие разницы.

марксизм не догма, но называть завод addidas, эксплуатирующий китайских детей в хвост и гриву по 12 часов в день социализмом - простите ни в какие ворота.
_STRANNIK24.09.13 16:21
Рыбарь, RU
Я сильно бегаю до Вашего пардона... Извиняюсь , что влезаю!
" из коих как минимум половина были вообще ни причём" Вас наверное бес попутал... вторую половину Вы одобряте? Ну в смысле "без права переписки"?
" Вот такая картинка. Изменение статей Конституции стало причиной того, что первые секретари не особо сговариваясь устроили "бунт",..."
Вас не затруднит открытым текстом назвать имя человека , который стал поперек горла "первым секретарям"?
_STRANNIK24.09.13 16:23
iDesperado, NL
"марксизм не догма, но называть завод addidas, эксплуатирующий китайских детей в хвост и гриву по 12 часов в день социализмом - простите ни в какие ворота."
Честное пионерское - никогда такого не говорил. И даже в мыслях...
нихтканинхен24.09.13 18:32
> iDesperado
в СССР в соответствии с заветами Маркса собственность формально перешла в общественное пользование, но реально при сталине она была переданная парт-номенклатуре
Эх, ребята. Благодаря неиссякаемому словоблудию уважаемого товарища Странника, обсуждаем мы вместо статьи всякую фигню. Но раз уж это свершилось, то давайте друг друга поправлять, где это необходимо. Утверждение о том, что собственность на средства производства была передана партноменклатуре, - некорректно. Номенклатуре было передано управление этой собственностью, а это совсем разные вещи. Генерируемая производством прибыль не оседала в карманах номенклатуры (разве что крохи какие), а оставалась именно что государственной/общественной. Следовательно, управление - и не более того.
нихтканинхен24.09.13 18:34
Уважаемый Странник! Не придираясь к другим мелким частностям, не могу не отметить, что из Вашего чудесного определения социализма следует, например, что в Саудовской Аравии - чистейший социализм! Граждане этой замечательной страны наслаждаются всевозможными соц. гарантиями, столь милыми Вашему сердцу.
 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Шохин оценил закрытую встречу Путина с представителями бизнеса
» "Газпром экспорт" подал иски в суд РФ к словацкой ZSE, чешской CEZ и австрийской OMV
» США выведут основную часть войск из Нигера и Чада
» Греция категорически отказалась отдавать Киеву системы ПВО
» Главы энергокомпаний: за энергопереход Европе придется хорошо заплатить
» Первые истребители Rafale прибыли в Хорватию
» Замглавы Пентагона признал провал с поставками американских бомб Украине
» Литва решила вернуть военнообязанных украинцев на родину

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"