3 января 2011 года ряды немецкой армии в последний раз пополнились новобранцами, призванными в армию на срочную военную службу. Всеобщая воинская обязанность больше не отвечает требованиям времени и в ее нынешнем виде не подходит для бундесвера, считает министр обороны К.Т. цу Гуттенберг. Осенью 2010 года парламент ФРГ одобрил реформу, работа над которой велась весь год. Ещё в апреле министр обороны настоял на создании комиссии экспертов во главе с руководителем Федерального агентства по труду Ф.-Ю. Вайзе для того, чтобы "изнутри разобрались в структурах министерства обороны Германии". Вывод комиссии был удручающим: "Необходимость согласования между различными штабами и отделами, слишком многочисленные бюрократические уровни, границы полномочий которых к тому же размыты, непомерно снижают скорость принятия решений в министерстве и затрудняют эффективное управление". Рецепт комиссии по реформе бундесвера оказался прост и радикален: резко, как минимум наполовину, сократить численность военной бюрократии, а бундесвер перевести в разряд профессиональной армии. Закон о всеобщей воинской обязанности должен быть отменен или хотя бы приостановлен. По решению правительства статья 12А Конституции ФРГ, которая предусматривает призыв немецких юношей, достигших 18 лет, на срочную службу в армию, в пограничную охрану или в подразделения гражданской обороны, осталась неизменной. Канцлер ФРГ А. Меркель мотивировала это гипотетической перспективой изменения международной ситуации и появления реальной угрозы безопасности и суверенитету страны, что потребует реанимировать всеобщий призыв. Однако, эксперты считают вариант возвращения к воинской повинности практически исключенным. Такой шаг будет трудно обосновать политически, а ещё сложнее осуществить на практике, поскольку пришлось бы восстанавливать весь призывной аппарат. В ходе начавшейся реформы предполагается ликвидировать как минимум 42 из 52 пока действующих в ФРГ окружных военкоматов. Вопрос с отменой воинской повинности был поддержан гражданами ФРГ. В последние годы общественное мнение сложилось не в пользу действий военного руководства страны, особенно сказались неудачи бундесвера в "горячих точках". Число заявок на вступление в профессиональную армию стало ежегодно сокращаться до 60 процентов, а число военнослужащих, желающих продлить контракт - до 20 процентов. По опросам общественного мнения, большинство граждан страны "за" создание профессиональной, хорошо подготовленной армии. По мнению авторитетного издания "Ди Вельт" "cолдата надо натренировать и вооружить таким образом, чтобы он вернулся из боя невредимым". Это абсолютно невозможно после шести месяцев подготовки. Сторонники сохранения всеобщей воинской обязанности выдвигают главным образом политические аргументы. Например, армия, укомплектованная по призыву, обеспечивает, по их мнению, должную социальную смесь в ВС, когда плечом к плечу проходят службу и отпрыски аристократического рода, и выходцы из неблагополучных семей. Кстати, из 28 стран-членов НАТО лишь в 5 до сегодняшнего дня существовала служба по призыву (Германия, Норвегия, Эстония, Турция и Греция). Ожидается, что реформа бундесвера не пройдет легко и гладко. И, в первую очередь, это связано с социальной сферой. Региональные руководства федеративной республики больше всего опасаются закрытия военных баз, которые в своё время строились в экономически неблагополучных регионах и принесли туда рабочие места. (Какие именно из 15 крупнейших мест дислокации бундесвера закроют, министр обороны ФРГ объявит к середине 2011 года.) Во многих небольших городах, а их эксперты насчитали свыше 400, жизнь гражданского населения тесно связана с жизнью военнослужащих. Закрытие казарм негативно отразится, в первую очередь, на владельцах мелких предприятий - в сфере общепита, парикмахерских, ремонтных и прачечных услуг, небольших торговых точек, частных детских садов и т.д. К примеру, бургомистр небольшого городка Аугустдорф в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, как говорится, "засветился" почти на всех немецких телеканалах и в прессе, рассказывая согражданам, как ударит по финансовому благополучию местных жителей и городской казны сокращение числа военнослужащих бундесвера, которые составляют половину из 9 тысяч жителей его городка. Правительство пока также не комментирует, кто теперь будет выполнять работу в домах престарелых и в других подобных социальных учреждениях, куда прежде направлялись "альтернативщики". Гастарбайтеры? Этот вопрос пока полностью открыт. С экономической точки зрения содержание профессиональной армии, конечно, будет обходиться государству гораздо дешевле. Предложение об отмене всеобщей воинской повинности возникло как раз в период, когда немецкая экономика находилась в кризисе, и правительство стало искать финансовые резервы, чтобы ограничить запредельный рост государственной задолженности. Однако, уже в конце 2010 года Германия показала устойчивый экономический подъём, показатели которого стали лидирующими в Европе. На фоне экономического подъема резко снизился уровень безработицы и опустился до отметки докризисного. А это немаловажный фактор, поскольку армия ФРГ - один из крупнейших в Германии работодателей. (На сегодняшний день от министерства обороны получают зарплату более 330 тысяч кадровых военных и гражданских служащих.). В результате сокращения бундесвера ряды безработных пополнились бы в разы. Немецкое правительство, декларировавшее переход к профессиональной армии, по всей видимости, рассчитало этот экономический вектор со всей "немецкой педантичностью". Партнеры Германии по НАТО наблюдают за реформой немецкой армии не без интереса. Схема перехода от призывной к профессиональной армии в большинстве стран одна и та же. Однако результаты очень часто отличаются. К примеру, 10 лет назад к профессиональной армии перешли Франция и Испания. Полностью профессиональные вооруженные силы Франции являются сегодня предметом национальной гордости и демонстрируют это всему миру на ежегодных парадах в День взятия Бастилии. Франция не видит для себя никакой серьезной военной угрозы на сегодняшний день. Наряду с концепцией ядерного сдерживания, национальная автономность и самодостаточность оборонного потенциала - традиционные основополагающие принципы французской военной доктрины. Задачи, стоящие перед вооруженными силами страны, достаточно реалистичны: личный состав должен в любой момент быть готовым к молниеносному развертыванию контингента на любые расстояния. Техническое оснащение полностью это позволяет - стрелковое оружие, бронетехника, самолеты разведки, истребители, бомбардировщики, подводные лодки, всё собственной французской разработки. На вооружении имеется ударный атомный авианосец "Шарль де Голль" - гордость французского флота. Обладая третьим в мире по величине арсеналом атомного оружия, Франция самостоятельно разрабатывает и испытывает средства его доставки. На поддержание этой мощной военной машины выделяется порядка 40 млрд евро ежегодно. (Без критики, конечно, не обходится – в частности, невысокая эффективность участия французских военных в таких операциях как урегулирование в Кот-дИвуаре или в военных действиях НАТО в Афганистане.) Другая ситуация сложилась в соседней Испании. Cтав профессиональной, испанская армия оказалась на грани развала. Решение о реформировании принималось почти одновременно с реформой французской войск. На тот момент для Испании отмена воинской повинности была просто вынужденной мерой, так как количество молодых людей, не желавших служить, постоянно увеличивалось, и, в конце концов, их стало значительно больше, чем тех, кто был готов выполнить свой гражданский долг. На сегодняшний день, как отмечают эксперты и по утверждению непризнанного профсоюза военных AUME, в испанской армии процветают "тоталитарные порядки": муштра, гауптвахта, офицерское рукоприкладство, дедовщина для низших чинов; коррупция и пренебрежение к подчиненным в высших армейских эшелонах, кумовство. Продвижение по службе чаще зависит не от служебных успехов, а от личных отношений с начальством. Кроме того, недостаточно проработанная финансовая сторона вопроса перехода к профессиональной армии привела к тому, что оклады военнослужащих до сих пор иногда до 50 процентов меньше аналогичных на гражданской службе (а у рядового состава - на 40 процентов меньше среднего заработка по стране). Не решён жилищный вопрос - по истечении срока контракта военнослужащие освобождают казармы и оказываются буквально на улице. В результате испанская армия неукомплектована кадрами - вместо положенных по штату 120 тысяч человек в ней служат менее 70 тысяч. Ситуацию не изменило массовое привлечение в армию женщин – более 20 процентов рядового состава во всех родах войск, включая даже артиллерию, танковые войска и спецназ, где традиционно необходима физическая сила. Несколько улучшил кадровый вопрос экономический кризис - безработица в стране достигла 40 процентов. Это стимулировало многих молодых людей согласиться на военную службу. Однако, такие "контрактники" абсолютно не соответствуют статусу военнослужащего современной европейской армии, способной выполнить любые задачи глобального масштаба. По мнению аналитиков, начавшаяся реформа бундесвера продиктована главным образом финансовыми мотивами. Принятая правительством в прошлом году программа радикального сокращения государственных расходов предусматривает уменьшение бюджета министерства обороны. В ближайшие четыре года - на 8,3 млрд евро. Однако, и времена крупномасштабных кровопролитных битв, когда исход определялся численным превосходством и личной храбростью, прошли. Профессиональный бундесвер, состоящий в будущем из 170 тысяч военнослужащих, будет не только более экономичным, но и гораздо более эффективным, чем сегодняшняя армия ФРГ с ее аппендиксом воинской повинности. Будущее всё же принадлежит компактным, мобильным и высокопрофессиональным армиям. Первый шаг к созданию такой армии Германия сделала. Понаблюдаем, какими будут следующие шаги. |