На фоне ускорения инфраструктурного строительства гражданских и военных объектов в Южно-Китайском море Китай объявил о масштабном плане по созданию 20 плавучих АЭС для снабжения энергией "удаленных объектов". Об этом сообщает Global Times. О начале работ заявил Лю Чжэнго, глава Китайской корпорации судостроительной промышленности, ответственной за реализацию проекта.
Согласно мнениям наблюдателей, реализация масштабного проекта призвана решить задачу энергоснабжения удаленных на 1-2 тыс км от побережья Южного Китая островов Южно-Китайского моря, где в данный момент ведется активное инфраструктурное строительство. В частности за последнее время КНР возвела на территории ряда островов маяк, взлетно-посадочную полосу и другие инфраструктурные объекты. Строительство постоянно расширяется, а регулярные территориальные конфликты с Вьетнамом, Филиппинами и Индонезией затрудняют подачу топлива на китайские объекты. Так, в частности, в апреле береговой охраной Вьетнама в Тонкийском заливе был задержан китайский дизельный танкер.
Первая плавучая АЭС будет спущена на воду в 2018 году. Ее разработка передана Bohai Shipbuilding Heavy Industry Company (BSHIC) при содействии Института "719" (Ухань). Параллельно с работами по производтсву плавучих АЭС ведутся работы по созданию крупных плавучих платформ (остров Хайнань), а также мобильных морских ядерных реакторов малой мощности
ACPR50S (Гуандун, Шэньчжэнь), которые должны быть сданы в эксплуатацию в 2020 году.
Согласно данным CSIC, рынок плавучих АЭС может составить в Китае до 100 млрд юаней (15,45 млрд долл) без учета потребностей Южно-Китайского моря. Потребности нефтедобычи только в Бохайском заливе (Желтое море), могут составить до 50 млрд юаней в год. Стоимость постройки одной платформы может составить до 3 млрд юаней, а доход от ее 40-летней эксплуатации достигнет 22,6 млрд юаней.
В настоящее время в Китае функционируют 30 энергоблоков общей мощностью 28 ГВт, еще 24 находятся на стадии строительства. К 2030 году CNNC намерена построить до 30 атомных энергоблоков за пределами Китая в рамках реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути.
Инициатива Китая вызывает обеспокоенность на западе и среди стран акватории Южно-Китайского моря, ситуация в котором за последнее время значительно обострилась. На акваторию моря, по которому проходит до 25% мирового торгового трафика, претендуют Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Китай.