В настоящее время военно-политическая обстановка в Чешской Республике (ЧР) в целом отличается стабильностью. Внешнеполитический курс характеризуется стремлением руководства страны к расширению и укреплению политических, экономических и военных связей с Европейским союзом и Североатлантическим альянсом. Чехия также активно участвует в деятельности региональной организации "Вишеградская группа" (Чехия, Польша, Словакия, Венгрия), членство в которой используется для упрочения международного авторитета республики и повышения влияния в Центральной и Восточной Европе. Как показывают результаты социологического исследования, 76 проц. чешских граждан выражает согласие с членством страны в Североатлантическом альянсе. При этом 70 проц. респондентов считают членство в НАТО самой надежной гарантией безопасности Чехии. Североатлантический альянс пользуется поддержкой молодой части населения Чехии и сторонников правящей Гражданской демократической партии. За последние годы увеличилось количество граждан, утвердившихся во мнении, что Чехия является полноправным членом НАТО. В марте 2007 года в этом было уверено 52 проц. граждан, а в начале 2009 года – 66 проц. Отвергают сотрудничество страны с НАТО люди пожилого возраста и приверженцы коммунистов. Отношение к России и её Вооруженным Силам в Чехии в целом не изменилось. Поддерживая Евросоюз и НАТО, руководство ЧР считает внешнюю политику России, проводимую в последнее время, агрессивной. Но следует отметить, что президент ЧР В.Клаус был одним из немногих европейских политиков, который не критиковал Россию за вторжение в Грузию. По мнению чешских экспертов, российская армия в настоящее время сильна только наличием ракетно-ядерного оружия, но уступает ВС западных стран в обычных вооружениях и боевой подготовке. Важным фактором, влияющим на внутриполитическую обстановку в стране, являлась стабильная и устойчивая экономическая ситуация, сохранявшаяся в стране до начала мирового финансового и экономического кризиса. Несмотря на ряд трудностей при переходе к рыночной экономике, в Чехии постоянно росли показатели внутреннего валового продукта, которые были одними из самых высоких в Европе. Вместе с тем, развитие экономики в стране осуществлялось неравномерно, что привело к снижению уровня производства в промышленных районах Чехии. Из-за низкой производительности труда сельское хозяйство и пищевая промышленность ЧР по-прежнему не могут конкурировать с Западной Европой. Однако руководство Чехии выразило свое несогласие с политикой администрации США по выходу из финансового кризиса и работает над поисками другого пути. Стабильность внутриполитической обстановки во многом определяется практически моноэтническим составом населения страны (более 95 проц. населения чехи). На втором месте находятся словаки, многие из которых после разделения в 1993 году остались в Чехии и составляют около 2 проц. населения. Среди иммигрантов самой многочисленной диаспорой является украинская (на конец 2007 года - более 126 тыс. человек). Другие этнические группы включают вьетнамцев, русских, поляков, немцев, цыган, венгров и евреев. В Чехии отсутствуют межнациональные, расовые и религиозные проблемы. Однако необходимо отметить, что у коренного населения сильно развито чувство национального превосходства: выше всех – чехи, на втором месте – словаки, все остальные – ниже. К немцам отношение толерантное. На бытовом уровне сохраняются выработанная веками неприязнь к "мораванам" (этническим чехам, проживающим в Моравской области, граничащей со Словакией) и презрение к немногочисленным цыганам. Следует отметить социально-политическую активность населения Чехии, которое периодически вступает в противоречие с внешней политикой, проводимой руководством страны. В первую очередь, это касается размещения на территории страны радара американской системы противоракетной обороны. Так, руководство Чехии предлагает даже подключить Россию к создаваемой США глобальной системе ПРО. При этом необходимым условием должен стать отказ Москвы от противодействия планам размещения элементов системы ПРО в Европе. Однако, согласно результатам опроса, проведенного Центром по изучению общественного мнения, две трети респондентов выступают против развертывания в Чехии радара американской ПРО. Противоположного мнения придерживается только 29 проц. опрошенных. Более 60 проц. респондентов, а также оппозиционные политические партии выдвигают требование о проведении в стране гражданского референдума по данному вопросу. В руководстве страны отсутствует единое мнение относительно ратификации подписанного в Лиссабоне Договора о реформе Евросоюза, несмотря на то, что значительное число государств-членов ЕС его уже ратифицировало. Разногласия существуют не только среди политических партий, но и между верхней и нижней палатами парламента. Руководство Чехии вынуждено придерживаться позиции населения страны относительно перспектив вступления новых членов в состав НАТО, в частности, Грузии и Украины. Согласно опросам, большинство чехов выступают против принятия в альянс этих стран (за принятие Украины - 34 проц., против – 39 проц., за принятие Грузии – 28 проц., против – 43 проц. чешских граждан). По мнению чешских политологов, причиной являются опасения по поводу реакции России. Кроме того, в случае с Грузией чехи опасаются, что из-за резких разногласий этой страны с Россией блок НАТО, а вместе с ним и Чехия, могут быть втянуты в конфликт. Более того, Чехия вошла, по опросам, в состав 18 государств, население которых негативно относится к США. Основные нарекания среди жителей этих стран вызывают нарушения американской администрацией прав человека и гражданских прав в других странах, диктат на мировой арене и отказ в сотрудничестве по многим международным проблемам. Морально-психологическое состояние военнослужащих вооруженных сил Чехии можно оценить как достаточно устойчивое, хотя его уровень во многом определяется степенью социально-правовой защищенности военнослужащих и членов их семей, величиной финансового и материального обеспечения, эффективностью психологической подготовки, качеством воспитательной работы и др. Командование НАТО считает, что Чехии удалось за короткий срок из 200-тысячной армии, состоящей из призывников, создать сбалансированную профессиональную военную силу численностью 60 тыс. человек. По его мнению, новым государствам-членам НАТО следует при преобразовании своих армий руководствоваться примером ЧР. По решению большинства парламента Чехии, военнослужащие страны принимают участие в ряде зарубежных операций НАТО. Специальное решение парламента по этому вопросу потребовалось в связи с многочисленными требованиями вывода чешских военнослужащих из Афганистана после гибели там нескольких солдат. Отрицательное отношение к продолжению участия в этой операции наблюдалось не только в гражданском обществе, но и в армии. Обсуждение проекта участия чешской армии в зарубежных миссиях на 2009 год временно приостановлено. До вынесения этого вопроса на обсуждение в парламент планируются переговоры премьер-министра, министра обороны и начальника Генштаба с представителями оппозиционной социал-демократической партии. Командование ВС ЧР уже сократило число своих солдат в Афганистане с 645 до 480 человек. Кроме того, министерство обороны предложило завершить деятельность в миссии НАТО в Ираке, где ранее планировалось иметь пять чешских инструкторов. В настоящее время чешские солдаты служат в Афганистане, Косово, Прибалтике. 229 человек находятся в режиме готовности для Сил быстрого реагирования НАТО и 1500 человек - в чешско-словацкой группе Евросоюза. Анализ военно-политической обстановки в Чешской Республике позволяет обозначить следующие наиболее важные тенденции: общая поддержка политики Европейского союза и Североатлантического альянса; стремление руководства страны повысить роль и значение Чехии при решении европейских политических вопросов; большое влияние политической оппозиции при решении вопросов внешней и внутренней политики страны; рост социально-политической активности населения на фоне финансового и экономического кризиса; сохранение негативного мнения о политике России, провоцируемого отрицательными установками и субъективным освещением событий в регионе европейскими средствами массовой информации; некоторое снижение уровня морально-психологического состояния личного состава ВС ЧР, вызванное стагнацией урегулирования вооруженного конфликта в Афганистане.
|