Если новый маршрут одобрят, будет устранено одно из препятствий к реализации проекта. Напомним, что весной этого года в Албании разгорелся скандал из-за того, что правительство страны обратилось к оператору НАМБ -зарегистрированной в США корпорации АМВО (Albania-Macedonia-Bulgaria Oil) - с просьбой изменить маршрут трубы и провести новую экологическую экспертизу проекта. По всей видимости, кабинет Сали Бериши уступил давлению экологов и общественных организаций, утверждающих, что создание в порту Влоре всей предусмотренной проектом инфраструктуры приведет к загрязнению города и отпугнет туристов. "Мы не намерены превращать Влоре в энергетические задворки Балкан", - заявил министр промышленности Албании. Решение правительства вызвало шквал критики в местной прессе. Премьера обвиняли и в "умопомешательстве", и "предательстве", и в том, что он обслуживает интересы Греции и России "вместо американских".
Последнее обвинение, прозвучавшее в "Gazete Shquiptare", весьма показательно. НАМБ часто рассматривается как прямой конкурент российско-греческого нефтепровода Бургас-Александруполис. Но о том, что этот конкурент пользуется политической поддержкой США, говорится редко. "На самом деле соперничество Бургас-Александруполис и НАМБ - это борьба между российским и американским проектами строительства нефтепроводов обход проливов Босфор и Дарданеллы, - говорит член Совета по национальной стратегии Дмитрий Орлов. - Просто доминирующая роль России в первом случае (БА - ред.) очевидна, а активное участие США во втором (НАМБ - ред.) менее заметно".
Напомним, что поддержкой Вашингтона НАМБ пользуется еще с начала 90-ых. ТЭО проекта частично финансировалось Агентством США по торговле и развитию. По некоторым сведениям, глава корпорации АМВО Тед Фергюсон в прошлом работал на "дочку" Halliburton "Kellogg, Brown & Root".
30 октября, по информации главного редактора Energyobserver.com, может быть принято решение о том, что нефть из албанского порта Влоре будет поставляться танкерами в США. "Это объясняет, почему американские инвесторы заинтересованы в проекте", - объясняет Пиштолова. По ее словам, ни о какой конкуренции между "российским" и "американским" проектами речи не идет. "Учитывая тот факт, что нефть, которую планируется поставлять по этой трубе (НАМБ - ред.) будет транспортироваться далее танкерами через океан, очевидно, что Бургас-Влоре не является конкуренотом Бургас-Александруполис, который ориентирован, главным образом, на европейские рынки", - утверждает она.
Проблема, однако, заключается в том, что найти финансирование - а главное, нефть - на оба проекта вряд ли удастся. "Потребители или поставщики (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан - ред.) финансировать Бургас-Влоре вряд ли захотят: первые - потому, что есть надежный поставщик в лице России; вторые - потому, что и так существуют в режиме постоянного бюджетного дефицита", - говорит портфельный менеджер ИК "ФИНАМ" Николай Солабуто. Что касается представленных на Каспии западных компаний (например, Chevron), то и они вряд ли найдут деньги на этот нефтепровод.
Нельзя исключать, что вопрос о финансировании может быть решен с помощью "международных доноров" и США: именно в расчете на их поддержку разрабатывался НАМБ. По данным EIA, $930 000 на строительство трубы (общая стоимость проекта оценивается примерно в $1,1 млрд) могут быть предоставлены такими организациями, как Всемирный Банк, ЕБРР, МВФ, Экспортно-импортный банк США, а также Корпорация США по частным инвестициям за рубежом (OPIC).
Сами американцы, правда, утверждают, что решение о строительстве НАМБ или другой трубы в обход проливов будет приниматься исключительно на основе "коммерческих интересов". Об этом, в частности, заявил 29 июня заместитель помощника госсекретаря Мэтью Брайза. Если это так, то о НАМБ можно забыть. Но основания усомниться в искренности заявления г-на Брайзы у специалистов есть. "Баку-Тбилиси-Джейхан вообще не был выгодным экономическим проектом, и тем не менее он был реализован", - напоминает Дмитрий Орлов.
Впрочем, на этот раз ситуация несколько иная: на обе трубы просто не хватит нефти. "Я думаю, что это на самом деле конкурирующие проекты", - утверждает аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. По его словам, суммарная мощность проектов транспортировки среднеазиатской нефти на Запад "значительно больше", чем планируемое увеличение добычи. "Весьма велики шансы осуществления проекта Самсун-Джейхан, а ведь есть еще проекты Одесса-Броды, проект транспортировки нефти через Румынию (Констанца-Триест - ред.)", - напоминает эксперт. Кроме того, и Бургас-Александруполис, и Бургас-Влоре рассчитаны в том числе и на российскую нефть, а России НАМБ поддерживать нет смысла.
Что касается той же Chevron, то эта компания сейчас находится в довольно сложной ситуации, и на ее нефть сторонникам Бургас-Влоре вряд ли стоит рассчитывать. Дело в том, что необходимость строительства трансбалканской трубы связана в значительной степени с планируемым расширением расширения мощности трубопровода Тенгиз-Новороссийск, являющегося частью транспортной системы Каспийского Трубопроводного Консорциума. Акционеры КТК (в том числе Chevron) настаивают на том, что бы пропускная мощность трубы была расширена с 30 до 67 млн тонн в год, что наталкивается на противодействие российской стороны. "Когда они (акционеры КТК - ред.) заводят речь о расширении КТК, мы настаиваем на строительстве нефтепровода Бургас-Александрополис в обход проливов. Иначе российская нефть будет заперта в Черном море...", - пояснил в интервью журналу "Эксперт" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.
Chevron и другим акционерам такая постановка вопроса не нравится, и время от времени компания грозит увести каспийскую нефть в другие трубы. "Но если Chevron даст свою нефть для Бургас-Влоре, поддержанного американцами, он точно не получит разрешения на расширение КТК", - говорит генеральный директор сайта RusEnergy.com Юрий Когтев.
Словом, чтобы ни имел в виду Мэтью Брайза, говоря о том, что судьбу трансбалканских проектов будут определять "коммерческие интересы", он оказался прав: шансы на реализацию будут у того трубопровода, который заручится поддержкой производителей и экспортеров нефти. И здесь, похоже, интересы американского правительства и американского бизнеса расходятся. По информации Когтева, сейчас, наконец, наметились возможности для достижения договоренности Chevron с российскими властями. "Я не вижу шансов на то, чтобы политическое решение американцев (о создании НАМБ - ред.) могло переломить экономическую выгоду Chevron от участия в альтернативном проекте, если, конечно, Chevron заинтересован в расширении КТК", - заключает генеральный директор RusEnergy.com.
Ольга Сухова, www.rian.ruНе выглядит ли симптоматичной темная история избиения 28 октября российских дипломатов в Скопье, Македония?
Как сообщили в российском МИДе, группа из 12 человек избила четырех сотрудников посольства России. Причем ситуация тут же обросла большим количеством вопросов, которые пока остались без ответа. Избили российских дипломатов вечером 28 октября, однако первая информация о происшествии появилась на информационных лентах практически через сутки.
По словам очевидцев, четверо сотрудников российского диппредставительства собирались выходить из кафе "Тренд" на центральной площади Скопье, когда к ним подошел неизвестный молодой человек и несколько раз ударил одного из дипломатов. Как выяснилось позже, это стало лишь прелюдией к настоящему избиению россиян. Причем избивали сотрудников дипмиссии не только товарищи нападавшего, но и охрана заведения. В настоящее время македонской полицией за участие в драке разыскиваются 10-12 человек. Ни одного из них арестовать по горячим следам не удалось.
Отправленным в больницу дипломатам в ходе оказания первой медицинской помощи врачи провели тест на наличие алкоголя. Видимо, полиция первоначально хотела доказать, что в баре произошла пьяная драка. Но тест дал отрицательный результат. И теперь местным правоохранительным органам действительно придется искать нападавших.
МИД России потребовал от македонских властей проведения максимально объективного и профессионального расследования случившегося. Посол России в Македонии Владимир Солоцинский в понедельник передал македонским властям ноту протеста. По словам официального представителя МИДа России Михаила Камынина, Москва ждет официальной информации о результатах расследования. В Министерстве иностранных дел РФ не исключают, что речь может идти о преднамеренной провокации.
"Недоброжелателей у нас, тем более на Балканах, достаточно", - прокомментировал ситуацию источник "РГ" в российском МИДе.
Тем временем в больнице медики подтвердили: российским дипломатам нанесены тяжкие телесные повреждения. После оказания необходимой медицинской помощи сотрудники дипмиссии были отпущены домой. С журналистами они общаться отказались. Вместо них это делает пресс-секретарь посольства Светлана Солодчук, которая сообщила "РГ", что жизни и безопасности пострадавших ничего не угрожает. "Иных комментариев мы не даем", - сообщила Солодчук.
В ближайшие дни македонская полиция обещала поделиться с российским МИДом информацией о ходе расследования. Однако очевидно, что по горячим следам дело раскрыть не удастся, несмотря на то, что, как шутят сами жители Скопье, их город - это большая деревня, где все знают друг друга. Дело в том, что обстоятельства инцидента выглядят весьма туманными. К примеру, если это были просто хулиганы, то неясно, почему к драке подключилась охрана кафе. И почему прибывший на место происшествия наряд полиции не смог арестовать никого из нападавших?
"РГ" удалось дозвониться до сотрудников кафе-бара "Тренд" в Скопье. По их словам, нападение на российских дипломатов произошло не внутри заведения, а на улице рядом с ним. Поэтому кто-либо из охраны или работников бара принимать участие в драке просто не мог. Да и продолжалась драка так недолго, что большинство гостей бара и вовсе ничего не заметили. Как сообщили в "Тренде", данную версию событий они уже изложили расследующей инцидент местной полиции.