Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Следствие попросило арестовать тезку начальника кадрового главка Минобороны
Госдума утвердила всех предложенных вице-премьеров
Белоусов рассказал о предстоящих изменениях в армии
Путин предложил назначить Белоусова министром обороны
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Мировой экономический кризис
05.09.11 13:20 Экономика и Финансы
Это - кризис политической экономики. Джордж Фридман о текущих проблемах легитимности финансово-политических элит.
Классическая политическая экономия, как Адам Смит или Давид Рикардо никогда не использовал термин "экономика" сама по себе. Они всегда использовали термин "политическая экономия". Для классических экономистов, это было невозможно понять, политике без экономики или экономика без политики.Два поля, конечно, разные, но они также тесно связаны между собой.Использование термина "экономика" само по себе не стал до конца 19 века. Смит понял, что в то время как эффективный рынок выйдет из индивидуального выбора, этот выбор устроены политические системы, в которой они были сделаны, как и политическая система была сформирована экономическим реалиям. Для классических экономистов, политических и экономических систем были связаны между собой, каждый зависит от других его существования.

Нынешний экономический кризис лучше всего понимается как кризис политической экономии. Более того, оно должно быть понято как глобальный кризис обертывающей Соединенные Штаты, Европа и Китай, который имеет различные детали, но один главной темой: отношения между политического устройства и хозяйственной жизни. В глобальном масштабе, или, по крайней мере, для большинства ведущих экономик мира, есть кризис политической экономии. Давайте рассмотрим, как он эволюционировал.

Происхождение кризиса


Как мы все знаем, происхождение нынешнего финансового кризиса связано с ипотечным кризисом в США. Чтобы быть более точным, он зародился в финансовой системе, которая производила бумажные активы, ценность которых была связана с ценами на жилье. Предполагалось, что цены на недвижимость всегда будут расти и, по крайней мере, если цена колебалась, то ценность бумаг все еще могла быть определенной. Это не подтвердилось. Цены на жилье снизились и, что еще хуже, ценность бумажных активов стала неопределенной. Это поставило всю американскую финансовую систему в состояние тупика и кризис перекинулся на Европу, откуда многие финансовые учреждения приобретали бумаги.

С точки зрения экономики, это, по сути финансовый кризис: одни потеряли, а другие приобрели какое-то количество денег. С точки зрения политической экономики кризис поднял другой вопрос: легитимность финансовой элиты. Давайте рассмотрим национальную систему в виде ряда подсистем - политической, экономической, военной и так далее. Затем посмотрим как экономическая система делится на подсистемы - различные корпоративные вертикали со своими элитами, где одна из них является финансовой системой. Очевидно, что это упрощает ситуацию, но я так делаю для того, чтобы поставить акцент на определенной точке. Одна из систем, финансовая система, не сработала, и эта ошибка произошла вследствие решений, принимаемых финансовой элитой. Это создало значительную политическую проблему основанную не столько на уверенности в том или ином финансовом инструменте, а на компетентности и честности самой финансовой элиты. Смысл в том, что финансовая элита была либо глупа, либо нечестна, либо и то, и другое. Идея заключалась в том, что финансовая элита нарушила все принципы доверительного управления, социальной и моральной ответственности в поисках своей личной выгоды за счет общества в целом.

Справедливо это или нет,  но такое  восприятие привело к массовому политическому кризису. Это было воистину системный кризис, по сравнению с которым кризис финансовых структур был делом тривиальным. Вопрос был в слеждующем: способна ли политическая система не просто определить кризис, но и привести виновных к ответственности. Или же, если финансовый кризис не связан с преступностью, как политическая система допустила, что не были созданы законы в отношении таких преступных действий? Была ли политическая элита в сговоре с финансовой элитой?

Возник кризис доверия к финансовой и политической системам. Действия правительства США в сентябре 2008 г. были направлены,  во-первых, на то ,чтобы иметь дело с неудачами финансовой системы. Многие ожидали, что это будет сопровождаться с решением неудач финансовой элиты, но этого не произошло. Действительно, складывается впечатление, что, потратив большие суммы денег на стабилизацию финансовой системы, политическая элита позволила финансовой элите управлять системой в свою пользу.

Это вызвало второй кризис - кризис политической элиты. Движение чаепития возникло отчасти из критики политической элиты, фокусируясь на мерах, принимаемых для стабилизации системы и утверждая, что эти меры привели к новому финансовому кризису, на этот раз в чрезмерном суверенном долге. Восприятие движения чаепития было довольно резким, но идея заключалась в том, что политическая элита решала финансовые проблемы, как путем генерации огромного долга, так и путем накопления чрезмерной государственной власти. Аргументом движения было то, что политическая элита использовала финансовый кризис для того, чтобы существенно увеличить мощь государства (реформа здравоохранения была явным примером этого), в то время как она не справилась с финансовой системой, увеличив государственный долг.

Кризис в Европе


Вопрос суверенного долга также привел как к финансовому, а затем и политическому кризису в Европе. В то время как американский финансовый кризис, безусловно, отразился на Европе, европейский политический кризис усугубился в результате рецессии. В Европе уже давно некоторые считали, что Европейский Союз был построен либо для поддержки финансовой элиты за счет широких слоев населения, либо для укрепления Северной Европе, в частности Франции и Германии за счет периферии, либо и то, и другое. То, что было мнением меньшинства, было подкреплено рецессией.

Европейский кризис шел параллельно американскому кризису из-за того, что финансовые структуры были взяты на поруки. Но чем глубже был кризис, тем Европа переставала действовать как единое целое для выработки решения для всех европейских банков, вместо этого работа проводилась на национальной основе, при этом каждая страна сосредоточилась на своих банках, а Европейский центральный банк, по-видимому, действовал в пользу Северной Европы в целом и Германии в частности. Это стало темой для обсуждения когда рецессия породила непропорциональные кризисы в периферийных странах, таких как Греция.

Существует два нарратива к этой истории. Одним из них является немецкая версия, которая стала общим объяснением. Согласно ней Греция пришла к кризису суверенного долга из-за безответственности греческого правительства, так как оно поддержанивало социальные программы сверх того, что могло бы профинансировать, и теперь греки ждали помощи от других, особенно немцев, чтобы их спасли.

Греческий нарратив, который менее популярен, отмечал, что немцы манипулировали Европейским Союзом в свою пользу. Германия является третьим по величине экспортером в мире после Китая и Соединенных Штатов (быстро приближаясь к второму месту). Формируя зоны свободной торговли, немцы создали рынки, которые попали в плен к немецким товарам. Во время процветания первые 20 лет или около того, это был скрыто под общим ростом. Но как только начался кризис, неспособность Греции девальвировать свои деньги - которые, как и евро, находятся под контролем Европейского центрального банка - и способность Германии продолжать экспорт без каких-либо возможностей Греции контролировать этот экспорт, усугубил рецессию в Греции и привел к суверенному долговому кризису. Кроме того, правила, созданные Брюсселем, настолько повысили позицию Германии, что Греция была беспомощна.

Но дело не в том, какой нарратив является верным. Дело в том, что Европа стоит перед лицом двух политических кризисов, порожденных экономикой. Один кризис похож на американский, который связан с убеждением, что политическая элита Европы защищает финансовую элиту.Другой является чисто европейским, региональным кризисом, из-за которого части Европы попали в состояние недоверия друг к другу. Это может стать экзистенциальным кризисом для Европейского Союза.

Кризис в Китае

Американский и европейский кризисы сильно ударил по Китаю, который, как крупнейшая экспортная экономика в мире, является заложником внешнего спроса, особенно со стороны Соединенных Штатов и Европы. Когда Соединенные Штаты и Европа вошли в рецессию, китайское правительство сталкнулось с проблемой безработицы. Если заводы закрыты, то рабочие становятся безработными, а уровень безработицы в Китае может привести к массовой социальной нестабильности. Китайское правительство имело два ответа на этот вызов. Первый состоял том, чтобы поддерживать заводы путем стимулирования снижения цен до точки, где испарялась норма прибыли от экспорта. Второй заключался в предоставлении беспрецедентных объемов кредитования предприятий, которым угрожал дефолт по долгам, для их поддержки.

Стратегия сработала, конечно, но только за счет существенной инфляции. Это привело ко второму кризису, когда работники сталкиваются с сокращением небольших по размеру доходов.Ответом стало увеличение доходов населения, что, в свою очередь, увеличило расходы на вывозимые товары, сделав ставки на заработную плату в Китае менее конкурентоспособными, чем, например, в Мексике.

Китай ранее опирался на предпринимателей. Это было легко, когда Европа и США были на подъеме. Теперь рациональным шагом со стороны предпринимателей было либо выходить в оффшор, либо увольнять рабочих, либо и то, и другое. Китайское правительство не могло себе этого позволить, поэтому оно все больше и больше вмешиваться в экономику. Политическая элита стремилась к стабилизации ситуации и собственной позиции за счет увеличения контроля за финансовыми и другими корпоративными элитами.

Во всех трех местах - Соединенных Штатах, Европе и Китае - по крайней мере, первые шаги были сделаны по разному. В Соединенных Штатах первым побуждением было регулирование финансового сектора, стимулирование экономики и усиление контроля над секторами экономики. В Европе, где уже был существенный контроль над экономикой, политическая элита начала разбираться как эти элементы управления будут работать, и кто окажется в выигрыше. В Китае, где политическая элита всегда сохраняла неявную власть над экономикой, ее могущество увеличилась. Во всех трех случаях, первым побуждением было желание использовать политический контроль.

Во всех трех случаях, это привело к сопротивлению. В Соединенных Штатах движение чаепития было всего лишь наиболее активным и эффективным проявлением этого сопротивления. Сопротивление пошло за ними. В Европе сопротивление зародилось среди антиевропеистов (и антиммиграционных сил, которые омуждают политику открытости границ Европейского союза в отношении неконтролируемой миграции). Оно также появилось со стороны политической элиты таких стран, как Ирландия, которая пошла на конфронтацию с политической элитой других стран. В Китае сопротивление исходит от тех, кто пострадал от инфляции, как со стороны потребителей, так и от бизнес-кругов, чей экспорт стал менее конкурентоспособным и прибыльным.

Этот кризис ударил не по всем серьезным экономикам мира. Россия прошла через этот кризис ранее и уже склонна к контролю над экономикой политической элитой. Бразилия и Индия не испытывали таких сложностей, как Китай, но тогда у них не было таких темпов роста, как у Китая. Но когда Соединенные Штаты, Европа и Китай входят в кризис подобного рода, можно обоснованно сказать, что центр тяжести мировой экономики и большая часть ее военной мощи находится в состоянии кризиса. И это не тривиальный момент.

Кризис не означает краха. Соединенные Штаты имеют значительную политическую легитимность для того, чтобы справиться. Европа меньше, но в ее состав входят сильные державы. Коммунистическая партия Китая является мощной структурой, но она уже имеет дело не с финансовым кризисом. Она имеет дело с политическим кризисом поведения, посредством которого политическая элита управляет финансовым кризисом. Это политический кризис, который является наиболее опасным, потому что если политическая элита слабеет, она теряет возможность управлять и контролировать другие элиты.

Очень важно понимать, что это не идеологический вызов. Левых противники глобализации и правые противники миграции вовлечены в один и тот же процесс оспаривания легитимности элит. И это не просто классовый вопрос. Вызов исходит из многих областей. Претендентов еще не большинство, но они не так далеки от этого, чтобы сбрасывать их со счетов. Реальная проблема заключается в том, что, в то время как вызов для элит продолжается, глубокие различия между соперниками делают возможность альтернативной политической элиты трудно представимой.

Кризис легитимности

Это, таким образом, является третьим кризисом, который может возникнуть: что элита потеряла свою легитимность, а все, что имеется ей на смену, представляет собой глубоко разделенную и враждебную силу, объединенную враждебностью по отношению к элитам, но не имеющей своей собственной когерентной идеологии. В Соединенных Штатах это может привести к параличу. В Европе это привело бы к переходу в государства-нации. В Китае это привело бы к региональной раздробленности и конфликтам.

Все эти крайние последствия. Но мы не можем понять, что происходит, не поняв двух вещах. Во-первых, политико-экономического кризис имеет если не мировой, то, по крайней мере, широкий масштаб, а восстания в других местах имеют свои корни, но связаны в некотором роде и с этим кризисом. Во-вторых, это кризис экономической проблемы, которая вызвала политическую проблему, и которая, в свою очередь, делает экономические проблемы еще хуже.

Последователи Адама Смита могут верить в автономную экономическую сферу, отделенную от политики, но Адам Смит был гораздо проницательнее. Именно поэтому он назвал свою величайшую книгу "Богатство наций". Речь шла о богатстве, но также и о нации. Это была работа о политической экономике, которая учит нас о том моменте, в котором мы сейчас находимся.

Джордж Фридман

Перевод: Геополитика.Ру
 

oleg_0605.09.11 13:54
Т.е. все дело в том, что бы "правильная элита" вдруг появилась, быстренько-быстренько провела косметический ремонт системы глобального грабежа и при этом умудрилась бы не сломать финансовую систему и не усилить роль государства. Чудненько! При этом дядечка заклинает что "...это не идеологический вызов. Левых противники глобализации и правые противники миграции вовлечены в один и тот же процесс оспаривания легитимности элит. И это не просто классовый вопрос. Вызов исходит из многих областей" Конечно, конечно, кто бы сомневался, что этому светилу ссылка на окладе и бонусах от тех самых нелигитимных элит что-то другое придет в голову.
wano05.09.11 16:06
Странный перевод. Первый абзац так просто автопереводом в Гугле переведён. А слова "нарратив" или" экзистенциальным кризисом", одно дело когда одним словом это не перевести, но когда есть вполне нормальные аналоги, комментарии и кризис существования, странно.
А в остальном.. в заумной форме о том что во всём виноваты власти и политики, они не могут обуздать жадность финансистов. Какие они плохие, давайте их поменяем.
stereo-type05.09.11 17:02
Экономисты-ушлые ребята. Если все хорошо, требуют Нобеля по экономике. Но приходят кризисы-косят под дурачков. Мол, это не мы, это политики виноваты. Единственное желание-чтобы кризис экономический не перешел в кризис политический. Хотя, в мягкой форме уже идет.
Алексей200910.09.11 09:30

Автор сам себе противоречит! С одной стороны он пишет : Адам Смит – а с другой ВИЛенин. С одной стороны ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ- а с другой выдергивает легитимность ЭЛИТ!!! КАКОГО ЧЕРТА? Если кризис глобальный –какого черта ты выдергиваешь ФАКТЫ из канвы текста , а потом размахиваешь ими, как ЖУППЕЛОМ.

Или автор лицемерит или он не знает, про что пишет! Я только что попинал армяна в соседней ветке за аналогичное действие. Всем должно быть ясно – Кризис, по определению, политический в начале и финансово-экономический в конце. Не продуманные , популистские решения ПОЛИТИЧЕСКОЙ элиты загнали экономику в состояние КОЛАПСА, это с одной стороны. С другой, глобализация, разделение труда и как следствие интенсификация производства привели экономику к кризису перепроизводства. А ТЕПЕРЬ накладываем первую кальку на вторую и получаем КОМПЕЛЕКСНУЮ картину кризиса планетарного масштаба, кризис по всем ВЕКТОРАМ.

Алексей200911.09.11 23:41

ссылка

Вероятность второй волны мирового кризиса по сравнению с началом лета 2011 года резко возросла. Об этом, как сообщает ссылка , заявил министр финансов России ссылка .

"Сегодня ситуация несколько ухудшилась. Я даю больший процент (вероятности повторения кризиса - прим. РИА Новости)", - сказал Кудрин, который в июне текущего года во время Петербургского экономического форума оценил вероятность второй волны кризиса в 25 процентов.

"Старые проблемы не были полностью разрешены, а теперь они проявились более остро... Мотор американской экономики не заработал", - сказал Кудрин. По его словам, США так и не изменили экономическую модель, и поэтому сейчас ситуация напоминает "больного под капельницей".

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!

 Новостивсе статьи rss

» Парламент Грузии принял закон об иноагентах
» Лондон разрешил Киеву атаковать Крым британским оружием
» Berliner Zeitung: ЕС снова покупает трубопроводный газ из России, причём через «Турецкий поток», а не Украину
» В зону СВО отправлены "Накидки", под которыми боевые машины становятся невидимы
» Пентагон недоволен задержками ввода в эксплуатацию новой военной космической ракеты
» Госдеп раскрыл подробности визита Блинкена в Киев
» Китай стремится укрепить психическое здоровье учащихся с помощью образовательной кампании
» Обзор: Китайские экспоненты видят перспективы на российском рынке потребительских товаров

 Репортаживсе статьи rss

» Краснов: призываем зарубежных коллег к неполитизированному сотрудничеству
» СМИ республиканцев «сливают» подоплёку потуг демократической администрации
» Как водолазы МЧС очищают Севастополь от снарядов Великой Отечественной войны
» Рейтинг десяти лучших основных боевых танков мира
» Как российские турбины потеснили Siemens
» Америка за гранью бедности: высокотехнологическая отрасль рушится
» Поучительная история автомобиля Apple: как потратить $10 млрд и остаться с разбитым корытом.
» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР

 Комментариивсе статьи rss

» Олигархи возвращают капиталы в Россию
» Под мировую экономику заложили бомбу на 315 триллионов долларов
» ЕАЭС – Африка: в поисках оптимальных балансов
» Как кризисы изменили мировую финансовую систему
» Правительство США помогает проукраинским СМИ распространять пропаганду и затыкает рот критикам
» Что не так с глобальным управлением — и как все исправить
» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"