Остроменский М.П. МОО "Вече", МГ "Альтернатива" "Он разрушает замыслы коварных и руки их не довершают предприятия. Он улавливает мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становиться тщетным: днём они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью" Иов 5:12-14
I. К февралю 2014 года, окончательно запутавшись в украинских делах, правящая группа РФ оказалась совершенно не готовой к падению В. Ф. Януковича, уничтожению Беловежской украинской государственности и разрушению самого Беловежского консенсуса относительно постсоветской государственности в целом. Трагически сказалось полное отсутствие украинской перспективной политики, если не считать за таковую желание сохранить на Украине всё, как оно есть, и длить это её межумочное состояние возможно дольше. Правящая группа РФ полностью проиграла майданный раунд борьбы за Украину. Да и борьбы со стороны РФ никакой не было, по сути. Сплошные попытки полтиттехнологического торга. Правда без покупателей. Т.е. с нами никто и торговаться не думал, просто держали на крючке до времени и грамотно направляли на "развод". Как в 2004 году политтехнологи правящей группы РФ продули вчистую "оранжевой" революции, так они проиграли и в 2013-2014 гг. уже евромайдану, тем самым показав, что в серьёзном деле — не чета специалистам Запада. Однако очень быстро правящая группа сумела восстановить своё реноме в глазах и общественности России и в мировых акторов. Заметим, что отнюдь не политтехнологическими своими экзерсисами, а жаждой жизни простых людей. Возвращение Крыма в Россию стало неожиданностью как для Запада и Востока, так и для самой правящей группы. Особенно гладкость, быстрота и неотвратимость процесса. Никто не сумел не то, что отреагировать, но до сих пор и осознать по-настоящему — что же произошло там. Многие, в том числе в Москве, испугались стремительности и почти неуправляемости запущенного февральским переворотом в Киеве процесса: Крым, Луганск, Донецк, Мариуполь... И решили, после крымского блицкрига погодить. Но иначе считал народ Новороссии, и в результате его действий обстоятельства стали таковы, что пришлось серьёзно задуматься о решительной, но истекающей кровью Новороссии. Не вдаваясь в подробное описание хорошо известных всем перипетий, констатируем, что правящая группа РФ, слишком опрометчиво и рано отказавшись от даже угрозы силой, в какой-то момент пришла к заключению о необходимости оформления ЛНР (Луганской Народной Республики) и ДНР (Донецкой народной Республики) в некоторое подобие "Украинского Приднестровья". Т.е. к какой-то международной легализации сих стихийных образований. Это показалось хорошим паллиативом, который мог бы устроить всех, ну, или почти всех акторов конфликта и оставить в итоге на Украине всё так, как оно сложилось силою обстоятельств (вообще единственно рефлексируемое, нашей правящей группой, состояние окружающей действительности — оставить всё как оно есть). Сами посудите. Война затягивается. Ни одна из сторон не в состоянии получить решительный перевес в ней, а осенью там просто все завязнут в грязи. Внутренние проблемы Украины нарастают. Приближается зима, собственно. Грядут выборы в Палату Представителей США. Растёт, пока глухое, недовольство населения России слабой поддержкой со стороны правящей группы ополченцев Новороссии... Что-то надо делать, господа! Все, буквально все, "от панов до холопов", простите, "в д...ме-с". Добавьте к этому гору внешнеполитических проблем, полученную правящей группой РФ по факту присоединения Крыма, и явное нежелание оную увеличивать, ни за какие коврижки. Одновременно нарастало непонимание: а чего ж с ним-то, с Крымом, делать теперь? И наличие полного отсутствия какой-либо стратегии в отношении остальной Украины. И вот, в обстановке всеобщего расстройства и ступора, озаряемого лишь светом фосфорных бомб, ряду лиц правящей группы РФ пришла генеральная мысль спасти всех разом. И "волков и овец"! Перевести ситуацию из патовой в "выигрыш-выигрыш". Как рассказывали на курсе МВА. Указать всем выход из смрадного тёмного тоннеля, куда Украина завела мировое сообщество. Но поскольку собственного понятийного аппарата для осмысления и решения таких проблем нет (пользуем только идеи вторичного либерализма) и собственной стратегии тоже нет (есть только знание основ политтехнологии, на уровне знания основ экономики в виде курса "Экономикс", чем и руководствуемся в деле хозяйствования страной), то становится ясно, что взять и сварганить что-то такое, что уже где-то, якобы, как кажется, работает — будет высшим пилотажем и вполне в русле всех предшествующих действий правящей в РФ группы. Взяли и сварганили малую Новороссию — Приднестровье, в пределах кусочков ЛНР и ДНР. Замечательно, что тут же виделось разрешение и проблем ряда олигархов Украины, в частности, бывшего богатейшего её человека — Ахметова Р. Л. с компаньонами из РФ, а значит, частично решалась и задача финансирования всего мероприятия. Правда оставалось двое участников, интересы которых не вполне были учтены таким оборотом. Во-первых, это США, которым вряд ли было по нраву организация пророссийского региона на территории бывшей Украины и которую они уже считали, по сути, полностью своей вотчиной. И беда даже не в самих этих регионах, а в том, что оные, с очень высокой вероятностью, будут иметь или могут получить тенденцию к расширению и вовлечению в свою орбиту соседних областей послефевральской Украины. Причин этому несколько: печальное состояние экономики, политики и социального блока остатков Украины; отсутствие уверенности в достаточной поддержке со стороны ЕС, особенно крупнейших и богатейших её частей, нового Украинского государства; раздрай и слабость новой власти новой Украины, представляющей из себя собрание пауков, не поедающих друг друга единственно по причине идущей войны и жестокого контроля со стороны самих США; знание о том, что люди Новороссии, с оружием в руках отстоявшие свою независимость, полны энтузиазма и пассионарной энергии и вполне могут возродить и территорию свою и экономику и подать нехороший пример другим частям Украины, а все успехи евромайдана и все средства вложенные в этот проект пропадут втуне, а значит будет потеряна уникальная возможность по приведению России под свою руку; да и сама Россия может передумать, "голуби" её правящей группы потеряют своё влияние, и она начнёт активно поддерживать Новороссию, интегрироваться с нею и даже перенимать из неё многие элементы народного творчества... "Вирус" свободомыслия и независимости, собственного достоинства и национальной гордости и трезвого помышления о будущем окончательно утвердится в организме России, чем несказанно затруднит задачу её покорения. Всё это заставляет США скептически смотреть на создание Новороссийского Приднестровья. Но тут впрочем есть и варианты и интересы сторон, и о них можно поговорить, и не всё предопределено в негативном для США плане, а выборы-то рядом. Значит, этот, очень важный, актор вполне может пойти на некоторые, пусть временные, уступки. А нет ничего более постоянное, чем временное. Особенно в международных делах... Сила привычки, знаете ли. Правда имеется и другое действующее лицо украинской трагедии, которое явно было бы не довольно таким поворотом дел. Т.е. во-вторых, ополченцы и значительное число населения самих ДНР и ЛНР. Как говорится "не за то боролись, чтобы опять и под ярмо". Но здесь, мнилось политтехнологам, с народом справиться будет не так трудно. Хитрость, лесть, подкуп, обман, угроза... Дело знакомое... В конце концов, большая часть ресурсов и так идёт туда из РФ. Их поток можно и порегулировать. Для сговорчивости контрагента. Вот, на что был упрям Стрелков И.В., а и на него нашёлся какой-никакой укорот. Да и кто его, народ, всерьёз принимать-то будет в расчёт? Казалось бы, получалась красивая и благолепная картина. И даже есть кому передать власть — людям Ахметова Р.Л., которому-то собственно и деваться некуда и который будет прекрасно исполнять роль гауляйтера в знакомой ему местности, выкачивая из неё всё до последнего. Ибо понимает, что не долго мир тут продержится и надо вытянуть из малой Новороссии всё, что возможно, и побыстрее. Да тут можно подумать и о некоторой помощи со стороны России. Для восстановления хозяйства разрушенного войной. И деньги будут приличные. А контролировать здесь будут уважаемые люди, что придумали всех так здорово помирить, а за кордоном хорошие и уважаемые люди Ахметова Р.Л. Чем не ляпота? Ну, а коли это так, то ребята и принялись за работу. Но меня гложат нехорошие сомнения: решение ли это для России, и кстати, уж если на то пошло, для самой правящей группы РФ, хотя о них головушка болит не сильно? И даже если абстрагироваться от всех этих распилов, то всё одно — похоже, что нет, не решение. Очень похоже, что приверженность стратегии сохранения статуса кво (в просторечии русском: "годить и не пущать") в очередной раз позволила правящей группе РФ забрести и завести всех нас в очередную трясину очередного кризиса. Рассмотрим так ли это. II. Начнём с того, что Приднестровье образовалось в совершенно иную историческую эпоху и в иных обстоятельствах, чем рождающаяся Новороссия. Приднестровская Молдавская республика (ПМР), Нагорно-Карабахская Республика (НКР), Республика Абхазия или Южная Осетия есть непосредственный результат распада СССР. В этом смысле их внутренняя легитимность и законность суть не меньше, чем у Молдавии, России, Грузии или Украины. Не то Новороссия, даже малая. Она есть уже следствие процессов протекавших внутри Украины, каковая является общепризнанным государством, имеющим свою конституцию, свои законы и легитимность своего существования на протяжении 23 лет. У ДНР и ЛНР нет вообще истории государственности, в отличии, например, от Абхазии и Ю. Осетии. Кажется, в этом она несколько схожа с ПМР, но и только. Ведь ПМР — так же результат кризиса огромной страны СССР. Последний перестал существовать, распавшись, а значит потеряли старую законность и легитимность прочие его внутренние части. Все начинали, так сказать, с почти равных позиций. Факт распада СССР не оспаривается ни внутри, ни снаружи. Большая часть новых независимых государств "от СССР" признаны таковыми и приняты в ООН на равных правах с прочими и между собой. Таким образом процесс этот формально завершён. И вопрос ПМР — вопрос именно этого процесса, поскольку она заявила свои претензии на независимость сразу по факту исчезновения СССР. В то время Новороссия не проявляла никаких особых позывов к самостоятельности, была в целом удовлетворена своим новым положением провинции нового послесоветского государства — Украины. Следовательно, в любом своём качестве Новороссия есть следствие уже второго этапа постсоветской истории и объективно не может брать ПМР себе в примеры. Надо заметить, что сегодняшние власти на Украине не слишком законны и условно легитимны [1], однако эти обстоятельства так же не дают ни основания, ни надежды использовать прецедент Приднестровья в интересах Новороссии. Ведь первого, с точки зрения международного сообщества, и нет. А на нет и суда нет. И рассуждать значит не о чем. Судьбу её надо решать в совершенно ином ключе. Тут скорее даже всё наоборот — Новороссия может способствовать выходу из международной изоляции ПМР. Но возможно, что малую Новороссию как Украинское Приднестровье надо рассматривать не по историческим параллелям или по сути дела, а лишь по форме её? Но и здесь много трудностей. Важнейшая из которых та, что согласись Запад на Новороссию как псевдо-приднестровье, то он тут же даёт в руки всем остальным непризнанным, но фактически существующим государствам козырь прецедента. Если можно так получить независимость, пусть частично, но широко признанную даже Западом — малой Новороссии, то почему нельзя ПМР, положим? И так Косово играет роль хорошего тарана почти во всех переговорах между Россией и Западом о статусе Абхазии и Ю. Осетии. Дипломатия США вынуждена изыскивать явно натянутые и надуманные аргументы в этой связи, поскольку хорошо понимает слабость своей позиции. Так добавим этим русским ещё и Новороссию? Но, и более того, согласись Запад даже только рассматривать и обсуждать в любом положительном контексте независимость от Украины ЛНР и ДНР, как тут же всплывает вопрос о легитимности присоединения к России Крыма! Ведь если мы согласимся с независимостью своемысленных регионов от Украины, то, тем самым, признаем, что всё происшедшее с ней после февральского переворота есть новая история нового государства. Как и история с Крымом. Мы т.о. признаём, что Украины дофевральской, послебеловежской уже не существует, а есть новое государство. И ясно, у него может быть новая граница и новое наполнение. Значит, всякая территория бывшей Украины вольна сама по себе. Основа легитимности, исторически отправная точка для ЛНР и ДНР есть референдумы об их независимости весной 2014 года, если не считать запустившего весь процесс февральского государственного переворота в Киеве. Легитимность, их, даже если провести ещё один специальный новый референдум под наблюдением ОБСЕ или ООН, становится у нас де факто признанной мировым сообществом, а значит, необходимо будет признать и легитимность предшествовавшего им референдума в Крыму. Вслед за сим потянутся ПМР, Абхазия, Ю. Осетия, НКР... Что с ними прикажете производить? Оно, конечно, такой ход дела был бы неплох для перспектив дипломатических манёвров РФ, но следует ли рассчитывать на простоту оппонента? Тем более такого. Новороссия в пределах остатков ДНР и ЛНР как Украинское Приднестровье есть сугубо полттехнологический проект части российской правящей группы. Проект глубоко внутренний и никому из сторонних акторов не приходивший в голову по выше описанным причинам. Но как также указывалось, наши политтехнологи крайне слабы, и надеяться на то, что те же самые люди, кто ранее уже дважды проигрывали на Украине американским специалистам, смогут сделать что-то новое и вдруг как-то решить данную задачу, "сделав" янки, есть глупая иллюзия, удивительная наивность и непростительная легкомысленность. Отсутствие американских представителей на минских переговорах о перемирии и странный состав делегации от Киева подтверждают, что США хорошо понимают суть проблемы и последствия неосторожных и скоропалительных действий. Могут возразить, мол, посмотрите, как блестяще была проведена этими политтехнологами операция "Преемник" в 2011-2012 гг. Они там удачно воспользовались антиамериканскими настроениями населения на фоне "арабских вёсен", употребив раздутую "белоленточную" угрозу, одновременно и купировав её и пустив в ход, для поднятия рейтинга В.В. Путина накануне президентских выборов [2, 3]. Почему ж им здесь не проявить себя? Разговор почему — длинный. Заметим только, кроме уже указанных моментов, что во-первых, это не своя территория и возможности на Украине и в России для наших политтехнологов совершенно различны, даже несравнимы; во-вторых, не та весовая категория противников; в-третьих, не тот массовый "материал" для манипуляции: украинцы уже в своей массе сильно настроены против России, тогда как россияне сильно настроены против "белоленточников" и либералов; в-четвёртых, США в 2011 году быстро поняли, что россияне не готовы принять "белоленточную" идею, а либералы не готовы за неё бороться и умирать, и отошли в сторону. "Материал" был не готов. И наши политтехнологи, по сути, сражались тогда с тенью. Они воспользовались ситуацией и фальстартом. Но далее сами создавали врага и сами его побеждали. Побеждали так и тогда, как и когда им нужно. Даром, что враг свой, самотварный. Совершенно не то теперь на Украине и в Новороссии. У американцев как дипломатов часто, особенно в последнее время, страдает адекватность в средне- и долгосрочных расчётах, и они увлекаются разными "завиральными" идеями, особенно во внешней своей политике, но, что всегда у них было на самом высоком уровне, так это мастерство исполнения. Тут вряд ли кто способен с ними тягаться и точно уж никак не наши политтехнологи. Тем более, на ниве политтехнологии разрушения политического строя и управления большими массами людей больных демократией. Это как с кино. В американском фильме может быть всё плохо и примитивно, от сценария до игры актёров. Одно точно будет всегда на высоте: операторская работа и спецэффекты, т. е. картинка. Итак, с этой стороны кроме подвоха и обычного дипломатического "обмана" ждать ничего не следует. Впрочем есть и иная проблема Новороссии как Приднестровья. Гораздо более для нас более серьёзная. Неужели у кого-то есть сомнения о целях всей этой заварушки? Есть иллюзии, что она вот так, на полпути и остановится и успокоится? Пытаясь поспешно сварганить в таком куцем виде Новороссию-Приднестровье, мы же одновременно создаём и Украину-Молдавию. Иначе, мы одновременно признаём итоги случившегося на Украине февральского государственного переворота, отдавая на откуп агрессивных антироссийских и антирусских сил остальную исторически принадлежащую Русскому миру территорию. Мы отказываемся от неё. Мы пытаемся торговаться с агрессором, который имеет чёткую цель — Россию. Которого интересует Украина исключительно в качестве плацдарма и тарана. Мы просто опять попадаемся на ту же удочку и на ту же уловку, которая уже стоила нам почти безобидной Украины. Что всех этих переговоров с евромайданом, завершившийся февральским переворотом — мало? Сбитого Боинга — недостаточно? Обстрелов городов системами залпового огня — ещё не хватает? При этом ведь наблюдается полное равнодушие американской дипломатии даже к обсуждению гуманитарных вопросов Новороссии! Согласившись на маленькую Новороссию при отсутствии стратегии в отношении остальной Украины, мы даём карт-бланш США на невозвратное преобразование Украины в сплошную Галицию с последующей раскачкой уже России. Нам что, необходим мощный проамериканский плацдарм с огромным населением у себя в мягком подбрюшье? Мы что, решили по-быстрому сдаться на милость победителю? Надежду же, что экономические трудности, холодная зима или какие-то особые лишения приведут к социальному взрыву на Украине и к революции, необходимо отбросить как напрасную и даже ложную. Революции не совершаются как результат какого-то сугубого бедствия. Особое бедствие приводит только к бунту, каковой подавляется правительственными войсками с примерным наказанием возмутителей спокойствия и всех подвернувшихся под руку жителей окрестных поселений. У кого-нибудь есть сомнение, что Порошенко П.А. или иной кто из сегодняшней киевской верхушки, не дрогнув, потопят в крови выступление в любой части Украины простого гражданского населения? Таковых наивных сегодня, думаю, уже нет. А для карательных операций сил у Киева достанет почти при любом экономическом раскладе. Революции же есть результат несбывшихся надежд общества в отношении способности правящей группы исполнить особенные его чаяния. Не отчаянье из-за тяжёлой и беспросветной жизни есть причина Революции, а отчаяние от упускаемых надежд на "райское" существование на земле, которое мнилось уже почти в руках. Такое отчаяние и уверенность в том, что с этим правительством "рая" не построишь, и есть энергия, приводящая в движение революционные массы. Сама Украина со своим евромайданом сию гипотезу подтвердила "буквально третьего дни". Повторения не будет. Этот вопрос закрыт. Евроинтеграция документально зафиксирована и снята с повестки дня. Теперь воюем с Россией. Упорствуя в желании соорудить малую Новороссию, мы не решаем настоящие свои проблемы, оставляем все возможные "плюшки и калачики" Киеву и его заграничным бенефициантам. Фигурально выражаясь, мы не потрёпанную, хоть и гордую "пешку" отдаём, мы отдаем стратегическую инициативу и пространство манёвра противнику. Не забываем, противнику и так обладающему превосходящими нас материальными и политическими ресурсами, противнику у которого, по сути, только одно слабое место на Украине — длинное логистическое плечо и слабая точка опоры. Следовательно, Новороссия в усечённом виде "Украинского Приднестровья" устраивает лишь её идейных вдохновителей из правящей группы РФ и, как временное решение, для перегруппировки, налаживания коммуникаций, сосредоточения сил, отвлечения и успокоения России. Для нас это – "размен Константинополя на Дрыщёв, с последующей потерей Москвы". III. Что из этого следует? 1. Разработать стратегию действия на всей Украине, стержнем которой должно стать усиление влияния России и теснейшая интеграция с ней этой территории с постепенным экономическим и, буде возникнет надобность и возможность, с политическим объединением. 2. Действовать надо быстро, активно, изобретательно целенаправленно. Только скорость и неординарность действий способна решить всю Украинскую задачу в пользу России. Надо использовать слабые места противника. Тем более такого мощного. Помним максиму Сунь Цзы: "Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике." 3. Уже сегодня начинать формирование властных органов Новороссии с перспективой расширения данной территории от лишь ЛНР и ДНР до включение в неё, по крайней мере, Запорожской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Кировоградской, Днепропетровской, Николаевской, Одесской областей бывшей Украины и ПМР. 4. Не надеяться на наивность дипломатии и искренность шагов нам навстречу со стороны США. У них есть время и есть цель. И война, и Порошенко А. П., и неспокойная нищая Украина устраивают США вполне. Нас это не устраивает. Кого ещё? Правильно — ЕС. По крайней мере, старых её членов. Значит, работаем с ними. Не отчаиваемся, не слушаем политическую риторику. Работаем внутри. Работаем с обществом, с бизнесом, с политиками. Упорно, последовательно, методично. 5. Разработать и начать осуществлять план экономического развития всего региона — "План восстановления Новороссии". Таковой должен быть направлен на долгосрочные взаимные интересы России и Новороссии в части взаимовыгодной экономической интеграции с использованием наиболее сильных факторов каждой из сторон. Уникальный экономический потенциал Новороссии, сотворённый заботами Российской Империи, освоившей и заселившей эти земли русскими, и СССР, создавшем мощный промышленный, технологический и научный задел, не мог в полной мере раскрыться на постсоветской Украине с её местечковостью, мелкой внутриклановой грызнёй и политикой уровня детской песочницы. Заводы, инфраструктура, научные и технологические школы постепенно деградировали за отсутствием задач соответствующего масштаба и сложности. Экономическое и политическое объединение возможностей и ресурсов и задач РФ и Новороссии даст мощный толчок развитию не только всего региона, но и существенно улучшит ситуацию в экономике самой России. Усилит в ней именно промышленную и высокотехнологичную составляющую, а не только сырьевую, как в последние годы. 6. Приготовиться к непростым временам в экономике РФ и её внешнеполитическом статусе. Для чего необходимо изменить взаимоотношения власти и общества. Нужно сосредоточить внимание на развитии доверия между ними, когда устойчивость власти держится не на доверии граждан одному В.В. Путину, а являет собой устойчивость системы в целом, как результат устойчивости её структуры и её наполнения. А химера малой Новороссии-Приднестровья, видим, — нежизнеспособна. Как и любой впрочем кадавр... или голем... или монстр студента Виктора Франкенштейна... Литература 1. Остроменский М.П. Несколько слов по легитимности Новороссии. 2. Остроменский М.П. Почему побеждает Путин? 3. Остроменский М.П. Снимая оранжевые очки Статья прислана автором по электронной почте |