Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин поставил задачи перед новой Госдумой
ЦИК утвердил окончательные итоги выборов в Госдуму
Франция решила отозвать послов из США и Австралии после создания AUKUS
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Радикализация в Грузии: самоисполняющееся пророчество?
25.10.15 11:12 Кавказ: зона нестабильности
("Open Democracy", Великобритания)
Инга Поповайте (Inga Popovaite)

Расположенное в Грузии Панкисское ущелье обычно изображают как очаг исламского радикализма. Живущие там кистинцы страдают от бедности и дискриминации, а равнодушное правительство и тенденциозное освещение в СМИ приводят к еще большему их отчуждению.

Панкисское ущелье снова оказалось в поле зрения местных и международных СМИ. На самом деле внимание к нему приковано уже в течение года — с тех пор как стало известно, что один из главных командиров ИГИЛ Абу Умар аш-Шишани родился и вырос в этой узкой долине, расположенной в северо-восточной части Грузии у подножия Большого Кавказа.

Внимание к фигуре аш-Шишани не сделало освещение ситуации в Панкисском ущелье более благосклонным. Бека Баджелидзе, директор кавказской программы Института по освещению войны и мира (Institute for War and Peace Reporting, IWPR), подчеркивает, что в репортажах как местных, так и международных средств массовой информации не хватает глубокого анализа и описания контекста. "Когда иностранные СМИ пришли делать репортажи из Панкиси, их волновала только личность Тархана Батирашвили (настоящее имя Абу Умара аш-Шишани). Их не интересовала более широкая картина — вопрос о том, почему именно молодежь в основном присоединяется к повстанцам в Сирии", — говорит он.

Баджелидзе считает, что сейчас многие журналисты в своей работе целиком опираются на кабинетные исследования и Интернет-источники, а потому оказываются оторваны от реальности на местах и предлагают непроверенные и часто предвзятые материалы.

По его словам, грузинским новостным агентствам также не хватает глубоких знаний о Панкисском ущелье, и на их репортажи оказывает влияние доминирующее отношение к религиозным и этническим меньшинствам: "Для некоторых журналистов достаточно знать, что жители Панкиси — мусульмане, и религия воспринимается как основная причина радикализации. Они зачастую не принимают во внимание такие факторы, как недостаточная вовлеченность в местное самоуправление, нехватка институциональной поддержки, социальное и экономическое отчуждение".

Таким образом, репортажи местных и международных СМИ усиливают и так уже дурную репутацию Панкисского ущелья как грузинской колыбели радикализма и терроризма. Эта репутация возникла в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда ущелье стало не только убежищем для тысяч чеченских беженцев, спасавшихся от войны с Россией, но и базой, с которой арабские и чеченские боевики, предположительно имевшие связи с "Аль-Каидой", могли наносить удары по России. Однако к 2004 году бывший президент Грузии Михаил Саакашвили с американской помощью очистил ущелье от членов вооруженных формирований и разогнал большинство устойчивых преступных группировок региона.

Беспокойство грузинского правительства по поводу радикализации в Панкисском ущелье также связано с тревогами относительно ее влияния на международную репутацию страны. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили упрекнул журналистов за "истерию" по поводу Панкисского ущелья и вред, который они наносят международному имиджу Грузии, сообщая о панкисской молодежи, которая несколькими месяцами ранее присоединилась к ИГИЛ. Так, например, арест грузинским спецназом одного из предполагаемых вербовщиков ИГИЛ в долине стал событием, которого показали по телевидению и активно обсуждали.

В то время как представители органов власти заняты поддержанием международного имиджа Грузии, жителей Панкисского ущелья всё больше тревожит распространение салафизма и поддержки ИГИЛ в долине.

Лия Маргошвили — директор местного подразделения Фонда Родди Скотта, британской благотворительной организации, которая ставит задачу обеспечить доступное образование для панкисской молодежи. Помимо уроков английского, Лия предлагает местным подросткам лекции об опасностях религиозного экстремизма и джихада и побуждает их учиться.

Однако на ее уроки английского языка приходит всё меньше и меньше учеников, их больше привлекает салафитская мечеть. "У нас недостаточно финансирования, чтобы мотивировать наших учеников, — говорит Лия. — Мы не можем платить им за посещение уроков, как делают салафиты, которые дают ученикам 50 лари (1 290 руб.) в месяц просто за посещение занятий". По словам Лии, сейчас у ее организации чуть больше сотни учеников в разных частях долины, хотя год назад их было в два раза больше.

Ее школа — яркая иллюстрация изменений в Панкисском ущелье. Но почему эти процессы происходят в Грузии, стране, в которой преобладает христианство?

Кто такие кистинцы?

Около десяти тысяч жителей Панкисского ущелья — этнические кистинцы, они составляют большинство жителей долины. Кистинцы — этническая группа, произошедшая от чеченцев и ингушей, которые переехали в долину с Северного Кавказа между 1830 и 1870 годами.

Кистинцы в основном исповедуют ислам, но среди них встречаются представители и других конфессий. Существуют различия и внутри мусульманской общины: старшие поколения кистинцев тяготеют к традиционному суфизму, а более молодые являются ярыми последователями салафизма, который пришел в долину вместе с чеченскими беженцами, спасавшимися здесь от войны с Россией в течение 1990-х и начале 2000-х годов.

Кистинцы часто утверждают, что у них две родины — Чечня, источник значительной части их культуры и обычаев, и Грузия, их нынешняя земля и дом. У кистинцев есть общие обычаи с грузинами — это и "супра", и в целом грузинское понимание гостеприимства. "Кистинцы среднего и пожилого возраста, — пишет грузинский этнограф Нино Сипрашвили, — иногда гордо заявляют, что взяли лучшее от своих предков (племенное право и религию [ислам]) и заимствовали лучшее из того, что им предложили грузины".

В отличие от других национальных меньшинств в Грузии, а именно армян и азербайджанцев, которые связывают свою изоляцию и недостаточную интегрированность со слабым знанием государственного языка, кистинцы хорошо знают грузинский. Большинство местных жителей свободно говорят на двух или трех языках, используя местный диалект чеченского для общения между собой, а грузинский и русский для общения с официальными лицами или людьми со стороны. Кроме того, у их фамилий грузинские суффиксы (-швили, -адзе).

В Грузии, однако, общее понимание национальной принадлежности по-прежнему опирается не на гражданские основы, а на этнические корни и вероисповедание. С начала 1990-х годов Грузинская православная церковь укрепила свою роль в процессе государственного строительства. Кроме того, в общей исторической памяти ислам часто ассоциируется с врагом и угрозой в адрес православной грузинской нации. Соответственно, кистинцы, несмотря на грузинские фамилии и знание государственного языка, не воспринимаются как органическая часть грузинской национальной общности.

Поворот от суфизма к салафизму

Салафизм, ультраконсервативная исламская доктрина, проникла в Панкисское ущелье не за одну ночь. Она была принесена сюда чеченскими беженцами и постепенно наращивала свое влияние с конца 1990-х — начала 2000-х годов.

Религиозный разрыв между поколениями стал теперь совершенно очевиден. "Еще год назад около 70% молодежи были ваххабитами [так салафитов называют местные жители, не принадлежащие к их числу], а теперь ими являются почти 90%", — сказала местная сотрудница НКО, которая предпочла остаться неназванной в этой публикации. Она также отметила, что строгая салафитская трактовка ислама охватила все сферы жизни. Даже в государственных школах детям из салафитских семей родители запрещают участвовать в каких-либо видах деятельности, предполагающих песни или танцы. Это беспокоит старшее поколение, чей так называемый "горный ислам" включает христианские и даже языческие элементы.

Еще большую тревогу вызывают действия небольшой группы религиозных экстремистов, которые взяли на себя задачу вербовать бойцов для ИГИЛ. По имеющимся данным среди боевиков Исламского государства от 50 до 200 человек — родом из Панкисского ущелья, а это большая цифра для такой небольшой общины. Почему же религиозные экстремисты добиваются здесь такого успеха?

Идеальная почва для радикализации

Хотя до Панкисского ущелья всего несколько часов езды из Тбилиси, оно остается относительно изолированным и проблемным с социально-экономической точки зрения регионом.

По данным Фонда регионального развития Кахетии, местной организации, занимающейся гуманитарной помощью и вопросами развития, это бедный регион, где официальная занятость составляет всего 10%. Помимо нескольких детских садов, государственных школ, культурно-спортивных центров и частных магазинов, здесь практически нет других возможностей для трудоустройства. "Люди в тупике. У людей нет работы", — говорит Сосо Кавтарашвили, глава Совета старейшин, неформального органа местного самоуправления. — Пожилые живут, перебиваясь от месяца к месяцу, от пенсии к пенсии. Здесь нет промышленности, нет работающих заводов".

Кавтарашвили и другие члены совета настаивают на том, что центральное правительство должно больше инвестировать в туристическую отрасль Панкисского региона.

Туризм, вероятно, стал бы наиболее эффективным способом улучшить экономическое состояние этой долины, сохранившей свою первозданную красоту, однако тенденциозное освещение как в грузинских, так и в международных СМИ отнюдь не способствует привлечению людей в регион. "Туристы приезжает не так часто, как это было два или три года назад", — вздыхает местный учитель Мзия Бекаури. — И они приезжают всего на пару дней, а потом уезжают".

"В Грузии есть и другие бедные деревни, но оттуда люди не уезжают воевать в Сирии", — говорит Заира, этническая чеченка из Панкиси, которая настаивает, что основными факторами успеха экстремистов являются их убедительная идеология и местная склонность к героизации боевиков Исламского государства.

Молодежь составляет 50 процентов населения Панкисского ущелья, но ей почти нечем заняться. Не имея других вариантов времяпрепровождения, молодые люди встречаются и общаются в салафитских мечетях и религиозных школах. Это приводит к постоянному контакту с салафитскими религиозными лидерами и общей романтизации этого направления ислама. "Они все сразу говорят, что пока не нашли салафизм, находились в поиске самих себя, а теперь обрели то, что искали", — объясняет Руслан Барамидзе, эксперт по исламу в Грузии из Батумского университета им. Шота Руставели. — Салафизм очень романтизируют. Внешность, поведение и речь салафитов выглядят привлекательно в глазах новых последователей".

Таким образом, похоже, что радикализация в Панкисском ущелье — это своего рода самоисполняющееся пророчество. Небольшая группа радикалов распространяет религиозный экстремизм, что приводит к появлению тенденциозных репортажей о терроризме в долине, а в результате происходит дальнейшая демонизация кистинского меньшинства и его отчуждение от грузинского большинства. Эта комбинация факторов и способствует дальнейшему распространению экстремизма.

В поисках решения

На государственном уровне правительство внесло поправки в Уголовный кодекс Грузии, сделав преступлением участие в иностранных террористических группировках и связь с ними. Эти поправки были приняты 12 июня и позволили спецназу Грузии произвести спустя всего два дня широко освещавшийся в СМИ арест Аюфа Борчашвили, которому позднее предъявили обвинение в вербовке местной молодежи для сил ИГИЛ в Сирии.

Одни местные жители приветствовали эту инициативу, а другие отмечали, что всё это следовало сделать гораздо раньше. Тем не менее, в Панкисском ущелье есть надежда на то, что новый закон убедит хотя бы некоторых людей не ехать в Сирию. Кроме того, кистинцы призывают государство оказать помощь в обучении исламских учителей, которые смогли бы стать силой, противостоящей салафизму.

Онник Джеймс Крикорян, работающий в Тбилиси журналист и эксперт по борьбе с экстремизмом, отмечает, что в настоящее время "в стране практически не предпринимается усилий по вовлечению гражданского общества в противодействие воинственному экстремизму".

При этом он подчеркивает основополагающую роль именно низовых инициатив общины и гражданского общества в борьбе с экстремизмом: "Прежде всего, это значит работать в школах, действовать через горизонтальные инициативы, усиливать голоса убедительных глашатаев, таких как бывшие экстремисты и боевики, а также жертвы терроризма, работать в тюрьмах, бороться с онлайн-пропагандой экстремистских группировок, задавать нужное направление общего дискурса, предлагая альтернативные нарративы, и проводить индивидуальную работу с людьми, которая может также требовать участия служб психологической поддержки".

В то же время Лия Маргошвили продолжает беседовать с подростками об опасности исламского экстремизма. "Становится всё труднее и труднее. Всё больше девочек приходят в парандже, и я знаю, что их родителям и местным лидерам салафитов не нравится то, что я им рассказываю. Но меня это не останавливает".

Оригинал публикации: Radicalisation in Georgia: a self-fulfilling prophecy?

 

Владик25.10.15 14:44
Еслс кому-то охота подставлять голову под пули за 400 баксов для англосаксонских миллиардеров, чем работать на стройке в России за 600-1000$ . флаг в руки барабан на шею. Лучше чтобы люди готовые убивать других ради идеи или денег убивали друг друга в пустыне, чем
Жили с нами и организовывали банды.
iDesperado25.10.15 15:28
выходит Путин еще в грузии с игилвцами воевал. надо бы об этом почаще напоминать на международных встречах
Мелкотравчатый25.10.15 22:03
Оружия в это ущелье побольше. Грузины тожа должны покушать терроризма...
Аббе26.10.15 07:32
> Мелкотравчатый
Оружия в это ущелье побольше. Грузины тожа должны покушать терроризма...
Что за недостойные проявления гуманизма?
Оружие нашей поставки обязательно будет осознано как та самая помеха, которая только одна и помешала создать Царствие Небесное прямо в Грузии.
Какая нам от того польза?
Отомстить? Извините, а зачем?
Вы мыслите в логике мирного бытия. Гладкого и бесконечного. Нам напакостили, мы выкатим ответку, накажем и будет возврат хорошего.
Не будет. Мир вполне квантуется. Накопился квант неприятностей и реализовался в большой кризис. Это - дело неприятное и вполне закономерное.
Вывод? Исходником проблем половины обществ планеты является исчерпанность путей развития. Япония, Индия, Польша, Грузия. И полсотни иных. Они настойчиво развивались на свои и присвоенные ресурсы. А дальше - некуда. Количественно некуда.
Итог?
Тупик Японии в императорстве, в сёгунате, в революции Мэйдзи и последующей гонке за региональным господством. Сегодня их загнали в тупик завышенной цены валюты и они в попе.
Польша? Избыток элитариев и претендентов на элитарность. Нужны холопы, а они (вот мерзавцы) в холопы не желают. То есть - Россия обходит Польшу как вонючее и бесполезное, разваливающее помойное ведро. Украина уже разгарблена, там взять нечего. Осталось только протестовать насчёт удвоения Северного Потока. Ресурсы России проезжают МИМО.
*******
Грузия? ДАвно и надёжно отравлена избытком дворянства, князей, потомков царей и прочего элитарного сословия. Мужик с саблей - уже князь. Имущества три барана, квалификации никакой, земли нет, ума нет. ЭЛИТА.
А под эту элиту - никаких ресурсов уже нет и теперь НИКОГДА не будет. Россия увернулась от чести носить в себе это самоотравившееся общество. ЕС и США их используют, но не станут обеспечивать.
Их главная проблема - претензии на порядки больше ресурсов. А насчёт балансирования жеоаний и возможностей - они забыли.
Горы и расходы на обеспечение работы экономики в горных и предгорных районах - головная боль лютого размера.
Так что мировой кризис налагаясь на тамошние многовековые проблемы - сами по сбе лучше любого оружия раздавят лишние претензии.
Какой наш интерес? Получить оттуда какую бы то ни было пользу? Ползы будет мало, а стоимость её будет запредельной.
Так что - минимум, который только вообще возможен, типа вина, минеральных вод, марнацевой руды - это НУЖНО. Нам нужно.
Всё остальное? А эти дела аккуратно пусть их переформатируют под новую реальность.
Для нас здесь выгода одна. Появляется робкая, слабая, трепещущая надежда на то, что эти проблемы смогут обрушить их внимание внутрь себя.
И как следствие - МОЖЕТ быть (а может и не быть) - на сотворение неприятностей нам у них станет меньше сил и главное - желания к тому.
Отказываясь как либо вкладывать ресурсы на преобразование их общества - мы осовобождаем эти ресурсы для себя.
Более того. Если ведёшь какие то дела - выделять нужно ресурсы в количестве "экономно и достаточно". Но всегда нужно держать какие то резервы для компенсации неожиданных проблем. И вот эта связанность резерва на заведомо избыточное количество вполне вероятных проблем - уже само по себе проблема.
Освобождение наших "запасных ресурсов" от резервирования на возможные проблемы Грузии формально н едаёт нам прибылей.
Но!
1) изрядно облегчает планирование
2) не даёт склеротированному обществу Грузии шанса залезть нам в карман. Своих воров будем болго, нудно, десятилетиями ловить и давить. И ресурс следствия, судов и системы тюрем не перегружать проблемами враждебного общества - уже само по себе прибыль.
kouroush26.10.15 09:48
интересно излагает автор: "Салафизм, ультраконсервативная исламская доктрина, проникла в Панкисское ущелье не за одну ночь. Она была принесена сюда чеченскими беженцами" До этого он говорит "старшие поколения кистинцев (этническая группа, произошедшая от чеченцев и ингушей) тяготеют к традиционному суфизму".

Откуда взялся салафизм в Чечне автор умалчивает. Наверное, потому что придется неполиткорректно сказать что 1) в Чечню эта идеология была принесена саудитами и 2) нет большой разницы между "чеченскими беженцами"-салафитами и ИГИЛом.
Alanv26.10.15 10:35
"(" Ссылка ", Ссылка ) Инга Поповайте (Inga Popovaite)"

Вот пожила бедная Инга Попова в Литве, и... вдруг стала Поповайте :)))
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» 6 фактов о глобальном потеплении, о которых умалчивают
» С Днем Победы!
» «Темные пятна» биографии Председателя ЦБ РФ
» Последний искренний сталинист
» C 8 Марта, драгоценные женщины!
» С днем защитника Отечества!
» Фонды правят миром
» Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Или 42.

 Новостивсе статьи rss

» Китай поддержал отказ от угля и увеличил его добычу
» В Судане протестующие перекрыли нефтепровод и захватили аэропорт
» В Китае пригрозили первым ядерным ударом по США из-за альянса AUKUS
» Талибы вернут практику исламских наказаний за преступления
» В Петербурге спустили на воду рыболовный траулер "Капитан Мартынов"
» Россия назвала условие для выдачи визы Нуланд
» Путин поставил задачи перед новой Госдумой
» Патрушев: QUAD и AUKUS - это проамериканские блоки, направленные против России и Китая

 Репортаживсе статьи rss

» Алексей Рахманов: проекты авианосца у ОСК есть, а заказа ВМФ нет
» Российские атомщики взялись доказать, что вечный двигатель существует
» Сети ЧВК в Латинской Америке: от охраны до убийств президентов
» Российская молодежь провела свою партию в Госдуму
» Глава Росрыболовства: Внутренний рынок всегда будет приоритетом
» США создали военный блок против Китая, унизив Францию
» В Европе начинается нефтяной переворот
» Японский министр по делам одиночества поделился секретами

 Комментариивсе статьи rss

» «Чурову и не снилось»: аудит в Аризоне подтвердил, что Байден — фейк-президент США
» "Это все изменит". В США нашли защиту от российского гиперзвука
» Русские купили у Франции по дешевке Ван Гога и Гогена
» Китай вступает в войну с либеральным мировым порядком
» Le Monde: Европа должна извлечь три урока из нового альянса США, Великобритании и Австралии
» ВМС США убирает в дальний ящик создание Railgun.
» Европарламент сделал попытку расколоть российское общество
» Феномен RT в Германии: почему немцы отворачиваются от собственных СМИ

 Аналитикавсе статьи rss

» "Это будет бойня". Что началось в сирийском Идлибе
» Что ищет Катар в России
» Оборотная сторона военного переворота в Гвинее
» Откуда уйдут американцы после Афганистана?
» Теракты в Кабуле: ищи кому выгодно
» Полвека спустя: извлечены ли уроки?
» Европа запуталась: теперь ей придется больше платить России
» Россия, Индия и Китай готовятся войти в Афганистан
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2021 Inca Group "War and Peace"