Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Следствие попросило арестовать тезку начальника кадрового главка Минобороны
Госдума утвердила всех предложенных вице-премьеров
Белоусов рассказал о предстоящих изменениях в армии
Путин предложил назначить Белоусова министром обороны
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Хочешь погубить народ, истреби его язык
11.09.11 17:35 История: факты и документы
photos/articles/art_61642.jpgАлександр Семёнович ШИШКОВ, выдающийся государственный и общественный деятель ХIХ столетия, адмирал и госсекретарь, верой и правдой служивший четырём царям, министр просвещения и Президент Российской Академии наук. Он является автором бесценных трудов, значимость которых по-настоящему не осознана до сих пор. Один из них – "Славянорусский корнеслов", о нравственном потенциале русского языка. Главы из этой книги мы сегодня публикуем.  

Речь, произнесенная Президентом Российской Академии наук в торжественном годичном собрании

НАШ ЯЗЫК – ДРЕВО, ПОРОДИВШЕЕ ОТРАСЛИ НАРЕЧИЙ ИНЫХ

Да умножится, да возрастёт усердие к русскому слову и в делателях, и в слушателях!

Я почитаю язык наш столь древним, что источники его теряются во мраке времен; столь в звуках своих верным подражателем природы, что, кажется, она сама его составляла; столь изобильным в раздроблении мыслей на множество самых тонких отличий, и вместе столь важным и простым, что каждое говорящее им лицо может особыми, приличными званию своему словами объясняться; столь вместе громким и нежным, что каждая труба и свирель, одна для возбуждения, другая для умиления сердец, могут находить в нем пристойные для себя звуки.

И наконец, столь правильным, что наблюдательный ум часто видит в нём непрерывную цепь понятий, одно от другого рождённых, так что по сей цепи может восходить от последнего до первоначального её, весьма отдаленного звена.

Преимущество этой правильности, непрерывного течения мыслей, видимого в словах, так велико, что ежели бы внимательные и трудолюбивые умы открыли, объяснили первые источники столь широко разлившегося моря, то знание всех вообще языков озарилось бы светом доселе непроницаемым. Светом, освещающим в каждом слове первообразную, произведшую его мысль; светом, разгоняющим мрак ложного заключения, будто бы слова, сии выражения наших мыслей, получили значение своё от произвольного к пустым звукам их прицепления понятий.

Кто даст себе труд войти в неизмеримую глубину языка нашего, и каждое его слово отнесет к началу, от которого оно проистекает, тот, чем далее пойдет, тем больше находить будет ясных и несомнительных тому доказательств. Ни один язык, особливо из новейших и европейских, не может в сем преимуществе равняться с нашим. Иностранным словотолкователям, для отыскания первоначальной мысли в употребляемых ими словах, следует прибегать к нашему языку: в нем ключ к объяснению и разрешению многих сомнений, который тщетно в языках своих искать будут. Мы сами, во многих употребляемых нами словах, почитаемых за иностранные, увидели бы, что они только по окончанию чужеязычные, а по корню наши собственные.

Глубокое, хотя и весьма трудное исследование языка нашего во всем его пространстве принесло бы великую пользу не только нам, но и всем чужестранцам, пекущимся достигнуть ясности в наречиях своих, часто покрытых непроницаемым для них мраком. При отыскании в нашем языке первоначальных понятий этот мрак и у них бы исчез и рассеялся. Ибо не надлежит слово человеческое почитать произвольным каждого народа изобретением, но общим от начала рода текущим источником, достигшим чрез слух и память от первейших предков до последнейших потомков.

Как род человеческий от начала своего течет подобно реке, так и язык с ним вместе. Народы размножились, рассеялись, и во многом лицами, одеждою, нравами, обычаями изменились; и языки тоже. Но люди не престали быть одним и тем же родом человеческим, равно как и язык, не престававший течь с людьми, не престал, при всех своих изменениях, быть образом одного и того же языка.

Возьмем одно только слово отец на всех по земному шару рассеянных наречиях. Мы увидим, что оно при всей своей разности, не есть особое, каждым народом изобретенное, но одно и то же всеми повторяемое.

Вывод сей требует великих и долговременных упражнений, разыскания множества слов, но устрашаться трудов, ведущих к открытию света в знаках, выражающих наши мысли, есть неосновательная боязнь, любящая больше мрак, нежели просвещение.

Наука языка, или лучше сказать, наука слов, составляющих язык, заключает все отрасли мыслей человеческих, от начала их порождения до бесконечного, всегда, однако ж, умом предводимого распространения. Такая наука должна быть первейшею, достойной человека; ибо без неё не может он знать причин, по которым восходил от понятия к понятию, не может знать источника, из которого текут его мысли.

Ежели при воспитании юноши требуется, чтобы он знал, из чего сделано платье, которое он носит; шляпа, которую надевает на голову; сыр, который употребляет в пищу; то как же не должно знать, откуда происходит слово, которое он говорит?

Нельзя не удивляться, что наука красноречия, изящная ума человеческого забава и увеселение, во все времена приводилась в правила и процветала. Между тем как основание её, наука языка, оставалась всегда в темноте и безвестности. Никто, или весьма немногие дерзали входить в её таинственные вертепы, и то, можно сказать, не проницали далее первых при вратах её пределов.

 

Причины сему очевидны и преодолеть их нелегко.

- Новейшие языки, заступившие место древних, потеряв первобытные слова и употребляя только их отрасли, не могут более быть верными путеводителями к своим началам.

- Все древние языки, кроме славенского, сделались мёртвыми, или мало известными, и хотя новейшие ученые мужи и стараются приобретать в них познания, но число их мало, и сведения в чуждом языке не могут быть столь обширны.

- Из глубины древности струящиеся протоки часто, прерываясь, теряют след свой, и для его отыскания требу ют великих усилий ума и соображения.

- Надежда к совершению сего труда с должным рачением не может льстить человеку потому, что век его краток и ожидаемые плоды не иначе могут созреть, как долговременным упражнением многих учёных людей.

- Наука языка, хотя и тесно сопряжена с наукою красноречия или вообще словесностью, однако весьма с ней различна. Первая вникает в происхождение слов, ищет соединения одного понятия с другим, дабы на точных и ясных началах основать грамматические правила и составить словопроизводный словарь, единственный, показующий язык во всем его порядке и устройстве. Вторая довольствуется только утверждёнными навыком словами, стараясь сочинять их приятным для ума и слуха образом, без всякой заботы о первоначальном их смысле и происхождении.

Первая ищет себе света в наречиях всех веков и народов; вторая не простирает изысканий своих далее настоящего времени.

Стихотворство приучает разум блистать, греметь, искать вымыслов, украшений. Напротив, ум, упражняющийся в исследовании языка, ищет в нем ясности, верных признаков, доказательств к открытию сокровенных его начал, всегда теряющихся во мраке изменений, но без отыскания которых перестаёт он быть плодом одаренных разумом существ, текущей издревле мыслей их рекою.

Язык при чистоте и правильности своей получит силу и нежность. Суд о достоинстве сочинений будет суд ума и знаний, а не толк невежества или яд злословия. Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может. Сей древний, первородный язык остается всегда воспитателем, наставником того скудного, которому сообщил он корни свои для разведения из них нового сада.

С нашим языком, вникая в него глубже, можем мы, без заимствования корней у других, насаждать и разводить великолепнейшие вертограды.

Излиянные на Российскую академию монаршие щедроты подают надежду, что со временем успехи трудолюбивых умов, руководимых светлостию рассудка, откроют богатые языка нашего источники, снимут с алмаза сего еще во многих местах покрывающую его кору, и покажут в полном блистании свету.

ХОЧЕШЬ ПОГУБИТЬ НАРОД, ИСТРЕБИ ЕГО ЯЗЫК

Взойдем на высокую башню; снимем кровли с домов и посмотрим, что в них происходит. С чего начать? С воспитания. Есть ли хоть один, кроме самых бедных, в котором бы детей наших воспитывали не французы? Сие обыкновение так возросло и усилилось, что уже надо быть героем, дабы победить предрассудок и не последовать общему течению вещей! Попытайтесь сказать, что языку нашему, наукам, художествам, ремеслам и даже нравам наносит вред принятое по несчастию всеми правило.

Сердитые и безрассудные выцарапают вам глаза. Те, которые помягче и поумнее, станут вам доказывать: "Не пустое ли ты говоришь? Когда же лучше обучаться иностранному языку, как не в самом ребячестве? Дитя играючи научится сперва говорить, потом читать, потом писать, и как французский язык необходимо нужен (заметьте это выражение), напоследок будет писать так складно, как бы родился в Париже". В этой-то самой мысли и заключается владычество его над нами и наше рабство.

Для чего истинное просвещение и разум велят обучаться иностранным языкам? Для того, чтоб приобресть познания. Но тогда все языки нужны. На греческом писали Платоны, Гомеры, Демосфены; на латинском Виргинии, Цицероны, Горации; на итальянском Данты, Петрарки; на английском Мильтоны, Шекспиры.

Для чего ж без этих языков можем мы быть, а французский нам необходимо нужен? Ясно, что мы не о пользе языков думаем: иначе за что нам все другие и даже свой собственный так уничижать пред французским, что их мы едва разумеем, а по-французски, ежели не так на нем говорим, как природные французы, стыдимся на свет показаться?

Стало быть, мы не по разуму и не для пользы обучаемся ему; что ж это иное, как не рабство?

Скажут: да он потому необходимо нужен, что сделался общим, и во всей Европе употребительным. Я сожалею о Европе, но еще более сожалею о России. Для того-то, может быть, Европа и пьет горькую чашу, что прежде нежели оружием французским, побеждена уже была языком их. Прочитайте пере веденную с французского книгу "Тайная История нового французского двора": там описывается, как министры их, обедая у принца своего Людвига, рассуждали о способах искоренить Англию. Всеобщее употребление французского языка, говорил один из них, Порталис, служит первым основанием всех связей, которые Франция имеет в Европе. Сделайте, чтоб в Англии также говорили по-французски, как в других краях. Старайтесь, продолжал он, истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному французскому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях: чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке – и тогда Англия будет нашею рабою.

Вот рассуждение одного из их государственных мужей, и оно весьма справедливо. Если б Фридрихи вторые не презирали собственного языка своего; ежели б всякая держава сохраняла свою народную гордость, то французская революция была бы только в углу своём страшна. Мнимые их философы не вскружили бы столько голов, французы не шагали бы из царства в царство.

От чего сие, как не от общего языка их разлияния, подчинившего умы наши их умам?

Но оставим другие европейские земли и возвратимся к своему Отечеству. Благодаря святой вере Россия еще не такова.

Однако французский язык предпочитают у нас всем другим, не для почерпания из него познаний, но для того, чтоб на нём болтать. Какие же из того рождаются следствия? Тому, кто грамматику природного своего языка хорошо знает, не много времени потребно обучиться читать на иностранном языке. Напротив, чтоб говорить им как своим природным, нужно от самого младенчества беспрестанно им заниматься. Это воспрепятствует вам знать собственный язык ваш, разумеется, не тот, которому научились вы на улице, но тот, каким в священных храмах проповедуется слово Божие, и какой находим мы в книгах от Нестора до Ломоносова, от Игоревой песни до Державина. Сие отведёт вас от многих касающихся до России сведений. Вы, может быть, много лишнего узнаете о французских почтовых домах и о парижских театрах, гуляньях и переулках, но много весьма нужного не будете знать о своём Отечестве. Вы всем этим пожертвуете для чистого произношения французского языка.

Посмотрите: маленький сын ваш, чтоб лучше и скорее научиться, иначе не говорит, как со всеми и везде по-французски: с учителем, с вами, с матушкою, с братцем, с сестрицею, с мадамою, с гостями, дома, на улице, в карете, за столом, во время играния, учения и ложась спать.

Не знаю, на каком языке молится он Богу, может быть, ни на каком. Начав от четырех или пяти лет быть на руках у французов, он приучает язык свой к чистому выговору их речей, слух свой к искусству составления их выражений, и ум свой ко звуку и смыслу их слов. Не думаете ли вы, что привычка, а особливо от самых юных лет начавшаяся, не имеет никакой власти над нашим сердцем, разумом, вкусом и душою?

На десятом году он уже наизусть читает Расиновы и Корнелиевы стихи, но еще ни одного русского писателя не читал, Псалтири, Нестора, Четьи-минеи и в глаза не видал. На тринадцатом году он уже начинает спорить с учителем своим, кто из них наскажет больше приятных слов торговкам модных вещей и актрисам. Между пятнадцатым и осьмнадцатым годом он уже глубокий философ. Рассуждает о просвещении, которое, по мнению его, не в том состоит, чтоб земледелец умел пахать, судья судить, купец торговать, сапожник шить сапоги. Нет, но в том, чтоб все они умели причесываться, одеваться и читать по-французски прозу и стихи. О бессмертии души он никогда не думает, а верит бессмертию тела, потому что здоров и ест против десятерых. Часто судит о нравственных вещах, и больше всего превозносит вольность, которая, по его понятиям, в том состоит, чтоб не считать ничего священным, не повиноваться ничему, кроме страстей своих. На двадцатом или двадцать пятом году он по смерти вашей делается наследником вашего имения.

О, если б вы лет чрез десяток могли встать из гроба и посмотреть на него! Вы бы увидели, что он добываемое из земли с пролиянием пота десятью тысячами рук богатство расточает двум-трём или пяти обманывающим его иностранцам. Вы бы увидели у него огромную библиотеку всякого рода французских книг, украшенную богатыми портретами Гельвециев и Дидеротов.

А ваш и супруги вашей портрет, не прогневайтесь, вынесен на чердак, и приносится только, когда надобно посмеяться, как вы одеты были странно. Вы бы узнали, что он не только на могиле вашей никогда не был, но и в церкви, где вы похоронены, или лучше сказать, ни в какой. Вы бы увидели, что он над бабушкой своею, чуть дышащею, хохочет и говорит ей: "Лукерья Федоровна, скажи что-нибудь про старину". Вы бы увидели, что он не способен быть ни воином, ни судьею, ни другом, ни мужем, ни отцом, ни хозяином, ни гостем. Вы бы увидели...

После всего этого утешило бы вас то, что он хорошо, красно и свободно говорит по-французски?

Привычка и господствующее мнение так сильны, в такую берут человека неволю, что он против убеждений разума своего, насильно, как бы магнитом, втягивается в вихрь общего предрассудка.

Помножим тем, что чужеземные ваши воспитатели, наставники, приятели, искусники беспрестанными своими изобретениями, хитростями, выдумками все сие в нас питают, поддерживают, подкрепляют.

Между тем, они ведут нас не к славе, но совсем в противную сторону. Мы можем о том, куда они нас ведут, заключить из того, до чего они нас довели.

Славянский древний, коренный, важный, великолепный язык наш, на котором преданы нам нравы, дела и законы наших предков, на котором основана церковная служба, вера и проповедание слова Божиего, сей язык оставлен, презрен.

Что ж из этого выходит? Феофановы, Георгиевы проповеди, которым надлежало бы остаться бессмертными, греметь в позднейшем потомстве и быть училищами русского красноречия, подобно, как у греков и римлян были Демосфена и Цицерона слова, – эти проповеди не только не имели многих и богатых изданий, как то в других землях с меньшими их писателя ми делается.

Сколько человек в России читают Вольтера, Корне лия, Расина? Миллион или около того. А сколько чело век читают Ломоносова, Кантемира, Сумарокова? Первого читают еще человек тысяча-другая, а последних двух вряд и сотню наберешь ли.

Возникнет ли там писатель, где тщательных и долголетних трудов никто не читает? Нет! Там ни в ком не родится мысль предпринять нечто твердое, важное. Там не найдем мы трудолюбивых людей, которые прежде, чем работу свою окончат, тысячу других о том писателей прочитают, лучшее из них почерпнут, и собственный искус свой с их рассуждениями согласят. Будут только показываться временные охотники писать, мелкие сочинения которых не требуют ни упражнений в науках, ни знаний в языке. О них можно стихом Сумарокова сказать, что они "Когда рождаются, тогда и умирают".

При таких обстоятельствах язык наш все более будет погребаться в забвении, словесность портиться и упадать. Но без языка и словесности могут ли распространяться науки? Может ли быть просвещение? Могут ли процветать даже художества и рукоделия? Нет! Без языка науки невнятны, законы мрачны, художества нелепы, рукоделия грубы, и одним словом: все без вида, без образа, без души. Язык и словеность нужны не для одних наук, законов и художеств. Всякое ремесло, рукоделие и промысл их же светом освещаются, от них заимствуют свое совершенство.

Свой язык упадает, потому что предпочитается ему чужой. С падением языка родного молчит изобретение, не растут ни в каких родах искусства. Между тем чужие народы пользуются этим и не перестают различными средствами отвращать наше внимание от самих себя и обращать его на их хитрости.

Сто лет тому назад начали мы учиться у иностранцев. Что ж, велики ли наши успехи? Какие плоды от них собрали? Может быть, скажут: расширение земель, победы, завоевания! Но этому не они нас обучили. Без природной храбрости и любви к Отечеству нам бы не одержать Полтавскую победу. Нет! Это не их наставления плоды. В этом они скорее разучить, нежели бы на учить нас хотели, если б могли. Я думаю, дорого бы дали они, чтоб у солдат наших была не православная душа, не русское сердце, не медная грудь.

Сто лет не один год. Пора бы уже в такое долгое время и самим нам сделаться искусными. Но между тем воспитывают и всему обучают нас иностранцы. Дома наши, храмы, здания строят они же; одевают и обувают нас, жен наших, сыновей и дочерей они же. Без них не умели бы мы ни занавесок развесить, ни стульев расставить, ни чепчика, ни кафтана, ни сапог на себя надеть. Детей наших стоять прямо, кланяться, танцевать, верхом ездить, смотреть в лорнет обучают они же. Оркестрами и театрами увеселяют нас они же. По крайней мере, кушанья на кухнях наших готовят нам русские повара? Нет, и то делают они же!

Разве природа одарила иноземцев превосходнейшим умом и способностями? Разве она им мать, а нам мачеха? Кто это подумает! Тот разве, кто не знает русского народа, смекалистого, на все способного.

Где чужой язык употребляется предпочтительнее своего, где чужие книги читаются более, нежели свои, там при безмолвии словесности все вянет.

Когда мы на один из двух садов устремим свое внимание, тогда и ум, и слух, и зрение, и вкус прилепляются к нему, от чего другой будет претерпевать. Потерпите, не переставайте насаждать, подчищать, разводить, умножать хорошее, истреблять худое: вы увидите, что он со временем раскинется и будет великолепен.

Народ то же, что сад. Не отвращай взора от его произведений; полюби сперва несовершенство их, предпочти свое чужому, посели в него честолюбие, возроди ревность, возбуди в нем уважение к самому себе. Тогда природное дарование найдет себе пишу, начнет расти, возвышаться, делаться искуснее и наконец достигнет совершенства. Но покуда не возникнет в нас народная гордость, собственные свои достоинства любящая, до тех пор мы будем только смотреть, как делают иностранцы. Свой ум останется бездействен, дух непредприимчив, око непрозорливо, руки неискусны.

Иноземцы часто жалуют нас именами des barbares (варвары), des esclaves (рабы).

Они врут, но мы подаем им к тому повод. Может ли тот иметь ко мне уважение, кто меня учит, одевает, убирает, или лучше сказать, обирает, и без чьего руководства не могу ступить я шагу?

Свергнув иго чуждого языка и воспитания, нужно сказать им: "Как? Мы, варвары, век свой славимся нравами и оружием; а вы, не варвары, ужасами революции своей отняли славу у самого ада. Как? Мы, эсклавы, повинуемся Богом избранной верховной власти; а вы, не эсклавы, после адской вольности, воздвигшей убийственные руки ваши на стариков и младенцев, наконец ползаете, когда палкой принудили вас повиноваться! Как? Мы, непросвещенные, почитаем веру, единственный источник добродетелей, единственную узду страстей, а вы, просвещенные, попрали её и самое бытие Бога, не по чудесам созданного им мира, но по определениям Робеспьеровым! Как? Мы, имея коренный, древний, богатый язык, станем предпочитать ему ваше скудное, из разных языков составленное наречие!"

Так должно отвечать, а не думать: "Где нам за вами гоняться! У вас и мужики говорят по-французски! Вы умеете и чепчики делать, и на головы накалывать, и цветы к цветам прибирать. Ради самого Парижа, не отступайте от нас! Будьте всегда нашими учителями, наряжателями, обувателями, потешниками, даже и тогда, когда соотечественники ваши идут нас жечь и губить!"

Если мнение наше о них всегда будет такое, тогда отложим попечение о собственных науках, художествах, ремеслах. Станем припасать золото и платить им за всё то, чего сами сделать не умеем. Мы не наживём славы, но зато проживем деньги.

 

Xaoc12.09.11 11:15

Несмотря на словесные кружева смысл сообщения прост как топор - ксенофобия. Почему дворяне старались говорить на чуждых языках? Ведь находясь в рамках одной культуры с рабами они находились и в рамках единой морали. А это некое братство, единение, равенство по дефолту. В рамках единой культуры двойные стандарты режут глаз. Вот и старались господа обособиться от рабов создавая культурные барьеры. И проще всего не создавать искусственную культуру элиты, а позаимствовать уже готовую из-за бугра. И получается такая ползучая окккупация изнутри, когда вроде немцы, французы, англичане вроде и не завоевывали Россию, а глядь - они уже кругом нами правят. Хотя все оккупанты еще носят русские фамилии, но уже их дети, дома и богатство в Лондонах и Парижах. Все естественно в рамках парадигмы эксплуатации - иначе и быть не может в отношениях между рабами и господами. Вернувшись к парадигме порабощения мы вернулись к господам иноязычным по воспитанию.

И это первый шаг причинности. За ним последует следующий - окончательно оторвавшись от русской культуры, элита утратит легитимность. И тогда её пинком под зад опять вышвырнут из России. И так будет бесконечно, пока мы не откажемся от этой неустойчивой социально идеи эксплуатации и научимся жить в обществе равенства. Это не значит, что мы должны сразу востановить СССР и будет нам счастье. Ведь у СССР были свои проблемы. Да и элемент эксплуатации там сохранился и элитность партийных эскплуататоров играла свою негативную роль - иначе почему дети-мажоры так стремились к чуждым идеям и языкам? Мажорам партийных бонз было стремно говорить по-русски, они предпочитали тоже чирикать по-заграничному.

Поэтому нужно найти способ взаимодействия без принуждения. Когда я это понял, я стал анархистом. Но даже если гипотетически снять все проблемы с устойчивостью культуры и социальной справедливостью, останется проблема внешнего взаимодействия разных культур. Ведь ксенофобия никуда не исчезнет даже в обществах социально справедливых. Её не купировать интелегентской болтовней о культурном обмене. Этим всегда занималась элита чуждая своему народу. Если нации станут монолитными, то они станут смертельными врагами. И что делать? А остается только одно - третий путь. Ни одна из наций не победит. Победит осознанное желание сотрудничества оформленное в некий искусственный язык межнационального общения. Победит прагматизм. Начнут все с чистого листа искусственной культуры глобального человечества с искусственными коммуникациями, не имеющими грязной и кровавой предыстории.

alx_me12.09.11 13:41
Анархисты-то и не курсе, бедные, что у любого человека есть папа и мама. Что у папы и мамы есть национальность и соответствующая ментальность с психотипом. И то что анархист именует прагматизмом называется разумом. Который только и может преодолеть дикарские привычки всё ломать до основания "а затем...". И при условии примата разума над политикой и древними устоями уже не нужны искусственные языки и забвение кровавых уроков предков. Но ситуация достаточности разума для такого скачка крайне маловероятна. Гораздо ближе к закону энтропии простые, "животные" модели фунционирования человека. Чтобы стать разумным надо трудится, а чтобы стать животным достаточно просто остановится в развитии. Так что закон природы не на вашей стороне. Всех людей поднять над животным одна страна уже пыталась. Если оставить за рамками безблагодатность такой работы, то успехи были немалые. Но это не анархия. Пример бархатной анархии я что-то в истории не улавливаю. Не то что сравнимый по масштабу, а вообще. А прагматизм как он есть, на это есть конкретный житейский аналог, так называемый феномен "жлобства". Куда уж прагматичнее.
Lode Runner12.09.11 15:06
Это точно - язык свой нужно беречь. А сегодня вместо французского "душит в объятиях" английский.
iz0912.09.11 17:50

При этом Шишков был сам прекрасным переводчиком с французского. Этот процесс изменения языка идет волнами - период накопления, затем период очищения от неприжившегося. Французские слова, переиначенные крестьянами, отвергнувшими власть Бонапарта, породили интереснейшие новые слова. Шаромыжник - это проходимец, от французского "шер а ми" - дорогой друг, так обращались голодные французы к крестьянам, выпрашивая еду. Толстой, описывая Наташу Ростову, отмечал, что "графинечка", воспитанная французами, откуда-то переняла необыкновенную русскость.

пельмень12.09.11 17:57
Особо не боюсь. РУССКИЙ язык до сих пор адсорбировал все, что приходило в него, что-то пережевал и усвоил (вроде технических терминов из немецкого и новомодных вроде шоссе, парашют из французского). Что-то пережевал и сплющил как удобно русским вроде ("копипастить", "пиарить" и т.д.). А что-то великий и могучий ВЫПЛЮНЕТ вроде того же французского в обиходе. Кто здесь уверен, что если Америка обосрется по полной "мажоры" и прочая срань будут козырять знанием английского? Уверен в обратном. Начнут вслух лепетать на языке новой "восходящей звезды". Может пора уже русский учить? подскажите им если че.
Главный Злодей12.09.11 18:36

Кто здесь уверен, что если Америка обосрется по полной "мажоры" и прочая срань будут козырять знанием английского? Уверен в обратном. Начнут вслух лепетать на языке новой "восходящей звезды". Может пора уже русский учить? подскажите им если че.

Знанием наглосаксонского уже давно не козыряют, да и никогда не козыряли. "Мажоры и прочая срань" его зачастую даже не знают, кроме модных или актуальных заимствований.

Из отечественного вклада, обогатившего иностранный язык напомню небезызвестное "Who are you to fucking lecture me ". (Кто не в курсе или забыл, что есть сие - гуглите, расширяйте кругозор, стыдно такого не знать.) Так что за великий и могучий русский язык я глубоко спокоен. Единственное, от чего его надо уберегать - от хохляндизмов, типа "в украине". По соображениям сугубо политическим.

BarCode12.09.11 20:17
Отличная статья. Правильная.
Вот поэтому мой сын будет учить ин. язык тогда, когда положено (не помню с какого: с 3 -4 класса), а не в "яслях с углублённым изучением".
Именно поэтому я ору диким матом на доброжелательных родственников за мультики на английском языке.
Для мозга 2 летнего ребёнка, такие мультфильмы по разрушающей силе эквивалентны порнографии.
Не смейтесь. Буквально несколько просмотров понадобилось, чтобы "мама" превратилась в "mammy" (мами) !!!
P.S. А за наглоговорящих Хрюшу и Степашку нужно срок дать.

Mitrofan13.09.11 00:28
Хочешь погубить народ, посей в нем рознь.

Пока росиянцы(требую не путать с Русскими) будут и дальше брызгать своей вражьей фашистской слюной на Малороссов и Белороссов, разрушая целостность Великого Русского НАРОДА мы так и будем утрачивать богатство нашего общего культурного наследия.

Вот вам простой пример что дает собирание языка воедино - официальная наука утверждает, что такой важный инженерный инструмент как циркуль пришел на неграмотную Русь с образованного запада.

Что нам пишут:

ци́ркуль м., стар. циркул, начиная с Петра I; см. Смирнов 322. Через польск. cyrkuɫ или нем. Zirkel – то же и сближено вторично с лат. circulus; см. Горяев, ЭС 404.

А теперь смотрим: кол, коло, коловращение, около. Вспоминаем бородатый принцип проведения окружности, когда к вбитому колышку привязывается веревка а к её концу палка-ковырялка и в натяжку обходя колышек процарапывается на земле борозда заданного длинной веревки радиуса. Не покажется вам фонетически близким слово коло, добавьте це(се) и получите це коло, т.е. это круг(совр. укр.)

distortion-pool13.09.11 00:56

Почему дворяне старались говорить на чуждых языках?

Наверное ( в том числе ) и потому, что к примеру литература того времени существовала преимущественно на этом языке. Кроме английского дворянство беседовало на латыни, немецком, обязателен был и английский.

Именно поэтому я ору диким матом на доброжелательных родственников за мультики на английском языке.
Для мозга 2 летнего ребёнка, такие мультфильмы по разрушающей силе эквивалентны порнографии
Солидарен, Однако с учётом предидущей цитаты вывод напрашивается сам собой - необходимы литература, мультфильмы и так далее - разумная как альтернатива.
Zve_rr13.09.11 02:19
> Lode Runner
Это точно - язык свой нужно беречь. А сегодня вместо французского "душит в объятиях" английский.
1. Согласен. Полностью.

2. С другой стороны:

- учили французский и после 1812 года побывали в Париже.
- учили немецкий и в 1945 побывали в Берлине.
- сейчас все учат английский и "никогда ещё у русских не было такого сексуального выбора"(с)
iz0913.09.11 19:32
Инересно, как менялись оценки самого Шишкова как государственного деятеля у современников и сейчас. Пушкин в 1815 г. писал

"Угрюмых тройка есть певцов: Шихматов, Шаховской, Шишков,

Уму есть тройка супостатов - Шишков наш, Шаховской, Шихматов,

Но кто ж глупей из тройки злой: Шишков, Шихматов, Шаховской?"

Пушкин михайловского периода:

"Сей старец дорог нам: друг чести, друг народа,

Он славен славою двенадцатого года,

Один среди вельмож он русских муз любил".

В 1990-е наши "знатоки" в клубе характеризовали Шишкова как квасного патриота.

И вот уже сегодня Шишков уважительно воспринимается как человек, спасавший русский язык.

stereo-type14.09.11 17:59
Пассаж Zvе_rrя порадовал. От себя хотелось бы добавить пожелание ко всем участникам сайта, быть более грамотными в своих комментариях. Честное слово-раздражают неправильно написанные слова, типа- где нить; пацталом; ржунимагу... Ей Богу не смешно. Есть у меня товарищ, большой любитель интернета, так он уже реально считает, что аффтар-это то самое правильное слово. И почерпнул это знание он именно в интернете.
aj329.09.11 13:13
за что уважаю этот сайт, так за правильное и грамотное написание слов.
админу нужно запретить использование в написании дурацких слов типа -
где нить; пацталом; ржунимагу... Ей Богу не смешно.
Аббе29.09.11 13:38
Хочешь погубить народ? Посели среди него ИДЕАЛИСТОВ. Наорми их до отвала ЖИРНО. И внуши этим **********, что и они и народ их не "тварь дрожащая, а ПРАВО имеют". Дальше - всё сделают идеалы и те, кто в защиту идеалов возмётся за топоры.
Помните Высоцкого? Как он ////////// относительно КРАСИВОГО "свето-серого автомобиля". Неужто забыли? А ведь это авто в 100 0000 оттенков не просто нужно спректировать и сделать и продать, но не погубить СВОЮ экономику расходами на эксплуатацию.
Может кто то читал Солженицина? Всё собираюсь заставить себя сесть и ПРОЧЕСТЬ насквозь и без остановок его Февраль 1917 и прочее. Не могу. Сил не хватает.
Махабхарату - запросто, иные по 500 страниц - могу. А его - нет. Нужно и я его прочту. Но после статей с умных источников его работы в сравнении с его же лозунгом "жить не по лжи" станут предметом настойчивого и злого рассмотрения. Там ЕСТЬ что искать.
Не забыли Шукшина? Свидетели записали ситуацию. Привезли их группу к Саяно-Шушенской ГЭС. Все пошли смотреть, а он отказался. Потом уже сказал, что мечтает однажды въехать на плотину на белом коне победителя и что бы с двух сторон были у него револьверы. Эти плотины уничтожили жизнь крестьян. А то, что эти плотины дали ВСЕМ электричество, то, что и этими плотинами ВСЕМ был дан шанс продержаться даже и в 1990-е это похрену. То, что алюминий ЭТИХ плотин стал НАШЕЙ, советской авиацией и спас нас ВСЕХ от ядерного удара - опять же похрену.
Сейчас читаю Махабхарату, (нужно для статьи) и вижу таких же вот идеалистов брахманов. И не тронь их, и слушайся во всём и плати им и много ещё чего. Гуманисты /////вы.
.
Вот такие вот у нас идеалисты. С топорами идеалисты. И с русским языком у них всё в порядке.
Думайте, думайте.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!

 Новостивсе статьи rss

» Соперничество за «место под африканским солнцем» идет нешуточное — МИД России
» Следствие попросило арестовать тезку начальника кадрового главка Минобороны
» Independent: британский МВД препятствует воссоединению украинских беженцев с детьми
» Новак: Россия достигла уровня газификации в 74%
» В Голландии — взрывной рост лесных пожаров из-за военных учений
» Колокольцев рассказал сенаторам о мерах по борьбе с коррупцией
» Опять командующий меняется: Киев пытается Драпатым удержать фронт от обвала
» ЕС продлил приостановку пошлин и квот на украинские товары

 Репортаживсе статьи rss

» Краснов: призываем зарубежных коллег к неполитизированному сотрудничеству
» СМИ республиканцев «сливают» подоплёку потуг демократической администрации
» Как водолазы МЧС очищают Севастополь от снарядов Великой Отечественной войны
» Рейтинг десяти лучших основных боевых танков мира
» Как российские турбины потеснили Siemens
» Америка за гранью бедности: высокотехнологическая отрасль рушится
» Поучительная история автомобиля Apple: как потратить $10 млрд и остаться с разбитым корытом.
» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР

 Комментариивсе статьи rss

» ЕАЭС – Африка: в поисках оптимальных балансов
» Как кризисы изменили мировую финансовую систему
» Правительство США помогает проукраинским СМИ распространять пропаганду и затыкает рот критикам
» Что не так с глобальным управлением — и как все исправить
» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации
» «Американская ловушка», Фредерик Пьеруччи
» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"